Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темы 12.Виды научных текстов. Способы построения и извлечения информации из научных текстов




Тест 15. Если лектор располагает материал вокруг главной проблемы и переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному анализу, то он использует метод организации текста

Тест 13. Индуктивный метод предполагает

Тест 8. Современная терминология не представлена группой

a) общенаучной;

b) узкоспециальной;

c) межнаучной;

d) информационной

Тест 9. Автор научного текста обычно пишет от имени:

a) 1-го лица единственного числа;

b) 1-го лица множественного числа;

c) 2-го лица множественного числа;

d) 3-го лица единственного числа.

Тест 10. Содержит положительную оценку научного сочинения фраза:

a) Мы придерживаемся другой точки зрения…

b) Трудно согласиться с автором…

c) Представляется ошибочным…

d) Следует признать достоинство такого подхода к решению…

Тест 11. Содержит отрицательную оценку научного сочинения фраза:

a) Автор справедливо указывает на…

b) Автор критически относится к…

c) Автор упускает из вида очевидное несоответствие…

d) Можно согласиться с автором, что…

Тест 12. Целью научного рассуждения является:

a) проверка истинности или ложности какого - либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению;

b) раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение);

c) способ изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность значений, носивших характер гипотез;

d) зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, то есть временные рамки.

a) движение мысли от частного к общему, от одного факта к общему правилу, к обобщению;

b) движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным;

c) постановку в определенной последовательности проблемных вопросов;

d) изложение, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез.

Тест 14. Логическая схема текста с использованием метода дедукции выглядит так:

a) цель исследования, накопление фактов, анализ, обобщение и выводы;

b) тезис, гипотеза, развитие тезиса, аргументация, выводы;

c) тезис + аргументы + демонстрации + выводы;

d) гипотеза, развитие тезиса, тезис, аргументация выводы.

a) ступенчатый;

b) концентрический;

c) исторический;

d) индуктивный

Тест 16. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:

Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать.2) Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. 3) Некому в пояс кланяться. 4)Нечего буржуинов бояться. 5)Живи да работай - хорошая жизнь. 6) Хорошо! (А.Гайдар. Военная тайна).

a) 1, 2, 3, 4, 5, 6.

b) 6, 1, 4, 3, 2, 5.

c) 6, 2, 1, 4, 3, 5.

d) 5, 2, 1, 3, 4, 6.

Тест 17. Для получения правильно построенного абзаца будет правильным следующий порядок предложений:

И казалось, что конца-краю этим фронтам и бандам нет и не будет. 2) Стрелки сбиты, крестовины повынуты, сзади путь разобран и мостик сожжен. 3) Впереди где-то фронт, и с боков фронты, а кругом банды. 4) На полустанке ни души; кругом лес. 5) Помню я как-то… 6) Вечер.. 7) Въехали мы на какой-то полустанок. (А.Родимцев. Машенька из Мышеловки).

a) 5, 6, 7, 2, 3, 1, 4.

b) 6, 5, 7, 4, 2, 3, 1.

c) 5, 6, 7, 4, 3, 1, 2.

d) 5, 6, 7, 4, 2, 3, 1.


В практике вуза используются самые разнообразные научные тексты – конспекты, рефераты, которые пишут студенты; монографии, изучение которых нужно для семинарских занятий, написания курсовой и дипломной работы; лекции, создавае­мые преподавателем.

Работая с ними, необходимо помнить, что научные тексты бывают

первичными и вторичными. Первичные – это первоис­точники, оригиналы. К ним относятся, например, научная ста­тья, монография. Научная статья – сочинение, в котором автор излагает результаты собственного исследования. Монография – научный труд, посвященный изучению одной темы.

Вторичные тексты создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В научном тексте (первичном и вторичном) выделяют следую­щие части: заголовок, вводная часть (формулируется цель работы и обосновывается выбор темы исследования, описываются мето­ды исследования). Основная часть членится на главы в соответ­ствии с задачами работы. Каждая новая мысль оформляется в но­вый абзац. Заключение имеет форму выводов или краткого резю­ме.

Работа над текстом начинается с введения. Это не просто часть работы, но и документ, характеризующий работу. Оно начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Далее необходи­мо показать знакомство автора с имеющимися источниками, его способность к критическому мышлению в оценке уже сделанного предшественниками. Отсюда логически вытекает цель заявленной работы. Следующий этап работы – рассказ о методике исследова­ния проблемы.Формулировка целей и задач исследования должна быть четкой и краткой, логически корректной. Если цель может быть одна, то задач должно быть несколько, они представляют собой тактику реализации цели. Часто формулировки задач со­впадают с названиями глав и параграфов основной части. Задачи даются в форме перечисления.

Содержание основной части зависит от темы. Названия пара­графов должны быть сформулированы так, чтобы не выходить за пределы, очерченные названием главы. Общее содержание основ­ной части должно соответствовать теме исследования и служить ее раскрытием.

Важную функцию выполняет заключение. В нем воспроизво­дится весь путь исследования. Необходимо подать логически вы­текающие из него выводы. Выводы должны соотноситься с по­ставленными вначале задачами. Заключение – это своеобразный отчет о проделанной работе, где показываются реальные дости­жения, указывается при необходимости практическая польза.

Важными элементами являются также библиография и при­ложения.

В практике вуза студентами широко используется вторичный текст. Он создается в результате компрессии (лат. сжатие). С помо­щью компрессии текст становится меньше по объему, в нем лег­че выделить основные положения и наиболее значимые моменты. Последовательность действий при компрессии такова:

1. Чтение текста и выделение ключевых слов.

2. Написание вторичного текста с использованием соответствую­щих речевых клише.

3. Использование слов с обобщенно-абстрактным значением для того, чтобы передать основное содержание абзаца (задачи, точка зрения, выводы и т.д.)

Самый простой вид компрессии – план. Планы бывают воп­росные, назывные и тезисные.

{ Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?).

{ Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения (Роль информации в жизни человека).

{ Тезисный план отражает ключевые предложе­ния текста и использует также глагольные формы (Роль инфор­мации в жизни общества чрезвычайно велика, так как тот, кто владеет информацией, владеет ситуацией).

В практике вуза, а также в профессиональной деятельности требуется умение написать тезисы. Тезисы кратко сформулиро­ванные основные положения статьи, доклада. Они могут быть пер­вичными и вторичными.

Первичные тезисы – это краткое изложение содержания пуб­личного выступления (для себя).

Вторичные пишутся на основе работы другого автора (статьи, монографии, лекции).

Тезис выделяется лишь в текстах-рассуждениях. Способы извлечения концептуальной информации (это информация, заключающая в себе идею и основные положения текста) из практических текстов зависят от объема текста, но и в небольших, и в больших по объему текстах эти способы достаточно элементарны.

В текстах, небольших по объему, используются следующие приемы извлечения тезисной (концептуальной) информации:

1. Сначала текст внимательно прочитывается в целом.

2. Затем текст разбивается на отдельно законченные смысловые отрезки (Такое деление в небольших текстах совпадает, как правило, с делением текста на абзацы).

3. Далее в каждом абзаце исключаются:

примеры, детали, подробности;

цитаты;

объяснения;

описания и характеристики;

авторские отступления (так называемые лирические отступления)

блоки текста, выполняющие функции обеспечения раскрытия темы или главной мысли абзаца.

В оставшейся части абзаца и заключается тезис.

Естественно, что иногда «текстовый остаток» приходится переформулировать в емкое, короткое утверждение или отрицание, зная, что тезис – это положение, истинность, которого доказывается или опровергается.

4. Тезисы принято подразделять на простые и сложные. В отличие от простого тезиса, содержащего одно положение, в сложном тезисе дается несколько разъясняющих и раскрывающих его простых. Особенно часто такие тезисы встречаются в статьях В.Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.А. Добролюбова и др. В этом случае при выделении тезисов сначала записывается основной тезис, а затем – в подпунктах к нему – второстепенные.

Тезирование, включающее два вида тезисов (простые и сложные), называется сложным.

При составлении тезисов имейте в виду:

Тезис в абзаце может отсутствовать, если абзац является продолжением подтверждения тезиса из предшествующего абзаца.

Тезис может отражаться не в одном, а в двух-трех предложениях абзаца.

Тезисное предложение располагается, как правило, в начале или в конце абзаца.

Аннотация (лат. заметка)краткая характеристика содержа­ния (описание) статьи, книги. Она дает общее представление о статье, а не раскрывает сущность затронутых проблем. Аннотации бывают:

| информационные (дается описание, но нет оценки),

| рекомендательные (дается характеристика и ре­комендации для практического применения),

| групповые (харак­теристика нескольких произведений).

Перед текстом даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме (в именительном падеже). Аннотация состоит из 2-х главных частей: в первой дает­ся библиографическое описание, формулируется тема, во второй перечисляются основные проблемы или положения. В конце может указываться адресат. Используются следующие речевые кли­ше:

В книге исследуется (что?); показан (что?); большое место занимает рассмотрение (чего?); в монографии дается характерис­тика (чего?); в книге приведены примеры, иллюстрации; в книге анализируется (что?); главное внимание обращается (на что?); в работе нашли отражение проблемы; в заключении кратко раз­бирается (что?); сборник рассчитан (на кого?); статья рекоменду­ется, предназначена (кому?).

Схема аннотации: кто, о чем, из каких частей, как, для кого. Она невелика по объему и состоит из простых предложений. Ее можно увидеть на обратной стороне титульного листа, например, учебников, справочников.

Реферат (лат. доказывать, сообщать) – краткое изложение научной работы или нескольких научных работ, т.е. сообщение о том, какая информация содержится, что излагается.

Основные требования к написанию реферата – объективность изложения и выявление нового, существенно важного. Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируе­мой работы, перечень ее основных положений с приведением аргументации. Такой реферат называется простым информацион­ным.

В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат рефераты из разных областей науки.

Студенты пишут рефераты на определенные темы, т.е. тематические рефе­раты. Для их описания могут быть привлечены 2-3 научные рабо­ты. Такой реферат будет обзорным. Простой информативный ре­ферат может содержать оценку положений, высказываемых авто­ром работы. Эта оценка обычно выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.

 

Особенность реферата заключается в его объективности: он не должен отражать субъективных взглядов или субъективной оценки. Реферат содержит иллюстративный материал в отличие от аннотации. Объем реферата колеблется от 5 до 15 печатных

ли­стов через 2 интервала.

Перед началом работы, выбрав тему, необходимо наметить план и подобрать литературу. Различают рефераты продуктивные и репродуктивные. Продуктивные предполагают творческое (критическое) осмысление научной литературы. Репродуктивные воспроизводят содержание первичного текста. Они делятся:

1. Репродуктивный – реферат-конспект, реферат-резюме;

2. Продуктивный – реферат-обзор, реферат-доклад.

Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактический материал, иллюстрации, сведения о методах исследования, о по­лученных результатах, возможности применения.

Реферат-резюме приводит только основные положения, свя­занные с темой текста.

Реферат-обзор охватывает несколько пер­вичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения.

Рефе­рат-доклад дает анализ информации первоисточника и объектив­ную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата выделяют три главных компонента:

1. Вводная часть – указывается автор, название реферируемого источника, область знаний, к которой он относится, тему, цель и другие фоновые сведения (например, «Статья...посвящена вопросу о... тема, обсуждаемая в статье, относится к области.... Целью... является... рассмотрение проблем... с точки зрения.... Основной задачей... была задача получить..., осветить.., показать..., раскрыть суть.... Материалом исследования в... стали.... Статья... делится на... частей...);

2. В основной части обязательным является указание на структуру реферируемого материала, пересказ и комментарий каждой его части с разделением на тематическую, фактуальную и концептуальную (т.е. содержащую концепты – основные положения) информацию (например: Статья... делится на... частей

Первая... представляет собой краткий обзор... и характеристику.... Вторая часть... отводится.... Третья – посвящается проблемам...

Рассмотрим их в порядке следования. В..., как уже говорилось, обсуждаются вопросы... и делается заключение о.... Автор приводит... и обнаруживает тенденцию.... Во второй части... предпринимается попытка..., дается определение..., намечается программа.... В третьей и четвертой частях... приводится..., исследуется..., выделяется..., обнаруживается и доказывается... (пересказ и комментарий содержания каждой части реферируемого материала).

3. Выводы, справочный аппарат.

Критерии оценки реферата: соответствие содержания теме, глубина проработки материала, правильность и полнота исполь­зования источников, использование речевых клише.

В реферате, как правило, используются речевые клише, необходимые для его создания:

§ библиографическое описание («в статье..., помещенной в жур­нале, в сборнике», «статья носит название...»);

§ тема статьи, книги («предлагаемая книга... посвящена теме..., проблеме...», «выбор темы... закономерен», «статья... представляет собой изложение..., обобщение...»);

§ композиция («статья делится на 3 части:...»);

§ основное содержание («автор затрагивает...», «касается...», «оста­навливается...», «ставит вопрос о том...», «автор доказывает спра­ведливость утверждения...», «автор опровергает...», «в подтвержде­ние своей точки зрения автор приводит факты, доказывающие справедливость...»);

§ заключение, выводы автора («автор подводит к выводам», «несомненный интерес представляют выводы автора о том, что..., выполненные исследования показывают», «на основании полу­ченных данных был сделан вывод о том, что...»);

§ оценка референта (автор убедительно доказывает..., к недостат­кам работы можно отнести...).

Реферат должен иметь титульный лист, план-оглавление, вве­дение, основную часть, заключение, библиографию.

Титульный лист содержит следующие сведения:

название вуза,

название кафедры,

тема реферата,

данные о студенте и руководителе,

указание на место написания и год написания.

Еще одна разновидность реферата, который выполняют сту­денты, - это изложение имеющихся в научной литературе кон­цепций по заданной проблемной теме. Преподаватель оценивает умение работать с научной литературой, вычленять

проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письмен­ной речи, знание правил оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

Реферат часто путают с научным док­ладом. Доклад предназначен для устного выступления, поэтому надо различать его письменный вариант и само выступление.

Рецензия (лат. рассмотрение) – письменный разбор текста, предполагающий комментирование основных положений работы (т.е. толкование авторской мысли, выражение своего отношения к про­блеме, аргументацию и оценку, выводы о ценности работы).

В структуру рецензии входят:

§ введение, указывающее на про­блемы и задачи (в последнее время появилось много работ на заданную тему, автор статьи – известный ученый),

§ характерис­тика,

§ краткое содержание (статья посвящена теме, проблемам, в статье рассматриваются, автор описывает методы),

§ оценочная частьдостоинства и недостатки (к достоинствам работы отно­сятся, необходимо отметить творческий характер исследований, к недостаткам работы можно отнести),

§ выводы (оценивая работу в целом, необходимо отме­тить, следует подчеркнуть).

Конспект – конспектирование – письменная фиксация ос­новных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит компрессия первичного текста. Запись позволяет восстановить, развернуть исходную информацию, при этом отбирается только нужный и важный материал.

Различа­ют:

ü конспект-план,

ü конспект-схему,

ü текстуальный конспект.

Чтобы написать конспект, необходимо:

§ выделить смысловые части, где собрана информация по теме; в каждой смысловой части сформулировать микротему с опо­рой на ключевые слова и ключевые фразы;

§ выделить в каждой части главную и дополнительную инфор­мацию, главная информация фиксируется в конспекте, избыточ­ная убирается;

§ записать важную информацию своими словами или с исполь­зованием цитат и сокращений.

При конспектировании надо записать все выходные данные источника (год, место издания, автор, название). На странице выделить поля, лучше справа и слева. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы, формулируются основные про­блемы. Справа записываются собственные выводы, ссылки на другие источники. В центральной части страницы записывается краткое изложение содержания текста. Оно включает цитаты, факты, расчеты.

 

Использованная литература

 

  1. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 77– 85).
  2. Мещеряков В.Н., Пронина А.А. Лингвистический материал текста: материалы курса для студентов-заочников филологических и журналистских отделений. Часть 1. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. – 296с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2557; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.