Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вспомогательный материал по теме. Методика разучивания одноголосной песни




Методика разучивания одноголосной песни.

В процессе разучивания песни закладывается фундамент муз. культуры, развивается вкус, музыкальность, вырабатывается навык чистого интонирования, развивается гармонический слух, формируется вокально- хоровые навыки, накапливается певческий репертуар.

 

План ответа:

I.Предварительная подготовка учителя.

II.Разучивание песни на 1 уроке:

показ (установка на восприятие, исполнение, анализ с муз. иллюстрациями).;

разучивание: а) разучивание слов (фразы, куплеты); б) разучивание мелодии по фразам, работа над интонированием, вокально-хоровыми навыками: дыханием, звукообразованием, дикцией, ограничивая круг задач, соединение фраз и I куплета; в) итоговое пропевание;

III.Продолжение работы на 2 уроке:

а) исполнение учителем; б) повторение 1 куплета, работа над вокально-хоровыми навыками, строем, ансамблем; в) работа над 2 и следующими куплетами;

IV.Закрепление и художественная отделка (на 3-5 уроках).

В д/с произведение учится на 5 уроках, в общеобразовательной школе – 3, в муз. школе– к праздникам, отчётному концерту – более продолжительное время.

 

1.Предварительная подготовка учителя.

Учитель должен выучить, проанализировать произведение.

Первый вид анализа – общий: выявляется эмоционально–образное содержание произведения, педагог подбирает материал для презентации произведения детям.

Второй вид анализа – муз.- теоретический: склад, мелодия, гармония, фактура, лад, тональный план, ритмический рисунок, форма, роль средств выразительности в раскрытии содержания. Этот вид работы необходим для аранжировки сочинения.

Третий вид анализа - вокально-хоровой: тип, вид хора, диапазон, фактура, условия ансамбля, фразировка, способы звуковедения.

Четвёртый вид анализа - исполнительский - составление плана разучивания, исп. план, нюансировка, цезуры.

II.Работа над песней на 1 уроке.

Необходимо посадить нечисто интонирующих ребят вперемежку с хорошо поющими в первые ряды и контролировать их исполнение.

1.Показ произведения.

а) установка на восприятие. Педагог рассказывает о композиторе, авторе стихов, учитывая возрастной состав группы;

Например: песня «Весёлый музыкант». Учитель рассказывает сказку о музыканте-волшебнике, который так хорошо играл на музыкальных инструментах, что его не обижали даже хищные звери. Далее, педагог просит прослушать песню и определить, на каких инструментах играет весёлый музыкант и какие жанры встречаются в произведении;

б) исполнение – в грамзаписи, в «живом» исполнении;

в) беседа, цель – вызвать интерес к песне, педагог исполняет фрагменты песни. В старших классах используется проблемно-поисковые методы: какие средства выразительности раскрывают образ?

2. Разучивание на 1 уроке.

Разучивание слов первой фразы в ритме, с верным звукообразованием, артикулированием. Пример: разучивание мелодии первой фразы. Педагог не менее двух, трёх раз исполняет детям первую фразу, ставя задачи: вслушайся в мелодию, пой «про себя», покажи движение рукой. Отрабатывается одновременный вдох и начало фонации. Методы: показ учителя, дирижёрский жест, словесные методы. Первая фраза поётся с мелодическим сопровождением в младших классах, потом с гармоническим фоном, a’kapella. С младшими детьми учитель поёт, со средним возрастом – артикулирует. Разучивание можно проводить по слуху, с применением графической записи (таблица – «Весёлый музыкант», выписанные гласные звуки с направлением движения мелодии - «Здравствуй, родина моя»);

в средних и старших классах – партитура, возможно использование ручных знаков по системе Струве: «до – воробышка гнездо, ре – деревья во дворе…» Возможно пение подгруппами, рядами, индивидуальное (хорошо интонирующих ребят), гудошники и слабоинтонирующие уч-ся, поют эпизодически в примарной зоне. Если педагог «выключает» их – то просит петь «про себя», артикулировать, показывать движение мелодии рукой. Главный метод – показ учителя с небольшим утрированием на начальном этапе, чуть протяжённее гласные, более яркое замыкание слов.

Педагог работает над перенесением заключительного согласного слога к следующему: «пляшу – тзай – ки». Темп разучивания замедленный, но с ощущением фразировки.

Работаем над дыханием – пение на опере (словесные методы). Вдох может быть спокойным («Я на скрипочке…»), активным («А ну-ка песню нам пропой…»). Если детям не хватает дыхания – попросить не выдувать воздух, а представить пушинку перед ртом и петь так, чтоб она не улетела. Допели фразу до конца, до точки и возобновили дыхание по руке дирижера.

На первом уроке ограничивается круг задач, главная – разучивание мелодии со словами, работа над дыханием, регулирование фонационного вдоха. Педагог обращает внимание на артикуляционную мускулатуру. Главный метод – показ педагога, словесно-образные пояснения. При разучивании используются знания музыкальной грамоты, идёт связь с темой четверти. Например: «У скрипки тонкие струны – пойте нежно», используется приём пластического интонирования – имитация игры на скрипке.

«Игра в гостей» - интонация вопроса и утвердительного ответа – связь с темой: музыкальная речь. Если во фразе низкие звуки – поём плавно, без перегрузки: нисходящее движение – с сохранением головного резонирования («Закружись ты, карусель» - словесные методы), ступеньки маленькие, показ, старшие классы – сольфеджирование. Выучили первую фразу – разучиваем следующую: «Пляшут зайки..», далее – соединяем фразы куплета и подключаем аккомпанемент.

На первом уроке обязательно проводится итоговое пропевание (не успели выучить припев – учитель допевает) и анализ. Над разучиванием работаем 15 – 17 минут. (Песня «Весёлый музыкант» разучивается на первом уроке. (Показать свой вариант работы над 2, 3 куплетами). Аналогично проводится разучивание во внеклассной работе, но более длительное время.

III.Продолжение работы на 2 уроке.

Педагог исполняет произведение, напоминает слова, мелодию. Цель – восстановить уровень исполнения первого урока и дальнейшая работа над дыханием, звукообразованием, артикуляцией, дикцией, ансамблем: интонационным, ритмическим, тембровым, агогичеческим, дикционно-орфоэпическим и пр.

Главные методы: показ, метод упражнений, приём: сравни и выбери более качественный вариант исполнения, возможно вокализирование мелодии на слоги «лю, ля» (legato), «до» (активизирует).

Песня «Весёлый музыкант» (моделировать вариант работы).

В 1 куплете стремимся выделить опорные слова – «скрипочке», «ти-ли-ли», выпеваем «ти-ли-ли-ли ти-ли ли». Методом точного показа рукой и артикулированием учитель добивается точного ритмичного пропевания стиха, лёгкого, полётного звучания и танцевальности – «пляшут зайки»… и legato – «ти-ли».

2 куплет – беседуем о жанре: песня – танец и голосом изображаем балалайку: мягкое акцентирование, допеваем «брень» (метод упражнений).

3 куплет – главная цель – работа над специально-исполнительским приёмом – «пой важно, как барабан играет» - и контраст – мелкая артикуляция – «в страхе»…, ускорение темпа.

Итоговое пропевание на втором уроке, возможен опрос индивидуальный, подгрупповой.

IV. 3 и последующие уроки

Работа над исполнением произведения как законченного, художественного, детальная работа над планом исполнительского развития трёх куплетов, условно–концертное исполнение произведения (возможно исполнение на оценку).

 

Тема 5. Вокально-хоровая работа на уроках музыки.

Значение вокально-хоровой работы. Упражнения как средства выработки певческих навыков. Связь упражнений с репертуаром, взаимообусловленность. Виды, типы вокально-хоровых упражнений, принципы подбора упражнений для уроков музыки. Учебные задачи и их реализация. Методы, приемы формирования певческого дыхания, звукообразования, звуковедения, дикции ансамбля, строя в упражнениях и в репертуаре. Методический анализ иллюстраций.

 

Требования к знаниям, умениям, навыкам:

знать содержание темы, уметь исполнять голосом, на инструменте вокальные упражнения в тональностях по хроматическим полутонам вверх-вниз.

Литература:

Алиев Ю. «Настольная книга учителя музыки» сс.237-239, Милютина Е. «Вокально-хоровые упражнения на уроках музыки» (мет. разработка).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.