Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекционно-развивающие возможности изотерапии




Изотерапия включает 5 типов заданий:

-предметно-тематический – основа изображения человек и его взаимодействие с окружающим миром (моя семья, моё любимое занятие, автопортрет, мой герб),

-образно-символический – рисование абстрактных понятий (добро, счастье) в виде образов, а также эмоциональных состояний,

-упражнения на развитие творческого воображения, образного восприятия (волшебные пятна, рисование по точкам, раздувание, рисование нитью),

-игры-упражнения с изобразительными материалами, изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей (рисование пальцами, лепка из теста, рисование и оттиск на стекле, рисование папиросной бумагой),

- задания на совместную деятельность (работа в парах – каракули, групповая фреска, групповые изобразительные игры).

Типичные проблемы ребёнка и возможные способы их решения средствами изотерапии.

Детям, не умеющим концентрировать внимание, быстро истощающимся ставятся следующие задачи: продолжить начатое, не перескакивая на другой сюжет; сосредоточиться на определенной детали рисунка и дорисовать ее до конца; мысленно проследить и проговорить (перечислить) нарисованное; сконцентрировать внимание на изображении протяженных объектов (железнодорожные рельсы, дороги и т.п.); начатое обязательно закончить. Занятие рисованием с такими детьми не должно продолжаться долго.

Инертным, вялым, осторожным, болезненно аккуратным детям полезны задания на развитие фантазии, на смешивание красок, на использование больших поверхностей. Им ставятся задачи: освоить пространство листа, самому выбрать цвет, смешивать краски (не боясь запачкать стол и руки), развивать сюжет, использовать больше новых тем, фантазировать (с опорой на события, произошедшие в реальной жизни).

Активным, торопливым, неаккуратным детям ставятся задачи, требующие ограничения и подчинения теме и сюжету, аккуратного, насколько возможно, выполнения задания. С такими детьми мы рисуем «витражи»: педагог изображает любимый ребенком сюжет, нанося черной гуашью «витражную перегородку»; ребенок же должен как бы «вставить цветные стеклышки», закрашивая замкнутые контуром области изображения. Раскрашивая «витраж», ребенок сам выбирает цвет для каждой области, не выходя при этом за «перегородки». Такая работа собирает, концентрирует внимание ребенка, учит его аккуратности. При этом он не устает и не перенапрягается так, как если бы занимался раскрашиванием карандашом или фломастером на листах небольшого формата.

Детям с нарушением пространственных представлений лучше рисовать на листе, расположенном в плоскости, параллельной плоскости тела: либо на стене (тогда ребенок стоит), либо на полу (тогда он лежит на животе). При этом полезно закрашивать акварелью или гуашью большой лист – руками или губкой, обмакнутой в жидкую краску. Чтобы рисование было осмысленным, можно просить детей изобразить море, небо, траву, потом наклеить прямо на краску заранее вырезанных рыбок, птичек, листики и т.п. Можно красить стены большого дома, сделанного из картонной коробки. С такими детьми целесообразно проговаривать расположение рисунка в пространстве листа. Полезно рисовать, как растет дерево (снизу вверх, из земли к небу), как идет дождь (сверху вниз, с неба на землю); изображать фигуру и лицо человека, контур животного и т.д., обсуждая при этом, из каких элементов состоит рисунок и как они расположены на листе и по отношению друг к другу.

Пространство листа хорошо осваивать, рисуя орнаменты («коврики»). Педагог обозначает центр, а ребенок вокруг этого центра располагает свой орнамент. Если ребенок игнорирует одну из сторон пространства, например, левую, то важно подходить к нему с левой стороны, трогать за левую руку, обязательно во время рисования заполнять левую сторону листа. Если же ребенок «не видит» низа, то целесообразно привязывать сюжеты к земле: рисовать людей и животных, ходящих по земле, обязательно имеющих ноги и ступни, стоящие на земле дома, машины и т.д.

Детям со слабым развитием моторики полезно освоение особых приемов. Например, ребенку с ограниченными движениями пальцев показаны рисование на небольшом листе, изображение мелких деталей, штриховка и закрашивание, рисование тонкой и мягкой кисточкой. Ребенку же с вялой кистью руки пойдут на пользу различные движения, при которых кисть упирается в бумагу (примером служит нанесение точек: капает дождик, идет снег, падают листья). Такому ребенку можно даже привязать кисточку к руке «волшебной ленточкой». Развитию кистевых движений способствует рисование волнообразных линий (каемка у коврика, волны в море, петляющая дорога, след за кораблем); линий, нанесенных круговыми движениями в разных направлениях (дым из труб, украшение дома); горизонтальных (слева направо) и вертикальных (сверху вниз) линий (дождь, полоски у зебры, матрац, железнодорожное полотно, лестница).

В работе с детьми, имеющими проблемы в сенсорной сфере, желательно использовать краски ярких цветов. При этом лучше рисовать в горизонтальной плоскости, чтобы краски не текли (вообще они должны быть достаточно густыми). Ребенка следует поощрять к рисованию руками, их раскрашиванию, пачканью в краске или глине других частей своего тела, а затем просить его найти испачканное место и смыть краску. Это способствует осознанию ребенком схемы собственного тела.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.