Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 51 страница




Воздействие экзистенциализма на молодежь проявилось в различных вариантах "бунтов на коленях" – это "сердитые молодые люди", "битники", "хиппи" и т.п. В Париже были модными "экзистенциалистские кафе" с обязательным черным потолком, дабы посетителям было легче сосредотачиваться на переживании "тоски", "тревоги", "абсурда" и даже "тошноты". К.Ясперс писал в 1951г: "Когда в Париже молодой человек эксцентрично одевается, позволяет себе свободу в эротических связях, не работает, проводит жизнь в кафе, то говорят, что он – экзистенциалист; полвека тому назад в Берлине ведущего такую жизнь молодого человека назвали бы ницшеанцем. Но первый имеет так же мало общего с Сартром, как и второй с Ницше. Они читали этих философов, но их не понимали, ограничившись присвоением многозначных формулировок из их захватывающих трудов, при неумении методически мыслить".

Разрушение старых ценностей при невозможности найти новые объединяло определенные круги молодежи (студентов, интеллигентов, художников) общим весьма туманным протестом против существующей действительности, против лидеров, партий и программ. Спасти может только чисто духовная революция, выход из парадоксов современности нужно искать единственно в неизведанных глубинах человеческой души.

Интересно, что Камю выступал против моды игры в "отчаяние" и "мировую скорбь" как продукта интеллектуального убожества. В 1948г. он писал: "Верно, что люди моего поколения видели слишком много, чтобы мир мог сохранить для них видимость "розовой библиотеки". Они знают, что есть тюрьмы и казни на рассвете, что невинность часто убиваема, а ложь торжествует. Но это – не отчаяние! Это – ясность. Подлинное отчаяние означает слепоту. Оно примиряется с ненавистью, насилием и убийством. С отчаянием такого рода я никогда не соглашался". Однако, так или иначе, в массовое сознание идеи экзистенциализма вошли именно как пессимистическое учение об абсурдности человеческого существования.

К концу ХХ века экзистенциализм утратил свое былое влияние. Однако его идеи не ушли в забвение. Они до сих пор находят определенные отзвуки в сознании людей. Вот любопытный факт. В коне 70–х годов в Америке работали "учебные семинары Эрхарда" (ЭСТ), через которые прошли десятки тысяч людей. Человек на этом семинаре два уикэнда не принадлежал себе, жил в суровых условиях. Ему внушали "основы мировоззрения": если ваша жизнь не сложилась, в этом виноваты вы сами, и только вы сами, а не люди, вас окружающие, и тем более не общество. Вернер Эрхард поучал: в мире нет различий между плохим и хорошим, поражением и победой. Отбросьте моральные оценки, существующие в вашей голове, и принимайте мир таким, каков он есть. И не воображайте, что вы можете из него вырваться. Как только вы это поймете – все прояснится. И вот результат. Один человек, прошедший семинар, признался: "Раньше я всему придавал значение. Теперь я не волнуюсь. Несколько недель назад мой сын и два–три его друга попали в автомобильную катастрофу и получили травмы. До ЭСТ я бы считал это важным событием и очень бы волновался. А сейчас об этом совсем не думаю".

Комментарии излишни.

 

Постмодернизм. Философские настроения конца века.

Общее состояние культуры второй половины XX века социологи охарактеризовали как постмодернизм, понимая под постмодернизмом прежде всего стилевые изменения в искусстве (архитектуре, литературе, живописи и т.д.). В это же время в философии получили распространение идеи скептицизма, иррационализма, антисциентизма, пессимизма и т.д. В 80–е годы сначала Лиотар, а за ним Ф. Джеймисон, Ж. Бодрийар, Р. Краусс, К. Оуэнс, Ю. Хабермас и др. утверждали о наступлении постмодернизма в философии. Небезынтересно отметить, что еще в середине века Ясперс писал: "Распространилось сознание того, что все стало несостоятельным; нет ничего, что не вызывало бы сомнения, ничто подлинное не подтверждается; существует лишь бесконечный круговорот, состоящий во взаимном обмане и самообмане посредством идеологий".

То, что названо постмодернизмом в философии не является каким–то единым философским учением, объединенным общей программой, общими идеями. Не случайно, к постмодернизму относят своеобразные продолжения, отклики на концепции структурализма, экзистенциализма, постпозитивизма, франкфуртской школы, герменевтики. Рассмотрим наиболее характерные примеры.

С конца 60–х годов наметился поворот от программы "классического" структурализма к программе анализа того, что лежит вне структур. После студенческих волнений 1968 г. во Франции в ходу была сентенция: "Структуры не выходят на улицы". Но раз кто–то строит баррикады, оспаривает существующий порядок, значит, главное – не структура, а то что лежит за ее пределами. За рамками структуры лежит случай, события, свобода, аффекты, власть, все это – "изнанки структуры". И нужно выйти на их анализ. Формируется т.наз. постструктурализм, своими концепциями вошедший в общие рамки постмодернизма. Постструктурализм особое внимание обращает на анализ текстов. Это не случайно. В течение ХХ века происходит переоценка роли языка в жизни общества. Язык все больше рассматривается как важнейшая часть общественной жизни; если в первой половине ХХ века преобладала вера в могущество науки и техники, то на эту роль претендует вера в могущество языка. Выражая это умонастроение один из лидеров т.наз. деконструктивизма Жак Деррида(р. 1930) пишет, что "тело и материя" – нечто внешнее по отношению к языку, "проблема души и тела, несомненно, производна от проблемы письма". Мышление и культура – это процесс замещения, перекодирования знаков. И сам мир – бесконечный текст.

Но Деррида говорит, что нельзя ограничиваться знаковыми структурами, нужно найти нечто, существующее до знаков и знаковых структур, некое предусловие всякой речи и письма. К анализу текста применяется принцип деконструкции – выявление внутренней противоречивости текста, обнаружение в нем скрытых (обычно не замечаемым обычным читателем и даже самим автором текста), "спящих", "остаточных" смыслов, которые достались в наследие от речевых практик прошлого, а также тех смыслов, которые обусловлены культурными особенностями времени интерпретации этого текста.

В любых текстах нужно произвести их "деконструкцию", обнаружить в них отклики, "переклички", "прививки" от внешних для этих текстов воздействий. И здесь данный текст "размыкается", теряет свою однозначность, он "входит в контекст", при этом он безгранично расширяется, происходит деформация структурности. В тексте обнаруживается множество сходств и различий. "Эта игра различий в результате предполагает такие синтезы и ссылки, которые во всякий момент или в любом смысле препятствуют тому, чтобы какой–либо простой элемент наличествовал в себе или сам по себе, соотносясь только с самим собой. Будь он в составе устного или письменного дискурса, никакой элемент не мог бы выполнять функцию знака, не соотносясь с неким другим элементом, который также является не просто наличествующим. Это переплетение приводит к тому, что каждый "элемент" – будь то фонема или графема – конституируется на основе имеющегося в нем следа иных элементов цепи или системы. Это переплетение, эта ткань есть текст, и он создается лишь в процессе трансформации другого текста. Ничто и нигде – среди элементов или в системе – не бывает просто наличествующим или отсутствующим. Везде есть только различия и следы следов".

Деррида говорит, что в ходе деконструкции философских текстов в них обнаруживаются следы "переклички" с другими текстами, с внеязыковыми факторами. Философские тексты оказываются многослойными, оказываются необоснованные претензии на строгость, логичность, однозначность, обоснованность. Деррида примыкает к призывам о преодолении метафизики. В общем плане, он считает, что для объяснения культуры нужно широко использовать метафоры, аллегории, опираться на интуицию. Деррида утверждает, что у нас нет критериев для различения хорошего и плохого, красивого и отвратительного, правды и лжи. Да этих критериев никогда и не было. Мир культуры – это мир знаков, а что за ними, есть ли какая–то "реальность", нам в принципе не дано знать. "Вне текста ничего нет" – заключает Деррида.

Ролан Барт (1915–1980), акцентируя значение текста, ввел понятие "смерть автора". Текст сам по себе настолько важен, что автором можно пренебречь; он сделал свое дело, создал материал для дальнейшей интерпретации и о нем можно забыть.

Деконструктивисты призывают разрушить общепринятые смыслы и структуры. А что за ними? Здесь предложены следующие варианты. Отдавая дань фрейдизму, за структурами ищут бессознательное. Утверждают, что фактор бессознательности играет в обществе более важную роль, чем сознательность. Проявления бессознательности разнообразны. Жиль Делез (1926–1994) и Феликс Гваттари (1930–1995) в книге "Капитализм и шизофрения: Анти–Эдип" (1972) пишут, что проявления бессознательности можно свести либо к паранойе, либо к шизофрении. Паранойя порождает целостность общественной жизни, шизофрения – фрагментарность, множественность, раздробленность. В первом варианте проявляется подчинение человека господствующим структурам, во втором – человек освобождается от зависимости культурным традициям и нормативам. "Наше общество производит шизофреников точно так же, как оно производит шампунь Прелл или машины Форда, причем единственное различие заключается в том, что шизофреников нельзя продать".

В другом варианте деконструктивисты призывают к новым подходам к раскрытию смысла. Делез в книге "Логика смысла" пишет об изменении обычного понимания смысла. "После того, как центр внимания переместится с потерпевших неудачу сущностей на понятие смысла, философский водораздел, по–видимому, должен пройти между тем, кто связал смысл с новой трансценденцией, с новым воплощением бога и преображенными небесами, – и теми, кто обнаружил смысл в человеке и его безднах, во вновь открытой глубине и подземелье. Новые теологи … и новые гуманисты … вышли на сцену от имени Бога–человека и Человека–бога как тайны смысла".

Смысл мира у Делеза выглядит как некая "складка" (изгиб, искривление) – мир так устроен, что у него нет ни верха ни низа, но всегда некие "между"; мир, в котором царит пустота, ничего не решается, нет ничего абсолютного, существует лишь одни события, фрагменты. В познании мира – триумф видимости и симуляции.

Жан Бодрийар (р.1929) говорит, что языковые структуры проходят четыре стадии развития: 1) отражение некой глубинной реальности, 2) маскировка и извращение этой реальности, 3) маскировка отсутствия всякой глубинной реальности, 4) утрата всякой связи с реальностью, переход из строя видимости в строй симуляции. История и реальность закончились, уступив место симулятивной "гиперреальности" моделей, кодов и "симулякров". Теперь противопоставление знака и реальности, "означающего"и "означаемого", видимости и скрытого смысла, поверхности и глубины лишается смысла.

Что такое "симулякр"? По Бодрийару, это объект, симулирующий реальность. Казалось бы, симулякр производен от реальности. Бодрийар, однако, говорит о том, что "симулякры" предшествуют реальности и сама реальность, выводимая из симулякров, перестает быть реальностью, а делается симуляцией симуляции.

Признавая симуляцию бессмысленной, Бодрийар говорит, что в этой бессмыслице есть "очарованная форма", "соблазн", "совращение". В книге "О соблазне" (1979) он пишет: "Имманентная сила соблазна: все и вся отторгнуть, отклонить от истины и вернуть в игру, чистую игру видимостей, и моментально переиграть и опрокинуть все системы смысла и власти, заставить видимости вращаться вокруг себя самих". И еще: "Все соблазн, и нет ничего, кроме соблазна. Нас хотели заставить поверить в то, что все – производство. Лейтмотив преображения мира: ходом событий управляет игра производительных сил, соблазн – лишь некий аморальный, фривольный, поверхностный, излишний процесс, относящийся к строю знаков и видимостей: соблазнитель предается удовольствиям и использует для этого бесполезные сами по себе тела. Но что если вопреки видимости – а на деле в соответствии с тайным правилом видимостей – все подчинено соблазну? Момент соблазна – подвешенность соблазна – рискованность соблазна – случайность соблазна – бред соблазна – пауза соблазна … Для нас мертвы не те, кто не может производить. В действительности же мертвы только те, кто не желает больше ни соблазнять, ни быть соблазняемым".

Выступая против идеологии феминизма, Бодрийар говорит: "Что противопоставляют женщины той фаллократической структуре, которую они ставят под вопрос? Автономию, различие, особенности желания и наслаждения, иное пользование телом, особые речи и письмо – и никогда в этот список не попадает "соблазн". Они стыдятся его, полагая, что соблазнение означает какое–то неестественное щегольство своим телом, некий рок, извечно обрекающий женщину на зависимость и проституцию. Они не понимают, что соблазнозначаетгосподствонадсимволическойвселенной, тогдакаквластьозначаетвсеголишьгосподствонадвселеннойреальной. Суверенность соблазна неизмеримо велика по сравнению с обладанием политической или сексуальной властью".

Бодрийар утверждает, что нужно создать новый тип философствования. Не рассматривать мир с позиции субъекта, а перейти на сторону объекта, подчиненного не метафизическому "принципу Добра", а ироническому и аморальному, т.е. находящемуся по ту сторону ценностей "принципу Зла".

Жан–Франсуа Лиотар (р.1924) говорит, что "подлинные" постмодернисты "переписывают" или "прорабатывают" (в психоаналитическом смысле) современность. При этом писатели, художники, философы, которые перечеркивают и предают забвению современность (типично "модернистская" позиция) на самом деле обречены бессознательно воспроизводить то, от чего хотели уйти.

Лиотар выступает против уверенности в идее прогресса. "Сегодня мы можем наблюдать своеобразный упадок того доверия, который на протяжении двух столетий питал к принципу всеобщего прогресса человечества. Эта идея возможного, вероятного и необходимого прогресса основывалась на твердой уверенности, что развитие искусств, технологий, знания и свободы полезны человечеству в его совокупности… Самые разные политические течения объединяла вера в то, что все начинания, открытия, установления правомочны лишь постольку, поскольку способствуют освобождению человечества. По прошествии этих двух столетий мы стали проявлять больше внимания к знакам, указывающим на движение, которое противоречит этой общей установке. Ни либерализму, экономическому или политическому, ни различным течениям внутри марксизма не удалось выйти из этих двух кровавых столетий, избежать обвинений в преступлениях против человечества".

Лиотар и Бодрийар обращают особое внимание не на триумфы новых технологий знания, а на теневые стороны новых систем информации и коммуникации, на парадоксы нового знания, ловушки разума. Человек ощущает себя затерявшимся, потерявшимся в новом технологическом мире. Человек эпохи компьютеров, видеоэлектроники, потребительского изобилия живет как бы в трансе, под своеобразным гипнозом. Человек фактически управляется извне, но эта управляемость настолько скрыта, что доказать ее практически невозможно.

Лиотар и Бодрийар утверждают, что цивилизация, рациональная организация общества приводят к распаду личности. Гуманизм и культ разума вовсе не является залогом благополучия людей. Безумие – порождение разума при определенных условиях; тоталитарное насилие и манипулирование человеком – производное от порядка и закона, доведенных до высокой степени. Лиотар пессимистически замечает, что "не существует позитивной ориентации, которая могла бы открыть перед нами какую–то новую перспективу".

Меняется оценка человека. Если в структурализме, в общем, субъект – носитель и защитник знания, то в постструктурализме в шкале ценностей на первом плане человек "безумец, колдун, дьявол, ребенок, художник, революционер, шизофреник"; он – "слуга беспорядка", рупор стихий, превосходящих систему; его цель – "свести с ума структурализм, культуру, общество, религию, психоанализ". (Делез, Гваттари, Ф. Берсю).

В 70–е годы в постпозитивизме распространяется идея релятивности норм научно–познавательной деятельности. Намечается включение некоторых представителей постпозитивизма в общее движение постмодернизма. Показательна здесь концепция Фейерабенда.

Пол Фейерабенд (р.1924) в книге "Против метода. Очерк анархистской теории познания" (1975) говорит, что наука стала своего рода религией, что "истину" ученые избрали в качестве нового "бога". Фейерабенд призывает освободиться от стремления к истине и объективности знания. "Освободим общество от удушающей власти идеологически окаменевшей науки, как наши предки освободили нас от удушающей власти Единственной Истинной Религии".

Фейерабенд считает, что самая разработанная теория познания никогда не сможет во всей полноте отобразить многообразие практического и научного познания; всякая история всегда содержательнее теории. Вообще говоря, наука развивается неравномерно; к случайному и неупорядоченному развитию никакая методология научного знания неприменима. Фейерабенд утверждает далее, что теоретический язык подчиняет себе язык наблюдения, деформируя его по своему образу и подобию. Теория "моделирует" факты так, как ей это выгодно, т.е. чтобы они соответствовали и могли быть "подогнаны" под теорию.

Фейерабенд отстаивает два принципа. Первый – методологический принцип "пролиферации" (размножения) концепций. Ученый должен стремиться создавать теории, несовместимые с уже существующими и признанными. "Нет такой идеи, пусть самой древней и абсурдной, которая не была бы в состоянии усовершенствовать наше знание". Следование только одному какому–то методу несовместимо с творческим мышлением. Более того, "нужен мир иллюзий, чтобы познать свойства действительного мира, в котором, как мы верим, мы живем и который в действительности может быть есть лишь иной, иллюзорный мир". Но, с другой стороны, любой идеей можно пренебречь, поскольку у нее может вообще не быть познавательной ценности.

Второй принцип – принцип "теоретической устойчивости"– вместо введения альтернативных концепций предпочтительнее сохранение уже имеющихся теорий. Но, когда эти теории не могут объяснить новые факты и все известные факты данной предметной области, они должны быть отброшены. Фальсифицирующие факты рано или поздно появятся, поэтому всякая теория – не более, чем гипотеза, и в будущем от нее следует отказаться. Нет абсолютной истины. Познание "не является процессом, который приближает нас к некоторому идеалу", "в науке нет ничего абсолютно устойчивого".

Вообще говоря, у Фейерабенда принцип умножения гипотез и принцип устойчивости находятся в некотором несоответствии, поскольку в первом случае речь идет о привилегированности новых утверждений, а во втором – о преимуществе старых.

Позиция плюрализма проводится Фейерабендом и в социологии. Он считает, что должно быть "свободное общество", в котором "все традиции имеют равные права и одинаковый доступ к центрам власти" и это гарантируется правовой "защитной структурой" и практикой "гражданских инициатив". В этом обществе науку, как идеологию научной элиты, нужно лишить центрального места в обществе и уравнять с мифом, религией, магией.

Концепция Фейерабенда вызвала к себе интерес. Но популярность идеи о том, что создание единой теории, описывающей строение и развитие науки, – дело безнадежное, стало симптомом заката постпозитивизма. "Анархистская" эпистемология означает, по сути дела, элиминацию из философии методологического аспекта.

К концу XX века в постмодернизме сложился комплекс взглядов и установок. Не претендуя на полноту, укажем на некоторые, наиболее распространенные.

- В среде постмодернистов распространено радикальное сомнение в возможности некоторого мировоззренческого, теоретического и жанрового единства в философии. Делая акцент на значение языка, постмодернисты в то же время подчеркивают не только позитивные, но и негативные моменты в использовании языка. Существенно усложнились в наше время возможности взаимопонимания. Это связано и возрастанием объема контактов между людьми, и с разнообразием их (с разными людьми по образованию, этической и религиозной принадлежностью и т.д.), с неправильно организованным общением и т.д. Все это сказывается и в философии. Философы пользуются специфическими языками, все труднее понимают друг друга и т.п.

- Звучит тема об исчерпанности философской классики с ее поклонением рационализму, гуманизму, оптимистическим утопиям будущего. Утверждается, что мир не умещается ни в какие теоретические схемы. Событие всегда опережает теорию. Невозможно зафиксировать какие–либо рациональные системы ни в экономике, ни в политике, ни в искусстве. В самом широком плане постмодернизм предстает как "критика разума". Интересно, что уже Ясперс указал на зарождение концепций о конце философии, истории, искусства и т.д. в их традиционном понимании. А Хабермас говорил о кризисе "утопических ожиданий", "исчерпанности утопических энергий".

- Ведется многоплановая критика сциентических концепций. Так, Б. де С. Сантос говорит о том, что естественные науки перестают играть роль идеала научного знания. Лардьер обвиняет современную науку в тесной связи с властью. Наука способствует господству стандарта массовой культуры. Задача философии – показать ограниченность роли науки. Мондин говорит о глубоком духовном кризисе современности и одну из причин его видит в установках сциентизма и либерализма, направленных против христианских духовно–ценностных оснований европейской цивилизации. "Сциентизм как духовная форма современного общества должен был потерпеть неудачу и он провалился, поскольку не был подлинной культурой, а являлся ее чудовищной деформацией, псевдокультурой". Науку обвиняют в упрощенном представлении об объекте, игнорировании единичного и случайного, пренебрежением ценностных ориентаций субъекта познания, недооценке интуиции и т.п. В. Валлерстайн считает, что последние десятилетия поставили под вопрос такие основные постулаты науки, как постулат предсказуемости (основанный на формулировке закономерностей), постулат точности (основанный на количественных методах), постулат простоты.

- В постмодернизме звучат мотивы антионтологизма. Видят ошибочность предшествующей онтологии в поисках Абсолюта (упрекая, в частности, за это гегелевскую традицию). Предлагают вместо онтологии с Абсолютом онтологию"сингулярности" – произвольной единичности, не определенной предикатами качества и количества, модальности и отношения (Делез). Говорят об исчерпанности онтологии, ориентированной на познание и преобразование реальности (преобразование ее из "неразумного" состояния в "разумное"). В крайнем варианте вообще отрицают необходимость онтологии в философии.

- Наряду с антионтологическими участились выпады в адрес традиционной гносеологии. Так, призывают к отказу от оппозиции субъекта–объекта, поскольку человек одновременно является и субъектом и объектом. Делез говорит, что в опыте человек должен не противостоять событию (объекту), а "войти" в это событие. Говорят о необходимости перехода к метагносеологии, которая должна интересоваться не самим содержанием знания, а предпосылками, основаниями, делающими возможными утверждения относительно знания и познания.

- Неоднократно говорится о переходе к новому пониманию задач философии и новому философскому мышлению. Здесь, во–первых, звучат призывы к отказу от философского мышления в традиционных философских категориальных оппозициях (целое–часть, внутреннее–внешнее, реальное–воображаемое и т.д.). Во–вторых, предлагается вместо исследования реальности (природной и социальной) заниматься анализом, "деконструкцией" текстов. При этом дело доходит до крайностей. Так, говорят, что не существует самих текстов, есть лишь их интерпретации. Самому тексту приписывается некая творческая сила: не человек читает текст, а текст "читает человека", не мы говорим на языке, а язык говорит с нами. В–третьих, в постмодернизме подчеркивается значение феномена игры. Так, в искусстве есть игровой момент, заключающийся в том, что оно ссылается на самого себя, а не на внешний мир. Философия также имеет дело с некоторой игровой ситуацией, с игротворческой активностью, которая возможна в мире чистой мысли. И, в–четвертых, призывают к формированию "философии желания" (Гваттари), "мышления интенсивностей (Лиотар), "мышлению соблазна" (Бодрийар) и т.п. трудно–понятных действий. Отсюда прослеживается следующая черта постмодернизма.

- Склонность к иррационалистическому философствованию. Здесь мы видим утверждение о том, что в современном обществе порождается философия абсурда (Ж. Эллюль), наблюдается интегрирование в постмодернизм "видения нового мира"; парапсихологии, оккультизма и т.п., что понимается как разрушение дихотомии знания и веры. Не случайна определенная популярность К. Кастанеды, который пропагандирует мистический компонент культуры.

- В постмодернизме преобладают пессимистические оценки истории, состояния современного общества. Говорят, что изменения социального бытия все больше превышают возможные темпы психологических изменений, адаптации сознания человека к этим изменениям. Это приводит ко многим отрицательным последствиям. Так, сформировалось хаотичное, в целом, политическое поведение людей, все более строящееся не на основе "за", а постоянно "против" чего–то. Говорят о непреодолимости раскола между различными цивилизациями, прежде всего между западной и всеми остальными, как грозной опасности (Хантингтон). Говорят о том, что история пришла к негативному концу (Гелен), отрицается какой–либо смысл истории. Б де С. Сантос видит в современной эпохе "враждебность логики и рационализму, рассеяние и распад субъекта, отсутствие личности как индивида, осознающего свою ответственность …, отсутствие интереса к проблеме базовых прав человека, сексизм, неспособность к системному противостоянию власти".

Таковы некоторые черты постмодернизма в зарубежной философии, на которые хотелось обратить внимание. Не осталась в стороне и отечественная философская мысль. И у нас можно увидеть выраженный антисциентизм, игнорирование онтологического аспекта философии, предложения о синтезе материализма и идеализма в некой "реалистической" философии, отношение к основному вопросу философии как устарелой позиции марксистской философии и т.д. Так, В. Н. Сагатовский призывает к созданию "философии развивающейся гармонии", которая должна осуществить глубокий синтез противоположных тенденций философской мысли (материализма и идеализма, рациональности и иррациональности и т.д.). В социальной философии говорят о необходимости переосмысления в целом идеала гуманизма (В. А. Лекторский), о критическом отношении к прежним идеалам прогресса (В. В. Степин) и т.д.

Современная философская мысль не сводится к постмодернизму, особенно в социальной проблематике. В 70–е годы определилась группа т.наз. "новых философов" (Бернар–Анри Леви (р.1949), Андре Глюксман (р. 1937), М. Клавель и др.). В основе их позиции – критика всей индустриальной цивилизации как источника отчуждения личности. Индустриальный способ производства – причина отношений эксплуатации и угнетения, т.к. при нем орудия труда, машины и механизмы требуют разделения труда (на исполнительный и управленческий), а значит, иерархии, подчинения, господства. В разделении труда повинны наука и культура вообще, они ответственны за злосчастья людей. Отсюда вытекает негативное отношение к интеллигенции как творцу культуры.

"Новые философы" (явно под влиянием идей франкфуртской школы) призывали уничтожить все сложившиеся формы политической культуры, которая обслуживает "индустриальную цивилизацию". Леви говорит, что социальная жизнь отмечена "патологией власти". Структура власти диктует "смерть человека" – полное нивелирование индивидуально–личностного начала. Глюксман в книге "Кухарка и людоед" (1975) пишет, что предшествующая идеология – источник тоталитаризма, а потому ее нужно уничтожить.

"Новые философы" скептически относятся к надеждам на революционное переустройство общества. Леви возлагает надежду на интеллигенцию, которая, осознав и искупая свои грехи, должна оказать сопротивление структурам власти, воодушевленная наследием иудейско–христианской традиции. В этом – миссия интеллигенции.

Наряду с леворадикальными настроениями в конце XX века усиливаются консервативные тенденции. "Новые правые" (М. Понятовский, П. Каннак, Г. Сорман, Ж.–М.–Бенуа, М. Дрюон, Ф. Фюре, П. Шонно и др.) проповедуют "позитивную терпимость". Из признания разнообразия и несходства живых существ и явлений вытекает необходимость признания неравенства в обществе. Неравенство в обществе определено генетически. Лозунг же равенства приводит к нивелировке, стандартизации и т.п. Неоконсерваторы видят обновление общества в том, чтобы "упразднить" классовую борьбу, снизить социальную напряженность, добиться сотрудничества между трудом и капиталом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.