Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: общение




 

План:

I. Понятие "общение". Общение и деятельность.

II. Общение как обмен информацией.

III. Общение как межличностное взаимодействие.

IV. Общение как понимание /восприятие/ друг друга.

 

I. Люди не могут жить изолированно друг от друга. Всякая деятельность, производство предполагает объединение людей. Но не всякая группа людей может осуществлять полноценную деятельность, если не будет установлен контакт не будет достигнуто взаимопонимание.

Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Функции общения:

- информационно-коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между людьми. При этом используются вербальные и невербальные средства.

- регуляционно-коммуникативная /интерактивная/. Это общение с помощью жестов, поступков. Общение не словами, а действиями.

- аффективно-коммуникативная / перцептивная/. Это восприятие, понимание друг друга.

Знание особенностей общения, развитие навыков взаимодействия и взаимопонимания особенно важно для педагога и поможет осуществлять полноценное педагогическое общение, необходимое для развития личности.

Педагогическое общение - это эмоциональный фон для воспитательного процесса, и содержательная характеристика учебно-образовательного процесса. Общение и деятельность взаимосвязаны. С одной стороны общение возникает как необходимость для совместной деятельности. Общение здесь выступает как средство выполнения деятельности.

Создав предмет /продукт/ деятельности человек пытается воссоздать в нем свои особенности, утвердить себя в обществе. Этим предметом закрепляется отношение между тем, кто его сделал и тем, кто его использует. С помощью продукта деятельности человек продолжает себя в людях, передавая свои мысли, чувства, умение. Это общение уже иного порядка, деятельность в данном случае выступает как часть, предпосылка общения.

II. Понимание человека человеком происходит с помощью языка, как нечто общего для общающихся. Один человек кодирует информацию в слове /коммуникатор/, другой принимает и декодирует информацию /реципиент/

Система словесных знаков образует язык как средство существования, усвоения и передачи общественно-исторического опыта.

Процесс общения с помощью языка называется речью /вербальная коммуникация/. Средством речи является слово. Слова могут произноситься в слух, могут быть написаны или заменены жестом, выступающим как знак /азбука глухонемых/. В зависимости от этого выделяются виды речи:

1. Устная речь

А. - монологическая - участвует один человек. Эта речь сложная по композиционному строению, требует завершения мысли, грамматически правильная, последовательная логическая;

- диалогическая - поддерживается несколькими собеседниками. Для этого вида речи характерны вопросы, реплики, дополнения, вспомогательные слова, намеки, эмоциональная окраска речи;

Б. - внешняя - слова произносятся вслух;

- внутренняя - слова произносятся про себя, во внутреннем плане.

2. Письменная речь. Появилась позднее, чем устная, как потребность в общении при разрыве людей во времени или пространстве. Это лучший способ передачи информации от одного поколения к другому.

Общение не может быть уподоблено телеграфу. Человек не робот, поэтому общение предполагает эмоциональный аспект / невербальная коммуникация /.

Средством невербальной коммуникации являются жесты, мимика, интонация, пауза, поза, эмоции. Они усиливают средства вербальной коммуникации. Это язык чувств.

Невербальные средства общения - продукт общественно-исторического развития, поэтому может не совпадать у разных народов, национальностей.

К средствам невербальной коммуникации относятся и условные обозначения: цвет, татуировки, звездочки /на погонах/ и т.д.

III. Если общение не является фатическим /с лат. "бездумным"/, то тогда человек ставит цель - взаимодействовать не другого человека, чтобы получить ответ на вопрос. Результат такого общения - изменение поведения или деятельности. С такой точки зрения, общение выступает как межличностное взаимодействие,оно представляет собой последовательность реакции людей друг на друга, /поступок А. меняет поведение Б.; Б. ответно реагирует, эти реакции воздействуют на поведение А. /

Взаимодействия и взаимоотношения людей регламентируются социальными нормами. Социальные нормы - это система образцов поведения, принятых и одобряемых обществом. Усвоение норм используется людьми как критерий оценки своего и чужого поведения.

Социальный контроль в обществе осуществляется на основе ролей /учитель - ученик, женщина - мужчина, доктор - пациент, мать - дочь, начальник - подчиненный/. Однако один человек выполняет в жизни несколько ролей. Многоплановость ролей порождает конфликты /требовательность учителя и потакание матери - одного человека/.

Взаимодействие людей регулируется ролевыми ожиданиями. Ролевые ожидания- это возможность распознать то, что стремиться увидеть или услышать другой человек в собеседнике. Неумение или нежелание распознать ролевые ожидания также ведет к конфликтам.

Несоответствие поведения социальным нормам и ролевым ожиданиям может порождать конфликты двух родов: предметно-деловые разногласия /связанные с деятельностью/ и расхождения личностно-прогматических интересов /связанные с личностью общающихся/.

На поведение человека оказывает влияние также взаимодействующий с ним человек /за различными влияниями на ребенка скрываются особенности личности педагога и их взаимодействия и отношения/.

Особой формой межличностного взаимоотношения является дружба. Дружба - это устойчивая, индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействие, характеризующаяся взаимной привязанностью, высокой степенью удовлетворенности общением, взаимным ожиданием ответного чувства.

IV. Перцептивный аспект общения - это восприятие друг друга, понимание и оценка человека человеком. Общение становится возможным, если человек может представить своего партнера, понять его поведение, чувства, отношение к миру /Станиславский "При общении мы ищем душу человека, его внутренний мир". Рубинштейн С.Л. "На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных"/. Впечатления которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности "прочтения" другого человека зависит успех организации с ним согласованных действия.

Механизмы восприятия человека человеком:

1. идентификация — способ понимания человека через уподобления себя ему. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией. Эмпатия - это тоже способ понимания человека, только это не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблему.

2. рефлексия - осознание того, как человек воспринимается партнером по общения. Это не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается мой внутренний мир.

Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей:

- установка - стремление оценить определенным способом;

- стереотип - неосознанное автоматизированное действие, на основе которого и формируется установка

- "эффект ореола" - оценка не по личностным качествам, а по внешним данным человека

- каузальная атрибуция ("причиной наделяю") - приписывание человеку чувств, мыслей, которыми он не обладает

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ

1.Что такое общение?

2.Перечислите пункции общения.

3.Сформулируйте понятие педагогическое общение.

4.Охарактеризуйте информационно- коммуникативную функцию общения.

5.Назовите виды речи.

6.Что такое невербальная коммуникация?

7.Что включает в себя общение как межличностное взаимодействие?

8.Раскройте перцептивный аспект общения.

9.Назовите явления, влекущие за собой ошибки восприятия человека человеком.

 

ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ.

1. Отличие общения человека от общения животных

2.Общение и деятельность.

3.Необходимость общения для психического развития человека.

4.Невербальная коммуникация. «Язык тела», «3наки цивилизации».

 

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

1. Тренинги на развитие умения общаться.

2. Содержание /цели, средства/ общения у людей, находящихся на разных уровнях физического и психического развития.

 

Дополнительная литература:

1. Актуальные проблемы психопедагогики начального образования. – М., 1997, /Общение. Диагностика уровня формирования коммуникативных навыков/.

2. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание, 2001 г. № 5.

3. Бедельбаева, Смирнова. Общение со взрослыми - основной источник психического развития ребенка. //Дошкольное воспитание, 1980. № 9.

4. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми. //Дошкольное воспитание, 1977. № 9.

5. Елагина, Шерьязданова. О преодолении трудностей в общении. //Дошкольное воспитание, 1985. № 4.

6. Ермолаева Е.Д. Психологические методы развития навыков общения и эмоционального состояния дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1995. №9.

7. Исенина Е.И. Дословестный период развития речи у детей - Саратов, 1986.

8. Лурия А.Р. Язык и сознание. М, 1979, С.135-146.

9. Мир детства. Дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1979. /Общение С. 232-242/.

10. Попова Л.В., Дьяконов Г В Идентификация как механизм общения и развития личности: Методические рекомендации. - М., 1988.

11. Репина Т.А. Проблема межличностных отношений дошкольников и ее изучение. //Дошкольное воспитание, 1975. № 10.

12. Сербина, Э.Пиклер. Современные формы проявления госпитализма. //Дошкольное воспитание, 1991. №9.

13. Столяр, Скреблев. Могут ли дошкольники кодировать информацию. //Дошкольное воспитание, 1989. №6.

14. Ушаков Т.Н. Речь человека в общении. - М., 1989.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.