КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Компоненты культуры мышления индивида и показатели уровней их сформированности
Вопросы 1. Компоненты культуры мышления индивида и показатели уровней их сформированности. 2. Принципы мудрого отношения к жизни, обеспечивающие эффективную мотивационную саморегуляцию личности. 3. Роль логического и эвристического мышления в творческой деятельности личности. 4. Психологические методы активизации творческого процесса. Основные понятия: культура мышления, качество, критерий, логическое мышление, метод, эвристическое мышление, творчество.
Основная цель образования — это развитие способностей личности, которые нужны не только ей, но и обществу, приобщение ее к активному участию в жизни, соединение бытия индивидуального человека с культурой. Исходя из этого, содержание образования включает в себя адаптированный социальный опыт человечества, опыт творческой деятельности и эмоционально-оценочных отношений. Мы рассматриваем культуру мышления как интегративное качество личности, соединяющие в себе мотивационный, интеллектуальный, деятельностный и эмоционально-оценочный компоненты, обеспечивающие самопознание и самореализацию личности. Остановимся на характеристике каждого из компонентов и показателях уровня их сформированности у индивида (табл. 1). Таблица 1 Компоненты культуры мышления и показатели уровней их сформированности
Продолжение таблицы 1
Необходимость развития интеллектуального компонента культуры мышления вызвана тем, что благодаря развитому интеллекту человек познает себя самого и окружающий мир. Благодаря интеллекту человек развивает абстрактное мышление, умения предвидения ситуации, планирования и организации своей деятельности. Это обеспечивает ему определенную степень независимости от внешней среды обитания, возможность преобразования ее и приспособления к собственным потребностям.
Мотивация как психолого-педагогическая категория поддается формированию, развитию как под педагогическим воздействием, так и в процессе самовоспитания. В мотивированной деятельности индивид сам определяет меру своих действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды. Структура мотива деятельности включает потребность, которую хочет удовлетворить человек; благо, способное удовлетворить эту потребность; трудовое действие, необходимое для получения блага; цену — издержки материального и морального характера. Сила мотива определяется степенью актуальности той или иной потребности для человека. В контексте рассмотрения развития культуры мышления личности мы выделяем три ориентировочных потребности: потребность смысла жизни, познавательную потребность, потребность в эмоциональном контакте. Реализация данных потребностей позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире и в социальной среде, т.е. самореализоваться в жизни. Степень самореализации личности зависит от уровня сформированости умений, являющихся основными показателями деятельностного компонента культуры мышления. Овладение умениями будет способствовать развитию мышления, изменению аналитико-синтетического состава мыслительной деятельности индивида. Степень самореализации личности зависит и от развитости ее логического и эвристического мышления, позволяющих ей подняться до уровня творчества.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |