Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подведение итогов самостоятельной работы




В результате проведения работы, каждый студент приобретает практический навык расчета относительных величин и анализа полученных показателей.

Литература:

Основная:

1. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2002.

2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2007. С. 258-264.

3. Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: Учеб. для студентов педиатрического факультета / В.К. Юрьев, Г.И. Куценко. – СПб.: Петрополис, 2000. С. 97-114.

 

Дополнительная:

1. Социальная медицина и организация здравоохранения: Учебное руководство для студентов, клинических ординаторов и аспирантов: в 2 томах. Т2 / В.А. Миняев, Н.И. Вишняков, В.К. Юрьев, В.С. Лучкевич – М. 1998. – С. 91-94; 112-114, Т.1

2. Кириченко Ю.Н. Общественное здоровье и здравоохранение (Учебное пособие). – Курск: КГМУ, 2004. – С.193-200.

3. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации». – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2006. – 360 с.

 


Тема: «Корреляционный анализ. Стандартизация показателей»

 

Цель самостоятельной работы: сформировать у студента практический навык самостоятельно стандартизировать показатели.

 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Варианты заданий

На основе приведенных в таблице данных вычислить стандартизованные показатели смертности и сделать вывод, вытекающий из сопоставления обычных (интенсивных) и стандартизованных показателей в сравниваемых группах.

 

Вариант 1

Вычислить и провести анализ показателей смертности в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение населения городов А и Б по возрасту и числу умерших

Возраст в годах Город А Город Б
Число жителей Число умерших Число жителей Число умерших
0 – 14 3 000   1 000  
15 – 49 5 000   5 000  
50 и старше 2 000   4 000  
Всего: 10 000   10 000  

За стандарт принять полусумму состава жителей по возрасту в городах
А и Б.

Вариант 2

Вычислить и провести анализ показателей смертности городского и сельского населения путем применения метода стандартизации.

Распределение городского и сельского населения области по возрасту
и числу умерших

Возраст в годах Городское население Сельское население
Численность населения Число умерших Число больных Число умерших
0–14 50 000   100 000 1 400
15–49 100 000   400 000 1 600
50 и старше 50 000 1 000 300 000 5 400
Всего: 200 000 2 000 800 000 8 400

За стандарт принять полусумму состава городского и сельского населения по возрасту.

Вариант 3

Вычислить и провести анализ показателей травматизма в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение лиц, имевших травмы на промышленном предприятии, по полу и периодам времени

Пол Первый период Второй период
Число работающих Число травм Число работающих Число травм
Мужчины        
Женщины        
Всего:        

За стандарт принять полусумму работающих на промышленном предприятии за два периода.

Вариант 4

Вычислить и провести анализ показателей частоты выявления гипертонической болезни в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение обследованных и больных гипертонической болезнью по полу в районах А и Б

Пол Район А Район Б
Число обследованных Число больных Число обследованных Число больных
Мужчины        
Женщины        
Всего: 1 000   1 000  

За стандарт принять полусумму составов обследованных жителей по полу в районах А и Б.

Вариант 5

Вычислить и провести анализ показателей летальности в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение больных и умерших в двух больницах в зависимости
от срока госпитализации при аппендиците

Срок госпитализации в днях Больница № 1 Больница № 2
Число больных Число умерших Число больных Число умерших
1–3       -
4–5        
6–7        
Всего:        

За стандарт принять полусумму составов больных по срокам госпитализации в больницах № 1 и № 2.

Вариант 6

Вычислить и провести анализ показателей частоты длительно и часто болеющих рабочих в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение длительно и часто болеющих (ДЧБ) рабочих
основных и вспомогательных цехов по возрасту

Возраст в годах Основные цеха Вспомогательные цеха
Число рабочих Число ДЧБ Число рабочих Число ДЧБ
20–29        
30–39        
40 и старше        
Всего:        

За стандарт принять полусумму составов рабочих по возрасту в основных и вспомогательных цехах.

Вариант 7

Вычислить и провести анализ показателей рождаемости в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение населения по возрасту и числу родившихся у лиц
соответствующих возрастных групп на территориях А и Б

Возраст в годах Территория А Территория Б
Численность населения Число родившихся за год Численность населения Число родившихся за год
15–20 2 000   2 000  
21–30 3 000   6 000  
31–49 5 000   2 000  
Всего: 10 000   10 000  

За стандарт принять полусумму составов населения по возрасту на территориях А и Б.

 

Вариант 8

Вычислить и провести анализ специальных коэффициентов рождаемости (плодовитости) в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение женщин детородного возраста и числа родившихся
у матерей соответствующих возрастных групп в районах А и Б

Возраст в годах Район А Район Б
Число женщин Число родившихся Число женщин Число родившихся
15–20 1 000   3 000  
21–30 7 000   3 000  
31–49 2 000   4 000  
Всего: 10 000   10 000  

За стандарт принять полусумму возрастных составов женщин в районах
А и Б.

Вариант 9

Вычислить и провести анализ показателей инвалидизации в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение рабочих и лиц, получивших инвалидность
от сердечно-сосудистых заболеваний, на двух предприятиях по полу

Пол Предприятие № 1 Предприятие № 2
Число рабочих Число инвалидов Число рабочих Число инвалидов
Мужчины        
Женщины        
Всего:        

За стандарт принять полусумму составов рабочих по полу на двух предприятиях.

 

Вариант 10

Вычислить и провести анализ показателей заболеваемости в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение детей, посещающих дошкольные учреждения
и воспитывающихся дома, и детей, болеющих респираторными
инфекциями, по возрасту

Возраст в годах Дети, посещающие дошкольные учреждения Дети, воспитывающиеся дома
Всего Число больных респираторными инфекциями Всего Число больных респираторными инфекциями
До 1 года        
1–3        
4–7        
Всего:        

За стандарт принять полусумму составов детей по возрасту, посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся дома.

 

Вариант 11

Вычислить и провести анализ показателей частоты рахита в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение детей 1-го года жизни, имевших рахит, по характеру
вскармливания в районах деятельности поликлиник А и Б

Характер вскармливания Поликлиника А Поликлиника Б
Число детей в возрасте 1 года Число больных рахитом Число детей в возрасте 1 года Число больных рахитом
Грудное        
Смешанное        
Искусственное        
Всего:        

За стандарт принять полусумму составов детей по характеру вскармливания в районах деятельности поликлиник А и Б.

 

Вариант 12

Вычислить и провести анализ показателей частоты миопии среди школьников в городах А и Б путем применения метода стандартизации.

Распределение школьников и детей, страдающих миопией,
по классам школ А и Б

Класс Школа А Школа Б
Число детей Число больных миопией Число детей Число больных миопией
1–3        
4–8        
9–10        
Всего: 1 000   1 000  

За стандарт принять полусумму составов детей по классам в школах А и Б.

График проведения работы.

1. Изучение методических установок для выполнения самостоятельной работы 0,5 часа
2. Изучение основной и дополнительной литературы 1 час
3. Решение представленных задач по вариантам 2 час
4. Анализ полученных результатов, выводы и подведение итогов самостоятельной работы 0,5 часа
  Итого: 4 часа

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на порядок действий при стандартизации показателей. Специалисту здравоохранения приходится сравнивать статистические показатели, вычисленные в качественно неоднородных по составу группах. Но такое действие с точки зрения требований к статистическим сравнениям является некорректным. Выходом из этой ситуации будет применение метода стандартизации показателей, который устраняет различия в сравниваемых группах и позволяет рассчитать показатели, характеризующие частоту анализируемого явления, если обе группы по какому-либо признаку будут иметь одинаковую структуру.

Стандартизация – это метод вычисления условных (стандартизованных) показателей, когда сравнение двух интенсивных показателей невозможно из-за несопоставимости групп.

Стандартизованные показатели в отличие от обычных являются условными и не отражают истинной частоты изучаемого явления. Но их назначение состоит в том, чтобы помочь объяснить различия между обычными или интенсивными показателями и правильно сделать выводы.

Например, показатель смертности от болезней системы кровообращения среди женщин в России значительно выше, чем среди мужчин. Сам по себе напрашивается вывод о большей вероятности смертности женщин. Однако это не так. В стране существует значительное преобладание в старших возрастных группах женского населения. А как известно, наиболее высокий показатель смертности в старших возрастных группах. Это обстоятельство и обусловливает более высокий показатель смертности у женщин. Но если бы возрастно-половой состав населения России соответствовал так называемому европейскому составу, то картина была бы обратной: более высокие показатели смертности от болезней системы кровообращения были бы у мужчин. Таким образом, высокий интенсивный показатель смертности у женщин объясняется их значительным преобладанием в старших возрастных группах, когда смертность от болезней системы кровообращения является весьма распространенной. Но вероятность смертности, тем не менее, выше у мужчин.

Однако надо помнить, что неоднородность по какому-либо признаку в составе сравниваемых групп не всегда влияет на различия в величине показателей. В таких случаях делают соответствующий вывод и продолжают стандартизацию с целью исключения неоднородности по другим признакам.

Этапы стандартизации:

1. Расчет интенсивных показателей в двух сравниваемых группах и интенсивных показателей по градациям групп.

2. Выбор стандарта.

3. Расчет ожидаемых чисел.

4. Вычисление стандартизованных показателей.

5. Выводы.

Рассмотрим пример вычисления стандартизованных показателей летальности в больницах А и Б.

Распределение прошедших и умерших больных
по отделениям больниц А и Б

Отделение Больница А Больница Б
Число прошедших больных Число умерших Число прошедших больных Число умерших
Терапевтическое        
Хирургическое        
Инфекционное        
Всего:        

Порядок действий:

I этап: расчёт интенсивных показателей (в данном случае летальности) в двух сравниваемых совокупностях. Для наглядности в таблице приводятся все расчеты.

Показатели летальности по отделениям и по больницам А и Б в целом

Отделение Летальность
Больница А Больница Б
Терапевтическое
Хирургическое
Инфекционное
По больницам в целом:

 

II этап: определение стандарта. За стандарт принимаем полусумму больных, лечившихся в больницах А и Б:

Расчёт стандарта

Отделение Стандарт
Терапевтическое (600 (больница А) + 200 (больница Б)): 2 = 400
Хирургическое (300 + 700): 2 = 500
Инфекционное (100 + 100): 2 = 100
Всего: (1000 + 400 + 500 + 100): 2 = 1000

 

III этап: расчёт ожидаемых чисел умерших в каждой больнице. Если из 600 больных терапевтического отделения больницы А умерло 30, то сколько умерло бы, если бы число прошедших больных составляло бы 400 (стандарт)? Аналогичным образом составляются и другие пропорции:

Расчёт ожидаемых величин (числа умерших) в каждой группе
(по отделениям и больницам А и Б в целом) стандарта

Отделение Ожидаемое число умерших
Больница А Больница Б
Терапевтическое 600 – 30 х = 20 200 – 12 х = 24
400 – х 400 – х
Хирургическое 300 – 6 х = 10 700 – 21 х = 15
500 – х 500 – х
Инфекционное 100 – 4 х = 4 100 – 5 х = 5
100 – х 100 – х
Всего:    

IV этап: расчёт стандартизованных показателей при условии, что в каждой больнице число прошедших больных составляло 1000 (стандарт):

(34 / 1 000) ∙ 100 = 3,4%

а в больнице Б:

(44 / 1 000) ∙ 100 = 4,4%

Вывод:

Показатель летальности в больнице А выше, чем в больнице Б. Наиболее высокие показатели летальности в терапевтических отделениях. Отсюда можно предположить что, высокий показатель летальности в больнице А объясняется преобладанием в ней больных терапевтического профиля, а более низкий показатель летальности в больнице Б обусловлен преобладанием в ней больных хирургического профиля, имеющих низкую летальность.

Этот вывод подтверждают результаты стандартизации:

если бы состав больных в больницах А и Б был бы одинаковым, то летальность в больнице А была бы ниже.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.