Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обследование больного. Встречаясь с больным, страдающим одним из перечисленных заболеваний, врач должен знать методы обследования




 

Встречаясь с больным, страдающим одним из перечисленных заболеваний, врач должен знать методы обследования, разработанные с целью определения нарушений ощущений и интеллекта. До полного уточнения причин и характера неврологических расстройств нельзя полагаться лишь на изменения позы, дви­жений, ощущений и рефлексов больного, поскольку необходимо помнить, что тя­желые повреждения ассоциативных и лимбических полей головного мозга могут не проявляться неврологическими нарушениями подобного типа.

Первоначальная оценка больного должна включать в себя достоверный анамнез заболевания; данные исследования психического состояния, т. е. так на­зываемого психического статуса; данные неврологического обследования больно­го в состоянии покоя; использование специальных лабораторных методов иссле­дования, включая гормональные, биохимические и токсикологические; КТ или МРИ, люмбальную пункцию, электроэнцефалографию и в ряде случаев ангио­графию.

Анализ всегда должен быть подтвержден сведениями, полученными от род­ственников или знакомых больного. Из-за потери способности к адекватной са­мооценке больные часто не осознают своего заболевания, могут игнорировать даже свои основные трудности. Особое внимание следует уделять выяснению особенностей поведения больного, его привычек, социальной приспособленности, способности к труду и семейного анамнеза.

При проведении системного определения психического статуса больной дол­жен дать ответы на следующие вопросы.

Схема системного определения психического статуса больного

 

1. Выявление способности к адекватной самооценке (больной должен ответить на вопросы о том, знает ли он о своей болезни, когда началось заболевание).

2; Ориентация в отношении осведомленности о собственной личности и настоя­щей ситуации (знает ли он, как его зовут, чем он занимается сейчас), о месте действия (знает ли он, как называется то место, где он сейчас находится, как он здесь оказался, какой это этаж, где находится стол секретарши или нянечки и его собственная комната), о времени (знает ли он, какое сегодня число, ка­кой день недели, какое время суток, когда он последний раз принимал пищу, когда был последний выходной день).

3. Исследование памяти на отдаленные события [больного просят назвать имена его детей и даты их рождения, когда он женился (вышла замуж), какую фа­милию носила его мать до замужества, как звали его первого школьного учи­теля, кем больной работал], кратковременной памяти (больного просят рас­сказать о своем самочувствии в настоящее время по сравнению с состоянием здоровья в предыдущий период, просят вспомнить, что он сегодня ел на завт­рак, как зовут врача, медицинскую сестру, нянечку, помнит ли он, когда в пер­вый раз увидел врача, какие анализы у него брали вчера, как называлась передовая статья в сегодняшней газете, просят пересказать статью, прочи­танную за 3—5 мин до этого, может ли больной повторить за врачом набор из трех, четырех, пяти, шести, семи и затем восьми чисел со скоростью одно число в 1 с, а затем повторить их в обратном порядке), зрительной памяти (больному показывают картинку, на которой нарисовано несколько предметов, и просят его перечислить нарисованные предметы и отметить неточности).

4. Установление общей осведомленности (больного просят назвать имена руко­водителей страны, известные исторические даты, названия больших рек и го­родов, а также как можно быстрее назвать 10 каких-либо фруктов, цветов или овощей).

5. Определение способности к длительной психической активности: к счету (ис­следуют способность складывать, вычитать, делить и умножать; хорошим тес­том для оценки способности считать, а также концентрировать внимание является последовательное вычитание определенного числа, например 7 или 3, начиная со 100), к абстрактному мышлению (проверяют, может ли больной определять сходства и различия между классами предметов или разъяснять пословицу с помощью сюжета).

6. Оценка общего поведения больного (позы, общей манеры держаться, внима­тельности, манеры одеваться и т. д.), содержания мыслей (о чем думает боль­ной, считает ли он, что его мысли кем-то управляются или передаются другим людям, имеются ли галлюцинации или бред, многоречивость или дефект речи), настроения (выглядит больной грустным или веселым, как он себя чув­ствует, нервничает ли он, беспокоится, ждет ли каких-либо неприятностей,.какие чувства отражают его речь, осанка и выражение лица).

7. Проведение особых тестов для оценки локализованных функций головного мозга (исследование хватательного и сосательного рефлексов, выявление афа­зии, праксиса с обеих сторон, корковых чувствительных функций и дефектов полей зрения, проверка способности нарисовать циферблат часов, карту США или Европы, план собственного дома и т. д.).

 

Для того чтобы обеспечить полный контакт с больным, врач должен подго­товить его к проведению данного опроса. Более того, первой реакцией больного на подобные вопросы будет смущение или гнев из-за подозрений, что его рассу­док не вполне здравый. Следует убедить больного в том, что данные исследова­ния не предназначены для оценки его умственных способностей и интеллекта.

Широко доступны более формализованные методы исследования умственной деятельности, такие как шкала оценки интеллекта взрослого человека Векслера (WAIS). Индекс деградации определяют на основе оценки исследований откло­нений в словарном запасе, способности дорисовать картинки и распределить предметы по определенным группам (что обусловлено уровнем интеллекта, имев­шегося до заболевания и относительно устойчивого к влиянию деменции) и ис­следований арифметических способностей, составления блоков, числовых интер­валов и числовых символов (которые снижаются при деменции). Шкала памяти Векслера является надежным способом количественной оценки степени ухудше­ния памяти. Характерно то, что у больных с корйковским амнестическим синд­ромом имеется удивительное несоответствие между данными WAIS и таковыми по шкале памяти Векслера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.