Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий перечень и характеристика основных этапов развития мировой гостиничной индустрии с древних времен до конца XX в. 14 страница




Но в то же время планирование в туризме приобретает тотальный характер. Разрабатываются и утверждаются долгосрочные планы, рассчитанные на пять, а иногда и на десять лет. Принятые планы ставились на контроль государственных и профсоюзных организаций. Надо отметить, что планирование, как одна из черт советского строя, было присуще в той или иной степени индустрии туризма всегда. Возможность планирования в туристской индустрии обуславливалась сущностью командно-административной системы. Центральный совет по туризму и экскурсиям как раз и занимался развитием плановых туристских путешествий. Им разрабатывались путевки на маршруты, имевшие статус всесоюзных. Местные же маршруты находились в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму.

В СССР существовали «естественные» монополии, например транспортная. Это давало возможность создать единую транспортную систему туризма в масштабах всего государства, которая включала в себя все авиационные, автомобильные, речные, морские и железнодорожные перевозки туристов, регулировать человекопо-токи.

Но в то же время туризм продолжает использоваться как средство идеологического воздействия на молодежь. В 1970-х гг. была разработана программа Всесоюзных походов и экскурсий школьников и студентов. Основной целью подобных мероприятий была активизация военно-патриотической работы, но попутно решались и вопросы, связанные с краеведением, проводились спортивные мероприятия, служащие для подготовки сдачи молодежью нормативов БГТО и ГТО.

Курировали детский и школьный туризм в 1970— 1980-х гг. Центральная детская туристско-экскурсионная станция и Управление дальних путешествий Министерства просвещения СССР.

В связи с деформацией рыночных отношений в СССР спрос на туристско-оздоровительные услуги значительно опережал предложение. Несмотря на развитую сеть экскурсионного обслуживания, а в целом по стране к середине 1980-х гг. действовало свыше 900 экс-


курсионных бюро [75], и только в 1985 г. туристские организации предоставили обслуживание 38 млн человек, а экскурсионные — 210 млн, все же желающих получить туристские услуги было гораздо больше. В связи с этим появляются новые формы обслуживания, например курсовочное лечение в санаториях. Отдыхающие по курсовкам получали лечебные и оздоровительные курсы в санаториях (иногда с питанием), но проживали в частном секторе.

В 1970— 1980-е гг. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с элитными морскими и речными круизами — такими, как, например, «Арктический круиз», когда совершалось путешествие по северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов — Охотскому и Японскому; или путешествия на комфортабельных теплоходах по Лене, Енисею, Амуру — наблюдается разработка самодеятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Кроме того, государство «развитого социализма» сумело сформировать самую крупную и самую дешевую в мире базу социального и самодеятельного туризма. В 1970— 1980-е гг. огромное развитие получает социальный туризм. Рабочие всех сколько-нибудь крупных предприятий покупали путевки через свои профсоюзы всего за 30 % их настоящей стоимости. Иногда скидки достигали 90 — 95 %. Остальную сумму доплачивали профсоюзы и государство. В несколько менее выигрышных условиях находилось крестьянство и интеллигенция. Но последняя категория совслужащих могла, например, достаточно свободно получить путевки для своих детей в пионерские лагеря, которые оплачивались родителями также лишь на 10 — 20% их действительной стоимости. Таким образом, слои интеллигенции также входили в сферу социального туризма.

Путевкой в санаторий, престижный дом отдыха или круизное путешествие могли премировать передовиков производства. Рабочие и служащие, имеющие хронические заболевания, могли в своем профсоюзе «встать в очередь» на путевку в профильный санаторий, которую также получали со скидкой.

Еще в 1965 г. появляется специальная Инструкция о порядке распределения и выдачи путевок по всесоюзным и местным маршрутам, утвержденная Президиумом ВЦСПС. В нем указывался порядок представления заявок на путевки, в связи с чем корректировался план их выпуска и, наконец, расписывался механизм распределения путевок. Турпутевки выдавались «в первую очередь лучшим производственникам и активистам туристской работы». В аналогичной инструкции, касавшейся планирования, распределения и выдачи путевок в альпинистские лагеря указывалась конкретная процентовка их распределения. «Из общего количества альпинистских путевок, приобретаемых советами проф-


союзов за счет средств государственного социального страхования, 25% путевок выдается бесплатно, остальные — за 30% их полной стоимости» [74].

В 1980-е гг. получают развитие маршруты для родителей с детьми. Составлялись маршруты с учетом буквально всех возрастных категорий детей. Существовал «Закарпатский» маршрут, куда могли приехать семьи с детьми до 5(!) лет. Более двадцати маршрутов, в том числе по побережьям Азовского, Черного, Балтийского морей, Кавказу и Подмосковью, принимали детей от 7 до 12 лет. Для родителей с этой категории детей был разработан специальный конный маршрут в Башкирии. Более 30 маршрутов существовало для родителей с тинейджерами, причем эстонский республиканский совет даже разработал для них байдарочный маршрут второй категории сложности, единственный в Союзе.

Уже с 1960-х гг. появился первый организованный автомобильный туризм, но он получает реальное развитие лишь в 1980-е гг. В 1985 г. существовало пять всесоюзных маршрутов для автотуристов: по Военно-Грузинской дороге, от Москвы до Алушты, от Ростова-на-Дону до Дербента, Новгород—Пярну и от Смоленска до Кара-Бугаза. Местных автомаршрутов было в несколько раз больше. И хотя они, в основном, были ориентированы на автолюбителей, проживающих в данном регионе, но заказать путевку на понравившийся маршрут можно было из любой точки Советского Союза, обратившись в соответствующий туристский совет. Преимущества, которые получал организованный автотурист, купив путевку, заключались в следующем: он мог проживать в туристском кемпинге или гостинице, получая питание и экскурсионное обслуживание, пользоваться бесплатной автостоянкой.

Проблемы обеспечения населения в достаточном количестве высококачественной литературой существовали в СССР в послевоенный период постоянно. Массовыми миллионными тиражами выпускалась лишь партийная и пропагандистко-агитационная литература. И хотя художественная, учебная, научная литература выходила иногда довольно солидными тиражами, но крайняя дешевизна книг в Советском Союзе, с одной стороны, и резкий скачок культурного уровня населения, с другой, приводили к постоянному дефициту на книжном рынке. Эти проблемы в полной мере были характерны и для туристской литературы.

Среди путеводителей появлялись очень удачные экземпляры. Много буклетов, описаний стало производиться на местах. Но даже самые популярные из них не были лишены определенных недостатков. Серия «Архитектурные памятники», выпускаемая издательством «Искусство», про которую говорили, что она «расходится задолго до ее выхода в свет», была рассчитана на интеллигентские слои населения. Как правило, в книгах этой серии не прослеживалось связи с современностью. Если турист прибывал в


Суздаль или Владимир, он мог узнать много интересного о Дмитриевском соборе или церкви Покрова на Нерли, но ничего — о современных архитектурных комплексах или отдельных зданиях этих городов в настоящее время. В еще большей степени эти недостатки были присущи серии «Дороги к прекрасному».

В некоторых путеводителях была показана связь с современностью, говорилось о достижениях последних лет, но, «описывая облик города, говоря о перспективах его развития, о культурных, научных, общественных учреждениях и организациях», авторы пользовались таким языком, что путеводители напоминали «канцелярские справки... Отдельные интересные страницы, сообщения и факты теряются в сером, невыразительном тексте. К этому нужно прибавить безликие фотографии, которые можно без труда переносить из одной книги в другую, отсутствие схем, планов города, его исторических и архитектурных памятников», — отмечал исследователь этой проблемы историк М.Т.Белявский [76].

Указанные недостатки происходили отчасти потому, что плановыми работами в исторических институтах АН СССР и вузах были учебники, монографии, статьи и сборники, но никак не научно-популярная литература. При всей плановости и координированности туристской работы были определенные лакуны, снижающие ее эффективность. Наиболее полезными для туристов были серии туристских схем. Иногда схемы продавались в комплекте с 4 —8-страничными буклетами, посвященными отдельным памятникам и памятным местам.

Необыкновенно высокими темпами ежегодного роста иностранного туризма в СССР, доходящими до 10 %, характеризуются 1970 — 1980-е гг., в то время как среднемировой показатель составлял 5 — 6%, хотя в СССР существовала единственная гостиничная цепь — гостиницы Интурист, в которых уровень обслуживания был значительно ниже мировых стандартов. Эта гостиничная цепь в 1970 г. занимала лишь 23-е место среди крупнейших цепей мира, насчитывая 27000 номеров [3].

СССР принял участие во Всемирной конференции по туризму, состоявшейся в Маниле (Филиппины) в 1980 г. Руководство Советского Союза в Послании участникам этой конференции от лица Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева отметило, что туризм должен «способствовать удовлетворению возросших потребностей людей в познании мира, во взаимном ознакомлении с культурой, традициями и образом жизни народов». А «в век научно-технического прогресса, когда созданы невиданные ранее возможности развития туризма», он «становится важным фактором укрепления взаимного доверия и тем самым вносит значительный вклад в поддержание мира во всем мире, сохранение и развитие процесса разрядки напряженности». Как бы выспренно ни звучали эти положе-


ния, но они являются фундаментальными с точки зрения политико-идеологической составляющей туризма и в настоящее время.

Путешествия на речных судах проходили по всем крупным рекам Советского Союза. Более 40 Советов по туризму разного уровня арендовали суда и организовывали путешествия для «своих» туристов. И хотя путешествия водным транспортом традиционно имел небольшой удельный вес — около 5 % от общего объема транспортных путешествий, — тем не менее в СССР к началу 1990-х гг. функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали 200 судов [3].

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960-е гг. Постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью множества маршрутов самого разного уровня. Начинают формироваться «поезда здоровья» и специальные туристско-экскурсионные поезда. Маршруты составлялись таким образом, чтобы железнодорожные переезды между туристскими центрами приходились, в основном, на ночное время. В 1986 г. насчитывалось более 2500 туристско-экскурсионных поездов. Особенной популярностью у жителей Дальнего Востока, Урала и Сибири пользовались кольцевые маршруты, охватывавшие главные города европейской части Союза, а также Средней Азии.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 1980-е гг. авиатуризм. Причем услугами авиации бюро путешествий и экскурсий крупных городов (по статистике их было более 160) пользовалось не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия, например маршрут Москва-Архангельск—Соловки—Архангельск—Москва и десятки других.

Любимыми для многих горожан становятся походы «выходного дня». Только в 1980-е гг. в них приняло участие более 20 млн человек [73].

Разрабатывались «необычные» маршруты. Так, Украинский республиканский совет предложил спелеопутешествие «По пещерам и рекам Тернополыцины». Это был недельный тур с посещением пещер.

Самодеятельный туризм возродился в послевоенные годы достаточно быстро. Уже с середины 1950-х гг. в практику стали входить турслеты, начало которым было положено в довоенные 1930-е гг. В основе программ турслетов лежали соревнования по туристской технике и ориентированию. Они становятся массовым явлением, на некоторые из них в те годы собиралось до 10000 человек. С 1952 г. становятся популярны зимние слеты «Европа—Азия», которые проводились под Свердловском у пограничного указателя, разделяющего эти две части света.

В августе 1957 г. в рамках программы Всемирного фестиваля молодежи и студентов на озере Селигер был проведен Междуна-


родный слет туристов. В нем приняли участие 236 участников фестиваля из 24 стран. На слете была проведена байдарочная эстафета и пеший поход. Правда, те, кто хотел, мог отправиться в качестве альтернативы на теплоходную экскурсию в Заплавье.

С 1981 г. стали проводиться чемпионаты СССР по туризму, и было решено один раз в четыре года созывать Всесоюзный туристский слет.

Самодеятельным туризмом к середине 1980-х гг. в СССР было охвачено от 20 до 30 млн человек [66].

В 1960 — 1980-е гг. туризм уже не носил того принудительно идеологизированного характера, как в довоенные годы. Материальная база его возросла многократно. Различными туристскими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Туризм прочно вошел в быт советского человека, став его неотъемлемой частью. Но, в силу того что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги значительно опережал предложение. И многочисленные туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путевками всех желающих.

Начавшаяся во второй половине 1980-х гг. перестройка и последующий распад СССР привели и к распаду единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие туристские организации создавались в Советском государстве в 1920— 1930-е гг.?

2. Какие цели и задачи ставились перед отечественным туризмом в 1920 — 1930-е гг., и как они выполнялись?

3. Как развивался иностранный туризм в предвоенный период?

4. Что Вам известно об иностранном туризме в СССР?

5. Каковы особенности развития советского туризма в 1960 —1980-е гг.?

6. Какие виды туризма были особенно популярны в СССР в I960 — 1980-е гг?

7. Каким образом велась подготовка и переподготовка кадров в туристской индустрии в СССР?

Литература

Биржаков М.Б. Введение в туризм. — М; СПб., 2001.

Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР (1917—1983). — М., 1985.

Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. — Ростов н/Д, 1988.

Зорин И. В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. — М., 2000.

Квартальное В., Федорченко В. Туризм социальный: История и современность. — Киев, 1989.


Квартальное В.А. Гуманитарные проблемы развития туризма: История и современность. — М., 1998.

Крючков А. А. История международного и отечественного туризма. — М. 1999.

Кудинов Б. Ф. Из истории развития туризма. — М., 1986.

Курилова В. И. Туризм. — М., 1989.

Логинов Л. М., Рухлов Ю.В. История развития экскурсионного дела. — М, 1989.

4.3. Туризм на современном этапе и его перспективы

В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, занимающей до 10% мирового валового продукта [64], где задействованы огромные массы служащих, основных средств производства, привлечены крупные капиталы. Можно сказать, что туризм — это и серьезная политика глобального уровня.

По мере развития как постиндустриальных, так и новых индустриальных стран все большее количество населения нашей планеты вовлекается в сферу туризма. За последние годы прослеживается постоянная устойчивая тенденция роста числа туристов ежегодно в среднем на 4%, даже финансовый кризис в Азии 1998 г. не привел к существенной деформации этих процессов. Доходы от туризма в мире в 1997 г. составили, по данным ВТО, 448 млрд долл. США, что на 7,9% больше, чем в предыдущем году.

ВТО прогнозирует, что к 2010 г. общее количество туристских поездок составит 937 млн, а доходы от этого бизнеса возрастут до 1,1 трлн долл. США [64].

Туризм, представляющий субъект-субъектные отношения, являет собой третичный рынок услуг, и неудивительно, что его наибольшее развитие приходится именно на постиндустриальные страны. Доход от туризма представлен в табл. 4.3.

К обслуживанию огромного количества путешествующих привлекается большая армия специалистов, работающих в различных областях, что и составляет суть инфраструктуры и индустрии туризма. В настоящее время каждый 15-й человек на Земле так или

Таблица 4.3

 

Страна Доход, млн долл. Доля на мировом рынке туризма, %
       
США Германия Италия Испания 43007 144288 20016 188593 69908 17567 30018 27414 75 056 18989 30000 28147 16,74 8,09 6,99 6,28

 


Окончание табл. 4.3

 

Страна Доход, млн долл. Доля на мировом рынке туризма, %
       
Франция Великобритания Австрия Китай Гонконг 20184 14940 13417 2218 5032 28357 19296 13990 10200 10836 27947 19875 12393 12074 9635 6,23 4,43 2,76 2,69 2,15 [64]

иначе связан с индустрией туризма. Таким образом, туризм обеспечивает создание большого количества рабочих мест. Это один из наиболее позитивных факторов, дающих положительный эффект обществу от этого вида деятельности.

Об уровне развитости индустрии туризма в постиндустриальных странах можно судить по следующим фактам. В США на каждого жителя приходится туристов в два раза больше, чем на россиянина, но при примерно равных ценах(!) на туристское обслуживание доходность этой отрасли в США в пять раз выше, чем в России.

Для реализации идеи привлечения туристских потоков многоаспектно и тщательно изучаются и оцениваются как сами туристские ресурсы, возможности востребованности и их потенциал, так и особенности и потенциал объектов туристской индустрии.

По данным ВТО, на протяжении последних десятилетий наблюдается постоянный рост объемов международного туризма. В целом развитие туризма на рубеже тысячелетий можно назвать устойчивым, несмотря на кризисные явления как регионального, так и мирового масштаба.

Динамика развития туризма по регионам во второй половине 1990-х гг. показана в табл. 4.4.

Из приведенных данных отчетливо видно, что Европа является лидирующим регионом по количеству посещений туристов. Именно здесь сосредоточено огромное количество культурно-исторических памятников, а кроме того, индустрия развлечений и обслуживания находится на высоком уровне. Инфраструктура туризма на-

Таблица 4.4

 

Регион Туристские прибытия, млн чел. Поступления от туризма, млн долл.
       
Всего в мире в том числе: Европа 594,1 350,2 616,6 362,9 435 221,1 448,3 225,5

 


Окончание табл. 4.4

  Туристские Поступления
Регион прибытия млн чел. от туризма , млн долл.
         
Америка 116,5 122,8 112,7 119,2
Восточная Азия и Тихооке- 87,5 88,3 81,2 82,1
анский бассейн        
Африка 21,5 23,1 8,3 8,7
Ближний Восток     7,7 8,5
Южная Азия 4,3 4,5 3,8 4,1 [64]

столько хорошо развита, что туристы с совершенно различными запросами могут получить необходимый им туристский продукт. Наряду с фешенебельными курортами разработаны специальные маршруты, рассчитанные на молодежь и малообеспеченных туристов. По данным на 1999 г., хотя Европа и сохраняет за собой первенство по количеству посещений, но темпы прироста здесь крайне невысоки — 1 % [75].

Что касается Америки, то информация дана в нерасчлененном виде, т.е. совокупно по США, Канаде, Мексике, где развитие туризма достигло очень высоких показателей, и других стран Латинской Америки, где туризм находится в зачаточном состоянии или вообще практически не развит, как, например, в Гватемале.

Восточная Азия и Тихоокеанский бассейн культивируют не только въездной туризм, большое место здесь принадлежит и паломническому туризму, в том числе внутреннему. Гонконг, как свободная экономическая зона, привлекал много деловых туристов. Китай, начавший экономические реформы, все более становится привлекательным для взыскательных западных туристов из-за улучшения качества обслуживания и реконструкции многих историко-культурных памятников, а также положительной политики государства в отношении туризма. В Китае, в основном, развивается въездной туризм. За рубеж выезжают ежегодно лишь 0,5 % китайских граждан.

В Японии на рубеже 1980— 1990-х гг. была пересмотрена государственная политика в отношении туризма и взят курс на форсированное развитие въездного туризма По общим расходам на туризм (в 1997 г. было потрачено 37977 млн долл. США) Япония к концу 1990-х гг. уступала лишь США и Германии.

Африка привлекает туристов в первую очередь своими национальными парками. Крупнейшими африканскими национальными парками являются кенийский — Цаво (Tsavo) и танзанийский — Серенгети (Serengeti). К наиболее крупным можно отнести парки Заира: Салонга (Salonga), Замбии — Кафу (Kafue) и др. Национальные парки есть в Зимбабве, Уганде, Центральноафрикан-ской Республике, Мали и Ботсване. Правительствами африкан-


ских стран расходуются значительные средства на создание национальных парков и заповедников, которые являются своеобразными музеями живой природы. Как правило, не более трети территорий парков отрыты для посетителей, остальные же закрыты с целью сохранения первозданной природы. Туристы могут со специально оборудованных площадок наблюдать в естественной среде жизнь таких животных, как слоны, носороги, бегемоты, львы и др.

Все большей популярностью пользуется и сафари. Купив лицензию, можно принять участие в охоте в специально отведенных местах.

Огромен поток туристов со всего света, направляющихся в Египет, чтобы соприкоснуться с памятниками древнейшей цивилизации на нашей планете. В целом по Африке темпы прироста за 1999 г. составили 9% [75].

Ближний Восток притягивает туристов, прежде всего как крупнейший паломнический центр мира, являясь родиной двух мировых религий — христианства и ислама, несмотря на политическую нестабильность, вызванную арабо-израильским конфликтом. Это отчетливо проявилось как раз в 1999 г., когда в этом регионе мира наблюдался самый высокий процент роста туристских посещений — 17,5%, связанный с празднованием 2000-летия Рождества Христова.

При оценке туристского потенциала, кроме экономических, важно учитывать географические, природно-климатические и демографические факторы. Это важно при планировании регионального и субрегионального туризма. Тем более что все более ужесточается межрегиональная конкуренция в последние годы.

Представляют собой период высоких технологий индустрии туризма, развития крупных транспортных корпораций, гостиничных цепей и предприятий питания в странах с благоприятной обстановкой для развития туризма 1990-е гг. К последнему фактору надо отнести стабильную внутреннюю и внешнюю политику, устойчивый экономический потенциал, достаточный уровень культуры и социальной поддержки граждан. Значительное положительное влияние на рост международных туристских обменов оказало развитие транспорта, повышение его комфортабельности при доступных ценах, а кроме того, развитие средств коммуникации и информации.

В конце XX в. туризм стал глобально интернациональным. На процесс его все большей интернационализации влияют такие взаимообусловленные факторы, как дальнейшее расширение его географии, с одной стороны, и необходимость инвестирования туристского бизнеса на международном рынке для его рентабельности, с другой. Иллюстрацией этому может служить круизный бизнес. География круизных туров постоянно расширяется, надо от-


метить, что круизные туры разработаны по акваториям всех океанов, ряда крупных морей, не говоря уже о кругосветных круизах — этих максимальных путешествиях, или каникулах всей жизни, для тех, кто имеет соответствующие доходы и время. (Цена трехмесячного круиза колеблется в пределах 25000 — 125000 долл. США.) Чтобы удержаться в этом виде бизнеса, компания должна быть интернациональной, иметь материальную базу во многих регионах. Крупные круизные туроператоры Р& О и Royal Carribean являются такими компаниями, последней даже принадлежит остров в Карибском море, который используется для остановок во время круиза [75].

Переход человечества по григорианскому летоисчислению в III тысячелетие* послужил мощным импульсом к интенсификации туризма. И хотя новое тысячелетие наступило в 2001 г., самые мощные торжества по его празднованию проводились в 2000 г. Поэтому у многих возник «синдром путешественника». Люди стремились побывать во многих центрах, где устраивались всевозможные мероприятия, связанные с наступлением нового века. Число 2000 завораживало.

Наибольшее оживление в туристском бизнесе наблюдалось в конце 1999 — начале 2000 гг., когда христиане отмечали Рождество. Особый смысл в это время приобрело посещение Святой Земли. Все высшие лица христианских конфессий собрались в Рождественскую неделю в Израиле, посетив Назарет, Вифлеем, Иерусалим и другие памятные места, где расположены наиболее чтимые христианские святыни.

С паломническими целями прибыло большое количество представителей христианских конфессий. 7 января 2000 г.** состоялось совместное богослужение всех высших иерархов православных церквей. Организация юбилейных торжеств сопровождалась большим количеством разного рода зрелищных мероприятий, привлекших огромное количество туристов. Достаточно отметить, что многие руководители государств и главы правительств посетили с визитами в это время Израиль. Среди таких туристов была и чета Ельциных.

У католиков праздник Рождества занимает центральное место среди наиболее важных церковных праздников*. Так как мероприя-

* Отсчет новой эры в христианстве начат с рождения Иисуса Христа. В настоящий период времени исповедуют христианство около 30% жителей нашей планеты. Но по своим календарям живут представители других конфессий. Так, например, для мусульман наступает не 2001, а 1370 год, для иудеев — 5670, для буддистов — 2134 г. и т.д.

** Православные христиане отмечают все церковные даты по юлианскому календарю, а католики и протестанты — по григорианскому. На григорианском построены ныне действующие гражданские календари. Разница между юлианским и григорианским летоисчислением составляет 13 дней.


тия по празднованию планировались задолго: ожидалось, что Рим, и соответственно Ватикан, посетит не менее 30 млн паломников и туристов, то были выделены колоссальные деньги на подготовку к этому событию. Общая сумма составила более 30 млрд долл. [64]. Разумеется, львиная доля из этих средств пошла на реставрацию и подготовку к празднеству религиозных объектов. Но в то же время немалые суммы были потрачены на улучшение инфраструктуры не только Рима и Ватикана, но Италии в целом, на совершенствование гостиничного бизнеса, объектов питания. В результате этого Рим стал еще более притягательным туристским объектом.

Празднование рубежа тысячелетий привлекло не только христиан, но большинство населения планеты. Все сколько-нибудь зрелищные мероприятия, начиная от крупных спортивных и эстрадных до карнавалов и шествий, носили на себе отпечаток этой даты. Даже в сугубо научных учреждениях, как, например, Гринвичская обсерватория, расположенная недалеко от Лондона, царил предпраздничный ажиотаж. Ведь именно здесь проходит так называемый нулевой меридиан, т.е. именно отсюда и начинается исчисление первых мгновений нового века и тысячелетия.

Для привлечения туристов в большом зале обсерватории было установлено огромное табло с часами, ведущими обратный отсчет времени вплоть до долей секунды. Это стало любимым туристским аттракционом: каждый желающий мог узнать, сколько именно дней, часов, минут и секунд осталось в уходящем тысячелетии (веке, году). И прямая трансляция кинокомпаний того момента, когда часы показывали 0 ч, 0 мин и 0 с принесла обсерватории колоссальные суммы.

В Париже на Эйфелевой башне также было установлено подобное огромное табло (весом в 50 т), которое в темное время суток освещали 1000 прожекторов. Французское правительство объявило обширную программу торжеств, посвященных этой круглой дате. К ней были приурочены парады, всевозможные концерты и фестивали, юбилейные встречи, лотереи и выставки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.