Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие умений и навыков мыслительной деятельности




 

Культура мышления является результатом мыслительной деятельности, поэтому эффективность развития первой зависит от развитости навыков мыслительной деятельности индивида. Поэтому главная цель индивида — развитие навыков мыслительной деятельности.

По С. Л. Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определённой задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи — естественное завершение мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряжённое в начале и удовлетворённое в конце.

Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы есть акт мышления, часто это требует большой мыслительной работы. Первый признак мыслящего человека — умение увидеть проблему там, где она есть. Возникновение вопросов — признак развивающейся работы мысли. Человек видит тем больше проблем, чем шире круг его знаний. Таким образом, мышление предполагает наличие каких-то начальных знаний.

От осознания проблемы мысль переходит к её разрешению, решение задачи осуществляется разными способами. Есть особые задачи, для решения которых достаточно лишь по-новому соотнести исходные данные и переосмыслить ситуацию.

В большинстве случаев для решения задач необходима некоторая база теоретических обобщённых знаний. Решение задачи предполагает привлечение уже имеющихся знаний в качестве средств и методов решения.

Применение правила включает две мыслительные операции:

- определить, какое именно правило необходимо привлечь для решения;

- применение общего правила к частным условиям задачи.

Структура мыслительного процесса решения проблемы такова:

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие данные избыточны и т.д.).

3. Поиск решения:

- на основе одного известного алгоритма;

- на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;

- на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов;

- поиск принципиально нового решения (творческое мышление).

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в этом случае необходим возврат к пункту 2).

По мере того как мы формулируем нашу мысль, мы её и формируем. Система операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обуславливает её протекание, сама складывается, преобразуется и закрепляется в процессе этой деятельности.

Обладание навыками мыслительной деятельности зависит от развитости внутренней речи, которая возникает из внешней, сопровождает все процессы умственной деятельности. Степень участия внутренней речи в мышлении находится в зависимости от различных видов мыслительных задач. Внутренняя речь превращается в язык смысловых опорных пунктов при создании обобщенной логической схемы материала (информации). Обобщение происходит с помощью выделения ключевых слов, в которых сконцентрирован смысл фразы или целого текста.

Когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе — суждению по данному вопросу.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации, осознанный и целенаправленный, оперирующий понятиями и образами и завершающийся каким-либо результатом.

Выделяют четыре стадии решения проблемы: подготовка, созревание решения, вдохновение, проверка найденного решения.

Получая информацию в процессе своей активной деятельности, человек не только познает окружающий мир и его законы, но и преобразует его благодаря открытиям, полученным при исследовании и изучении различных явлений, в том числе и социальных. От созерцания к наблюдению, от целенаправленного наблюдения к научному эксперименту — таков путь познания окружающего мира. В современной науке часто прибегают к использованию наглядных моделей. К примеру, из физики известны модели строения атома, солнечной системы и т.д. Создание моделей возможно только при ведущей роли мышления.

Изучая окружающий мир, человек часто прибегает к обобщениям, абстракциям. Формирование абстрактных научных понятий происходит при выполнении индивидом операций анализа и синтеза. Как операции ума, анализ и синтез формируются в ходе предметной деятельности (6). В своем развитии мышление проходит путь от наглядно-образного к абстрактному.

Оперируя понятиями, мы отыскиваем их внутренние взаимосвязи, высказываем суждения. С помощью суждений мысль, понятие получает свое развитие. Важным средством мышления является умозаключение, посредством которого на основе знаний и опыта выводится новое знание. Умозаключение индуктивное делается при переходе от частных суждений к общим. Дедуктивное умозаключение — от общего к частному.

Индукция и дедукция используются при построении научной теории, являясь двумя сторонами познавательного процесса. Познавательный процесс всегда целенаправлен на поиск решения проблем, которые возникают в результате противоречия между существующим и желаемым состояниями.

Средством формирования новых знаний в творческом поиске является гипотеза. Гипотеза — форма перехода от неизвестного к известному, она должна объяснить круг явлений. Если она не подтверждается, то заменяется новой. Научная гипотеза должна быть проверяемой. Практическая проверка гипотезы осуществляется в ходе эксперимента. Примером могут служить гипотезы, выдвинутые физиками в конце XIX века в пользу сложного строения атома. После открытия электрона английский физик Дж. Томсон выдвинул гипотезу, вошедшую в физику под названием «пудинг с изюмом». Он предположил, что в положительную массу атома «вкраплены» электроны. Однако в ходе эксперимента, проведенного Резерфордом, эта гипотеза была признана неверной и предложена планетарная модель строения атома. Данная гипотеза была им доказана экспериментально.

Гипотезы доказываются и логическим путем, тогда используются различные логические средства: индукция и дедукция, анализ и синтез, моделирование. Доказательство и проверка гипотезы завершают ее превращение в теорию. Теория — систематизированное знание, получившее практическое подтверждение и логическое обоснование на определенной стадии развития познания. Теория — не застывшая догма, она сама в своей структуре формирует проблемы, которые служат средством ее дальнейшего развития и создания новых теорий. В качестве примера можно вспомнить развитие взглядов на природу света: свет — поток корпускул (по Ньютону), затем, после открытия дифракции и интерференции, свет — это волна; после открытия эффекта Комптона и других явлений восторжествовала теория дуализма света, признающая и волновую, и корпускулярную природу света, и наконец, квантовая теория света.

Гипотеза представляет собой предвидение чего-либо. Процесс предвидения — сложная мыслительная деятельность субъекта, которую необходимо развивать. Важную роль в развитии предвидения играет развитие воображения. Воображение является средством увидеть новое, которое еще даже не выражено в понятиях. Воображение, как и гипотеза, перекидывает мостик от старого к новому.

При изучении различных наук и дисциплин используются различные методы познания, при использовании вышеназванных навыков мыслительной деятельности.

Развивая культуру мыслительной деятельности, т.е. культуру мышления, каждый индивид проходит этапы: мотивационно-оценочный, собственно развития, результативно-оценочный.

В ходе первого этапа он получает полную объективную информацию об уровне сформированности познавательного интереса, мыслительной деятельности, владения способом организации мыслительной деятельности, чувства ответственности, культуры мышления. Эту информацию он получает при анализе результатов диагностики саморазвития с использованием различных методов. На основе полученной информации индивид формирует цели и задачи по саморазвитию, прежде всего, по развитию навыков мыслительной деятельности и культуры мышления.

В ходе второго этапа развиваются мотивационный, интеллектуальный, деятельностный, эмоционально-оценочный компоненты культуры мышления.

В ходе третьего этапа дается оценка уровня развития мыслительной деятельности и культуры мышления.

Процесс развития культуры мышления имеет цикличность: диагностика — мотивация — деятельность — контроль. С каждым циклом степень развития культуры мышления будет возрастать, т.е. будет осуществляться процесс совершенствования мыслительной деятельности и культуры мышления индивида.

Краткий словарь дефиниций

Абстракция — мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов и явлений для выделения существенных их признаков.

Анализ — метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Дедукция — способ рассуждения от общих положений к частным выводам.

Индукция — способ рассуждения от частных факторов, положений к общим выводам.

Конкретизация — представление в конкретном виде.

Моделирование (в психологии) (от. фр. modèle — образец) — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей.

Предвидеть — заранее знать, предполагать возможность проявления, наступления чего-нибудь.

Сравнение — одна из логических операций мышления.

Суждение — умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности.

Умозаключение — умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.

Вопросы для самоконтроля понимания текста

1. Дайте краткую характеристику существующих теорий формирования умений и навыков мыслительной деятельности.

2. Объясните, в чем заключается суть теории поэтапного формирования умственных действий.

3. Соотнесите понятия «умственные действия», «мыслительные операции», «мыслительные действия» и объясните их роль в развитии мыслительных навыков.

4. Перечислите основные понятия и термины, характеризующие мыслительную деятельность, раскройте их сущность (по А. Н. Леонтьеву, С. Л. Рубинштейну, Л. М. Фридману).

5. Охарактеризуйте процесс развития навыков мыслительной деятельности: внутренней речи, обобщений, абстракций, суждений, умозаключений, анализа, синтеза, выдвижения гипотез, предвидений, воображения и др.

6. Обоснуйте необходимость поэтапного развития культуры мышления. Каковы содержание и роль каждого этапа в этом процессе?

Задания для размышлений

1. Как обнаружить степень сформированности навыков мыслительной деятельности индивида?

2. Сформулируйте проблему, которую предстоит вам решить в связи с вовлечением в образовательный процесс вуза, отличный от обучения в школе. Используя структуру мыслительного процесса решения проблемы, обозначьте и обоснуйте пути ее решения.

3. Приведите примеры индуктивного и дедуктивного умозаключений.

4. Изучите содержание книги И. О. Вагина «Умейте мыслить гениально» (СПб.: Питер, 2002). Используя его советы, составьте алгоритм мышления социального педагога.

 

Литература

 

1. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. М., 1991. 415 с.

2. Выготский Л. С. Собр. соч.: в 6 т. / Л. С. Выготский. Т. 1. М., 1982. 275 с.

3. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. М., 1966.

4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. М., 1996. 544 с.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебное пособие / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону, 1997. 480 с.

6. Коршунов А. М. Познание и деятельность / А. М. Коршунов. М., 1984. 142 с.

7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1975. 304 с.

8. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. М., 1983.

9. Рубинштейн С. Л. Мышление и пути его исследования / С. Л. Рубинштейн. Берлин: Немецкое научное исследование, 1968. 141 с.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М., 1976. 467 с.

11. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний: Психологические основы / Н. Ф. Талызина. М., 1984. 344 с.

12. Фридман Л. М. Методы диагностики личности / Л. М. Фридман, Т. Пушкина. М., 1991.


 

Тема 10

Программа саморазвития как результат сформированности
культуры мышления

Основная идея: развитость культуры мышления позволяет индивиду осуществлять проектирование своей деятельности, своего поведения в социуме, самопознание и самосовершенствование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.