Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты культуры мышления индивида и показатели уровней их сформированности




Вопросы

1. Компоненты культуры мышления индивида и показатели уровней их сформированности.

2. Принципы мудрого отношения к жизни, обеспечивающие эффективную мотивационную саморегуляцию личности.

3. Роль логического и эвристического мышления в творческой деятельности личности.

4. Психологические методы активизации творческого процесса.

Основные понятия: культура мышления, качество, критерий, логическое мышление, метод, эвристическое мышление, творчество.

 

 

Основная цель образования — это развитие способностей личности, которые нужны не только ей, но и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой. Исходя из этого, содержание образования включает в себя адаптированный социальный опыт человечества, опыт творческой деятельности и эмоционально-оценочных отношений. Мы рассматриваем культуру мышления как интегративное качество личности, соединяющие в себе мотивационный, интеллектуальный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, обеспечивающие самопознание и самореализацию личности. Остановимся на характеристике каждого из компонентов и показателях уровня их сформированности у индивида (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты культуры мышления и показатели уровней их

сформированности

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Мотивационный Показатели: наличие мотива к личностному самосовершенствованию; увлеченность процессом познания
Наличие мотива — цели личностного самосовершенствования; увлеченность процессом познания Мотивы личностного самосовершенствования, увлеченность процессом познания ситуативны Мотивация Отрицательная
Интеллектуальный Знания:о личности как саморазвивающемся человеке; о деятельности как способе развития личности и культуры мышления; о рефлексии; о способах самопознания, самовоспитания, самореализации; о людях, героях книг, фильмов, обладающих культурой мышления; о признаках, классификации признаков и явлений; о познании и образовании как общечеловеческих ценностях
Знания системные, глубокие, осознанные, соотнесенные с собственными потребностями и развитием личности; воспроизводятся самостоятельно, творчески Знания глубокие, но недостаточно соотнесенные с собственными потребностями и развитием личности; поисково-исполнительские Отрывочные, бессистемные знания, не соотнесенные с собственными потребностями, развитием личности; усвоенные на репродуктивном уровне
       

 

Продолжение таблицы 1

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Деятельностный Умения:ставить цели, выдвигать гипотезы и проверять их; моделирования и проектирования собственной деятельности в соответствии с выдвигаемой целью; рассуждать логично, критично, аргументированно, диалогично; работать с учебной, справочной, научной литературой; по организации самоконтроля и самокоррекции; использовать способы самопознания и самовоспитания; вести диалог в коллективной мыследеятельности; классифицировать предметы и явления по разным основаниям; рефлексировать последовательность мыслительных действий, операций; осознавать результаты культуры мышления как личностное достижение
Умения сформированы на творческом уровне, часто переходят в навык. Сознательная стадия усвоения В большинстве случаев умения проявляются на репродуктивном уровне. Полустихийная стадия усвоения Владение на уровне отдельных операций. Стихийная стадия усвоения
Эмоционально-оценочный Проявление реакции:на содержание получаемой информации; на процесс организации учебной и мыслительной деятельности на занятии
Испытывает и проявляет глубокое чувство удовлетворенности от культуры мышления Испытывает положительные реакции на самые яркие результаты культуры мышления Равнодушен, преобладают отрицательные эмоции

Необходимость развития интеллектуального компонента культуры мышления вызвана тем, что благодаря развитому интеллекту человек познает себя самого и окружающий мир. Благодаря интеллекту человек развивает абстрактное мышление, умения предвидения ситуации, планирования и организации своей деятельности. Это обеспечивает ему определенную степень независимости от внешней среды обитания, возможность преобразования ее и приспособления к собственным потребностям.

Мотивация как психолого-педагогическая категория поддается формированию, развитию как под педагогическим воздействием, так и в процессе самовоспитания. В мотивированной деятельности индивид сам определяет меру своих действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды. Структура мотива деятельности включает потребность, которую хочет удовлетворить человек; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цену — издержки материального и морального характера. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для человека.

В контексте рассмотрения развития культуры мышления личности мы выделяем три ориентировочных потребности: потребность смысла жизни, познавательную потребность, потребность в эмоциональном контакте. Реализация данных потребностей позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире и в социальной среде, т.е. самореализоваться в жизни. Степень самореализации личности зависит от уровня сформированости умений, являющихся основными показателями деятельностного компонента культуры мышления. Овладение умениями будет способствовать развитию мышления, изменению аналитико-синтетического состава мыслительной деятельности индивида. Степень самореализации личности зависит и от развитости ее логического и эвристического мышления, позволяющих ей подняться до уровня творчества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.