КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы конечного уровня знаний – 20 минутРабота № 3. Амитоз в клетках эукариот – 20 минут Изучите и схематическизарисуйте стаблицы в альбом процесс амитоза. Обозначьте основные структурные компоненты клетки. Работа № 4. Гигантские политенные хромосомы из слюнных желез насекомого (личинка комара) – 20 минут Политенные хромосомы превышают размеры хромосом из других клеток в 100-200 раз и содержат в 1000 раз больше хромонем. По длине хромосомы отчетливо видны чередующиеся светлые и темные диски-хромомеры различной величины и формы, производящие впечатление поперечной исчерченности. Зарисовать хромосомы. Указать гетерохроматические и эухроматические участки хромосом. Работа № 5. Жизненный цикл клетки (схема) – 25 минут Изучить и зарисовать с таблицы в альбом схему жизненного цикла клетки. Обозначить его основные периоды, указать временные соотношения периодов. 1. Сколько ДНК (С) входит в состав метафазной хромосомы? 2. Сколько хроматид входит в состав хромосомы на стадии метафазы митоза? 3. Сколько хроматид входит в состав хромосомы на стадии анафазы митоза? 4. В каких тканях митотический цикл клетки совпадает со всем периодом её существования, т.е. с жизненным циклом клетки? 5. В какой период жизненного цикла клетки происходит накопление энергии? 6. В чем отличие телофазы в клетках растений и животных? 7. В каких тканях организма человека может происходить амитотическое деление клеток? 8. Каковы особенности политенных хромосом? 9. В клетках каких органов человека может встречаться эндомитоз? 10. В какой период жизненного цикла клетки происходит накопление РНК и белков? Выполнив все задания, подпишите альбом у преподавателя.
ТЕМА. РАЗМНОЖЕНИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. ОСОБЕННОСТИ СПЕРМАТО- И ОВОГЕНЕЗА. МЕЙОЗ
Организация самоподготовки: 1,5 часа. 1. Повторите по учебникам и конспектам лекций следующую информацию: митоз, фазы митоза, биологическое значение митоза. 2. Изучите по учебникам следующую информацию – размножение и его формы у одноклеточных и многоклеточных организмов; эволюция половых клеток; строение сперматозоидов и яйцеклеток; спермато- и овогенез, мейоз; опыление; осеменение, оплодотворение, партеногенез, гиногенез, андрогенез; половой диморфизм; гермафродитизм. Литература: Основная 1. Пехов А.П. Биология.– ГЭОТАР-Медиа, 2011. 2. Конспекты лекций. 3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. – Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007. 4. Сайт кафедры.
Самоконтроль. Подготовка к занятию достаточна, если вы: 1. Можете дать определение понятий: - размножение, - гонады, гаметы, - гаметогенез, сперматогенез, овогенез, - опыление, - осеменение, - оплодотворение, - моноспермия, полиспермия, - партеногенез, - половой диморфизм, - гермафродитизм истинный и ложный. 2. Можете дать характеристику: - бесполого размножения, его форм (митоз, шизогония, почкование, спорообразование, вегетативное размножение, полиэмбриония); - полового размножения, его форм (копуляция, конъюгация, с оплодотворением, без оплодотворения); - эволюции половых клеток; - сперматогенеза, овогенеза; - мейоза (I и II мейотические деления), оплодотворения; - искусственного и естественного партеногенеза; - андрогенеза, гиногенеза. 3. Знаете: - строение яйцеклетки, сперматозоида; - типы яйцеклеток по количеству и распределению лецитина (изолецитальные, телолецитальные, центролецитальные); - биологическое значение мейоза. 4. Можете ответить на вопросы: - Какие периоды гаметогенеза выделяют? - Как называются клетки в периодах размножения, роста, созревания, формирования при спермато- и овогенезе? - Какие биологические процессы происходят в каждый период гаметогенеза? - Как называется обмен гомологичными участками хромосом при мейозе? - В какую фазу мейоза происходит кроссинговер? - Происходит ли репликация ДНК в интерфазу II мейоза? - Какова сущность овогенеза? - Какой набор хромосом (n) и ДНК (С) имеют клетки, образующиеся в результате двух делений мейоза? - Как называется клетка, образующаяся при слиянии гамет? - В какую фазу мейоза к полюсам клетки расходятся хроматиды? - Какие стадии выделяют в профазе I мейоза? Чем они характеризуются? - Какой набор хромосом (n) и сколько ДНК (С) содержится в клетках в анафазе I и анафазе II мейоза? - Сколько сперматозоидов образуется из одного сперматоцита первого порядка в процессе сперматогенеза? - Сколько яйцеклеток и полярных телец образуется из одной оогонии в процессе овогенеза? - В какую фазу мейоза происходит конъюгация гомологичных хромосом? - Какое деление мейоза (I или II) называется редукционным, эквационным? - Какие клетки (диплоидные или гаплоидные) образуются в результате мейоза? Какое это имеет значение?
Методические указания к теме по выполнению учебно-исследовательской работы студентов
В альбомах записать тему занятия и задание. Тема: «Размножения живых организмов. Особенности спермато- и овогенеза. Мейоз».
Работа № 1. Бесполое размножение на примере почкования дрожжевых грибов – 20 минут На чистое предметное стекло пипеткой нанесите каплю воды, затем концом препаровальной иглы внесите в эту каплю воды культуру дрожжевых грибов. Препарат закройте покровным стеклом и изучите при большом увеличении микроскопа. Найдите грибок в стадии размножения, т.е. с почкой. Проследите за ростом почки и отделением ее от материнской клетки. Зарисуйте один почкующийся грибок, обозначьте на рисунке почку. По окончании работы тщательно промойте покровное стекло, промойте и протрите предметное стекло. Работа № 2. Бесполое размножение на примере спорообразования у плесени Мукор – 25 минут Изучите постоянный демонстрационный препарат плесени Мукор. Найдите на препарате гифы гриба, спорангиеносцы со спорангиями, споры, высыпавшиеся из спорангия. Для приготовления временного микропрепарата мукоровой плесени необходимо на предметное стекло в каплю воды концом препаровальной иглы внести кусочек культуры плесени. Препарат закрыть покровным стеклом, изучить под малым увеличением микроскопа При изучении препарата обратите внимание на тело гриба – мицелий, состоящий из нитей-гиф. Гифы не имеют клеточного строения и представляют собой массу цитоплазмы с большим количеством ядер. Найдите в препарате спорангиеносцы со спорангиями. Надавите концом препаровальной иглы на покровное стекло так, чтобы лопнула оболочка спорангия, и вы увидите споры, выпавшие из спорангия. Сравните временный нативный микропрепарат с постоянным препаратом плесени мукор. Зарисуйте в альбом плесень мукор с временного и постоянного препаратов. На рисунках обозначьте части гриба. По окончании работы размойте временный микропрепарат.
Работа № 3. Сперматозоиды петуха – 15 минут На постоянном демонстрационном микропрепарате под большим увеличением микроскопа рассмотреть сперматозоид петуха. Сперматозоид петуха имеет головку в виде тонкой изогнутой палочки и короткий хвостик. Зарисуйте эту клетку.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 1331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |