КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Точность речи — строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям действительности
Точность речи Точность словоупотребления. Особенности употребления паронимов, омонимов, омофонов, многозначных слов. В.Г. Белинский в статье о произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» писал: «Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как неза-менимо другим каждое слово». Точность речи — это умение четко и ясно выражать свои мысли. Чтобы речь была точной, необходимо, прежде всего, хорошо знать то, о чем хочешь сказать. Если говорящий плохо знает предмет разговора, то он может ошибаться, путать факты, искажать события, нарушать логику повествования. Есть и другая причина, которая также делает речь неточной. Это — плохое и недостаточное знание русского языка, его особенностей. Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет название. Поэтому, чем больше человек знает слов, чем богаче его язык, тем точнее он выражает свои мысли. И наоборот, чем ограниченнее словарный запас говорящего, чем беднее его язык, тем чаще он допускает неточности в речи, употребляет слова в несвойственном им значении, смеши-вает омонимы, омофоны, паронимы. Определим, что значит использовать слова в несвойственном им значении. Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, т. е. называет предмет или его качество, действие, состояние, а это обязывает говорящего учитывать значение слов, правильно их использовать. Так, глагол занять имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы». Поэтому, если необходимо у кого-то на время попросить какую-то сумму денег, то следует сказать: Дай мне в долг, Дай взаймы, Одолжи мне, но не Займи мне. Иногда неправильное использование слова, приводящее к неточности речи, получает распространение, часто повторяется, встречается в речи выступающих по радио, те-левидению. Например, в географической терминологии есть слово эпицентр. Оно образовано от греч. ерг в значении «над», «сверх» + центр. Его значение — «область на поверхности Земли, расположенная непосредственно над оча-гом, или гипоцентром, землетрясения». Следовательно, эпицентр соотносится, зависит от гипоцентра. Слово гипоцентр образовано от греч. Ыро в значении «внизу», «снизу», «под» + центр и означает «очаг землетрясения в глубине земной коры, где произошли перемещения и от куда исходят подземные толчки». Так правильно ли говорить: эпицентр событий находился..., в эпицентре собы-тий, в эпицентре пожара? События, стихийное бедствие, восстания имеют центр, а не эпицентр.
Рассмотрим, какие ошибки встречаются в речи при употреблении иностранных слов. Неправильное использова-ние иноязычных слов чаще всего связано с незнанием точ-ного их смысла. Например: Его представили этаким по-лиглотом: он и физик, и математик, и поэт. Известно, что полиглот - это человек, владеющий многими языка-ми, поэтому употребление слова полиглот в данном случае неуместно. Некоторые толкуют слово приоритет (первенство в открытии) как «уважение» (Он полъзовался в коллективе особым приоритетом). Можно услышать фразу: Эта идея мне гармонирует, в которой спутаны понятия «гармони-ровать» и «импонировать». Не все различают слова репатриация (возвращение эмигрантов или военнопленных на родину) и репарация (возмещение ущерба, нанесенного войной). Непонимание значений иностранных слов может привести к тавтологическим выражениям в нашей речи. Так, в лекции о новейших достижениях науки и техники было сказано: Ученые, инженеры, рационализаторы, изобретатели призваны двигатъ вперед научно-технический прогресс. Слово прогресс означает движение вперед, поэтому неправильно сказать двигатъ вперед прогресс. Подобная же ошибка допущена в предложении: Все это крайне зат-рудняет предсказание точного прогноза путины. Прогноз означает «предвидение, предсказание, основанное на определенных данных». Следовало сказать: Все это крайне затрудняет точный прогноз.
Нередко можно услышать сочетание странный парадокс. Но парадокс — это и есть странное мнение, расходящееся с общепринятыми мнениями. Слово странный в приведенном сочетании лишнее. Иногда говорят имеется свободная вакансия, забывая, что слово вакансия означает «свободная, незамещенная должность». Неправильными считаются и такие выражения: первый дебют, памятные сувениры, старый ветеран, своя автобиография, биография жизни. Точность речи требует внимательного отношения к омонимам, омофонам, паронимам. Что они собой представляют? Паронимами называются слова, разные по значению, но близкие по написанию и звучанию, например; кворум — форум, экскаватор - эскалатор. Паронимами могут быть как слова одного корня (описка и отписка), так и разно-корневые (зубр, крупный дикий лесной бык, и изюбръ, крупный восточносибирский олень). Неразличение таких слов делает речь неточной. Неточность предложении Ни один укол, который делает медицинская сестра Наташа, не бывает болъным и Он был смешной паренъ, как начнет смеятъся, так не остановишъ объясняется тем, что говорящий не разли-чает паронимы больной и болезненный, смешной и смешливый. Омонимы — слова, одинаковые по написанию, произношению, но разные по значению. Например: наряд — «направление на работу» и наряд - «одежда», ключ — «источник» и ключ — «отмычка». Омофоны отличаются от омонимов тем, что у них одинаково только звучание, например: леса и лиса. Что изобразят школьники, если учительница скажет им: «Нарисуйте луг»? Слово луг в значений «участок земли, покрытый травой, цветами» совпадает по звучанию с омонимами лук - «огородное растение» и лук — «оружие». Поэтому одни могут нарисовать человека, стреляющего из лука, другие луковицу, третьи - луг, покрытый ромашками. Опасна в речи и синтаксическая омонимия. Например, предложения Назначение председателя всем показалосъ удачным и Характеристика Климова точно соответствовала действителъти заключают в себе двойной смысл. Непонятно: председателя назначили или председатель кого-то назначил; характеристика, данная Климову или Климовым? По-разному может быть воспринято и предложе ние Газеты сообщили об отъезде гостя из Англии (отъезд английского гостя или лица, гостившего в Англии).
Многозначные слова также требуют особого внимания при употреблении их в речи. Не устраненная контекстом многозначность может привести к непониманию между говорящим и слушателем. Так слово детектив имеет два значения: 1) агент сыскной полиции, сыщик и 2) произве-дение детективной литературы. Произнесенная в устной беседе фраза Детектив Артура Хейли мне оченъ понравился не дает точного представления о том, что именно имеет в виду говорящий: одно из детективных произведений Артура Хейли или конкретное произведение, которое называется «Детектив» (в значе-нии «сыщик»). Следовательно, при употреблении многозначных слов необходимо, чтобы контекст раскрывал именно то значение, которое имеет в виду говорящий. Следует учитывать, что слово при употреблении в одном значении бывает более употребительно и известно, чем в другом. Так, один докладчик, делясь впечатлениями о встрече с делегатами конференции, сказал: Особенно пикантным было выступление П. Әти слова вызвали не ту реакцию, которую ожидал говорящий. Дело в том, что слово пикантный имеет несколько значении. В прямом смысле оно означает «острый на вкус, пряный» (напри-мер, соус, подливка и т. п.). Переносное значение слова пикантный — «возбуждающий острый интерес, любопытство своей необычностью, сенсационностью и т. п.». Именно в этом значении и употребил выступающий слово пикантный в приведенном примере, но он не учел, что это слово имеет оттенок: «не вполне пристойный; возбуждающий чувственность, соблазнительный». О необходимости следить за точностью выражения своих мыслей хорошо сказал Л.Н. Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».
Нарушение логической последовательности фрагментов высказывания, отсутствие смысловой связимежду ними также являются причиной неточности речи. Народный артист Аркадий Райкин создал на сцене паро-дийный образ Феди-пропагандиста, речь которого лишена элементарной логики: Новому начальнику двадцать четыре года, он сорок второго года рождения, старому тоже двадцать четыре, но он тридцать шестого года рождения... В подшефном колхозе двое на-ших пожинали лучшие плоды: грузили навоз. Один инженер постригся в монахи и ходит в таком виде на работу... Людей нужно водить в музей и на примере первобытного че-ловека показывать, как мы далеко оторвались... Перехожу к спорту. Этот пример не нуждается в комментариях; нарушение логической связи очевидно. Приведем пример из выступления профессионального лектора, который, обучая лекторскому мастерству, сказал: «Требования, предъявляемые к речи лектора, кратко можно свести к следующему: ■ безукоризненное знание грамматики русского языка; ■ знание литературы об ораторском искусстве, о куль-туре речи; ■ владение орфоэпическими нормами, т.е. четкое произношение каждого звука, каждого слова, каж-дой фразы, правильная постановка ударения, безукоризненное произношение звуков и прочее; ■ умелое использование языковых изобразительных средств». Подумайте, в чем здесь проявляется нарушение логичности? К чему/кому могут быть предъявлены требования, о которых говорит лектор? Только к самому лектору, а не к его речи, так как речь не может «безукоризненно знать грамматику», «знать литературу об ораторском искусстве» и т.д. Отсутствие логики в изложении является существенным недостатком речи, поскольку адресат не получает точного представления о предмете сообщения. Точность речи определяется: ■ знанием предмета; ■ логикой мышления; ■ умением выбирать нужные слова; ■ умением учитывать явления многозначительности, омонимии, паронимии.
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |