Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы музыкального обучения и воспитания




Вспомогательный материал по теме

Методы - система действий преподавателя по организации познавательной и практической деятельности учащихся с целью усвоения учебной программы. Методы обучения означают способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие единство процессов преподавания и учения. Путь школьников к знаниям должен быть коротким, увлекательным.

Источниками музыкальных знаний, умений, навыков являются слово, образ (слуховой, зрительный) и практические методы организации учебной деятельности. Действия педагога, составляющие содержание обучения, воспроизводится в учебных ситуациях. При выборе методов на уроке музыкальной литературы учитываются: специфика темы, цель урока, условия учебного процесса, возраст, уровень музыкальной подготовки, психофизиологические особенности ребят.

Словесные методы.

Методы представляют собой совместную деятельность учителя и учащихся.

В педагогике принято подразделять методы на методы обучения и воспитания. Методы обучения ориентированы на решение дидактических задач, методы воспитания - на формирование у учащихся ценностного отношения к миру, самим себе. В музыкальной педагогике эти методы неразделимы.

Существуют различные подходы к классификации методов. В педагогике одной из распространенных является классификация методов академика В.Бабанского методы делятся на следующие группы:

1.Организации учебной деятельности

2.Мотивации и стимулирования к учению

3.Закрепления и контроля.

1.Методы организации учебной деятельности делятся на подгруппы:

а) Перцептивные - чувственные методы

б) подгруппа методов по логике восприятия и передачи информации

в) по самостоятельности мышления

Перцептивные методы: словесные (вербальные), наглядные, практические (невербальные).

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблемы, указать пути их решения, сделать выводы.

 

Словесные методы используются на всех этапах обучения и включают рассказ, объяснение, беседу, дискуссию, работу с книгой, лекцию.

1. Рассказ – последовательное изложение конкретных фактов, событий, описание явлений, - в живой, эмоционально-окрашенной манере со вступлением, изложением, заключением. В рассказе уместны вопросы с последующими ответами (Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?», Ж.Санд «Консуэлло» -о Гайдне и Николо Порпоре, Паустовский «Старый повар» – о Моцарте).

Рассказ – разновидность монологической речи, к нему предъявляются требования:

Богатая лексика, умение разнообразно строить предложения, четкая дикция, правильное произношение ударений, владение голосом, выразительная интонация, подвижная мимика, - это слагаемые педагогического мастерства.

Освоение знаний устно-слуховым способом – сложное в психологическом отношении действие, основанное на произвольном внимании. Яркий рассказ педагога будит воображение учащихся, развивает мышление, вызывает эмоциональную реакцию. Рассказ необходим при слушании музыки, при разучивании хорового произведения. Это – повествование о жизни и творчестве классиков, эпохе, или о композиторе – нашем современнике. Приемы описания помогут в создании локального колорита, в обрисовке портретов. Введение в рассказ диалогов требуют определенного мастерства, фантазии (встреча Бетховена и Моцарта, Глинки и Пушкина, Бородина и Листа, Римского-Корсакова и Балакирева). При подготовке этих фрагментов урока педагог использует материал популярной литературы: Кремнев Книги о Моцарте, Шуберте, Канн-Новикова «Хочу правды» - о Даргомыжском, Черного о Мусоргском, Римском-Корсакове, Стойко – О Чайковском, «Беседы о музыке», «Музыка и ты», серия «Библиотека школьника».

В форму рассказа можно облечь изложение оперного сюжета, историю создания и исполнения музыкального произведения, описание событий из жизни композитора.

 

Рассказ- монолог учителя - имеет вступление, изложение, заключение, должен отличаться яркостью, занимательностью, в рассказ вводится прямая речь.

Например: 5 кл. урок музыки. Звучит симфония «Юпитер» В. Моцарта и вводится рассказ Паустовского «Старый повар». Уроки хора в ДМШ - при разучивании произведения Р.Щедрина «Тиха украинская ночь» используется фабула поэмы А.Пушкина «Полтава» в рассказе учителя.

Объяснение - словесный метод, это убеждение, комментирование..

Объясняются:

· смысл слов, словосочетаний (можно вести Словарь терминов). В связи с едиными требованиями к устной речи, педагог учит говорить о музыке (на первых порах поможет Таблица слов-терминов);

· специальные термины, понятия, например, полифония, гомофония, фактура, сонатно-симфонический цикл, композиция, драматургия оперы и т.д.

Например, при разучивании песни педагог объясняет, что такое музыкальная фраза

· названия произведений (Вила Лобос «Бразильский Бахианы» 7 класс уроки музыки),

· исторические факты (исторические события, связанные с сюжетом опер «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Жизнь за царя» М. Глинки).

 

Беседа - корригирующий диалог, используется постоянно при слушании, разучивании произведений. К словесным методам относится познавательная, репродуктивная, исследовательская, проблемная виды беседы.

2. Например, знакомя учащихся с русской народной песней в произведениях классиков, ребятам адресуется вопрос: Почему М.И.Глинка сказал: «Создает музыку народ, а мы – художники, только ее аранжируем»? (и подвопросы: Как вы понимаете это высказывание? Для чего композиторы изучают фольклор? (Чтобы использовать темы, сюжеты, средства выразительности народной музыки). Какие образы народной фантазии встречаются в музыкальных произведениях? (Снегурочка, Кощей Бессмертный…). В каких произведениях нашли вторую жизнь русские народные песни? Какие инструменты имеют «народное» происхождение?

 

Дискуссия используется редко в средних, преимущественно, в старших классах и предполагает несколько точек зрения, излагаемых аргументировано. Этот метод сливается с проблемным обучением. Например. Уроки музыки в 8 классе. Тема Урока: Великие наши современники. Тема дискуссии: Нужна ли нам классическая музыка? Класс делится на группы в соответствии с точками зрения на проблему. В результате учащиеся с помощью педагога приходят к мнению, что классическая музыка - непереходящаяя ценность и классиков можно назвать «великими нашими современниками».

Лекция используется в старших классах и во внеклассной работе. Методы включают приемы: наведения, упражнений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.