КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозная интерпретация смысла истории
Подумайте и ответьте
1. Почему несостоятелен позитивистский взгляд на историю? 2. Какое различие проводили неокантианцы между науками о природе и культуре? 3. В чем состоит сущность герменевтического подхода к истории? 4. Охарактеризуйте методологические взгляды Г. Риккерта на историю? 5. Чем отличаются исторические интерпретации от естественнонаучных? 6. Чем руководствуется историк при интерпретации событий и процессов прошлого? 7. Чем отличается современный детерминизм от классического? 8. Какие типы детерминизма применяются в истории? 9. Какие объяснения называются телеологическими и как они используются в истории? 10. В чем проявляется диалектика необходимости и случайности в истории? 11. Какую роль играют статистические законы в истории? Глава 3. Смысл и значение истории
Представление о смысле истории впервые возникает в связи с появлением идеи прогресса в христианских пророчествах. Античному миру идея прогресса как движения к какой-то высшей цели и поиски цели в истории были явно чужды. Характеризуя историю как циклическое движение общества, мыслители той эпохи не задумывались ни о каких мистических силах истории, рассматривая общество и мир в целом так, как он представляется в непосредственном созерцании. Для них, как язычников, воспринимавших мир во всем конкретном его многообразии явлений, событий и процессов, мысли о высших и таинственных целях истории, были совершенно чужды и неприемлемы. Религиозно-христианская идея о прогрессе и высшем смысле истории оказалась явно непригодной для ученых, но в век Просвещения она возродилась на радикально новой основе. Такой основой стал натуралистический взгляд на историю, сблизивший и даже отождествивший законы общества и объективные законы природы. Целью истории было провозглашено такое переустройство общества, которое обеспечивало бы достижение справедливости, свободы, равенства и братства между людьми. Несмотря на коренную противоположность религиозного и прогрессистского истолкования смысла истории идеологами Просвещения, между ними имеется определенное сходство. Те и другие признают движение истории к какой-то заранее установленной высшей цели. Если для прогрессистов такой целью является преобразование общества на разумных принципах свободы, равенства и справедливости, то для религиозного сознания она заключается в достижении божественных начал миропорядка и жизнеустройства.
На протяжении XIX и XX столетий религиозная интерпретация смысла истории получила более рафинированное выражение в различных теологических концепциях исторического процесса. По существу близки к ним разные варианты объективно-идеалистической интерпретации истории, хотя они представлены в более усложненной форме. Так, христианско-социалистическое истолкование нашло свое продолжение в социалистических учениях и программах, направленных на такое преобразование общества, в котором будет достигнута христианская цель о всеобщей справедливости, свободе и равенстве. Как уже отмечалось, религиозные представления о характере исторического процесса возникли как прямое отрицание идеи циклического развития общества, вечного круговорота в истории. В качестве основного религиозного постулата выдвигалось положение о том, что цель и направление истории предопределены божественным провидением. С ним непосредственно связан прогресс в истории, который должен привести к царству божьему на земле. «Идея прогресса, - указывает Н.А. Бердяев, - и есть идея смысла истории, истории как пути к Богу, к благодатному концу, к Царству божьему»[31]. Такая идея предполагает, однако, неизбежное завершение истории, ее конец, а, следовательно, ту или иную эсхатологию, содержащую пророчества о конце истории и мира в целом.
В христианской религии эти пророчества содержатся в Апокалипсисе, или откровении от св. Иоанна. Они говорят о грядущем разделе мира в конце истории и образовании в результате этого царств Христа и Антихриста. «Смысл истории согласно Апокалипсису, - пишет Н.А. Бердяев, - заключается в освобождении человеческих сил для последней борьбы добра и зла, Христа и Антихриста»[32]. После этого, согласно пророчеству, должна наступить эпоха тысячелетнего царства божьего, царства правды и справедливости на земле. «Сама возможность пророчеств, - продолжает Бердяев, - основана на религиозном преодолении противоположности между свободой и необходимостью, которая для рационалистического сознания остается непримиримой антиномией. Необходимый, роковой конец истории, который открывается в пророчествах, и будет делом свободы, постигнутой не как произвол. Христос уничтожил противоположность между человеческой свободой и божественной необходимостью, и христианские пророчества открывают конец истории и путь к нему по ту сторону этой противоположности. Конец истории в такой же мере предопределен и провиденциален, в какой и свободен. Провиденциальный план истории не может быть насилием над свободой индивидуального, а лишь ее исполнением»[33]. С научной точки зрения такое решение проблемы свободы и необходимости иллюзорно и не выдерживает критики. Не подлежит сомнению, что свобода в действиях людей не означает произвола; она детерминируется необходимостью, но последняя имеет не божественное, а объективно-историческое происхождение и определение.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |