КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434) Астрономия-(809) Биология-(7483) Биотехнологии-(1457) Военное дело-(14632) Высокие технологии-(1363) География-(913) Геология-(1438) Государство-(451) Демография-(1065) Дом-(47672) Журналистика и СМИ-(912) Изобретательство-(14524) Иностранные языки-(4268) Информатика-(17799) Искусство-(1338) История-(13644) Компьютеры-(11121) Косметика-(55) Кулинария-(373) Культура-(8427) Лингвистика-(374) Литература-(1642) Маркетинг-(23702) Математика-(16968) Машиностроение-(1700) Медицина-(12668) Менеджмент-(24684) Механика-(15423) Науковедение-(506) Образование-(11852) Охрана труда-(3308) Педагогика-(5571) Полиграфия-(1312) Политика-(7869) Право-(5454) Приборостроение-(1369) Программирование-(2801) Производство-(97182) Промышленность-(8706) Психология-(18388) Религия-(3217) Связь-(10668) Сельское хозяйство-(299) Социология-(6455) Спорт-(42831) Строительство-(4793) Торговля-(5050) Транспорт-(2929) Туризм-(1568) Физика-(3942) Философия-(17015) Финансы-(26596) Химия-(22929) Экология-(12095) Экономика-(9961) Электроника-(8441) Электротехника-(4623) Энергетика-(12629) Юриспруденция-(1492) Ядерная техника-(1748)
Система позитивных традиционных ценностей воспитания в российской семье 1 страница
(Л.О.Володина)
Системные основы
Духовные
Нравственные ценности
духовно-
ценности
нравственных
ценностей
воспитания
Семья как субъект национальной культуры
Заглавные духовные ценности семьи: род, нация, общество, государство, природа
1. Культурно-
Кровное родство
почитание предков, признательность и благодарность
национальная и
предкам, гордость за принадлежность к своему роду
кровная
Дитя
любовь к ребенку, желание добра в жизни, ответственность
самоценность семьи
за нравственное поведение, забота о физическом здоровье,
воспитание в нем чувства собственного достоинства
Мать
доброта, нежность, заботливость, мудрость, справедливость,
терпение,
предупредительность,
жалостливость,
попечительство
Отец
ответственность за семью, забота о самодостаточности
семьи, мудрость
Дом
дом как жилище для организации частного быта семьи,
теплота,
гостеприимство,
доброжелательность,
привязанность
к
своей
обители,
домоседство,
хлебосольство, радушие, щедрость, услужливость,
домовитость, опрятность, чистоплотность
Семейный лад
согласованность,
уважительность,
почтительность,
послушность, единение, приноравливание, уступчивость
Любовь
духовная привязанность, заботливость, ответственность
членов семьи друг за друга, доверительность,
жалостливость, искренность
Целомудрие
скромность, стыдливость, чистота души
2. Природно-
Природные
почтительность, бережливость, чуткость, сострадание
географические
богатства
основы русской
Земля
бережное отношение к земле, забота о ее плодородности,
семьи и семейного
знание законов природопользования
воспитания
Труд
трудолюбие,
потребность
трудиться,
упорство,
старательность, добросовестность, невероятное терпение и
настойчивость, энергичность, смекалка, находчивость,
мастерство, деловитость, чувство гордости за результаты
своего труда, дисциплинированность, самоорганизация,
умение спланировать рабочий день, рациональность,
наблюдательность, умение жить в достатке
Хлеб
забота об урожае, трепетное отношение к хлебу
Системные основы
Духовные
Нравственные ценности
духовно-
ценности
нравственных
ценностей
воспитания
Здоровье
сила, выносливость,
работоспособность,
крепость,
мужественность, ловкость, проворность, привычка к
долготерпению
3. Общественно-
Родина
патриотизм, героизм, жертвенность, мужество, полезность
государственные
Родине, горячая любовь верность родному краю, знание ее
основы русской
истории, знание ее законов, благонравие, национальная
семьи и семейного
гордость, добропорядочность, законопослушание при
воспитания
относительной автономии
Коллективизм
ответственность, обязательство друг перед другом
Соборность
милосердие, сопереживание, житейская отзывчивость,
сострадание
Добро
доброжелательность,
доброделание,
добролюбие,
добродушие
Вера
уверенность
Надежда
оптимистичность, умение радоваться жизни, остроумие,
терпение, вера в свои способности противостоять
трудностям, умение преодолевать трудности спокойно, с
достоинством, сила воли, твердость характера в
преодолении трудностей
Нестяжательство
простота, умеренность желаний, умение довольствоваться
малым, бережливость, запасливость, экономичность,
рациональность в ведении домашнего хозяйства
Красота
стремление к красивому и изящному
Свобода
свободолюбие, духовная самостоятельность, простота души,
чувство собственного достоинства
Правда
безмерная честность, бесхитростность, прямодушие,
доверчивость, совестливость, верность слову, искренность,
доверительность
Равенство
признание и уважение прав другого, справедливость
Репутация
стремление к положительному мнению в обществе о себе,
поддержание о себе положительной репутации, высокие
требования к себе
Достоинство
ощущение собственной значимости в общественном деле,
умение признавать в себе и в других положительные
качества
Гражданский
миролюбие, дружелюбие, уважение чужой самобытности,
мир
терпимость к чужим мнениям, поведению, умение ладить с
другими, немстительность, незлопамятность
Классификации стилей семейного воспитания в различных психологически
Обобщенная классификация стилей семейного воспитания, описанная разными иссл
( Источник:Психология семейных отношений с основами семейного консультирования под ред.Е.И.Е.В.Зырянова и др. М., 2008.192 с.)
Название стиля
Эмоциональная
Требования
Контроль,
Модель обще
(варианты названий
близость
санкции
одного и того же стиля в
разных классификациях)
Демократический
Принятие,
Справедливые,
с
На
основе
Личностно-
(разумная любовь;
тепло, любовь
обоснованием
разумной
ориентированн
сотрудничество;
запретов
заботы.
и
принимающе-
Диалог
авторитарный;
сотрудничество
авторитетный,
ценностное отношение с
высокой рефлексией)
Авторитарный
Чаще
Жесткие,
без
Жесткий,
часто
Дисциплинарн
(автократический;
отсутствует,
не
объяснения
некорректный;
(окрики, угроз
диктат)
хотя
причин
наказания
исключается
Гиперопека
Излишняя
Отсутствуют
при
Тотальный,
Стремление
(гиперпротекция;
забота
многочисленных
чрезмерный
тесному
доминирующая
запретах
и
эмоционально
гиперопека;
ограничениях
контакту
симбиотический; «жизнь
(мелочная опе
за ребенка»)
Гиперопека
Обожание,
Отсутствуют
Слабый;
«Жертвоприно
(гиперпротекция;
любование
вседозволен-
ние»
потворствующая
ность
(максимальное
гиперопека;
удовлетворение
«кумир семьи»)
потребностей,
прихотей)
Повышенная моральная
Пониженное
Высокие
Возможны
Чрезмерная
ответственность
внимание
варианты
озабоченность
(гиперсоциализация)
будущим,
социальным
статусом,
учебными
успехами
Анархический
Прерывание
Отсутствуют или
Отсутствует
«Заискивающая
(потворствующий;
эмоционального
слабые
(оправдание
(некритичное
либерально-
контакта (иногда
поведения)
отношение)
попустительский)
демонстратив-
ное)
при
нарушениях
поведения
ребенка
Гипопротекция
Безразличие;
Отсутствуют
Отсутствует
«Невмешательс
(безнадзорность;
недостаток
(равнодушие)
во» (автоном
индифферентный;
тепла
закрытость
мирное сосуществование)
общения)
Эмоциональное
Отсутствует
Повышенные
Жесткий,
Психологическ
отвержение
строгие
дистанция,
пол
(отчужденный,
наказания
потеря контакт
отвергающий, «золушка»;
«маленький неудачник»)
Жестокое обращение
Отсутствует
Открытая агрессия
Жесткий,
Антагонизм,
(агрессивный)
лишение
враждебность
удовольствий,
(по
пов
унижения, побои
поведения)
Классификации стилей семейного воспитания в психологических исследованиях
№
Стиль воспитания
Описательная характеристика стиля
п/п
Воспитание по типу
Обобщенная
формула
родительского
воспитания
любви и принятия
выражается удовлетворением «Ребенок – центр моих
интересов». Родители постоянно занимаются с ребенком,
нежно к нему относятся, заботятся о его жизни
Воспитание по типу
Воспитательная формула родителей: «Все сделаю для
чрезмерной опеки
ребенка». В поведении родителей прослеживается полное
попустительство в сочетании с чрезмерной опекой
Воспитание по типу
Воспитательная формула родителей может быть выражена
излишней
утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть».
требовательности
Родители постоянно критикуют поведение ребенка,
отсутствует поощрение и похвала; низкая степень
эмоционального принятия
№
Стиль воспитания
Описательная характеристика стиля
п/п
Теплое отношение к
Сочетание теплого отношения к ребенку с представлением
ребенку
ему самостоятельности и инициативы
Холодное разрешающее
Имеется некоторая холодность к ребенку, недостаточность
воспитание
родительских чувств сочетаются с представлением ребенку
свободы
Теплое ограничивающее
Характеризуется эмоционально ярким отношением к
воспитание
ребенку с излишним контролем за его поведением
Холодное
Сопровождается
постоянной
критикой
ребенка,
ограничивающее
придирками,
а иногда преследованием самостоятельного
воспитание
поступка
Источник
: Ковалев С.В.Психология семейных отношений. -М., 1986.
№
Стиль
Описательная характеристика стиля
п/п
«Действенное
Основано
на
симпатии,
уважении
и
близости.
Формула
воспитание»
родительского отношения к детям такова: «Хочу» чтобы мой
ребенок был счастлив, буду помогать ему в этом. В семье теплый
эмоциональный тон общения, присуще активное воспитание и
интересам, увлечениям, способностям ребенка, уважаются его
права, оказывается радужная требовательность
«Отстраненное
Основано
на
симпатии,
уважении,
но
существует
большая
воспитание»
дистанция
с
ребенком.
Формула
семейного
воспитания:
«Смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня не
так много времени для общения с ним». Родители высоко
оценивают ребенка, его внешний облик, его успехи, способности,
но мягкое обращение с ним сопровождается неумением помочь в
его проблемах
«Действенная
Основана на близости, симпатии, но отсутствует уважение.
жалость»
Формула воспитания такова: «Хотя мой ребенок недостаточно
умен и физически развит, но все равно это мой ребенок и я его
люблю». Этот стиль эмоционального отношения к ребенку
характеризуется осознанностью действительных, а иногда и
мнимых отклонений в его физическом и умственном развитии. В
результате родители приходят к идее исключительности своего
ребенка. В общении с ребенком идут к пути предоставления
особых привилегий всячески предохраняют от вредных влияний.
Интересы родителей сосредоточены на нем, они как бы не верят в
возможности и способности ребенка
«Воспитание по
Основано на симпатии, неуважении, большей межличностной
типу
дистанции. Формула семейного воспитания выглядит примерно
снисходительного
так: «Нельзя не винить моего ребенка в том, что он недостаточно
отстранения»
умен и недостаточно физически развит». Неблагополучие ребенка
негласно является его правом, родители не вмешиваются в дела
ребенка, в его контакты со сверстниками и другими людьми,
недостаточно ориентируются в душевном мире ребенка
«Отвержение»
Основано на антипатии, неуважении, большой межличностной
дистанции. Такое отношение родителей к своим детям встречается
очень
редко,
формула родительской
позиции
выражается так:
«Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание
иметь с ним дело». Родитель отстраняется от ребенка, не хочет
общаться с ним, не замечает его присутствия. Родитель становится
холодно-неприступным при его приближении
«Презрение»
Присутствуют неуважение, малая межличностная дистанция.
Формула: «Я мучаюсь, беспредельно страдаю от того, что мой
ребенок так неразвит, упрям, труслив, неприятен другим людям».
Любые достижения ребенка родитель не замечает, игнорирует, в
общении не замечает ничего положительного. Общение родителей
и детей строится
на понукании, назидании, требовательности.
Такие
родители
постоянно посещают специалистов желая
«исправить» ребенка
«Преследование»
Неуважение, антипатия, но близость к ребенку существует.
Воспитание строится по формуле: «Мой ребенок негодяй, и я
докажу ему это!». В воспитании присутствует твердая
убежденность
родителей, что их
ребенок
превратился в
«мерзавца». Родители пытаются чрезмерной строгостью, жестким
контролем переломить ребенка, нередко выступают инициаторами
привлечения к воспитанию общественности
«Отказ»
Антипатия, уважение и большая межличностная дистанция. В
воспитании ребенка преобладает отстранение от его проблем. Они,
как и он сам, издали наблюдают за ребенком, признавая его силу,
ценность некоторых личностных качеств. При заострении
отношений такие родители охотно прибегают к помощи
общественности, стремятся доверить ребенка школе
.
Источник: Спиваковская А.С.Как быть родителями. -М., 1986
Дата добавления: 2014-11-18 ; Просмотров: 411 ; Нарушение авторских прав? ; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет