КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подведение итогов самостоятельной работы
В результате проведения работы, каждый студент приобретает практический навык расчета относительных величин и анализа полученных показателей. Литература: Основная: 1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002. 2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2007. С. 258-264. 3. Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: Учеб. для студентов педиатрического факультета / В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. – СПб.: Петрополис, 2000. С. 97-114.
Дополнительная: 1. Социальная медицина и организация здравоохранения: Учебное руководство для студентов, клинических ординаторов и аспирантов: в 2 томах. Т2 / В.А. Миняев, Н.И. Вишняков, В.К. Юрьев, В.С. Лучкевич – М. 1998. – С. 91-94; 112-114, Т.1 2. Кириченко Ю.Н. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебное пособие). – Курск: КГМУ, 2004. – С.193-200. 3. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации». – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2006. – 360 с.
Тема: «Корреляционный анализ. Стандартизация показателей»
Цель самостоятельной работы: сформировать у студента практический навык самостоятельно стандартизировать показатели.
СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Варианты заданий На основе приведенных в таблице данных вычислить стандартизованные показатели смертности и сделать вывод, вытекающий из сопоставления обычных (интенсивных) и стандартизованных показателей в сравниваемых группах.
Вариант 1 Вычислить и провести анализ показателей смертности в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение населения городов А и Б по возрасту и числу умерших
За стандарт принять полусумму состава жителей по возрасту в городах Вариант 2 Вычислить и провести анализ показателей смертности городского и сельского населения путем применения метода стандартизации. Распределение городского и сельского населения области по возрасту
За стандарт принять полусумму состава городского и сельского населения по возрасту. Вариант 3 Вычислить и провести анализ показателей травматизма в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение лиц, имевших травмы на промышленном предприятии, по полу и периодам времени
За стандарт принять полусумму работающих на промышленном предприятии за два периода. Вариант 4 Вычислить и провести анализ показателей частоты выявления гипертонической болезни в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение обследованных и больных гипертонической болезнью по полу в районах А и Б
За стандарт принять полусумму составов обследованных жителей по полу в районах А и Б.
Вариант 5 Вычислить и провести анализ показателей летальности в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение больных и умерших в двух больницах в зависимости
За стандарт принять полусумму составов больных по срокам госпитализации в больницах № 1 и № 2. Вариант 6 Вычислить и провести анализ показателей частоты длительно и часто болеющих рабочих в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение длительно и часто болеющих (ДЧБ) рабочих
За стандарт принять полусумму составов рабочих по возрасту в основных и вспомогательных цехах. Вариант 7 Вычислить и провести анализ показателей рождаемости в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение населения по возрасту и числу родившихся у лиц
За стандарт принять полусумму составов населения по возрасту на территориях А и Б.
Вариант 8 Вычислить и провести анализ специальных коэффициентов рождаемости (плодовитости) в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение женщин детородного возраста и числа родившихся
За стандарт принять полусумму возрастных составов женщин в районах
Вариант 9 Вычислить и провести анализ показателей инвалидизации в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение рабочих и лиц, получивших инвалидность
За стандарт принять полусумму составов рабочих по полу на двух предприятиях.
Вариант 10 Вычислить и провести анализ показателей заболеваемости в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение детей, посещающих дошкольные учреждения
За стандарт принять полусумму составов детей по возрасту, посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся дома.
Вариант 11 Вычислить и провести анализ показателей частоты рахита в городах А и Б путем применения метода стандартизации. Распределение детей 1-го года жизни, имевших рахит, по характеру
За стандарт принять полусумму составов детей по характеру вскармливания в районах деятельности поликлиник А и Б.
Вариант 12 Вычислить и провести анализ показателей частоты миопии среди школьников в городах А и Б путем применения метода стандартизации.
Распределение школьников и детей, страдающих миопией,
За стандарт принять полусумму составов детей по классам в школах А и Б. График проведения работы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на порядок действий при стандартизации показателей. Специалисту здравоохранения приходится сравнивать статистические показатели, вычисленные в качественно неоднородных по составу группах. Но такое действие с точки зрения требований к статистическим сравнениям является некорректным. Выходом из этой ситуации будет применение метода стандартизации показателей, который устраняет различия в сравниваемых группах и позволяет рассчитать показатели, характеризующие частоту анализируемого явления, если обе группы по какому-либо признаку будут иметь одинаковую структуру. Стандартизация – это метод вычисления условных (стандартизованных) показателей, когда сравнение двух интенсивных показателей невозможно из-за несопоставимости групп. Стандартизованные показатели в отличие от обычных являются условными и не отражают истинной частоты изучаемого явления. Но их назначение состоит в том, чтобы помочь объяснить различия между обычными или интенсивными показателями и правильно сделать выводы. Например, показатель смертности от болезней системы кровообращения среди женщин в России значительно выше, чем среди мужчин. Сам по себе напрашивается вывод о большей вероятности смертности женщин. Однако это не так. В стране существует значительное преобладание в старших возрастных группах женского населения. А как известно, наиболее высокий показатель смертности в старших возрастных группах. Это обстоятельство и обусловливает более высокий показатель смертности у женщин. Но если бы возрастно-половой состав населения России соответствовал так называемому европейскому составу, то картина была бы обратной: более высокие показатели смертности от болезней системы кровообращения были бы у мужчин. Таким образом, высокий интенсивный показатель смертности у женщин объясняется их значительным преобладанием в старших возрастных группах, когда смертность от болезней системы кровообращения является весьма распространенной. Но вероятность смертности, тем не менее, выше у мужчин. Однако надо помнить, что неоднородность по какому-либо признаку в составе сравниваемых групп не всегда влияет на различия в величине показателей. В таких случаях делают соответствующий вывод и продолжают стандартизацию с целью исключения неоднородности по другим признакам. Этапы стандартизации: 1. Расчет интенсивных показателей в двух сравниваемых группах и интенсивных показателей по градациям групп. 2. Выбор стандарта. 3. Расчет ожидаемых чисел. 4. Вычисление стандартизованных показателей. 5. Выводы. Рассмотрим пример вычисления стандартизованных показателей летальности в больницах А и Б. Распределение прошедших и умерших больных
Порядок действий: I этап: расчёт интенсивных показателей (в данном случае летальности) в двух сравниваемых совокупностях. Для наглядности в таблице приводятся все расчеты. Показатели летальности по отделениям и по больницам А и Б в целом
II этап: определение стандарта. За стандарт принимаем полусумму больных, лечившихся в больницах А и Б: Расчёт стандарта
III этап: расчёт ожидаемых чисел умерших в каждой больнице. Если из 600 больных терапевтического отделения больницы А умерло 30, то сколько умерло бы, если бы число прошедших больных составляло бы 400 (стандарт)? Аналогичным образом составляются и другие пропорции: Расчёт ожидаемых величин (числа умерших) в каждой группе
IV этап: расчёт стандартизованных показателей при условии, что в каждой больнице число прошедших больных составляло 1000 (стандарт): (34 / 1 000) ∙ 100 = 3,4% а в больнице Б: (44 / 1 000) ∙ 100 = 4,4% Вывод: Показатель летальности в больнице А выше, чем в больнице Б. Наиболее высокие показатели летальности в терапевтических отделениях. Отсюда можно предположить что, высокий показатель летальности в больнице А объясняется преобладанием в ней больных терапевтического профиля, а более низкий показатель летальности в больнице Б обусловлен преобладанием в ней больных хирургического профиля, имеющих низкую летальность. Этот вывод подтверждают результаты стандартизации: если бы состав больных в больницах А и Б был бы одинаковым, то летальность в больнице А была бы ниже.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |