Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сознание и самосознание




 

Развитие сознания человека происходит в процессе познания им окружающего мира. Познавая мир, человек стремится воздействовать на него и преображать его. А чтобы достичь этого, сознание должно развить такие функции, как программирование деятельности, выработка решений и их реализация. При этом человек изучает и себя, т.е. его сознание направляется внутрь самого себя как субъекта, оцениваются свои способности и акты деятельности. При этом формируется самосознание человека, т.е. знание человека о самом себе и своих возможностях.

По утверждению философов, самосознание — это «выделение человеком себя из объективного мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности, своих поступков, действий, мыслей и чувств, желаний и интересов» (15).

Потребность человека в осознании своих способностей служит толчком в развитии его самосознания.

Н. М. Борытко дает следующее определение: «Самосознание — это осознание человеком себя как личности и индивидуальности, своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, неся ответственность за принятые решения и действия» (7, с. 45).

Сознание и самосознание призваны совершенствовать деятельность человека, т.е. повысить эффективность и надежность человека как системы, действующей во внешнем мире. «Самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль, самосовершенствование» (8, с. 294).

Самопознание начинается с самосознания своих потребностей, сил и возможностей, своих умений и способностей. Самопознание приводит к пересмотру своих целей и ценностей, т.е. к осуществлению самоанализа своего поведения и своих поступков (3).

Самопознание включает самонаблюдение и самооценку.

Самонаблюдение позволяет человеку соотнести результаты своей деятельности со своими целями, а также с интересами общества. Кроме того, в процессе самонаблюдения человек познает собственную психику, ее индивидуальные особенности, ее нацеленность на решение задач, поставленных собой или обществом.

В. И. Андреев рекомендует постоянно заниматься самонаблюдением, подчиняя этот процесс особым правилам. (Эти правила сформулированы им в учебнике «Конкурентология» на с. 102.) Он обращает внимание на то, что «в методе самонаблюдения имеются некоторые особенности. Без правильного понимания и применения их метод самонаблюдения или не срабатывает, или крайне неэффективен» (3, с. 102).

Чтобы процесс самопознания протекал эффективно, надо ощутить «в себе Я как бы двух человек. Одно Я — это бесстрастный регистратор, наблюдающий вас как бы со стороны, второе Я — активная, действующая в прежнем режиме личность, то есть вы сами» (там же, с. 103).

Самооценка — это оценка человеком своего духовного и физического состояния и своего отношения к другим людям. Осуществляя самооценку, человек оценивает прежде всего результаты своей деятельности, т.е. дает оценку достигнутого им при движении к запланированной цели. Затем он оценивает свои возможности и способности и определяет, насколько успешным будет его дальнейшее продвижение к цели. Одним из факторов развития личности можно считать низкую самооценку результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала. В ходе самооценки человек соотносит свои поступки и действия с общепринятыми в обществе принципами и убеждениями. Давая верную оценку, он способен осуществить управление своим поведением, т.е. самоконтроль и самосовершенствование.

Л. Н. Толстой осуждающе относился к людям, которые не могут оценить себя, свои поступки и поведение. «Самоконтроль — это самоуправляемое поведение» (8, с. 296).

Осуществляя самоконтроль, человек держит себя в рамках общественных требований, моральных норм, принятых в данном обществе.

Самоконтроль является главным условием самосовершенствования. Чувство ответственности и долга является своеобразной формой самоконтроля. Представим в виде схемы взаимосвязь названных понятий (рис. 3).

 

 

Рис. 3. Взаимосвязь понятий «самосознание», «самопознание»,

«самоконтроль», «самосовершенствование»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.