Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План - взаимное расположение частей, краткая програм­ма какого-нибудь изложения




На разных этапах подготовки речи составляются различные по цели и назначению планы: предварительный, рабочий и основной.

Предварительный план. Его рекомендуют составлять сразу после выбора темы и определения целевой установ-ки. Для чего он нужен? Обычно каждая тема требует решения многих вопросов. Например, в выступлении на тему об охране окружающей среды можно говорить о загрязнении воздуха, рек, морей, водоемов, об истощении почвы, об уничтожении лесов, растительности, о за-щите животного мира и т. д. Как видим, с этой темой связаны очень разные вопросы. Поэтому важно сразу оп­ределить, какие конкретно вопросы предполагается осветить в выступлении. Из перечисления этих вопросов и состоит предварительный план, который помогает более целенаправленно подбирать литературу и выделять фактический материал для выступления. Конечно, в процессе изучения литературы, анализа отобранного материала план может измениться, однако он способствует более эффективной работе над выступлением. Кроме того, предварительный план помогает оратору отразить собственное решение раскрытия данной темы, его личный подход к освещаемой проблеме.

Рабочий план. Он составляется после того, как изучена литература, обдумана тема, собран фактический материал. При его написании необходимо не только выделить вопросы выбранной темы, но и отобрать из них самые су­щественные и основные, определить, в какой последовательности они будут изложены. В рабочий план вносятся формулировки отдельных положений, указываются примеры, перечисляются факты, приводятся цифры, которые будут использованы в речи. Составление рабочего плана помогает лучше продумать структуру выступления. Когда написан рабочий план, легче определить, какие разделы оказались перегруженными фактическим материалом, ка­кие, напротив, не имеют примеров, какие вопросы следует опустить, так как они менее существенны для раскрытия данной темы, какие включить и т. д. Это дает возможность устранить недостатки в построении речи. Рабочий план может иметь несколько вариантов, потому что в процессе работы над выступлением он уточняется, сокращается или расшйряется. Рабочий план дает возможность судить о содержании выступления, его структуре. Характериой особенностью рабочего плана, как и предварительного, является то, что он представляет ценность для самого оратора, поэтому его пунктами бывают не только законченные предложения, но и незаконченные, а также словосочетания и даже отдельные слова.

 

Виды планов:  
■ предварительный план;
■ рабочий план;  
■ основной план.  

Основной план. На основе рабочего плана оратору рекомендуется составить основной план, называющий во­просы, которые будут освещаться в выступлении. Он пи-шется не столько для оратора, сколько для слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия речи. Формули­ровки пунктов основного плана должны быть предельно четкими и ясными. Этот план сообщается слушателям после объявления темы выступления или во введении при раскрытии цели речи.

Следует, однако, иметь в виду, что план речи не всегда оглашается оратором. Это зависит от вида речи, от соста ва и настроя аудитории, от намерений оратора. Чаще все-го основной план сообщается в лекциях, докладах, науч-ных сообщениях ит, п. Слушатели обычно во время таких выступлений ведут записи, и план помогает им следить за ходом изложения материала. В приветственных, воодушевляющих, убеждающих, призывающих речах сообщение плана неуместно.

По структуре планы бывают простыми и сложными.

При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Стандартных, одинаковых планов даже по одной и той же теме не существует. Каждый выступающий по-разному подходит к освещению темы и составляет свой план. Кроме того, у оратора могут быть различные варианты плана по данной теме.

Композиция публичного выступления. Один из разделов книги Поля Сопера «Основы искусства речи» начи-нается словами: «Сражения выигрывают не только при перевесе в живой силе и снаряжении, но и при превос-ходстве стратегии и тактики». Действительно, история знает немало примеров, когда великие полководцы, уме-ло разработав стратегик) и тактику военных действий, одерживали победу над численно превосходящей армией противника. Как и сражение, подчеркивает автор, речь необходимо планировать. Ее содержание и приемы должны быть разработаны так, чтобы они привели к постав-ленной цели.

Для успешного публичного выступления недостаточно изучить литературу по выбранной теме, найти интересные сведения, собрать убедительные факты, цифры, примеры. Нужно подумать, как расположить этот материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное вни­мание работе над композицией речи.

Слово композиция восходит к латинскому сотрозШо, которое означает «составление, сочинение».

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его от-дельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому. Для наименования этого понятия наряду со словом композиция употребляются так-же близкие по смыслу слова построение, структура.

Как видно из определения, когда говорится о композиции ораторской речи, то обязательно учитывается, как соотносятся между собой части выступления, какое место занимает отдельная часть по отношению ко всему выступлению. Если соотношение частей выступления нарушается, то эффективность речи снижается, а иногда сводится к нулю.

Очень точно определил сущность композиции извест-ный русский писатель Константин Федин: «Композиция есть логика развития темы».

«Для успеха речи, — писал выдающийся юрист и об-щественный деятель XIX века А.Ф. Кони в статье «Сове­ты лектора», - важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если глав-ное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать».

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет ме-няться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть об; щие принципы построения выступления, которые необхо-димо знать оратору и учитывать в процессе создания своей речи. Назовем основные из них.

 

Принцип последовательности — каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления — значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства — распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии — умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациснальным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного вы­
ступления считается трехчастная, включающая в себя сле-
дующие элементы: вступление, главную часть и заклю-
чение. —

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало снижает ин­терес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение для данной аудитории, формулируется цель вы­ступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологи-ческая задача — подготовить слушателей к восприятию данной темы. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

«Привлечь (завоевать) внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело», - писал А.Ф. Кони. Он учил лекторов, что первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей. В статье «Советы лектора» автор приводит несколько примеров таких необычных, оригинальных вступлении и дает соответствующие пояснения к ним. В многочисленной ли-тературе по риторике приводится немало подобных Образ­цов захватывающих вступлении из практики выдающихся ораторов, мастеров слова, опытных лекторов.

Какие же приемы можно использовать во вступитель­ной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крыла-того выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, ко-торая заставляет слушателей задуматься над словами ора­тора, глубже осмыслить высказанное положение.

Пробуждает интерес к выступлению, помогает внима-тельно слушать и рассказ о каких-либо значительных со-бытиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления.

Эффективное средство завоевания внимания слушате­лей - вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудито­рию в мыслительную деятельность, активизируют слуша- телей. Показательна в этом отношении первая речь Цице-рона против Луция Сергия Катилины, римского полити-ческого деятеля, обвинявшегося в подготовке заговора с целью захвата власти. Свое выступление знаменитый ора­тор начал с постановки целой обоймы вопросов: «Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпе-нием? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь изде-ваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться дерзостыо, не знающей узды? Неужели тебя не встревожи-ли ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходя-щая город, ни страх, охвативший народ, ни присутствие всех честных людей, ни выбор этого столь защищенного места для заседания сената, ни лица и взоры всех присут-ствующих? Неужели ты не понимаешь, что твои намере-ния открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твоему мнению, не знает, что делал ты последней, что предыду-щей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решение при-нял? 0, времена! 0, нравы!»

Чтобы найти интересное, оригинальное начало, необходимо много работать, думать, искать. Это процесс творческий, он требует немалых усилий. Писатель Ю. Трифо­нов в статье «Нескончаемое начало» рассказывает, как тяжело даются ему самые первые фразы его произведений. Поиски необычного начала он называет «мучительнейшим временем». По его словам, «начальные фразы должны дать жизньвещи».

Следует иметь в виду, что каждое выступление требует своего, особого, начала. При этом необходимо учитывать и тему, и вид речи, и состав аудитории, и степень ее под-готовленности, и эмоциональный настрой самого оратора.

Главная часть речи. Хорошо продуманное вступление еще не обеспечивает успеха выступления. Бывает, оратор оригинально начал свое выступление, заинтересовал слушателей, но постепенно их внимание ослабевает, а затем и пропадает. Перед выступающим стоит очень важная задача - не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому наиболее ответственнои является главная часть ораторского выступления.

В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления рекомендуется строго соблюдать основное правило композиция - логическую последователъностъ и стройностъ изложения материа­ла. М.М. Сперанский в «Правилах высшего красноречия» утверждал: «Все мысли в слове должны быть связаны меж-ду собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой».

Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Оратору необходимо умело расположить все әти компоненты, что­бы своим выступлением оказать желаемое воздеиствие на аудиторию.

Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно используются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные их них.

А.Ф. Кони в статье «Советы лекторам» писал: «Конец -разрешение встречи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говоритъ нечего».

Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления, так называемой концовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Именно такую роль играют заключительные слова в четвертой речи Цицерона против Луция Сергия Катилины: «Итак, обдуманно и смело, как вы вели себя с самого начала, выносите постановление о самом существовании своем и римского народа, о своих женах и детях, об алтарях и домашних очагах, о святили-щах и храмах, о домах и зданиях всего Рима, о нашей державе и свободе, о благополучии Италии, о государстве в целом. У вас есть консул, который без колебаний подчинится вашим постановлениям и, пока будет жив, сможет их защитить и сам за них постоять».

Последние слова оратора должны мобилизовывать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.

В заключении подводятся итоги сказанного, делаются выводы, ставятся перед слушателями конкретные задачи.

Овладение материалом выступления. При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Это давний спор; своими корнями уходящий в глубокую древность.

Античные теоретики ораторского искусства считали писание единственно верным способом подготовки речей. Цицерон, к примеру, утверждал, что нужно как можно больше писать, потому что «кто вступает на ораторское поприще с привычкой к письменным работам, тот приносит с собой способность даже без подготовки говорить, как по писаному». Римский ритор Квинтилиан уверял: «Лишь с помощью писания можно достигнуть легкости речи».

Многие опытные ораторы, известные политические и судебные деятели, теоретики красноречия последующих времен тоже считала, что речи должны быть предваритель-но написаны.

Конечно, писать текст выступления - дело нелегкое. Поэтому многие неохотно берутся за это, убеждая себя, что речь в уме лучше, чем на бумаге. А между тем создание текста активизирует мыслительную деятельность ора­тора, позволяет ему глубже вникнуть в суть проблемы и точнее выразить свои мысли.

Методы изложения материала:

■индуктивный

■дедуктивный;

■метод аналогии;

■концентрический;

■ступенчатый;

■исторический.

 

Индуктивный метод - изложение материала от чает-ного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателеи к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод — изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то по-ложения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии - сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучше-му пониманию излагаемого материала, помогает восприя-тию основных идей, усиливает эмоциональме воздействие на аудиторию.

Концентрический метод — расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Высту­пающий переходит от общего рассмотрения централыюго вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод — последовательное изложение од-ного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже болыпе не возвращается к ней.

Исторический метод — изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения матери­ала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандарт-ной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступле­нии, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Оратору необходимо не только убедить в чем-то ауди­торию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические — к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.

Оратору не следует допускать типичных ошибок в построении главной части речи. Основная из них - нарушение логической последовательности в изложении матери­ала. К недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказателъности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Оратору не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателеи, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3—4 вопросов.

Публичное выступление не должно содержать фактов, примеров ит.п., не относящихся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой.

Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Продолжительное выступление может показаться кратким благодаря его увлекательности, информативности, а речь, звучащая всего несколько минут, — длинной иутомительной.

Таковы основные требования, предъявляемые к глав­ной части речи. Однако ораторское искусство - дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора.

Завершение речи. Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело». Убедительное и имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения, исключить стилистические шероховатости, использовать средства речевой выразительности и т. д. К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами и внести коррективы в соответствии с высказанными мнениями и замечаниями. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность в оратора, помогает ему справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи. Поэтому стоит прислушаться к словам тех, кто советует писать тексты речей от начала до конца.

Однако после написания и отработки текста выступления оратор не должен тешить себя надеждой, что он уже готов к встрече со слушателями. Конечно, проще всего было бы выйти на трибуну и прочитать текст речи по рукописи, но такое выступление не принесет успеха оратору. Слушатели плохо воспринимают чтение текста с листа, так как отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией.

Некоторые пытаются заучивать текст речи. В отдельных случаях это оправдано. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием наторжестренном мероприятии, на банкете ит, п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправиль-ное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести предварительно подготовленный и зау-ченный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения ма­териалем труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал па-мяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале и т. д. Доэтому не рекомендуется дословно произносить напи­санный текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст. Что это значит? Сначала необходимо хорошо осмыслить и освоить написанную речь. Целесообразно со ответствующим образом разметить и сам текст речи, т. е подчеркнуть основные положения речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстративные примеры и т. п. Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения матери-алом, дает возможность оратору уверенно общаться со слу­шателями.

Мечтой многих ораторов остается умение выступать перед слушателями без всяких записей. Это высший класс мастерства публичного выступления. Специалисты называют следующие «стадий» работы над выступлением, которые приводят к свободному изложению материала:

1. Полный текст (не для чтения, а для пересказа свои-ми словами).

2. Подробный конспект с основными формулировками, концовкой, цитатами, числами, именами собствен-ными.

3. Неподробный конспект с обозначением переходов от блока к блоку, цитатами и т п.

4. План с цитатами и т.п.

5. Речь без опоры на текст.

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть воз­можность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различно-го рода встречах приходится выступать экспромтом, т. е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требу-ется болыпая мобилизация памяти, энергии, воли. Им-провизированные выступления, как правило, хорошо воспринимаются аудиторией. Устанавливается живой, непос-редственный контакт со слушателями.

Действительно, заветная мечта каждого оратора, самое высшее проявление мастерства публичного выступления, важнейшее условие эффективности ораторской речи — это контакт со слушателями.

Однако оратор из-за неотработанности речи не всегд; может уложиться в отведенное время, меньше успевает: рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ас социациями, порой неточными бывают формулировки, воз-можны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен.

Прекрасным оратором-импровизатором своего времени был А.В. Луначарский. На вопрос, как это ему удается так легко выступать, он ответил фразой, которая стала афоризмом: «Я готовился к этому всю жизнь».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.