Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы обучения и развития персонала




Современные теории профессионального обучения предлагают широкий спектр методов и способов, что позволяет организациям рассмотреть, подобрать и разработать программу обучения и развития персонала в соответствии с стратегическими целями деятельности.

Для персонала необходимы программы не только для выработки конкретных профессиональных навыков, но и для формирования определенного типа мышле-ния и поведения. Разработка программы обучения предполагает определение содержания и выбор методов профессионального обучения.

При выборе методов обучения необходимо руководствоваться критериями эффективности для конкретного состава обучающегося персонала. При этом необходимо учесть следующие принципы:

1. Актуальность. Обучение должно иметь отношение к профессиональной деятельности персонала.

2. Участие. Обучающиеся принимают активное участие в учебном процессе и используют новые знания и навыки непосредственно в ходе обучения.

3. Повторение. Способствует закреплению новых знаний в памяти и формированию навыков;

4. Обратная связь. Обучающимся нужно постоянно предоставлять информацию о развитии, успехах в области обучения, о том насколько они продвинулись. Наличие такой информации позволяет скорректировать свое поведение для достижения более высоких результатов.

Обучение и подготовка руководителей и специалистов требует эффективных методов. К ним в первую очередь относятся тренинги и деловые игры.

Тренинги можно разделить на три категории: производственные собрания, тренинги профессиональных навыков, психологические тренинги.

Производственные собрания проводятся еженедельно, ежемесячно или по мере необходимости. Происходит обмен конкретным опытом между сотрудниками, обсуждаются проблемные ситуации, что способствует развитию инициативы персонала, улучшению дисциплины и корпоративной культуры.

Тренинги профессиональных навыков – семинары или курсы – проводятся при участии приглашенных специалистов. Лучше, когда занятия проводятся для всего коллектива, поскольку в этом случае вся информация будет сохранена и тщательно переработана.

Психологические тренинги проводятся профессиональными психологами и затрагивают следующие вопросы: навыки общения, ведения переговоров, улучшение психологического климата в коллективе и т.п. В ходе тренинга могут использоваться деловые игры.

Участники игры включаются в обстановку, максимально приближенную к реальной профессиональной деятельности. Игра позволяет формировать у персонала как профессиональные, так и личностные качества: исполнительность, ответственность, пунктуальность, инициативность, честность, эмпатию и др.

Существует значительное количество методов развития профессиональных знаний и навыков. Они подразделяются на две основные группы:

– обучение непосредственно на рабочем месте;

– обучение вне рабочего места.

Основными методами обучения на рабочем месте (табл. 9.3) являются: ротация (метод самостоятельного обучения, с целью приобретения новых навыков), коучинг (наставничество) и инструктаж.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж должен быть непродолжительным, ориентированным на освоение конкретных операций или процедур, входящих в круг профессиональных обязан-ностей персонала.

Инструктаж на рабочем месте является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, потому широко используется на всех уровнях современных организаций.

Ротация представляет собой метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Помимо обучающего эффекта ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями.

Ротация обладает одним недостатком, который необходимо учитывать при планировании профессионального обучения, – высокими издержками, связанными с потерей производительности при перемещении с одной должности на другую.

 

Таблица 9.3 – Методы обучения на рабочем месте

 

  Метод Издержки (подготовка) Издержки (реализация) Область применения
  Инструктаж   Высокие   Низкие Простые операции, ручной труд, высококвалифицированные сотрудники
Ротация Средние Средние Смежные профессии, подготовка руководителей
  Коучинг   Низкие   Высокие Сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска

Коучинг – метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы.

Коучингявляетсяформой индивидуального наставничества, консультирова-ния. Это важный инструмент целенаправленного решения задач и развития навы-ков для продвижения бизнеса. Коучинг является традиционным методом профес-сионального обучения и широко распространен там, где практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов, например для управления проектами.

Обучение на рабочем месте отличается практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями сотрудника, предостав-ляет значительные возможности для повторения и закрепления изученного материала. Данный вид обучения является оптимальным для выработки навыков, требуемых для выполнения текущих производственных задач. Но проблема такого обучения в том, что оно не позволяет формировать новые поведенческие и профессиональные компетенции, в данном случае более эффективны программы обучения вне рабочего места (табл. 9.4).

Лекция – это процесс изложения большого объема учебного материала за короткий период. Лекции эффективны с экономической точки зрения, но их недостаток заключается в пассивности слушателей и отсутствие обратной связи.

Деловые игры – это метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности обучающихся. Использование данного метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.

Самостоятельное обучение является наименее затратным видом обучения: для него не требуется ни инструктор, ни специальное помещение, ни определенное время – обучающийся учится там, тогда и так, как ему удобно.

 

Таблица 9.4 – Методы обучения вне рабочего места

 

Метод Издержки (подготовка) Издержки (реализация) Область применения
Лекция Низкие Низкие Большой объем материала, множество концепций, большое число слушателей, ограниченные ресурсы
Практическая ситуация Средние Средние Иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив
Деловые игры Высокие Высокие Практические навыки, Иллюстрация концепций, виденье организации, подготовка руководителей
Самостоятельное обучение Низкие, средние Низкие, средние Теоретические и практические навыки, концепции

 

Организации могут извлечь значительную пользу из самообучения при условии разработки и предоставления сотрудникам эффективных вспомогательных средств: аудио- и видеоинформации, учебников, обучающих дистанционных курсов и т д. Недостатком самостоятельного обучения является отсутствие обратной связи, так как данный метод носит индивидуальный характер.

Обучение вне рабочего места осуществляется на основе комплекса учебно-методического обеспечения, высококвалифицированными преподавателями и в учебном заведении, что влечет за собой увеличение стоимости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.