Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3: Структура управления в таможенных органах




 

1. Под организационной структурой управления в таможенных органах понимается совокупность взаимосвязанных в иерархической последовательности и наделенных определенными правилами структурных элементов, деятельность которых направлена на реализацию задач и функций управления с целью достижения наилучшего экономического результата.

К настоящему времени таможенная служба РФ сформировалась как целостная организационно-управленческая система, которая представляет из себя трехзвенную структуру управления и состоит из аппарата Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

Непосредственными органами управления являются:

ü ФТС России;

ü Региональные таможенные управления;

ü Таможни;

ü Таможенный пост.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

2. Важным компонентом управления в таможенных органах являются кадры управления, от эффективности деятельности которых, зависит вся деятельность таможенных организаций.

Кадры управления - это сотрудники, осуществляющие функции управления или способствующие их осуществлению, т.е. сотрудники, профессионально участвующие в процессе управления и входящие в аппарат управления.

Управленческие кадры должны обладать глубокими знаниями не только в области таможенного дела, но и психологии, права и особенно внешнеэкономической деятельности и внутренней экономики страны. Только полное овладение всеми достижениями науки управления и системное их использование в практике управленческой деятельности может дать требуемый эффект.

В таможенных органах кадры управления подразделяются на три основные категории: руководители, специалисты, вспомогательно-технический и обслуживающий персонал.

Руководители - это сотрудники, возглавляющие таможенный орган, таможенную организацию или учреждение или отдельные, структурно обособленные, организационно оформленные подразделения, направляющие и координирующие деятельность всего аппарата управления или его подразделений, обеспечивающие решения стоящих перед таможенным органом (организацией) задач и достижение целей.

В соответствии с возможными формами связей в структуре управления различаются линейные и функциональные руководители.

Специалисты - это сотрудники, разрабатывающие варианты решений задач таможенной деятельности или управленческого характера. Специалисты классифицируются в соответствии с профессиональной подготовкой и функциями управления.

Вспомогательно-технический и обслуживающий персонал - это сотрудники, обеспечивающие деятельность руководителей и специалистов.

В заключение необходимо отметить, что в этой лекции рассмотрены понятия лишь основных категорий науки управления применительно к государственным органам управления, что полностью относится и к управлению в таможенным органах.

Значение рассмотренных категорий имеет важное значение: во- первых, они позволяют понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в четвертых, правильно научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся, и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период становление таможенной системы.

3. Организационная структура существенно сказывается на реализации таможенным органом своих функций, что определяется, главным образом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Так, орган управления с большой степенью жесткости организационной структуры способен функционировать лишь в строго заданных параметрах. Поэтому органы с устойчивой, узкоспециализированной структурой создаются тогда, когда заранее известны все те функции, для осуществления которых они предназначаются.

Однако, если социальные процессы, нуждающиеся в упорядочении, представляются неопределенно изменяющимися, то, создавая соответствующую управляющую систему, нельзя задавать ей жесткую организационную структуру. В противном случае созданный орган (структурное подразделение) не сможет функционировать с необходимой эффективностью, поскольку жесткая организационная структура не позволит ему быть в достаточной мере восприимчивым к этим неопределенно изменяющимся процессам. Следовательно, чем сложнее и вероятнее поведение объекта управления, тем универсальнее, «свободнее» должна быть структура органа управления.

Но универсализация организационной структуры таможенного органа может осуществляться до определенного предела. Это обусловлено тем обстоятельством, что вместе с универсальностью организационной структуры органы управления приобретают своеобразную расплывчатость, аморфность, в результате чего возникают дополнительные трудности в определении взаимоотношений между структурными подразделениями органов как «по вертикали», так и «по горизонтали».

Таким образом, в зависимости от того, насколько ход управляемых процессов поддается предсказанию, создаются органы управления с узкоспециализированной (жесткой) либо универсальной организационной структурой. Гибкость организационной структуры позволяет максимально эффективно осуществлять те функции, для реализации которых предназначен орган управления.

Деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного построения системы, создания организационной структуры таможенного органа, т.е. согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

Задача управления как задача поиска адекватной структуры таможенных органов или ее оптимизации (модернизации) в самом широком случае сводится к проектированию таможенного органа или системы таможенных органов в рамках представленных ограничений. В процессе проектирования таможенного органа путем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он предназначается, формируется его организационная структура.

Необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства. Между функциями и организационной структурой существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, исходя из которых, по общему правилу, конкретная функция закрепляется за структурным подразделением таможенного органа. Для успешного осуществления этой функции данное подразделение наделяется соответствующими правами и несет ответственность за ее реализацию. Однако если некоторые функции тесно связаны между собой и близки по своему содержанию, то вовсе не обязательно для реализации каждой из них создавать самостоятельное подразделение.

Решение вопросов об организации структуры таможенного органа должно опираться на соблюдение таких важнейших требований к структуре органа управления, как простота и экономичность. При этом важную роль играет система категорирования таможенных органов.

Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции должностными лицами, работающими в других подразделениях.

Необходимость структурной перестройки может обусловливаться различными факторами, главнейшими из которых являются: а) изменения в объеме и характере решаемых задач и осуществляемых функций; б) усиление технической базы и профессиональной подготовки личного состава; в) изменение социально-экономической и административно-территориальной характеристик обслуживаемой территории; г) повышение требований к оперативности и обоснованности принимаемых решений. Эти, а также некоторые иные факторы необходимо учитывать и для правильного построения организационной структуры вновь создаваемых структурных подразделений.

Эффективность организационной структуры таможенных органов во многом зависит от лежащих в ее основе принципов, определяющих целостность и взаимосвязанность структуры таможенных органов на всех уровнях, обуславливающих, с одной стороны, «типовой» характер организации структурных подразделений таможенных органов, а с другой стороны, максимальное соответствие конкретной структуры таможенного органа целям эффективной аллокации реально осуществляемых функций между различными структурными подразделениями.

Таким образом, для построения эффективной организационной структуры таможенных органов можно выделить следующие три группы требований:

1. Требования к принципам организации структуры;

2. Требования к функциональному наполнению организационной структуры;

3. Требования к процессам осуществления трансакций.

Требования к принципам организации структуры направлены на обеспечение внутренней непротиворечивости и логической целостности иерархической структуры таможенных органов.

Требования к функциональному наполнению организационной структуры направлены на обеспечение наиболее рациональной взаимосвязи между функциями структурного подразделения (таможенного органа) и организацией работы по их исполнению.

Требования к процессам осуществления трансакций направлены на обеспечение оптимального взаимодействия структурных подразделений (таможенных органов) при исполнении функций.

Последовательная проверка существующей организационной структуры таможенных органов на соответствие этим требованиям позволяет выявить отдельные элементы неэффективности в организационно-структурных связях таможенных органов и их структурных подразделений. В результате проведения такой проверки возможно сформировать предложения по оптимизации существующей организационной структуры таможенных органов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 8076; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.