КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социометрический критерий (СК)
Процедура опроса. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ОПРОСА Проанализировать характер взаимоотношений в коллективе и принять меры по их оптимизации позволяет метод социометрии. Его основу составляет социометрический опрос. 1. Социометрический опрос —одна из разновидностей опроса, в ходе которого выясняются взаимоотношения между членами коллектива, положение в нем отдельных членов путем взаимовыборов по предложенным критериям. 2. Возможности метода. Позволяет анализировать внутриколлек-тивные и внутригрупповые отношения, изучать структуру микрогрупп в коллективе и положение в нем отдельных членов (проблемы авторитетности, лидерства), оценивать психологическую совместимость и уровень группового единства коллектива. 3. Условия и требования к проведению опроса: · проводится в коллективах, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев; · оптимальное количество членов группы — 10-15 человек; · все члены коллектива должны иметь возможность непосредственного активного общения; · содержание вопросов должно быть ясным и понятным каждому опрашиваемому. Подготовительный этап: · определение проблемы, выбор объекта; · формулирование социометрических критериев; · разработка бланка социометрического опроса. Основной этап: · установление психологического контакта и инструктаж опрашиваемых о порядке работы; · проведение социометрического опроса; · построение социоматрицы, социограмм, вычисление индексов. Завершающий этап: · анализ результатов опроса; · формулирование выводов; · разработка мер психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в коллективе.
СК принято обозначать тот вид деятельности, для выполнения которой нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов коллектива. Критерии формулируются в виде вопросов о желании опрашиваемого участвовать совместно с кем-либо в определенной деятельности. Например, рассмотрим варианты СК в двух сферах деятельности (служебно-функциональной и социально-бытовой).
Вариант опросного листа Уважаемый товарищ! В целях изучения взаимоотношений в Вашем коллективе просим Вас ответить на предлагаемые вопросы, вписывая фамилии Ваших товарищей (или их номера по списку группы). Предварительно просим Вас указать свою фамилию или ее номер в общем списке. Анонимность результатов опроса гарантируется. ФИО (№ по списку группы):________________________ Если бы от Вас зависел подбор нового состава группы для выполнения сложной и ответственной задачи в течение длительного времени в особых условиях, то кого из членов коллектива Вы включили бы в ее состав: _________ ___________________________________________________________________ а кого не включили бы: _______________________________________________ С кем из товарищей Вы хотели бы пойти на дискотеку: ____________________ а с кем не хотели бы: _________________________________________________ 6. Социометрическая матрица. По результатам опроса строится социометрическая матрица. В горизонтальных строках по числу членов коллектива указываются субъекты выбора (кто выбирает), а в вертикальных столбцах — объекты выбора (кого выбирают). Выборы обозначаются в клетках матрицы: положительный «+», отрицательный «-».
7. Социограмма — схема межличностных отношений в коллективе. Она строится по данным социоматрицы и представляет односторонние или взаимные выборы в виде соответствующих стрелок.
Социограмма позволяет выявить структурные элементы межличностных отношений внутри коллектива лидеров, изолированных элементов, отверженных, подгруппы, которых может насчитываться несколько, и типы их коммуникативных связей. Лидер — это наиболее авторитетный член группы, получающий максимальное количество позитивных выборов. Изолированный элемент — член группы, которого не выбирают товарищи. Отверженный — член группы, получивший максимальное количество отрицательных выборов при отсутствии даже одного положительного. В качестве примера на рис. 1П2 представлена Социограмма связей респондента, обозначенного в социоматрице Ж. 8. Социометрические индексы (СИ) позволяют представить результаты опроса в количественной форме. Различают персональные и групповые СИ. К персональным относят следующие.
а) Индекс социометрического статуса (Ист) определяет положение, место конкретного человека в коллективе по выделенному критерию:
Рис. 1П2. Социограмма
где К+ и К- — количество полученных положительных и отрицательных выборов соответственно; N— число испытуемых.
В качестве примера определим Ист члена коллектива «А»:
б) Индекс потребности в общении (Ипо) показывает степень потребности в общении по отношению к теоретически возможной (1,0):
где К+ и К- - количество сделанных испытуемым положительных и отрицательных выборов; N — число испытуемых. В качестве примера определим Ипо члена коллектива «А»:
в) Индекс психологической совместимости (Ипсм):
где К++ и К--- — количество взаимных положительных и отрицательных выборов соответственно; N — число испытуемых. Индекс психологической совместимости члена коллектива «А» равен:
К групповым индексам относят следующие. а) Индекс психологической сплоченности группы (Ипсг), показывающий степень ее группового единства:
где ∑К++ — сумма взаимных положительных выборов в группе; N — число испытуемых.
б) Индекс психологической разобщенности группы (Ипрг) определяется как степень групповой разобщенности:
где ∑К-- — сумма взаимных отрицательных выборов в группе.
На основе анализа социоматрицы, расчета социометрических индексов можно сделать следующие выводы. 1. Наибольшей потребностью в общении обладают респонденты В и Е, которые сделали соответственно 5 и 4 положительных выборов. Очевидно, у них хорошо развито чувство коллективизма. 2. Наиболее высокий статус имеют респонденты А и Д, получившие максимум положительных и минимум отрицательных выборов. Можно предположить, что воспитательную работу с членами коллектива целесообразно опосредованно проводить через этих респондентов, предварительно выяснив, что лежит в основе их авторитета (для этого использовать опрос, наблюдение, беседу, анализ документов и др. методы). 3. Ярко выраженных изолированных и отверженных респондентов в группе нет. Хотя надо иметь в виду, что при разрыве взаимоотношений между Ж и Б первый не будет иметь со стороны товарищей ни одного положительного выбора при четырех отрицательных.
4. Анализ социометрии и полученных групповых индексов показывает: если в процессе индивидуально-воспитательной работы удастся преодолеть антипатию Г к Б и 3 к Е, то это позволит увеличить количество взаимных положительных выборов и тем самым повысить индекс психологической сплоченности (Ипсг).
Приложение 3
Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |