Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социометрический критерий (СК)




Процедура опроса.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ОПРОСА

Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и при­нять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос.

1. Социометрический опрос —одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами кол­лектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям.

2. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлек-тивные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микро­групп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценивать психологическую совмести­мость и уровень группового единства коллектива.

3. Условия и требования к проведению опроса:

· проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельно­сти не менее 6 месяцев;

· оптимальное количество членов группы — 10-15 человек;

· все члены коллектива должны иметь возможность непосредствен­ного активного общения;

· содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому.

Подготовительный этап:

· определение проблемы, выбор объекта;

· формулирование социометрических критериев;

· разработка бланка социометрического опроса.

Основной этап:

· установление психологического контакта и инструктаж опра­шиваемых о порядке работы;

· проведение социометрического опроса;

· построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов.

Завершающий этап:

· анализ результатов опроса;

· формулирование выводов;

· разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимо­отношений в коллективе.

СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких чле­нов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о же­лании опрашиваемого участвовать совместно с кем-либо в опреде­ленной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бы­товой).

 

Вариант опросного листа

Уважаемый товарищ!

В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии Ваших товари­щей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке. Анонимность ре­зультатов опроса гарантируется.

ФИО (№ по списку группы):________________________

Если бы от Вас зависел подбор нового состава группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в осо­бых условиях, то кого из членов коллектива Вы включили бы в ее состав: _________

___________________________________________________________________

а кого не включили бы: _______________________________________________

С кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку: ____________________

а с кем не хотели бы: _________________________________________________

6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу чле­нов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах — объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный «+», отрица­тельный «-».

 

№п/п   Кто вы­бирает   Кого выбирают   Потребное! в обшении   гь  
ФИО                   К„   К„   Ист  
  А   *   -   +   +       -   +           0,14  
  Б   +   *           +       -   -        
  В       -   *   +   +       +   +       0,57  
  Г       -   -   *   +   -   +           -0,1  
  Д   +               *   '   -            
  Е   +       +           *   +   +       0,57  
  Ж   +   +   -       -   +   *   -        
    +   -       -   +   -       *       -0,1  
Социо-метриче-ский ста­тус   .к"                              
к,                              
Ист   0,9   -0,4     0,1   0,4   -0,3   0,3                

7. Социограмма — схема межличностных отношений в коллекти­ве. Она строится по данным социоматрицы и представляет односто­ронние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.

Социограмма позволяет выявить структурные элементы межлич­ностных отношений внутри коллектива лидеров, изолированных элементов, отверженных, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер — это наибо­лее авторитетный член группы, получающий максимальное количе­ство позитивных выборов. Изолированный элемент — член группы, которого не выбирают товарищи. Отверженный — член группы, по­лучивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного.

В качестве примера на рис. 1П2 представлена Социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице Ж.

8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить ре­зультаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят следующие.

 

а) Индекс социометрического статуса (Ист) определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию:

 

 

Рис. 1П2. Социограмма

 

 

где К+ и К- — количество полученных положительных и отрицатель­ных выборов соответственно; N— число испытуемых.

В качестве примера определим Ист члена коллектива «А»:

 

 

б) Индекс потребности в общении (Ипо) показывает степень по­требности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):

 

 

 

где К+ и К- - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N — число испытуемых.

В качестве примера определим Ипо члена коллектива «А»:

 

в) Индекс психологической совместимости (Ипсм):

 

 

 

где К++ и К--- — количество взаимных положительных и отрицатель­ных выборов соответственно; N — число испытуемых. Индекс психо­логической совместимости члена коллектива «А» равен:

 

 

К групповым индексам относят следующие.

а) Индекс психологической сплоченности группы (Ипсг), показыва­ющий степень ее группового единства:

 

 

 

где ∑К++ — сумма взаимных положительных выборов в группе; N — число испытуемых.

 

 

б) Индекс психологической разобщенности группы (Ипрг) опреде­ляется как степень групповой разобщенности:

 

 

где ∑К-- — сумма взаимных отрицательных выборов в группе.

 

 

На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических ин­дексов можно сделать следующие выводы.

1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты В и Е, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выбо­ров. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма.

2. Наиболее высокий статус имеют респонденты А и Д, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (для этого использовать опрос, наблюдение, беседу, анализ документов и др. методы).

3. Ярко выраженных изолированных и отверженных респондентов в группе нет. Хотя надо иметь в виду, что при разрыве взаимоот­ношений между Ж и Б первый не будет иметь со стороны товари­щей ни одного положительного выбора при четырех отрицатель­ных.

4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показы­вает: если в процессе индивидуально-воспитательной работы уда­стся преодолеть антипатию Г к Б и 3 к Е, то это позволит увели­чить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности (Ипсг).

 

Приложение 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.