Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекрасное и безобразное




Категории эстетики

Всякая наука пользуется понятиями, т.е. логическими образами, фиксирующими свойства предмета. В системе научных понятий имеются такие, которые составляют основу ее, являются теоретическим фундаментом. Такие фундаментальные понятия науки называют категориями.

Основными категориями эстетики являются:

  • прекрасное – безобразное;
  • возвышенное – низменное;
  • комическое – трагическое.

 

Прекрасное – эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью.

Прекрасное проявление в конкретно-чувственном: гармония, симметрия, ритм, пропорциональность, целесообразность, а также в звуковых и цветосветовых отношениях, характеризующих внешний облик предметов.

В решении вопроса о природе прекрасного можно выделить несколько подходов:

1. Прекрасное – объективное свойство самих вещей. Такое представление о прекрасном сложилось в древнегреческой натурфилософии, где прекрасное трактовалось как вселенская гармония, красота мироздания, Космос. Данная трактовка прекрасного была характерна и для эстетики французского Просвещения. Прекрасное – естественное свойство самой природы, такое как вес, цвет, объем.

2. Действительность эстетики нейтральна, источник прекрасного таится в душе человека. Красота – субъективное восприятие явлений действительности.

3. Прекрасное есть результат соотнесения свойств объективной действительности с человеком как мерой красоты, или с его практическими потребностями, идеалами и представлениями о прекрасном в жизни.

Прекрасное выражено как объективно-эстетическое значение явлений, которое основывается через субъективные эстетические оценки, сквозь призму вкусов и идеалов людей.

Следует отметить, что третий подход является доминирующим в истории культуры. Его сторонниками были Платон, Сократ, Аристотель, Н. Чернышевский и др.

С гносеологической точки зрения прекрасное – это мысленный образ реального предмета. Вместе с тем оно предполагает идеализацию отражаемого предмета Прекрасное – есть построенная воображением мысленная модель предмета, гармоничные черты которого доведены мыслью до предела, высказаны до конца.

Безобразное – категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность.

Без-образное, т.е. лишенное образа, меры, порядка, хаос. В древнегреческой эстетике безобразное сближалось с понятиями небытия, зла. В средневековой эстетике воспринималось как следствие и форма проявления греховного. Эстетика Просвещения считала невозможным отражение безобразного в искусстве. Но, в эпоху Возрождения была осознана великая творческая сила безобразного как свидетельства могучей энергии и бесконечного многообразия природы. В романтизме подчеркивалась ценность для искусства «эксцентрического» и «уродливого». В модернизме оно истолковывалось как исключительная ценность.

Диалектику прекрасного и безобразного в искусстве тонко подметил Аристотель. Он отмечал, что в художественной деятельности безобразное может быть прекрасно изображено, т.е. оно получает свойства прекрасного.

Таким образом, эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением сопровождается чувством отвращения к самому предмету изображения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.