Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискурс-анализ как парадигма в изучении языкового общения




ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА

1.1. НОВАЯ ОНТОЛОГИЯ...............................................................................................15

1.1.1. «Дискурсивный переворот» и новая онтология.....................................................15

1.1.2. «Человеческое пространство»..................................................................................17

1.1.3. Дискурс и речевой акт в новой онтологии..............................................................17

1.1.4. Вероятностные зависимости и правила диалога....................................................18

1.2. КРИЗИС СОЦИАЛЬНЫХ НАУК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАУЧНОСТИ................19

1.2.1. Экспансия естественнонаучной модели знания......................................................19

1.2.2. Человек как объект исследования............................................................................21

1.2.3. Научные метафоры лингвистики.............................................................................22

1.2.4. Онтологический конфликт в коммуникативном языкознании.............................23

1.2.5. Лингвистика в условиях дискурсивного переворота.............................................24

1.2.6. Критерии научности..................................................................................................25

1.3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФИЯ НАУЧНОГО АНАЛИЗА.................26

1.3.1. Феноменология и новое определение научности...................................................26

1.3.2. Основные положения феноменологии и язык.........................................................28

1.3.3. Феноменология и социальные науки.......................................................................31

1.4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КОММУНИКАЦИИ.............................................33

1.4.1. Информационно-кодовая модель коммуникации..................................................33

1.4.2. Инференционная модель коммуникации................................................................35

1.4.3. Интеракционная модель коммуникации.................................................................38

1.4.4. От информации к коммуникации............................................................................40

1.5. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАТИВНАЯ ПОЗИЦИЯ...............43

1.5.1. Количественный vs. качественный: ложный изоморфизм.....................................44

1.5.2. Объективность vs. субъективность..........................................................................45

1.5.3. Дедукция vs. индукция..............................................................................................45

1.5.4. Экспериментальные vs. реальные данные...............................................................46

1.5.5. Цифры vs. слова.........................................................................................................47

1.5.6. Позиции позитивизма и интерпретативного анализа............................................48

Глава 2 СОЦИОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА

2.1. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ.........................................................50

2..1. Истоки и эволюция символического интеракционизма........................................50

2..2. Интерпретативные установки интеракционизма...................................................52

2..3. Принципы символического интеракционизма.......................................................54

2..4. Проекции «Я» и личность.........................................................................................54

2..5. Личность, социальная структура, интеракция.......................................................55

2..6. Интеракционизм, коммуникация, культура...........................................................56

2.2. КОНСТРУКТИВИЗМ.................................................................................................58

2.2.1. Конструктивизм: философские основания и истоки..............................................59

2.2.2. Интерпретативность и действие...............................................................................60

2.2.3. Интеракция и коммуникация...................................................................................61

2.3. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ...............................................................63

2.3.1. Социальный конструкционизм в системе наук.......................................................64

2.3.2. Социальный конструкционизм и речевое общение................................................66

2.4. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.....................................................67

2.4.1. Социальные представления: история и определение.............................................67

2.4.2. Анкоринг....................................................................................................................69

2.4.3. Объективизация.........................................................................................................71

2.4.4. Конструирование представлений: мимезис.............................................................72

2.4.5. Социальные представления и критический анализ................................................73

2.5. ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.........................................................................75

2.5.1. Преодоление кризиса психологии...........................................................................75

2.5.2. Эволюция когнитивизма в психологии...................................................................76

2.5.3. Истоки и основания дискурсивной психологии.....................................................78

2.5.4. Дискурс-анализ в новой психологии.......................................................................80

Глава 3

3.1. AB OVO — ЧТО ТАКОЕ «ДИСКУРС».....................................................................83

3.1.1. Функционализм vs. формализм................................................................................83

3.1.2. Формальное и функциональное определение дискурса.........................................85

3.1.3. (Устный) дискурс, (письменный) текст и ситуация................................................87

3.1.4. Дискурс/диалог/процесс vs. текст/монолог/продукт..............................................88

3.1.5. Дискурс = речь + текст.............................................................................................89

3.2. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСКУРСА................................................................90

3.2.1. Дискурс-анализ: источники и составные части......................................................91

3.2.2. Подходы к изучению языкового общения..............................................................95

3.2.3. Дискурс-анализ vs. конверсационный анализ.........................................................96

3.2.4. Уточнение определения............................................................................................99

3.3. МЕТОДОЛОГИЯ ДИСКУРС-АНАЛИЗА..............................................................100

3.3.1. Общие проблемы сбора материала........................................................................100

3.3.2. Общие проблемы транскрипции............................................................................102

3.3.3. Парадокс наблюдателя...........................................................................................104

3.3.4. Репрезентативная выборка и триангуляция..........................................................105

3.4. СИСТЕМА ТРАНСКРИПЦИИ УСТНОГО ДИСКУРСА....................................106

3.4.1. Общие критерии и принципы транскрипции........................................................106

3.4.2. Существующие нотационные системы..................................................................110

3.4.3. Запись вербальных компонентов...........................................................................112

3.4.4. Запись невербальных компонентов и общая композиция...................................114

3.4.5. Система «ТРУД»: транскрипция устного дискурса..............................................116

Глава 4

АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ ДИСКУРСА: ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ В СОЦИАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

4.1. СМЫСЛ В ДИСКУРСЕ: КОМПОНЕНТЫ И КАТЕГОРИИ...............................119

4.1.1. Пропозиция..............................................................................................................119

4.1.2. Референция...............................................................................................................121

4.1.3. Экспликатура...........................................................................................................123

4.1.4. Инференция..............................................................................................................124

4.1.5. Импликатура............................................................................................................128

4.1.6. Релевантность..........................................................................................................131

4.1.7. Пресуппозиция и логическое следствие................................................................132

4.2. ТЕМА ДИСКУРСА И ТЕМА ГОВОРЯЩЕГО......................................................138

4.2.1. Тема дискурса как глобальная макроструктура...................................................138

4.2.2. Линейность дискурса..............................................................................................141

4.2.3. Тема говорящего.....................................................................................................144

4.3. КОНТЕКСТ ДИСКУРСА И КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ..................................147

4.3.1. Типы прагматического контекста..........................................................................147

4.3.2. Когнитивное представление контекста.................................................................150

4.3.3. Фреймы, сценарии и ситуационные модели.........................................................153

4.3.4. Взаимодействие когнитивных структур в дискурсе.............................................157

Глава 5

ДИСКУРС КАК СТРУКТУРА И КАК ПРОЦЕСС: ЕДИНИЦЫ И КАТЕГОРИИ

5.1. РЕЧЕВЫЕ АКТЫ В АНАЛИЗЕ ЯЗЫКОВОГО ОБЩЕНИЯ...............................162

5.1.1. Структура речевого акта........................................................................................162

5.1.2. Перформативные высказывания............................................................................164

5.1.3. Типология речевых актов.......................................................................................166

5.1.4. Косвенные речевые акты........................................................................................168

5.1.5. Теория речевых актов и анализ языкового общения...........................................170

5.2. ЕДИНИЦЫ ДИСКУРС-АНАЛИЗА........................................................................174

5.2.1. К вопросу о структуре дискурса............................................................................175

5.2.2. Многообразие и статус единиц дискурс-анализа.................................................179

5.2.3. Речевой акт и коммуникативный ход....................................................................182

5.2.4. Репликовый шаг......................................................................................................184

5.2.5. Интеракционные единицы дискурс-анализа.........................................................186

5.3. КАТЕГОРИИ ДИСКУРС-АНАЛИЗА.....................................................................190

5.3.1. Мена коммуникативных ролей..............................................................................190

5.3.2. Коммуникативная стратегия..................................................................................193

5.3.3. Когезия и когеренция дискурса..............................................................................194

5.3.4. Метакоммуникация и дейксис дискурса...............................................................197

Глава б




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.