Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Точность речи — строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям действительности




Точность речи

Точность словоупотребления. Особенности употребления паронимов, омонимов, омофонов, многозначных слов.

В.Г. Белинский в статье о произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» писал: «Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как неза-менимо другим каждое слово».

Точность речи — это умение четко и ясно выражать свои мысли. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования. Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это — плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей.

Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. И наоборот, чем ограниченнее словарный запас говорящего, чем беднее его язык, тем чаще он допускает неточности в речи, употребляет слова в несвойственном им значении, смеши-вает омонимы, омофоны, паронимы.

Определим, что значит использовать слова в несвой­ственном им значении.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние, а это обязывает говорящего учитывать значение слов, правильно их использовать. Так, глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Поэтому, если необходимо у кого-то на время попросить какую-то сумму денег, то следует сказать: Дай мне в долг, Дай взаймы, Одолжи мне, но не Займи мне.

Иногда неправильное использование слова, приводящее к неточности речи, получает распространение, часто повторяется, встречается в речи выступающих по радио, те-левидению. Например, в географической терминологии есть слово эпицентр. Оно образовано от греч. ерг в значении «над», «сверх» + центр. Его значение — «область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над оча-гом, или гипоцентром, землетрясения». Следовательно, эпицентр соотносится, зависит от гипоцентра. Слово ги­поцентр образовано от греч. Ыро в значении «внизу», «снизу», «под» + центр и означает «очаг землетрясения в глубине земной коры, где произошли перемещения и от куда исходят подземные толчки». Так правильно ли говорить: эпицентр событий находился..., в эпицентре собы-тий, в эпицентре пожара? События, стихийное бедствие, восстания имеют центр, а не эпицентр.

Рассмотрим, какие ошибки встречаются в речи при употреблении иностранных слов. Неправильное использова-ние иноязычных слов чаще всего связано с незнанием точ-ного их смысла. Например: Его представили этаким по-лиглотом: он и физик, и математик, и поэт. Известно, что полиглот - это человек, владеющий многими языка-ми, поэтому употребление слова полиглот в данном случае неуместно.

Некоторые толкуют слово приоритет (первенство в открытии) как «уважение» (Он полъзовался в коллективе особым приоритетом). Можно услышать фразу: Эта идея мне гармонирует, в которой спутаны понятия «гармони-ровать» и «импонировать». Не все различают слова ре­патриация (возвращение эмигрантов или военнопленных на родину) и репарация (возмещение ущерба, нанесенного войной).

Непонимание значений иностранных слов может привести к тавтологическим выражениям в нашей речи. Так, в лекции о новейших достижениях науки и техники было сказано: Ученые, инженеры, рационализаторы, изобретатели призваны двигатъ вперед научно-технический про­гресс. Слово прогресс означает движение вперед, поэтому неправильно сказать двигатъ вперед прогресс. Подобная же ошибка допущена в предложении: Все это крайне зат-рудняет предсказание точного прогноза путины. Про­гноз означает «предвидение, предсказание, основанное на определенных данных». Следовало сказать: Все это край­не затрудняет точный прогноз.

Нередко можно услышать сочетание странный пара­докс. Но парадокс — это и есть странное мнение, расходящееся с общепринятыми мнениями. Слово странный в приведенном сочетании лишнее. Иногда говорят имеется свободная вакансия, забывая, что слово вакансия озна­чает «свободная, незамещенная должность». Неправильными считаются и такие выражения: первый дебют, памятные сувениры, старый ветеран, своя автобиография, биография жизни.

Точность речи требует внимательного отношения к омонимам, омофонам, паронимам. Что они собой представляют? Паронимами называются слова, разные по значению, но близкие по написанию и звучанию, например; кворум — форум, экскаватор - эскалатор. Паронимами могут быть как слова одного корня (описка и отписка), так и разно-корневые (зубр, крупный дикий лесной бык, и изюбръ, крупный восточносибирский олень). Неразличение таких слов делает речь неточной.

Неточность предложении Ни один укол, который де­лает медицинская сестра Наташа, не бывает болъным и Он был смешной паренъ, как начнет смеятъся, так не остановишъ объясняется тем, что говорящий не разли-чает паронимы больной и болезненный, смешной и смешливый.

Омонимы — слова, одинаковые по написанию, произношению, но разные по значению. Например: наряд — «направление на работу» и наряд - «одежда», ключ — «источник» и ключ — «отмычка». Омофоны отличаются от омонимов тем, что у них одинаково только звучание, например: леса и лиса.

Что изобразят школьники, если учительница скажет им: «Нарисуйте луг»? Слово луг в значений «участок земли, покрытый травой, цветами» совпадает по звучанию с омонимами лук - «огородное растение» и лук — «оружие». Поэтому одни могут нарисовать человека, стреляющего из лука, другие луковицу, третьи - луг, покрытый ромашками.

Опасна в речи и синтаксическая омонимия. Например, предложения Назначение председателя всем показалосъ удачным и Характеристика Климова точно соответствовала действителъти заключают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная Климову или Кли­мовым? По-разному может быть воспринято и предложе ние Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии (отъезд английского гостя или лица, гостившего в Англии).

Многозначные слова также требуют особого внимания при употреблении их в речи. Не устраненная контекстом многозначность может привести к непониманию между говорящим и слушателем. Так слово детектив имеет два значения: 1) агент сыскной полиции, сыщик и 2) произве-дение детективной литературы.

Произнесенная в устной беседе фраза Детектив Артура Хейли мне оченъ понравился не дает точного представления о том, что именно имеет в виду говорящий: одно из детективных произведений Артура Хейли или конкретное произведение, которое называется «Детектив» (в значе-нии «сыщик»).

Следовательно, при употреблении многозначных слов необходимо, чтобы контекст раскрывал именно то значение, которое имеет в виду говорящий.

Следует учитывать, что слово при употреблении в одном значении бывает более употребительно и известно, чем в другом. Так, один докладчик, делясь впечатлениями о встрече с делегатами конференции, сказал: Особенно пикантным было выступление П. Әти слова вызвали не ту реакцию, которую ожидал говорящий. Дело в том, что слово пикантный имеет несколько значении. В прямом смысле оно означает «острый на вкус, пряный» (напри-мер, соус, подливка и т. п.). Переносное значение слова пикантный — «возбуждающий острый интерес, любопытство своей необычностью, сенсационностью и т. п.». Именно в этом значении и употребил выступающий слово пикант­ный в приведенном примере, но он не учел, что это слово имеет оттенок: «не вполне пристойный; возбуждающий чувственность, соблазнительный».

О необходимости следить за точностью выражения своих мыслей хорошо сказал Л.Н. Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

Нарушение логической последовательности фрагментов высказывания, отсутствие смысловой связимежду ними также являются причиной неточности речи.

Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене паро-дийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики:

Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения... В подшефном колхозе двое на-ших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инже­нер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу... Людей нужно водить в музей и на примере первобытного че-ловека показывать, как мы далеко оторвались... Перехожу к спорту.

Этот пример не нуждается в комментариях; нарушение логической связи очевидно.

Приведем пример из выступления профессионального лектора, который, обучая лекторскому мастерству, сказал:

«Требования, предъявляемые к речи лектора, кратко можно свести к следующему:

■ безукоризненное знание грамматики русского языка;

■ знание литературы об ораторском искусстве, о куль-туре речи;

■ владение орфоэпическими нормами, т.е. четкое произношение каждого звука, каждого слова, каж-дой фразы, правильная постановка ударения, безу­коризненное произношение звуков и прочее;

■ умелое использование языковых изобразительных средств».

Подумайте, в чем здесь проявляется нарушение логичности? К чему/кому могут быть предъявлены требования, о которых говорит лектор? Только к самому лектору, а не к его речи, так как речь не может «безукоризненно знать грамматику», «знать литературу об ораторском искусст­ве» и т.д.

Отсутствие логики в изложении является существенным недостатком речи, поскольку адресат не получает точ­ного представления о предмете сообщения.

Точность речи определяется:

■ знанием предмета;

■ логикой мышления;

■ умением выбирать нужные слова;

■ умением учитывать явления многозначительности, омонимии, паронимии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.