Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль логического и эвристического мышления в творческой деятельности




 

Логическое мышление — эффективный способ использования разума. Так считали еще со времен Аристотеля. В процессе логического мышления человек осуществляет мыслительные операции с понятиями, суждениями. При этом он обобщает, систематизирует, преобразует суждения, делает выводы (8, с. 202).

Следует отметить тот факт, что не всегда новые идеи в науке и других сферах деятельности человека рождались в ходе логического мышления.

«Нешаблонное» мышление в отличие от «шаблонного» (логического) чаще приводит к творческому использованию разума (2, с. 11 и далее).

Мыслительный процесс человека осуществляется на основе разнообразных нервно-психических механизмов. Процесс обработки информации в мозгу человека отличается от процесса обработки информации в технических системах. Чтобы эффективно развивать культуру мышления, человек должен овладеть не только логической, но и эвристической формой мышления. Эвристическое мышление у человека развивается в процессе решения творческих задач при использовании эвристических методов работы с информацией. Эвристические методы требуют крайнего сосредоточения на объекте мысли, активизируют творческие возможности человека, развивают его воображение.

Эвристические методы вводят человека в состояние эмоционального напряжения, когда, по словам В. И. Вернадского, «одна нить — разум, другая — чувство, и всегда они друг с другом соприкасаются…», и в этот момент рождаются новые идеи и находятся оригинальные решения проблем (8, с. 207).

Проблемами творческого процесса занимались многие ученые-психологи. Американский психолог Г. Рагг сформулировал требования к психологической теории творчества. Б. М. Кедров исследовал проблемы научного творчества. А. А. Налчаджян указывал на роль бессознательного и подсознательного в творчестве. Б. М. Кедров и Л. П. Гримак считают, что научное открытие — это революционное преодоление подсознательного «барьера» (8, с. 210).

О психологических особенностях творческой деятельности и условиях ее осуществления наиболее полно сказано В. И. Вернадским. Главными он считает следующие условия:

- проводить детальный анализ;

- видеть за частным общее;

- не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

- не избегать вопроса «Почему?»;

- прослеживать историю идей;

- собирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

- изучать общие закономерности научного изыскания (думать о том, как думаешь);

- связывать науку с другими областями знания, с общественной жизнью;

- не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные (8, с. 210).

Психологи утверждают, что при четкой психологической установке на решение творческой задачи образно-ассоциативные процессы становятся упорядоченными, приобретают продуктивный, целенаправленный характер.

Интересны результаты исследователей А. П. Ильинского, Л. С. Ильинской, А. В. Короп, позволивших уяснить механизм творческого процесса. Все больше ученых высказывают мысль «о существовании в мозгу некой «управляющей структуры», которая «знает», куда направлять информацию, адресованную подсознанию» (8, с. 217).

Ф. Ш. Терегулов утверждает, что «современное образование требует от учителей и обучаемых все больше и больше чувственной культуры. Важнейшим условием повышения сенсорной культуры является работа над проблемой порождения образа. Рождающиеся образы могут выполнять двоякую функцию, проецируясь на внешний и внутренний планы. Направленные вовне, они регулируют поведение и, кроме того, продуктивную, творческую деятельность. Рождённые образы, направленные внутрь субъекта, меняют его самого.

Итак, образная форма является наиболее эффективной для мышления, для оперирования во внутреннем плане» (10, с. 228).

Люди с резким превалированием невербального характера мышления достигают больших успехов в творчестве. В. Л. Райков, советский гипнолог, объясняет это тем, что процесс невербального мышления осуществляется значительно естественнее и легче, физиологически комплексно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.