Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы конечного уровня знаний (18 мин)




Работа № 6. Трихомонада влагалищная (Trichomonos vaginalis) – 15 минут

Работа № 5. Лямблия (Lamblia intestinalis) – 15 минут

Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на характерную грушевидную форму тела лямблии и парность всех структур. Найдите проходящие по середине два опорных стержня – аксостиля. Два ядра расположены в широкой части грушевидного тела и проецируются на светлый присасывательный диск, расположенный на поверхности тела лямблии. Органоидами движения являются четыре пары жгутиков. Органоидов питания и пульсирующих вакуолей нет. Питание происходит осмотически – путем всасывания пищи через пелликулу. Зарисуйте лямблию в альбом. На рисунке обозначьте: ядро, аксостиль, жгутики, присасывательные диски.

 

Рассмотрите на таблице строение трихомонады. Она имеет грушевидную форму, на переднем конце 4 жгутика и ундулирующую мембрану. В расширенной части клетки расположено крупное ядро, хорошо виден аксостиль, заканчивающийся шипом. Зарисуйте в альбом одну трихомонаду. Подпишите все структуры клетки.

 

1. Какие виды амеб паразитируют у человека?

2. Какие функции выполняют псевдоподии?

3. Какое осложнение может вызвать амебиаз?

4. Кто является «цистоносителем»?

5. Какой материал используется для диагностики трихомонадоза, трипаносомоза, висцерального и кожного лейшманиоза?

6. Какие органы поражаются при висцеральном лейшманиозе?

7. Какие заболевания, вызываемые жгутиковыми, относятся к природно-очаговым?

Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.


ТЕМА. ТИП ПРОСТЕЙШИЕ – PROTOZOA

КЛАСС СПОРОВИКИ – SPOROZOA

КЛАСС ИНФУЗОРИИ – INFUSORIA

 

Цели занятия:  
  1. Изучить общую характеристику классов Споровики и Инфузории, морфологию и жизненные циклы паразитических споровиков и инфузорий. 2. Научиться применять теоретические знания по данной теме для лабораторной диагностики антропозоонозов.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

1. Повторить по учебникам и конспектам лекций основные понятия паразитологии.

2. Выучить по учебникам и конспектам лекций разделы: «Тип Простейшие. Классы Споровики, Инфузории».

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР – Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология под ред. В.Н. Ярыгина. – М. Высшая школа, 2003, т. 2.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М.: Владос. Пресс. – 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант, 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.

 

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы:

1. Можете написать и прочитать по латыни название типа, классов, изучаемых представителей.

2. Сможете дать:

– Общую характеристику типа Простейшие.

– Общую характеристику классов Споровики, Инфузории.

– Морфологическую характеристику малярийного плазмодия, токсоплазмы, балантидия.

3. Сможете ответить на следующие вопросы:

- Какие пути заражения человека малярией, токсоплазмозом, балантидиазом?

- Какие виды малярийных плазмодиев паразитируют у человека?

- К каким группам болезней по распространенности относятся малярия, токсоплазмоз, балантидиаз?

- К каким группам паразитов по локализации относятся плазмодий, токсоплазма, балантидий.

- Кто является окончательным и промежуточным хозяином для малярийного плазмодия, токсоплазмы.

- Методы лабораторной диагностики малярии, токсоплазмоза, балантидиаза?

- Какие меры личной профилактики малярии, токсоплазмоза, балантидиаза?

- Какие мероприятия включает общественная профилактика вышеназванных заболеваний.

 

Методические указания по выполнению

учебно-исследовательской работы

 

В альбом записать тему занятия и задание.

Тема: «Тип Простейшие – Protozoa

Класс Споровики – Sporozoa

Класс Инфузории – Infusoria»

Задание:  
  1. Пользуясь учебниками и таблицами, зарисуйте цикл развития Plasmodium vivax, Toxoplasma gondii. Подпишите стадии развития паразитов и где они локализуются (60 мин). 2. Используя демонстрационные микропрепараты, выполните работы № 1-4. 3. Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.

Работа № 1. Малярийный плазмодий (Plasmodium vivax) – шизонт в стадии кольца – 10 минут

Рассмотрите мазок крови больного под большим увеличением микроскопа. В поле зрения видны клетки крови. Найдите эритроциты, пораженные плазмодием. Они несколько увеличены. Внутри пораженного эритроцита находятся шизонты на разных стадиях развития. Найдите раннюю стадию развития – стадию кольца. На этой стадии паразиты имеют округлую форму и небольшие размеры. Цитоплазма шизонта видна в виде узкого ободка голубой окраски. Ядро, лежащее на периферии ободка, окрашено в фиолетово-красный цвет. Вакуоль, находящаяся внутри цитоплазмы шизонта, не окрашивается, и создается впечатление пустоты в центре тела паразита. Зарисуйте эритроцит, в котором находится малярийный плазмодий. На рисунке обозначьте: ядро, цитоплазму, вакуоль, эритроцит.

 

Работа № 2. Малярийный плазмодий (Plasmodium vivax) – стадия амебовидного шизонта – 10 минут

На том же препарате найдите стадию амебовидного шизонта. На этой стадии паразит достигает значительно больших размеров и занимает почти весь эритроцит. Вакуоль уменьшается, цитоплазма образует псевдоподии, и форма тела становится амебовидной. Одновременно увеличивается ядро, расположенное на периферии и окрашенное в ярко-розовый цвет. Цитоплазма сохраняет сине-голубую окраску. В ней видны зерна темно-бурого пигмента – продукты распада гемоглобина, используемого паразитом для питания.

Зарисуйте эритроцит, содержащий амебовидный шизонт. На рисунке обозначьте: ядро, цитоплазму, псевдоподии, эритроцит.

 

Работа № 3. Токсоплазма (Toxoplasma gondii) – 10 минут

На препарате под большим увеличением микроскопа вы увидите токсоплазмы, расположенные вне клетки, а некоторые – внутри клетки. Обратите внимание на характерную полулунную форму тела, один конец которого округлен, другой – заострен. Цитоплазма окрашена в фиолетовый цвет, а крупное зернистое ядро в центре тела – в красный.

Зарисуйте токсоплазму, на рисунке обозначьте: ядро, цитоплазму.

Работа № 4. Балантидий (Balantidium coli) – 15 минут

Рассмотрите препарат под малым увеличением микроскопа. Обратите внимание на крупные размеры паразита. Найдите на переднем конце тела ротовое отверстие (цитостом) и в виде треугольной щели – цитофарингс. Большое ядро бобовидной формы темно-коричневого цвета (макронуклеус) расположено в средней части тела, а рядом округлой формы – микронуклеус. Зарисуйте вегетативную форму балантидия. На рисунке обозначьте: цитостом, цитофарингс, макронуклеус, микронуклеус.

Вопросы конечного уровня знаний (23 мин)

1. Какие органоиды утрачены у споровиков и почему?

2. Каким путем проникает в организм человека возбудитель малярии, токсоплазмоза, балантидиаза?

3. Какой материал используют для диагностики токсоплазмоза?

4. Назовите простейших, которые относятся к кровепаразитам?

5. Назовите основные направления противомалярийных мероприятий?

6. Выполнив задание, подпишите работу у преподавателя.

 

 

ТЕМА. СЕМИНАР ПО РАЗДЕЛАМ:

«ВВЕДЕНИЕ В ПАРАЗИТОЛОГИЮ»,

«МЕДИЦИНСКАЯ ПРОТИСТОЛОГИЯ»

 

Цель занятия:  
  Систематизировать знания по протистологии.

 

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

Повторить по учебникам и конспектам лекций разделы «Введение в паразитологию», «Тип Простейшие».

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. – Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2003., т. 2.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М.: Владос. Пресс. – 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант. – 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М. – 2004.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы можете ответить на вопросы:

- Что изучает медицинская паразитология?

- Какие разделы выделяют в медицинской паразитологии и что они изучают?

- Формы биотических связей.

- Определение понятия «хищничество». Примеры.

- Что такое симбиоз? Какие вы знаете формы симбиоза?

- Что такое комменсализм? Какие вы знаете формы комменсализма и их характеристика? Примеры.

- Определение понятия «паразитизм», «паразит».

- Классификация паразитов по времени и месту паразитирования.

- Пути происхождения эктопаразитов, эндопаразитов, кровепаразитов.

- Определение понятия «хозяин». Какие типы хозяев вы знаете?

- Принципы взаимодействия паразита и хозяина.

- Определение понятия «переносчики». Виды переносчиков. Примеры.

- Определение понятий паразитарных, инфекционных, инвазионных болезней.

- Классификация паразитарных болезней по распространению, их характеристика.

- Классификация паразитарных болезней по способу передачи возбудителя, их характеристика. Примеры.

- Структура природного очага. Условия его существования и формирования.

- Общая характеристика типа Простейшие. Деление на классы.

- Общая характеристика класса Саркодовые. Паразитические амебы человека.

- Дизентерийная амеба. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Общая характеристика класса Жгутиковые. Паразитические виды.

- Трипаносома. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Лямблия. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Трихомонада. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Лейшмании. Виды лейшманий, паразитирующих у человека. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Общая характеристика класса Споровики. Деление на отряды.

- Токсоплазма. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Малярийный плазмодий. Биологические виды. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Общая характеристика класса Инфузорий.

- Балантидий. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека. Методы лабораторной диагностики, профилактика.

 

Самоконтроль студентов путем компьютерного тестирования по данному разделу (20 мин).

 

Устное собеседование со студентами. Каждому студенту предлагается ответить на 2 теоретических вопроса. На подготовку к ответу дается 10 минут (100 мин).

 

 


ТЕМА. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ – PLATHELMINTHES

КЛАСС СОСАЛЬЩИКИ – TREMATODES

 

Цели занятия:  
  1. Изучить основные характерные черты систематических групп: типа Плоские черви, класса Сосальщики. 2. Научиться дифференциальной диагностике половозрелых форм сосальщиков и их яиц. 3. Научиться применять теоретические знания по данной теме для профилактики трематодозов.

Организация самоподготовки: 1,5 часа.

Выучить по учебникам и конспектам лекций раздел: «Тип

Плоские черви, класс Сосальщики».

Литература:

Основная

1. Пехов А.П. Биология. – ГЭОТАР-Медиа, 2011.

2. Конспекты лекций.

3. Тестовые задания по биологии для контроля знаний студентов 1 курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического и стоматологического факультетов. Глазунова Г.А., Горячева М.В., Колтакова С.И. и др. –Барнаул: Алтайский государственный медицинский университет, 2007.

4. Сайт кафедры.

Дополнительная

1. Биология / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2003.

2. Барышников Е.Н. Медицинская паразитология. – М.: Владос. Пресс. – 2005.

3. Медицинская паразитология / под ред. Р.Х. Яфаева. – Фолиант. – 2003.

4. Чебышев Н.В., Далин М.В., Гусев В.К., Гузикова Г.С., Карпенко Л.П., Демченко А.Н. – Атлас по зоопаразитологии. – М., 2004.

Самоконтроль.

Подготовка к занятию достаточна, если вы:

1. Можете прочитать и написать по латыни названия типа Плоские черви, класса Сосальщики и его представителей: кошачьего, печеночного и ланцетовидного сосальщиков.

2. Знаете определения понятий:

- хозяин,

- типы хозяев: окончательный, промежуточный, дополнительный, резервуарный,

- природный очаг,

- синантропный очаг,

- инвазионные болезни.

3. Сможете дать ответы на следующие вопросы:

- Общая характеристика типа Плоские черви.

- Из скольких зародышевых листков развиваются плоские черви?

- Чем заполнено пространство между внутренними органами у плоских червей?

- Какую симметрию тела имеют плоские черви?

- Особенности формы тела плоских червей?

- Какое строение имеют системы органов плоских червей: мышечная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая?

- Систематическое положение типа Плоские черви и деление его на классы?

- Общая характеристика класса Сосальщики.

- Чем представлены покровы тела и аппарат движения сосальщиков?

- Какое строение имеет пищеварительная система сосальщиков?

- Тип нервной системы сосальщиков, ее строение?

- Тип выделительной системы сосальщиков, ее строение?

- Строение половой системы сосальщиков?

- Какое строение имеют половозрелые формы ланцетовидного, кошачьего и печеночного сосальщиков?

- Печеночный сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Ланцетовидный сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Кошачий сосальщик. Систематическое положение, морфология, цикл развития, пути заражения человека, методы лабораторной диагностики, профилактика.

- Какие отличительные особенности имеют половозрелые формы (мариты) и яйца печеночного, ланцетовидного и кошачьего сосальщиков?

- Вклад академика К.И. Скрябина в гельминтологию?

- Какие трематодозы встречаются у жителей Алтайского края?

 

Методические указания по выполнению

учебно-исследовательской работы

 

В альбоме записать тему занятия и задание.

Тема: «Тип Плоские черви – Plathelminthes

Класс Сосальщики – Trematodes»

Задание:  
  1. Используя микро-и макропрепараты, выполните работы № 1-3. 2. Пользуясь учебниками и таблицами, выполните работу № 4. 3. Используя демонстрационные препараты, выполните работы № 5 -7. 4. Ответьте на вопросы конечного уровня знаний.

Работа № 1. Половозрелая форма кошачьего сосальщика (Opisthorchis felineus) – 15 минут

Рассмотрите под малым увеличением микроскопа тотальный микропрепарат кошачьего, или сибирского сосальщика, окрашенный в фиолетово-синий или розовый цвет.

Тело сосальщика постепенно расширяется от переднего конца к заднему, который тупо округлен.

Найдите каналы кишечника, расположенные параллельно боковым сторонам тела, обратите внимание, что просвет каналов постепенно расширяется. Слепо заканчивающиеся отделы кишечника хорошо видны. Половая система кошачьего сосальщика состоит из тех же элементов, что и половая система ланцетовидного сосальщика. Однако у кошачьего сосальщика, по сравнению с ланцетовидным, иное расположение половой системы. Так, матка занимает переднюю половину тела, а семенники и яичник – заднюю. Семенники имеют характерную слабо лопастную или розетковидную форму: передний – 4 лопасти, а задний – 5 лопастей.

Впереди семенников найдите яичник и семяприемник. Яичник имеет меньшие размеры и округлую форму и располагается по средней линии тела. Более крупный, овальной формы семяприемник лежит ближе к боковой стороне тела.

Желточники расположены латерально от ветвей кишечника, на уровне матки. Зарисуйте препарат. На рисунке обозначьте: ротовую и брюшную присоски, кишечник, семяприемник, семенники, яичник, матку, желточники.

 

Работа № 2. Половозрелая форма ланцетовидного сосальщика (Dicrocoelium lanceatum) – 15 минут

Рассмотрите тотальный препарат ланцетовидного сосальщика под малым увеличением микроскопа.

Паразит имеет небольшие размеры. Тело сужено с переднего и заднего концов.

Найдите на переднем конце тела ротовую присоску. Брюшная присоска находится немного сзади от ротовой присоски. Затем рассмотрите пищеварительную систему: ротовое отверстие, расположенное в ротовой присоске; короткую глотку, переходящую в пищевод; две неразветвленные ветви кишечника, отходящие от пищевода. Последние идут по бокам тела и оканчиваются слепо, не доходя до заднего конца тела. Затем рассмотрите половую систему. Найдите в передней половине тела два крупных неправильной овальной формы семенника. Немного сзади от второго семенника найдите маленький, округлой формы яичник, рядом находится семяприемник. Матка занимает заднюю половину тела. Она представлена неразветвленной трубкой, образующей многочисленные петли. В средней части тела, латеральнее кишечных каналов, найдите гроздевидные желточники. Зарисуйте препарат. На рисунке обозначьте: присоски, ветви кишечника, семяприемник, семенники, яичник, матку, желточники.

Работа № 3. Половозрелая форма печеночного сосальщика (Fasciola hepatica) – 15 минут

Рассмотрите под лупой тотальный препарат печеночного сосальщика. Обратите внимание на крупные размеры (3-5 см), уплощенность тела в дорзовентральном направлении и листовидную форму тела. Хорошо видны ротовая и брюшная присоски, начальный отдел кишечника в виде подковы с отходящими слепо заканчивающимися ветвями. По краю тела хорошо видна зона расположения желточников в виде темной полосы. В передней части тела у основания конусовидной выпуклости можно видеть контуры матки в виде петель желто-коричневого цвета. За маткой располагается небольшой ветвистый яичник, а центральную часть тела занимают ветвистые семенники. Зарисуйте препарат. На рисунке обозначьте: присоски, кишечник, яичник, семенники, желточники, матку.

Работа № 4. Пользуясь учебниками и таблицами, изучить и зарисовать цикл развития кошачьего сосальщика – 20 минут

В циклах развития укажите окончательного и промежуточных хозяев, а также стадии яйца, личинок и мариты с указанием мест их локализации. На рисунке подпишите названия хозяев и личиночных стадий.

Работа № 5. Яйца кошачьего сосальщика – 10 минут

Яйца сибирского сосальщика являются самыми мелкими из яиц группы трематод. Они имеют бледно-желтую окраску и тонкую двухконтурную оболочку. На одном из полюсов рассмотрите крышечку, на противоположном полюсе яйцо кошачьего сосальщика несколько утолщено. Зарисуйте одно яйцо.

Работа № 6. Яйца ланцетовидного сосальщика – 10 минут

Яйца овальные, с толстой оболочкой, с маленькой крышечкой на одном из полюсов, уплощенные с одной стороны. Размеры яйца крупнее, чем яйца кошачьего сосальщика. Обратите внимание, что яйца могут быть разной окраски от светло-желтой до темно-коричневой. Различие в окраске яиц обусловлено неодинаковой степенью их зрелости. Зрелое яйцо имеет темно-коричневую окраску. Зарисуйте одно яйцо.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 2282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.