Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности понятия о менеджменте. Определение менеджмента




Вопросы

Основы менеджмента

 

1. Особенности понятия о менеджменте. Определение менеджмента.

2. Развитие менеджмента как науки: основные школы и подходы.

3. Характеристика школы научного управления и административной школы.

4. Характеристика внешней и внутренней среды организации.

5. Основные стили деятельности менеджера.

6. Мотивация и потребности. Мотивационный процесс.

7. Содержательные теории мотивации (теория потребностей Маслоу, теория двух факторов Фредерика Герцберга, теория мотивации МакКлелонда).

8. Процессуальные теории мотивации (расширенная модель ожидания Портера-Лоулера, теория справедливости, теория усиления Скинера).

9. Основные требования, учитывающиеся при разработке организационной структуры.

10. Понятие делегирования полномочий в организации: основные принципы и особенности.

11. Особенности линейной, функциональной, линейно-штабной оргструктуры.

12. Особенности линейно-функциональной, матричной, дивизиональной оргструктуры.

13. Особенности адаптивных оргструктур (сетевая, многомерная, артисипативная и др.).

14. Основные формы власти.

15. Планирование: определение, основные виды.

16. Управленческий контроль: основные понятия, виды, этапы.

17. Регулирование в менеджменте: определение, понятия, виды.

18. Координация в менеджменте: определение, понятия, виды.

19. Прогнозирование в менеджменте: определение, методы.

20. Организация как функция менеджмента.

21. Управление конфликтами: понятия, виды, причины и последствия, методы разрешения конфликтных ситуаций.

22. Основные теории руководства (теория Филдера, случайностей, Блейка-Мутона и др.).

23. Понятие социальной ответственности и основные подходы к ее интерпретации.

24. Понятие этики управления.

25. Коммуникационный процесс. Основные виды коммуникаций в организации.

26. Организационная культура: содержание, понятия, модель.

27. Типология организационной культуры (типология Оучи, типология Ханди, типология Ноймана).

28. Процесс принятия решений: модель, основные этапы, методы.

29. Организация как объект менеджмента.

 

 

Организация – причина, по которой обуславливает существование менеджмента.

рассматриваются 2 типа организаций:

- Формальная – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей; - Менеджмент предполагает управление не только формальными, но и неформальными организациями, которые образуются и действуют спонтанно, на основе личных связей, контактов, приятельских, семейных и других видов отношений.

Управление представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая нуждается в координации. В управлении нуждается не только производство, но и государства, города, отрасли, больницы, ВУЗы и т.д. Понятие «менеджмент» носит дисциплинированный характер и имеет множество определений. Наиболее часто используют следующий подход к определению понятия «менеджмент». Менеджмент рассматривается как:

Вид деятельности; Процесс; Орган/аппарат управления; Категория людей; Наука; Искусство.

Менеджмент как вид деятельности направлен на достижение определенных целей. Важнейшими типами управления являются:

§ Управление микрогруппой;

§ Управление макрогруппой;

§ Управление группой;

§ Управление общественной организацией;

§ Управление социокультурными и образовательными учреждениями;

§ Управление предприятиями, отраслью и т.д.

Менеджмент как интеграционный процесс представляет собой действие, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях:

§ Анализ – исследование содержания задачи, ситуации, процессов, объектов и т.д., включающее разделение целого на части, установление связей между частями, понимание границ частей и целого и т.д.

§ Прогнозирование – определение будущих контуров ситуации, результатов или их тенденции, а также близких или отдаленных перспектив деятельности или состояния процессов на основе суждений, интуиции или научного аппарата;

§ Планирование – установление состава или содержания деятельности для решения проблем с указанием сроков, исполнителей, ресурсов, инструментов;

§ Организация – выбор и использование средств и механизмов для решения задач и выстраивания их в виде операций и процедур в пространстве и времени;

§ Координация – установление рационального взаимодействия деятельности людей по реализации задач разных процессов или объектов;

§ Контроль – регистрация масштаба и уровня отклонений от заданных норм и стандартов в процессе (деятельности) и после решения задач;

§ Регулирование – поиск и выработка решений по устранению отклонений от заданных норм и стандартов в процессе деятельности;

§ Мотивация – формирование интереса или потребности, мобилизация усилий мышления и деятельности для решения задач;

§ Учет – регистрация состояния процессов или объектов мышления или деятельности в сознании или носителях информации.

Менеджмент как орган или аппарат управления, в рамках которого реализуются функции управления. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация не может существовать и работать эффективно.

Менеджмент как категория людей, занятых в управлении. Главная задача управленческого персонала – эффективное исполнение и координация всех ресурсов организации для достижения цели.

2. Развитие менеджмента как науки: основные школы и подходы.

 

Лек: Менеджмент как наука выделилась как самостоятельная область знаний в 20 веке. Он направляет свои усилия на объяснение природы человеческого управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и более эффективным. Наука управления разрабатывает свою теорию, содержание которой является законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процесса управления.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные формы как внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является искусством, которому можно научиться через опыт и которым в совершенстве владеют люди, имеющие к этому талант.

Объектом менеджмента является организация, а также производство, рынок, финансы, кадры, инновации, снабжение и сбыт.

Доп. Мат-л: Эволюция теории менеджмента. Практика управления так же стара, как организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках» датированных третьим тысячелетием до нашей эры» записаны сведения о коммерческих сделках и законах древней Шумерии, являя собой четкое доказательство существования там практики управления». Хотя само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, профессии области исследований - относительно нова. Управление было признано самостоятельной областью деятельности только в двадцатом веке. Первый взрыв интереса к управлению обнаружился в 1911 г. Именно Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления» традиционно считающуюся началом признания управления наукой и самостоятельной областью исследования. Концепция эта развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX века до 20-х годов века XX. Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, была промышленная революция, которая началась в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке. Несколько факторов помогают понять, почему именно Америка оказалась родиной современного управления. Даже в начале двадцатого века Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности связанные с его происхождением, национальностью» проявив личную компетентность.

Основные школы менеджмента В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная шкала, шкала психологии и человеческих отношений и шкала науки управления (или количественная школа). Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ. Школа научного управления Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Фрейми, Лилии Гилбрет и Генри Гагата. Эти создатели школы научного управлений полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать иноке операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Классическая, административная школа в управлении (1920-1950). Авторы, которые писали о научном управлении, в основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организацией в целом. Тейлор и Гилбрет начинали свою карьеру простыми рабочими, что, несомненно, повлияло на их представление об управления организацией.

Классическая школа, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Анри Файоль, с именем которого, связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления.

 

 

3. Характеристика школы научного управления и административной школы.

 

Основные школы менеджмента ХХ века.

Школа научного управления – Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915).

Ключевая работа «Управление циклом» (1903 г.) получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента». Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которых являются:

­ Математический принцип исчисления себестоимости;

­ Дифференциальная система оплаты труда;

­ Метод изучения времени и движений (хронометраж);

­ Инструкционные корочки и т.д.

4 основных принципа «тейлоризма»:

1. научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

2. отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение;

3. сотрудничество администрации с рабочими в практическом внедрении научных основ труда;

4. равномерное и справедливое распределение обязанностей между рабочими и менеджерами.

Тейлор пришел к выводу, что главная причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Он первым предложил «прогрессивную» систему оплаты труда. Кроме того он выдвинул тезис о необходимости научного подбора рабочих и поддерживал механический подход к управлению.

Другие концепции в следовании учениям Тейлора разработали Генри Ганнт, супруги Фрэнк и Лилиан Гилберт, Эмирсон, Форд.

Одним из главных учеников Тейлора был Ганнт (1861-1919 гг.). Он интересовался не отдельными операциями и движениями, а производственными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность тем фактором, что задачи и методы их решения формируются на основе того, что было сделано ранее или чьего-либо мнения по поводу того, как надо делать работу.

Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия. Он разработал систему плановых графиков (графики Ганнта), позволивших благодаря высокой информированности осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. Ганнт внедрил систему зарплаты с элементами повременной и сдельной формы оплаты.

Ф. и Л. Гилберты внедрили оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений.

Френк Гилберт первым применил фотоаппарат и камеру для исследования движений работников, что позволило ему определить цикл элементарных движений для выполнения любой организации.

Лилиан Гилберт первой начала заниматься вопросами управления кадрами и научным подбором, расстановкой и подготовкой.

Г.Эмирсон (1853-1931 гг.)

В 1913 году вышел главный труд его жизни – книга «12 принципов производительности»:

­ отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления;

­ справедливое отношение людей к персоналу;

­ нормализация условий труда;

­ наличие письменных стандартных инструкций;

­ вознаграждение за производительность.

Административная (классическая) школа менеджеров.

Основатель Файоль (1825-1925 гг).

В течение 30 лет он был руководителем крупной французской горнодобывающей и металлургической компании, которая в момент назначения его на пост генерального директора (1888 г.) находилась на грани банкротства, а ко времени отставки (1918 г.) стала одним из самых мощных научно-технологических и административных концернов в мире.

Основная работа - книга «Общественное и промышленное управление» (1916 г.).

Целью создания административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым организация обязательно добьется успеха.

Файоль сформулировал 14 принципов:

­ разделение труда (специализация);

­ дисциплина;

­ единоначалие;

­ единство руководства;

­ власть и ответственность;

­ подчинение частных интересов общим;

­ вознаграждение;

­ централизация;

­ скалярная цепь;

­ порядок;

­ справедливость;

­ стабильность рабочего места для персонала;

­ инициатива;

­ корпоративный дух.

Файоль сформулировал 6 групп операций:

­ технические;

­ коммерческие;

­ финансовые;

­ страховые;

­ учетные;

­ административные.

Административные операции Файоль разделил на:

­ планирование;

­ организацию;

­ мотивацию;

­ контроль;

­ координацию.

Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Файоль говорил, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентен во всех вопросах и количество знаний возрастает вместе с опытом, а также, что исключительно техническое образование не отвечает общим запросам предприятия.

Заслугой Файоля является постановка им вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности в особый объект исследования.

Основное различие теорий Тейлора и Файоля состоит в том, что Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление предприятиями «снизу», а Файоль – «сверху». Они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор – цеховую, Файоль – высшую административную.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.