Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идеализм и его формы




Параллельно «линии Демокрита» формировалась идеалистическая философия, выстраивающая картину мира с точки зрения духовного, идеального начала. Уже в античности появляется ряд учений, которые в поисках первоначала бытия выходили за пределы природы, чувственного бытия в мир надприродных, потусторонних оснований и начал. Считая, что природа – это мир конкретных вещей, мир изменчивости, текучести, существования во времени (а оно, конечно, преходяще), то природное, материальное, конкретно-вещественное не может быть архе, субстанцией. Делался вывод: сущностью бытия должно быть что-то вечное, постоянное. Но вечное начало не может быть преходящим, конечным, значит, его следует искать в ином бытии, нежели в природе и чувственной реальности. Тогда поиски и переместились в сферу внечувственную, запредельную, скрытую, но имеющую место быть. В качестве первоначала или архе стали фигурировать: мир идей, абсолютная идея, бог, абсолют как таковой, мировая воля, мировой разум, которые наделялись характеристиками вечности и постоянства, субстанциальности, первичности, абсолютной истинности. Такая позиция в философии получила название идеализма или «линии Платона», исходя из центрального онтологического понятия – идея (эйдос) в учении Платона об изначальном бытии как мире идей, который первичен и служит прообразом мира вещей – мира вторичного, только тени первого. Так как такое первоначало не является чувственным, вещественным, материальным, то оно получило статус духовного или идеального (в противоположность материальному) начала. Таким образом, идеализм – это философские концепции, где первичным и основополагающим принципом, онтологическим, концептуальным началом выступает духовная, идеальная сущность.

Идеализм, как и материализм, прошел долгий путь эволюции. Идеалистические концепции формировались не на пустом месте. Идеализм возник как альтернатива упрощенному, как считали идеалисты, натурфилософскому пониманию бытия. Мир, полагали они, не так прост и ясен, в нем много загадок, тайн, и они не лежат на поверхности. Тем более, не лежат на поверхности главные причины именно данного порядка бытия. Кто-то или что-то, чувственно не представленное, управляет бытием, оно первично и реально, хотя чувствами и не обнаруживается.

«Линия Платона» потому, что само понятие идеи как основания бытия, как первоначала и сущности бытия (как мы уже сказали), отчетливо и ясно было сформулировано в философии Платона, хотя уже и до Платона были учения, которые можно отнести в определенной степени к идеалистическим. Во-первых, это идеи восточной философии, которые основывались на концепции Дао, – вечного, неизменного и надприродного начала и основания бытия. Это китайская концепция «неба», небесного начала, а также концепция числа в пифагорейской философии; нуса или ноуса у греческого философа Анаксагора (нус = ум) и ряд других доплатоновских философских концепций. Идеалистическими философскими концепциями является вся религиозная философия. Крупнейшими представителями идеализма были немецкие философы: Гегель, Шеллинг, Шопенгауэр и др.

Основное положение идеализма: дух, сознание – первичны, а материя, реальность – вторичны. Последние являются производными от первых. Понимание духовного начала в идеализме было различным: идея, Бог, мировая воля, мировой разум, сознание, мышление. История развития идеализма выделяет разные его формы:

Прежде всего, это объективный идеализм (Платон, Аристотель, Гегель, Шопенгауэр, Гартман). Объективный идеализм в качестве первоначала выдвигает не человеческое сознание, а некий надмировой Абсолют: объективный дух, мировой разум, мировую волю, божественное благо и пр., которые являются изначальными до всякого бытия, до человека и человечества (мир идей Платона, абсолютная идея Гегеля, абсолютная, мировая воля Шопенгауэра и т.д.). В объективном идеализме человеческое сознание, человеческая воля порождаются этим объективным духом, или, по крайней мере, человеческое сознание действует, уже исходя из этих духовных факторов.

Кроме объективного идеализма существует и субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах, Авенариус, экзистенциализм, феноменология сознания и др.). Субъективный идеализм представляет бытие вторичным по отношению к сознанию субъекта. Субъективные идеалисты исходят из того положения, что мир или реальность являются лишь отражением нашего мышления, лишь комплексом или потоком наших ощущений, субъективными картинами нашей интенции (мировосприятия). В рамках этих концепций мир таков, каким он мыслим и представляем субъектом: нет объекта – мира, вещи, ситуации – без субъекта, такова позиция субъективного идеализма. Крайней его позицией является солипсизм, когда мир сводится к одному единственному субъекту.

В качестве рациональных моментов идеализма, даже с точки зрения критики идеализма материализмом как якобы «ненаучного» и несостоятельного мировоззрения, можно отметить то, что идеалисты указали нам на мир мышления, на мир активности сознания, на значимость духовного фактора. В конце концов, они обратили внимание на то, что кроме изначальной материи человеком создается мир культуры, мир понятий, тот духовный мир, без которого бытие для человека невозможно, неинтересно, бессмысленно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.