КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ внешнеэкономических связей коммерческой организации
Анализ технического развития
Анализ технического развития предприятия включает: Ø общую характеристику технического состояния предприятия; Ø основные показатели технического состояния предприятия; Ø анализ развития научно-технического прогресса; Ø анализ состояния техники и эффективность технологий; Ø анализ инновационной деятельности предприятия. Общая характеристика технического состояния. Техническое состояние производства характеризуется наличием средств и орудий труда (машин, механизмов, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений), созданием новых и совершенствованием применяемых технологических процессов и методов производства, схем механизации и автоматизации, схем транспорта и энергоснабжения. К общим характеристикам технического состояния предприятия можно отнести его укомплектованность различными видами техники (агрегатами, машинами, оборудованием), срок эксплуатации и технические параметры используемых машин и механизмов, их взаимозаменяемость, комплектность. Техническое состояние предприятия характеризуется: Ø технической вооруженностью; Ø уровнем автоматизации и механизации; Ø размером производственной площади, занимаемой оборудованием; Ø годовым фондом времени работы оборудования; Ø стоимостью одного часа работы оборудования; Ø ценой оборудования; Ø коэффициентом сменности. Информацию о техническом состоянии предприятия содержат: · паспорта оборудования, машин и механизмов; · данные технических испытаний, экспертных заключений, технологических инструкций; · результаты специальных исследований.
Важной характеристикой технического состояния предприятия является соотношение между расчетной потребностью в технике и ее фактическим наличием по мощности, видам и маркам оборудования. Уровень технического развития производства характеризуется показателями: Ø средний уровень технической вооруженности; Ø средний возраст основных фондов; Ø степень обновления основных фондов; Ø энерговооруженность; Ø электровооруженность; Ø фондовооруженность труда; Ø средний уровень обеспеченности вычислительной техникой, автоматами, полуавтоматами. Техническое состояние производства оказывает прямое влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, например, смена технологии может вызвать изменение величины оборотных фондов в связи с сокращением затрат сырья, материалов, топлива, электроэнергии, сокращением или увеличением производственного цикла. Основные показатели технического состояния предприятия Показатели технического состояния предприятия можно классифицировать по таким признакам, как наличие, состояние и использование техники (табл. 6). Таблица 6 Основные показатели технического состояния предприятия
Наличие техники анализируется на каждом предприятии, главное внимание здесь уделяется инвентарным карточкам, в которых указывается вид и марка оборудования, год и место изготовления, год постановки на учет, размер амортизационных отчислений, первоначальная стоимость, сумма износа.
Состояние техники определяется на основании ее технического осмотра специалистами. В акте технического осмотра отражается годность техники к эксплуатации, виды необходимых ремонтных работ, указываются узлы и агрегаты, требующие замены и др. Анализ развития научно-технического прогресса Научно-технический прогресс является основным фактором повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Научно-технический прогресс принято разделять на три стадии: 1. Научные исследования. 2. Проектно-конструкторские, технологические и опытно-экспериментальные работы. 3. Внедрение в производство новой техники. К основным направлениям научно-технического прогресса относятся: Ø замена дорогостоящих материалов более дешевыми; Ø повышение срока эксплуатации оборудования, машин и механизмов за счет улучшения их конструкции; Ø внедрение прогрессивных технологий; Ø повышение уровня автоматизации и механизации производства; Ø техническое совершенствование производства; Ø сокращение потерь и уровня затрат из-за работы на технически устаревшем оборудовании. Программа развития научно-технического прогресса на предприятии может включать следующие разделы: · научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы; · механизация, автоматизация и внедрение вычислительной техники; · внедрение новых машин и механизмов, новых технологий; · развитие производства новых видов продукции; · снятие с производства устаревших видов продукции; · финансирование развития научно-технического прогресса. Факторами, определяющими развитие научно-технического прогресса на предприятии, являются ориентация его руководства на развитие новых технологий, внедрение в производство новой продукции; наличие финансовых ресурсов; необходимость замены старого оборудования новым, более прогрессивным; реконструкция и модернизация производства. Анализ состояния техники и эффективности технологий Анализ состояния техники и эффективности технологий осуществляется для определения соответствия современным требованиям производства. Данный анализ позволяет также диагностировать необходимость дальнейшего развития техники и является основой деятельности инженерно-технических служб предприятия.
Основной задачей развития техники и технологий является увеличение объема производства, совершенствование технологических процессов в целях улучшения качества продукции и создания ее новых видов. Развитие техники, использование прогрессивных средств производства и современных технологий обеспечивает экономию затрат. Внедрение новой техники и технологий осуществляется для разных целей (реконструкция, модернизация, техническое переоснащение), имеет различные этапы (научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, создание образцов новой техники, внедрение новой техники с учетом конкретных условий) и специфику (средства автоматизации, механизации, электрификации, газификации). Диагностика эффективности техники и используемых технологий основана на оценке роста производительности труда, снижении затрат на выпуск продукции. Рациональная технология ориентирована на комплексную переработку сырья, максимальный выход готовой продукции и минимизацию отходов, а также на сокращение затрат на выпуск продукции. Конкретная технология зависит от технологических характеристик используемого сырья. Анализ состояния техники может быть осуществлен по следующей схеме: Ø составление перечня имеющейся техники с указанием ее видов, марок, заводов-изготовителей; Ø характеристика техники по срокам эксплуатации; Ø оценка коэффициента полезного действия техники; Ø определение действительного рабочего состояния техники; Ø рекомендации по дальнейшему использованию техники. Анализ инновационной деятельности предприятия. Инновационная деятельность предприятия направлена на быстрейшее внедрение в производство технических нововведений (инноваций). Инновационная деятельность имеет несколько стадий: · Изобретение или открытие. · Эксперимент.
· НИОКР. · Разработка технического проекта. · Опытная разработка или экспериментальное опытное производство. · Серийное или массовое производство. Основными и результатами инновационной деятельности предприятия являются повышение качества продукции, рост производительности труда и его фондовооруженности, снижение материалоемкости и фондоемкости, т.е. повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем, инновационная деятельность требует значительных затрат, особенно на НИОКР. Анализ инновационной деятельности предприятия включает сопоставление затрат на инновации и результатов их внедрения. Анализ осуществляется по каждому техническому нововведению в сопоставимых ценах, так как от первоначальных инвестиций в инновации до их внедрения проходит достаточно длительный период. Внешнеторговая деятельность как элемент рыночного хозяйства любого государства позволяет через участие в международном разделении труда обеспечить ускоренное развитие экономики страны. Поэтому российским внешнеторговым операторам необходимо решить ряд проблем, таких как «с кем торговать», «как торговать», то есть с контрагентами каких стран целесообразнее в перспективе осуществлять коммерческую деятельность, связанную с реализацией внешнеторговых операций, для достижения поставленных целей. Рыночные отношения во внешнеторговой деятельности, соблюдение принципа свободы выбора продавцов и покупателей предполагают: Ø множественность их объектов и субъектов; Ø определяющее воздействие спроса и предложения; Ø взаимосвязь спроса и предложения с ценами; Ø конкуренцию; Ø свободу предпринимательства. Внешнеторговые операции имеют коммерческий характер и их основным видом являются экспортно-импортные операции. Экспортная операция – коммерческая деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Импортная операция – коммерческая деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны. Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции. Реэкспортная операция – коммерческая деятельность, предусматривающая вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергавшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке. Реэкспортные операции могут совершаться и без ввоза в свою страну. Они совершаются торговыми фирмами в целях получения прибыли благодаря разнице цен на один и тот же товар на разных рынках. Значительная часть реэкспортных операций осуществляется на территории так называемых свободных зон. Реимпортная операция – коммерческая деятельность, предусматривающая ввоз из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергавшихся там переработке. Основными ситуациями для реимпортных операций могут быть: ввоз ранее вывезенного и не проданного товара на аукционе или бирже, возврат товара с консигнационного склада или товаров, забракованных покупателем и др. Международные коммерческие операции, связанные с обменом продукции в материально-вещественной форме, состоят в основном из следующих элементов: Ø маркетинговые исследования внешнего рынка; Ø поиск и выбор контрагента; Ø установление контактов с иностранным партнером; Ø анализ и проработка конкурентных материалов: подготовка конкурентного листа и расчет экспортных (импортных) цен; Ø проработка условий платежа и поставки; Ø подготовка проекта контракта; Ø проведение переговоров и согласование проекта контракта; Ø подписание контракта; Ø исполнение контрактных обязательств: поставка товаров, расчетно-платежные операции; Ø контроль выполнения контрактных обязательств и рассмотрение возможных претензий. Источниками информации при поиске контрагентов на внешнем товарном рынке являются: · рекламные материалы в общеэкономических, общеотраслевых и рекламных газетах и журналах; · каталоги предприятий стран СНГ; · информация внешнеэкономических объединений Министерства торговли РФ; · сведения министерств и ведомств по видам деятельности; · информация областных торгово-промышленных палат; · фирменные справочники зарубежных стран; · международной компьютерной сети организаций; · годовые отчеты фирм зарубежных стран.
В процессе внешнеэкономической деятельности используются следующие виды анализа: Ø предварительный анализ, включающий планирование, разработку смет, прогнозов, изучение конъюнктуры товарных рынков. Ø текущий анализ, связанный с изучением условий различных вариантов внешнеторговых сделок, обоснование экспортных и импортных цен, видов поставок, форм расчетов и платежей, способов и маршрутов перевозок грузов. Ø последующий анализ направлен на оценку результатов хозяйственной деятельности, факторов и причин допущенных ошибок. Экономические показатели, используемые во внешнеэкономической деятельности, разделяются на количественные и качественные. Количественные показатели: · показатели стоимости экспорта и импорта товаров в целом, · по отдельным соглашениям; · по фирмам; · по отдельным странам; · по товарным группам; · по отдельным товарам. Качественные показатели: Ø скорость оборота средств во внешнеэкономических операциях; Ø эффективность этих операций; Ø отдача оборотных средств при экспорте и импорте товаров; Ø обеспеченность банковских кредитов. Кроме того, при выборе потенциальных контрагентов на внешнем рынке в мировой практике используются относительные и абсолютные показатели: · показатели экономического потенциала фирмы; · показатели эффективности деятельности фирмы; · показатели конкурентоспособности фирмы; · показатели финансового положения фирмы. Основные задачи анализа внешнеэкономической деятельности: 1. Оценка степени и качества выполнения обязательств по экспортным, импортным, реэкспортным операциям и характеристика достигнутых количественных и стоимостных уровней экспорта в динамике. 2. Оценка рациональности использования средств при осуществлении внешнеэкономических связей. 3. Характеристика финансовых результатов внешнеэкономической деятельности. 4. Оценка финансового положения, платежеспособности и рентабельности предприятия. 5. Выявление резервов и разработка мероприятий по улучшению коммерческой и финансовой деятельности и укреплению финансового положения. Специфика анализа экспортных операций заключается в изучении влияния изменений курсов ЦБ РФ рубля к иностранным валютам. Результат экспорта представляет собой разницу между доходами от экспорта и затратами по экспорту. При этом валютный доход выражается как в иностранной валюте, так и в рублевом эквиваленте, а затраты – только в рублях:
Д = Е – А,
где Д - результат от экспорта, в рублевом эквиваленте; Е – валютный доход (выручка), в рублевом эквиваленте; А – затраты по экспорту, руб.
где К – курс ЦБ РФ к иностранной валюте, руб.; Р – продажная стои мость экспортной продукции, инвалюта;
Влияние изменения курса рубля к иностранной валюте на финансовый результат по экспорту определяется методами факторного анализа. Показатели экономической эффективности экспортной деятельности включают: Ø расчет безубыточной внешнеторговой цены экспортного товара (при известных полных затратах в соответствии с базисными условиями поставки); Ø расчет максимально допустимых полных затрат на экспорт товара в соответствии с базисными условиями поставки (при известной внешнеторговой цене); Ø расчет экономического эффекта экспорта товара; Ø расчет экономической эффективности экспорта товара. Специфика анализа импортных операций заключается в анализе влияния на объект импорта изменения официального курса рубля к иностранным валютам и таможенных платежей. Показатели эффективности импортных сделок целесообразно рассчитывать на предприятии при закупке товаров на внешнем рынке; анализе импортной деятельности за предшествующие годы; планировании импортной деятельности; определении импортной политики предприятия – технической или социальной. Сталкиваясь с международной конкуренцией, предприятие должно обеспечить себе уровень компетентности по восьми векторам: Ø концепция товара, на которой базируется деятельность предприятия; Ø качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товара рыночных лидеров, и выявляющееся путем опросов или сравнительных тестов; Ø цена; Ø финансовые ресурсы как собственные, так и легко мобилизуемые; Ø торговля с точки зрения коммерческих методов и средств; Ø послепродажное обслуживание, позволяющее предприятию закрепить за собой клиентуру; Ø внешняя политика, представляющая собой способность предприятия управлять в позитивном плане своими отношениями с политическими властями, прессой, общественным мнением; Ø предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но также убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности. Важную роль в этих процессах должен играть экономический анализ.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |