Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новый этап в развитии культуры




Социально-исторические условия

В НАЧАЛЕ ХХ В.

1.1. Новый этап в развитии цивилизации. В конце XIX-начале XX в. Россия вместе со всем человечеством вступила в новую эпоху. Близились серьезные изменения в общественном и политическом развитии, наступало время войн и революций.

1. 1.1. В экономическом плане все большее значение приобретала индустрия. Развитие производства способствовало ускоренному развитию науки, обеспечивало научно-технический прогресс.

1.1.2. Социальное развитие, вызванное экономическими процессами, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Во много раз вырос круг потребителей культуры.

1.1.3. Политические процессы. Осознание неизбежности социально-политических преобразований и крушения традиций, с одной стороны, вызывало стремление к новому, а с другой - вызывало боязнь радикальных перемен, ломки старого, что приводило к росту интереса к мистике, возникновению мыслей о закате цивилизации.

Тем более остро проявлялись обе эти тенденции в России в эпоху социально-политических кризисов начала ХХ в.

1.1.4. На рубеже веков национальное самосознание в передовых странах мира, обрело новые формы и поднялось на новый уровень. Национальная идея способствовало усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния национальных традиций и народной культуры.

1.2.1. Функции культуры. Культура на новом этапе не просто выполняла вспомогательные социальные функции. Она стала самостоятельной общественной, в том числе производительной, преобразующей силой. Изменилось ее содержание.

1. 2.2. Новое единство обрела мировая культура. Ее различные национальные части, сохраняя свою самобытность и особенности, взаимодействовали, взаимовлияли и дополняли друг на друга.

1.3. Особенности художественной культуры на рубеже веков. Кроме черт, свойственных культуре конца XIX-начала XX в. в целом, искусство того периода характеризовалось своими особенностями.

1.3.1. Новые этапы в развитии мирового искусства. В конце XIX в. произошел скачок в содержании мировой художественной культуры.

- От принципа непосредственного изображения мира искусство преходило к его преображению художественными средствами - модерну (импрессионизм, символизм и др.).

Провозглашались идеи самоценности искусства, ранее в значительной степени игравшего вспомогательную роль по отношению к общественной мысли. Так в России XIX в. именно в литературе и живописи были наиболее остро поставлены вопросы социального развития. Наиболее важные из них стали названиями известных произведений Герцена (Кто виноват?) и Чернышевского (Что делать?), имевших огромный резонанс в обществе.

- Затем, уже в начале XX в., началось движение к принципам воссоздания новой реальности художественным языком - авангардизму (кубизм, футуризм и др.). Распространилась концепция самодостаточности искусства.

1.3.2. Диверсификация исскусства. Разнообразие стилевых направлений. В отличие от предыдущей эпохи, когда в искусстве господствовало одно направление - реализм, в конце XIX-начале XX в. одновременно с возникновением новых направлений, сохранялись и развивались ранее существовавшие, достигая значительных результатов.

1.3.3. Две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения.

Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в.

Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искуство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок).

Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма - умирающего капитализма. Марксисты видели признаки приближения социалистической революции и в естественной цикличности экономики и в развитии религиозной философии и в возникновении искусства, отличного от критического реализма, который они считали наивысшим достижением буржуазной культуры, так как он прямо отражал проблемы общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.