Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Описание социосистемы с помощью термодинамических параметров. Социальная температура и социальная энтропия. 12 страница




В то же время для элитарной культуры характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда, формирующими узкое профессиональное сообщество, так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных элитарных культурных продуктов, то есть определенным уровнем образованности.

Образцы элитарной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по "расшифровке" авторского послания. В отличие от продуктов массовой культуры, элитарная культурная продукция рассчитана на неоднократное потребление и обладает принципиальной многозначностью содержания. Элитарная культура задает ведущие ориентиры актуального типа культуры в целом, определяя как присущий "высокой" культуре набор "интеллектуальных игр", так и популярный набор "низких" жанров и их героев, воспроизводящих базисные архетипы коллективного бессознательного.

Таким образом, "элитарный" статус конкретных форм культуротворчества определяется не столько их закрытостью, характерной и для маргинальной культуры, и сложной организацией культурного продукта, присущей и массовой продукции высокого класса, сколько способностью существенно воздействовать на жизнь социума, моделируя возможные пути его динамики и создавая адекватные общественным потребностям сценарии социального действия, мировоззренческие ориентиры, художественные стили и формы духовного опыта.

Социальная роль массовой культуры связана с обеспечением управляемого информационного потока, который целенаправленно строится как своеобразный "конвейер социально значимых текстов", призванных оптимально отвечать интересам и потребитeля и создателя информационного продукта. При этом массовая культура выполняет ряд весьма важных социальных функций. Прежде всего, массовая культура в современном обществе фактически занимает место "наивной" народной культуры, оформляя в яркие, эмоционально насыщенные образы смутных движений коллективного бессознательного. Демократичная и простодушная, она выполняет свою главную миссию: восполнить несовершенство сложного и опасного мира при помощи его мифологического псевдообъяснения. Во-вторых, абсолютно условный мир массовой культуры работает по отношению к своему потребителю в режиме психотерапевта, "великого утешителя". В-третьих, разнообразные тексты массовой культуры, включая СМИ, выполняют роль регулятора общественных настроений и средства социального программирования, формируя при помощи новейших технологий общественные настроения и массовые предпочтения, например, в ситуации предвыборной борьбы или необходимости поддержать рискованные инициативы власти. И, наконец, массовая культура, к примеру, "дамские" романы и "бытовые" телесериалы, служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.

"Мозаичный характер развитой культуры находит свое отражение в разнообразных субкультурах. Многообразие субкультур - отражение социальной разнородности общества, различных типов социальной практики и соответствующих им типов миропонимания.

Согласно американскому исследователю Роберту Мертону, к основным предпосылкам возникновения субкультур могут быть отнесены следующие типы социально-психологических установок:

- инновация (согласие с целями общества, но отрицание социально признанных способов их достижения);

- ритуализм (отрицание целей общества, но согласие использовать социально признанные средства);

- ретритизм (одновременное отвержение и целей и средств общества - бродяги, наркоманы и т.п.);

- бунт (также тотальное отрицание, но ведущее к формированию новых целей и средств, новой идеологии).

Субкультуры, различаясь по степени организованности (от военизированных групп, например скинхедов, до "пивной" тусовки в центре города) и уровню конфликтности с общественным мнением и законом (от роллер-клубов до маргиналов типа сатанистов или сексменьшинств), существуют в рамках наличного типа культуры, не пытаясь его радикально преобразовать. Однако именно присутствие в пространстве "большой" культуры многообразия локальных культур, выделяющихся по профессиональным, возрастным, религиозным, языковым и прочим признакам, обеспечивает ее способность динамично меняться, оперативно реагируя на сдвиги социальной реальности.

Совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры. Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Таким образом, маргинальность культурного образца всегда конкретно-исторична. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и тому подобное), изменения социальной структуры, появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса, различные формы взаимодействия культур от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена.

Ситуация маргинальности возникает при одновременном, вынужденном или добровольном существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов. Характерная для маргинальных культурных текстов "нелинейность", "коллажность" как результат спонтанного усвоения разноплановых ценностей и стандартов, заимствованныхз различных, нередко конфликтующих социокультурных систем, препятствует процессу культурной самоидентификации в его привычной, "легитимной" форме.

Неоднородность и противоречивость "рабочего материала" маргинального сознания нередко проявляется в обострении внутреннего дискомфорта и актуализации различных форм девиантноzo поведения. Последнее может проявляться в повышенно агрессивной социальной активности с ориентацией на самоутверждение (от одержимости художественным творчеством до yroловнокриминальных проектов), увлеченности радикальными социальными движениями националистического, конфессионального или по

литического плана, или, напротив, в обращении к отрешенности и пассивности, ведущим в итoге к культурной самоизоляции "подпольного" индивида. Различные формы маргинальной культуры служат своеобразной "игровой площадкой" новых языков культуры, тем полем, где в результате причудливого взаимопересечения "официальных" и "маргинальных" образов реальности формируется набор принципиально новых культурных предложений, возникающих как результат "неправильной", нестандартной, а значит спонтанной, неуправляемой культурной коммуникации.

Особенно заметным это становится в переходные или кризисные этапы развития общества, когда совокупность маргинальных культурных сценариев нередко приобретает статус контркультуры - реального конкурента актуального культурного стандарта. Таким образом, происходит "негативная легимитизация" маргинальной культуры в качестве существенного фактора динамики культуры.

Контркультураа может быть определена как радикальная форма субкультурного движения, направленная на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры. Можно выделить три основных принципа "контркультурной политики":

- острый конфликт с "официальной" культурой, демонтаж существующей системы ценностей;

- построение альтернативного культурного пространства;

- стремление к его максимальному расширению, в идеале - к полному господству в качестве нового культурного канона, "культурная революция".

Для формирования контркультурных инициатив в рамках конкретного социума необходимы внешние и внутренние предпосылки. Внешними можно считать совокупность культурных программ и образцов иных стран или эпох, предоставляющую набор"иных" культурных стратегий и жизненных практик: от первобытного шамана до латиноамериканского партизана, от повстанцa Калиновского до лондонского панка. Это своеобразный набор чистых возможностей, палитра культуротворчества. Такой "архив" культуры создает условия для ролевых культурных экспериментов, построения собственной культурной среды из заимствованного материала.

Внутренние предпосылки - авторитарная культурная политика. Основной творец альтернативной культуры - культура официальная, слепо отбрасывающая "неприемлемые" формы расширения ее пространства. Это проявляется в полном отлучении"альтернативных" культурных сфер от всех "официальных" каналов производства, тиражирования, хранения и реализации культурного продукта. Как результат формируется определенный тип "бунтарского" самосознания "подпольного человека", происходит оформление альтернативной системы потребления контркультурного продукта (" самиздат", квартирные концерты и выставки, уличные перформансы, "клубные" акции и т.п.). Принадлежность к контркультуре - характеристика не столько формальная или содержательная, сколько функциональная, фиксирующая негативный статус данной формы культуротворчества в системе актуальной "большой" культуры. Таким образом, контркультура это не некое целостное движение или художественное течение, не какой-то набор теоретических программ или культурных сценариев, но вынужденное состояние инновационных культурных инициатив в ситуации культурного кризиса.

Контркультурные инициативы могут развиваться по следующим сценариям:

1) трансформация в "большую" культуру (радикал-большевизм как власть Страны Советов, национал-социализм как идеология "Всего немецкого народа"). "Утопия у власти";

2) трансформация в "тихую" субкультуру чисто декоративно"стильного" типа (хиппи - авангард контркультуры 6О-х и панкиуличные террористы 70-х гг. ХХ в. стали привычным элементом уличной жизни 90-х гг. ХХ в.);

3) полное растворение в "большой" культуре, адаптирующей радикальные инновации к потребностям массового потребителя (мода на мистицизм и дзэн-буддизм, широкое распространение "легких" наркотиков, ослабление традиционной модели семьи как следствие" сексуальной революции").

По сути своей контркультура - естественный продукт цивилизации западного типа, в которой просвещение воспринималось как необходимая "колонизация" наивного сознания граждан, а культура - как башня из слоновой кости, постоянно отбивающая набеги варваров-кочевников. Борьба "большой" культуры за господство над общественными умонастроениями вызывает ответную борьбу "малых" традиций за выживание, что в предельном случае порождает контркультуру.

Присутствие в пространстве "большой" культуры многообразия локальных культур, выделяющихся по профессиональным, возрастным, религиозным, языковым и прочим признакам, жизненно необходимо, поскольку обеспечивает ее способность динамично меняться, оперативно реагируя на сдвиги социальной реальности. Особую роль играют в культурной динамике маргинальные субкультуры и порожденные ими формы бытия в культуре.

Маргинальные культурные npoграммы представляют собой специфические формы духовного производства, отличающиеся не стандартной ("коллажной") аксиологической ориентацией и опорой на альтернативные общепринятым формы социального действия. Для маргинала система общепризнанных культурных ценностей пуста или малозначима. Совокупность МКП создает своеобразное "параллельное" мировоззрение, формируя особое мифологическое пространство: "другую" реальность под "другим" небом. Маргинальная "инаковость" при этом неизбежно предполагает сознательный отказ от любых форм теоретической рефлексии в пользу спонтанно-интуитивного эмоционального переживания, острота и яркость которого абсолютно не связаны с социальным статусом индивида. В рамках МКП дихотомия массового и элитарного практически разрушается, поскольку и "массовый" и "элитарный" культурные тексты переводятся здесь на язык 3азеркалья, становясь составными частями новой мифологии.

Место МКП в наличной иерархии языков культуры определяется тем, насколько в данном типе культуры сильны инновационные тенденции, а также наличным этапом ее существования. Для авторитарно-традиционалистского типа культуры любые МКП являются потенциальной опасностью как угроза официальной мифологии и автоматически попадают в число запретных. При этом спектр МКП необычайно расширяется за счет включения в него обширного пласта ностальгически окрашенных рудиментарных культурных программ, различных форм нетривиальноro специального знания(от алхимии до кибернетики), а также разнообразных субкультурных поведенческих сценариев и ценностных ориентаций. Массив"неправильной" культуры постоянно растет, порождая рост репрессивных мер, неспособных. впрочем, обеспечить желаемую монолитность общества. Напротив. для общества "открытого" демократического типа маргинальные инновации имеют ценность как "голоса улицы", становятся материалом для конструктивного освоения с целью реформирования актуальных культурных моделей. МКП в этом случае воспринимаются как "первичная обработка" меняющейся культурной среды. черновик новых культурных моделей.

Включение маргинальных культурных новаций в массив "большой" культуры представляет собой весьма неоднозначный и нелинейный процесс.

Представляется возможным выделить следующие этапы подобного процесса:

1) первичное оформление в качестве образца жизненного поведения и мировоззренческой установки в рамках маргинальной субкультуры;

2) выход за рамки маргинального сообщества. попытка расширения сферы влияния, что влечет неизбежный конфликт с архетипами массового сознания ("стадия скандала");

3) освоение на уровне элитарных сообществ, превращающих практику "театра повседневности" в технологию авангардного культуротворчества ("стадия откровения");

4) адаптация для массового сознания, превращение в коммерческий продукт и его широкое тиражирование - вторая встреча с массовым потребителем ("стадия моды");

5) предельная исчерпанность актуальных инновационных возможностей ("стадия банальности") и возвращение в массив МКП в качестве рабочего материала для последующих экспериментов.

Следует отметить, что неотъемлемым элементом данного цикла являются различные формы интеллектуальной цензуры, связанные с коммерческой тривиализацией контркультурных инноваций, превращающих "бунт" в очередной "стиль". В итоге степень усвоения конкретной МКП наличным типом культуры обуславливается сочетанием благоприятных (развивающих) и негативныx (профанирующих) тенденций и, как правило, никогда не совпадает с ожиданиями ее творцов и носителей.

Таким образом, любая культурная инновация приобретает статус культурного события лишь в результате своего концептуального оформления на уровне элитарной культуры, включающей ее в актуальный культурный контекст и адаптирующей для массового сознания. И, соответственно, элитарная культура сохраняет способность влиять на реальное положение дел в современном обществе в значительной мере благодаря способности работать с "низовым", "мусорным" культурным пространством

В то же время, происходящий в настоящее время переход от авторитарного, или "закрытого", к "открытому" (К Поппер) или"мозаичному" (А. Моль), типу построения культурного пространства, объективно способствует ослаблению традиционного конфликта руководящего "центра" и мятежной "периферии". Последнее означает расширение "диапазона приемлемости", трансформацию маргинальныx культурных ценностей, прежде агрессивно вытеснявшихся из широкого употребления, в естественный компонент наличной культурной среды.

 

31. Традиции и новации в культуре. Проблема преемственности в культурном развитии.

Культура, несомненно, является системой, причем системой очень сложной, строящейся на принципах самоорганизации. Одних только дефиниций культуры насчитывается более 500.

Задача моего доклада обозначена в его заглавии, однако она требует пояснений. В основе всякой самоорганизованной системы лежит идея хаоса и порядка, а мне представляется, что в культуре такими базовыми понятиями и основаниями, служащими фундаментом для ее самоорганизации, являются понятия традиций и новаций, которые в свою очередь служат движущими силами для динамического развития культуры. Попытке доказать этот исходный тезис и будет посвящен мой доклад.

Категории хаоса и порядка древнейшие спутники человеческой жизни и мысли. Но их появление было связано с тем, что человеческая мысль задалась вопросом о происхождении и первопричинах сущего. Концепция хаоса наиболее эффективно развивалась в древнегреческой культуре при зарождении науки о природе. Хаос и порядок представляют собой бинарную оппозицию, посредством коей строились древние картины мира. Смысл этой оппозиции кроется в том, что космос-порядок вторичен по отношению к хаосу во времени и по составу. Порядок формируется из хаоса, трансформируя свойства последнего.

В большинстве мифологий венцом перехода из хаоса в космос (порядок) является человек. Человек, подобно Богу выступает как образ мирового порядка, но и космос может служить моделью Бога и человека.

В процессе самоорганизации космоса (порядка), хаос вытесняется на его периферию Однако полностью хаос не преодолевается, он затаивается.

В жизни западного человека доминирует порядок, логос, в жизни восточного, а в частности китайского человека - дао, гармония. Деятельность человека (мирная деятельность) направлена на космизацию, на формирование культуры, на динамическую поступь традиций и новаций в культуре.

Традиция и новация суть источники динамического развития культуры. Это положение можно, говоря словами Ю.М. Лотмана, сформулировать так: "каким образом система (культура И.К.) оставаясь собой, может развиваться." [2;7]

Каждый тип культуры создает свой мир, в основании которого лежит система традиций. Эти традиции, как правило, основаны на религиозных учениях, каждое из которых имеет свою мировоззренческую систему, идеал человека, систему нравственных ценностей Одновременно возникает вопрос о соответствии всего комплекса культурного типа интересам и потребностям людей в каждый конкретный промежуток времени, а также об адекватности мира, созданного культурным типом, и мира, существующего вне его.

Динамический процесс развития культуры может осуществляться двумя путями. Один из них нашим сознанием воспринимается как непрерывное движение, которое, в свою очередь, предсказуемо. Противоположный путь - это резкий всплеск новаций, который непредсказуем и реализуется в порядке взрыва.

Причем культура и система традиций может развиваться только тогда, когда взрывные процессы идут параллельно с постепенными, хотя они и представляют собой антитезу друг другу. Если бы развитие шло лишь постепенно, то это привело бы к стагнации, если бы исключительно путем резких всплесков и взрывов, это грозило бы разрушению традиции. разрыву связи между поколениями и культурному хаосу Под последним я понимаю глубокий кризис ценностных ориентации, потерю идеалов и фундирующих идей культуры. Что, в некотором смысле, происходит в настоящий момент с отечественной культурой.

Традиции и новации в культуре в исторической реальности существуют как враги, как антитезы друг другу, но в то же время, они не могут существовать друг без друга. Подобное бы означало гибель культуры, наступление "культурного" хаоса. Но это к счастью невозможно.

Постепенное вхождение новаций в культуру обладает мощной силой прогресса[2;28]. В этом смысле интересен пример европейского средневековья, когда новые экономические и социальные интересы бюргерства вошли в противоречие с традиционным христианством. Но ментальность инертна. И лишь путем постепенных изменений, доказательств естественности природы человека, естественности отношений между полами и естественности любви и красоты был подготовлен взрыв Возрождения, когда человек был поставлен на один уровень с Богом, а может быть и еще выше, когда стало возможным превознесение индивидуальности и индивидуальной человеческой доблести virtu. Но сначала необходимо было преодолеть беспокойство и страх, связанные с многочисленными религиозными табу. А эти процессы шли постепенно и отражение можно найти в произведениях писателей XIV в. Дж. Боккаччо и Д.Чосера, а также практически всех философов-гуманистов. Затем последовал еще один культурный взрыв - это Реформация. Ее суть - переориентация на личное общение человека с Богом, без посредничества церкви, а также спасение через выполнение своего профессионального призвания. Так началось формирование идеологии предпринимательства.

В русской культуре, безусловно, происходили тоже культурные взрывы. Это было во времена крещения Руси, свержения татаро-монгольского ига, реформ Петра 1. Но в первом и третьем случаях эти резкие перемены были произведены властью, княжеской и царской, и только потом восприняты или не восприняты народом.

Традиции и новации - две необходимые компоненты культурного развития, они взаимообусловлены, взаимонеобходимы. Однако, с субъективной точки зрения, каждой из них другая, представляется препятствием, которое необходимо преодолеть и врагом, к уничтожению которого следует стремится.

Существуют традиции застывшие и развивающиеся, новации воспринимаемые и отвергаемые обществом или его частью.

Культура представляет из себя сложное целое, и она, будучи состоящей из различных пластов, может иметь разные срезы взаимодействия традиций и новаций. Более восприимчивая к чему-то новому в одних пластах, она может быть менее восприимчива в других. Впрочем, эти пласты в процессе движения, развития культуры взаимодействуют. Подобное взаимодействие является источником динамики развития культуры.

Вопрос о будущем в каждый настоящий момент времени не определен. Существует множество вариантов развития культуры, "будущее предстает как пространство возможных состояний". [2;32] В моменты постепенного развития она представляется предсказуемым. В моменты культурного взрыва, входа пучка новаций, настоящее представляет собой набор возможностей, будущих путей развития. Выбор, в данном случае, не полностью определяется по законам причинности, во многом он случаен. Механизм вероятности также в этот момент может дать сбой. Момент выбора есть момент отсечения тех путей, которым суждено так и остаться лишь потенциально возможными и момент включения вновь механизма причинноследственных связей. [2;28]

Момент новационного взрыва есть такой момент, когда "любой элемент системы или даже другой системы случайно втянутый взрывом в переплетение возможностей будущего движения" культуры может оказаться доминирующим. J2.29J

Момент исчерпания новационного взрыва культуры является поворотной точкой процесса. Это место самопознания культурой самой себя, то есть момент включения механизмов объяснения событий, произошедших в результате взрыва. Сознание возвращается в исходную точку новационного взрыва, "происшедшее получает новое бытие" в глазах современника, и то, что произошло случайно зачастую объявляется единственно возможным путем развития.

Выводы. Вернемся к поставленной цели. Итак, в момент новационного взрыва, когда дальнейшее развитие непредсказуемо, в культуре присутствуют, на мой взгляд, элементы хаоса, но как только происходит переход к постепенному развитию, эти элементы исчезают. Новации входят в культуру органично.

В дуалистической паре традиция и новация фундирующей является традиция, которая вносит в развитие культуры порядок, организует его. Абсолютная прерывность культурной традиции невозможна, потому что даже при видимой прерывности сохраняются элементы традиции, которые могут свидетельствовать о том, что речь идет об одном культурно-историческом типе. При видимом сломе культуры в Советской России в народном сознании сохранились такие доминанты, как соборность. Триада "православие - самодержавие -народность" воплотились в культе личности вождя, а "Моральный кодекс строителя коммунизма" был, помимо всего прочего, создан и на основе христианских заповедей.

Одной из характеристик культуры как явления мира человека является воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям - схеме, алгоритму, канону, парадигме, стереотипу, норме, традиции и пр. Именно наличие схем, отличающихся некоторым постоянством и возможность передачи их от поколения к поколению, позволяет ухватить суть культуры как транслятора деятельности, аккумулятора исторического опыта. Следует иметь в виду, что культура - это система последовательных правил деятельности, передающихся от прошлого к будущему, от содеянного - к будущим деяниям. Культура представляет собой постоянное движение: создание, воспроизводство, переделка и разрушение предметов, идей, привычек, оценок и пр. в процессе индивидуальной и совместной деятельности людей, общения и обмена между ними, а процесс существования культуры есть динамический процесс. Так как человек представляет собой творческое существо, преобразующее окружающий мир в соответствии со своими исторически изменяющимися целями, то необходима модель динамики его культурной практики. Такая модель создана З.А. Орловой, она не ограничивается только фиксацией устойчивых и повторяющихся во времени, абстрагированных от человека проявлений культуры. В культуре есть место подвижности, обусловленным деятельностью и взаимодействием людей. Эта модель позволяет описывать и объяснять возникновение, движение, декомпозицию культурных процессов, исходя из необходимости воздействия субъективного фактора на их содержательные, структурные характеристики, скорость и направленность.

С точки зрения качественной социальной определенности культурной практики в данной модели выделяются неспецифические и специализированные ее формы.

Неспецифичные формы - приватная, личная жизнь, семейные и неформальные групповые отношения, мораль, практические знания, обыденная эстетика, суеверия и пр. - принято называть обыденной жизнью (обыденный пласт культуры).

В зависимости от необходимости члены общества обращаются к специализированным сферам культуры как к общественным фондам образцов деятельности, взаимодействия, представлений для поддержания или изменения своих связей с разными аспектами окружающего мира.

Каждая специализированная сфера культуры имеет свой культурный "язык", "код" (или набор "кодов"), специфика которых обусловлена особенностями осуществляющейся здесь деятельности и мировоззрения. Благодаря этому специализированные сферы культуры обладают высокой степенью автономии по отношению друг к другу и к обыденной культуре. В то же время между ними при необходимости может осуществляться опосредованное взаимодействие. Оно реализуется через социально-структурные единицы (например, общее образование, система массовых коммуникаций, система здравоохранения) или через обыденную культуру с ее языком (именно с этого уровня начинается Общение представителей различных сфер профессиональной деятельности).

В основе культурной динамики лежат процессы сохранения и исторической передачи устойчивых и остающихся актуальными для последующих поколений культурных форм, постоянного самообновления культуры путем трансформации уже существующих форм и систем и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культур ранее.

Традиции аккумулируют в себе всю совокупность образцов и норм рекомендуемого поведения, сложившиеся формы социальной организации, а так же устоявшиеся нравы, обычаи, обряды и ритуалы. Традиции охватывают больше практически деятельностную сторону человеческого бытия. Традиции как правило лишены канонизированных типов комментариев и интерпретаций. Традиции-это все то, что наследуется новой культурой от предшествующей.

Культурная динамика была бы невозможна, если бы в ней отсутствовали новации. К новациям можно относить как то, что было привнесено в культуру нового, ранее не существовавшего, так и то, что образуется в ней в результате изменения, адаптации к новым условиям уже существовавшего ранее. Так как это уже существовавшее ранее возможно для новой культуры только в измененном виде, происходит процесс перерождения старого в новое.

Традиции и новации в культуре -- процессы, которые нельзя рассматривать в полном отрыве друг от друга, так они представляют собой единство двух противоположностей, сутью одного и того же процесса, проявлением одних и тех же явлений. Всякая традиция когда-то была новацией, а всякая новация претендует на роль традиции в культуре.

32. Феномен национальной культуры. Мировой культурный процесс и национальные традиции.

Если, к примеру, взглянуть на текст, написанный на одном из европейских языков, то наше восприятие содержащегося в нем сообщения обязательно будет связано с тем, что текст читается слева направо, что в нем содержатся точки и запятые, и вообще соблюдаются определенные, свойственные этой языковой культуре, синтаксические правила. Текст же, например, на арабском языке будет осмысляться лишь в том случае, если его читать справа налево, причем в тексте так же соблюдаются определенные синтаксические правила, регулирующие чтение и естественно отличающиеся от правил европейского языка. Аналогично приведенным особенностям разных языков генетический код культуры любого этноса характеризуется определенным стартовым сигналом и инструкциями, благодаря которым культурный текст может быть прочитан в определенном направлении от начальной точки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 378; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.