Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бухгалтерского учета и отчетности в России




Система нормативного регулирования

Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях цен­трализованно плакируемой экономики, была обусловлена обществен­ным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение сис­темы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгал­терского учета.

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огром­ное влияние оказали экономические преобразования в стране, необ­ходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финан­совой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бух­галтерском учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения.

Данным Законом, который является фундаментом системы регу­лирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составле­ния бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответст­вии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осу­ществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. С появлением этого документа бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета Закон преду­сматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осущест­влении организацией хозяйственных операций и их целесообразно­стью, наличием и движением имущества и обязательств, использова­нием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтер­ской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйствен­ной деятельности, составляемой на основе данных: бухгалтерского учета по установленным формам. Несколько статей этого Закона не­посредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие за­коны, например закон «Об акционерных обществах», указы Прези­дента РФ. Например, указ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышлен­ных групп», постановления Правительства РФ, например, поста­новление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Про­граммы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и со­ставление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Важным нормативным актом первого уровня является Граждан­ский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Ду­мой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно за­креплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обяза­тельность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависи­мых обществ.

Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно госу­дарственной программе перехода Российской Федерации на приня­тую в международной практике систему учета и статистики в соот­ветствии с требованиями развития рыночной экономики.

В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические во­просы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Многие положения по бухгалтерскому учету непосредст­венно связаны с составлением отчетности – это, прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное прика­зом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н. Данные положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России.

К числу документов второго уровня относят также «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности» и «Инструкцию» по его применению, являющихся базовыми докумен­тами системы бухгалтерского учета в России.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного ха­рактера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методоло­гические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с от­раслевой спецификой.

Если документы второго уровня обязательны для всех организа­ций (например, «План счетов»), то документы третьего уровня регу­лируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является докумен­том второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, изда­ваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетно­сти организаций»).

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, состав­ленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98, являются документами четвертого уровня.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.