Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние информационной культуры на развитие личности




 

Человек, погруженный в современную информационную культуру, испытывает на себе влияние ее материальной (технократической) и социальной стороны. Влияние это неодинаково. Как уже говорилось, материальная, производственная сторона информационной культуры подразумевает знание технических способов и средств кодирования, передачи, обработки и накопления информации. Данная область информационной культуры апеллирует не к общей и не к индивидуальной, а к профессиональной компетенции личности. Технология выступает усовершенствованным орудием разумной деятельности и помогает человеку осуществлять поставленные задачи наиболее эффективным и менее трудоемким образом. Залогом рентабельности и распространения той или иной технологии является принцип целесообразности, т.е. присутствие рационального зерна на стадии разработки и применения данной технологии. Иными словами, любая технология — это практическое приложение научной мысли. Таким образом, положительное влияние технической, материальной стороны информационной культуры на современного человека заключается в том, что она, опираясь на точные знания, стимулирует изучение прикладных наук и освоение людьми навыков поиска и «отсеивания» информации. Развитие личности при этом совершается за счет динамичного поступления в интеллектуальную сферу человека разнообразных информационных пластов.

Однако возведение в абсолют сильных сторон или форм проявления человеческой жизнедеятельности, как правило, значительно обесценивает содержание данного явления и уменьшает его общий положительный эффект в деле развития человека. В полной мере это касается феномена информационной культуры. Нельзя сводить внутренние изменения и рост личности к расширению ее интеллектуальной базы и усовершенствованию логических операторов мышления — преимущества, которые дает нам близкое знакомство с техническо-технологической стороной информационной культуры. Развитие личности приобретает, в данном случае, «однобокий», линейный характер, что может сказаться крайне отрицательно на социальных и культурных связях индивида, на качестве его духовной жизни. Чрезмерный уклон в сторону большей рационализации повседневных отношений и механизации научно-познавательных и культурных процессов, в целом, грозит обезличиванием общества и обеднением его культуры.

Логика и формализм — являются по сути доминантами технико-технологической, производственной части информационной культуры. Это можно продемонстрировать на примере работы с компьютерными информационными средствами, требующими использования специализированного машинного языка для выполнения операций с данными. Использование такого специализированного, упрощенного языка обусловлено и полностью оправданно в нормативно-техническом контексте обмена информацией, требующем принципов логики и унификации. Живой язык (в том числе кодифицированный литературный) лишен данных свойств в силу своей органичной изобразительности. Ему присущи явления синонимии, омонимии, многозначности, а также обилие разнообразных средств для выражения экспрессии. Все это позволяет человеческому языку наилучшим образом передавать эмоциональное состояние и отношение говорящего к предмету речи или собеседнику. Ликвидация многозначности и экспрессивности в специализированном языке, естественно, повышает его информативную значимость, приоритетную в профессиональной сфере. Человеческий язык — это живой организм, отражающий путь становления духовной и социальной жизни народа, поэтому он не может быть строго логичным и рациональным. Трудовая же деятельность людей не мыслится вне категорий логики и разумности. Поступая тем или иным образом, выполняя определенные действия на рабочем месте, мы руководствуемся обычно принципом целесообразности, согласно полученным ранее знаниям и устоявшимся канонам. Критерий разумности, рациональности, таким образом, лежит в сфере предшествующего опытного знания человека — приобретенного им лично или освоенного в процессе обучения и социализации, а выполнение любой задачи начинается с активизации заложенных в сознании индивида рациональных схем. Каждая такая схема необходимо должна включать в себя соотношение замысла человека и возможных технических вариантов, практических способов его воплощения. Или, обобщая, скажем: осознанный выбор цели инициирует деятельность человека разумного, а рациональный подбор им технологии — способов, средств и методов осуществления поставленной цели — позволяет довести ее до логического (в данном смысле, успешного) конца.

Технический прогресс и совершенствование технологий, особенно информационных, влечет за собой, таким образом, увеличение доли рациональной составляющей в индивидуальном и общественно-групповом сознании, что само по себе является фактом позитивным, но имеет, тем не менее, ряд отрицательных последствий для развития личности. Во-первых, формализация и ярко выраженный прагматизм подавляют творческую активность человека, лишают его права на экспромт, произвольное исполнение и препятствуют тем самым самораскрытию и самообразованию личности. Во-вторых, как уже упоминалось, усиление рационального начала при восприятии информационной культуры современным обществом приводит к ослаблению эмоционально-экспрессивного компонента человеческой личности. Изучение степени деформации личности под растущим влиянием современных информационных технологий может приблизить ученых к разгадке свойств и природы рационально-логического компонента человеческого сознания. Рациональное поведение — всегда поведение в рамках, в этом его сила и его слабость. То же самое можно сказать и о рациональном мышлении. Оно не приемлет интуицию, побуждение, порыв, склонность и т.п., игнорирует эстетические и духовные потребности личности, а также нравственные императивы как таковые.

Без усилий, а зачастую и без желания современный житель урбанизированной части планеты автоматически включается в поток льющейся на него информации: из динамиков радиоприемника, с экрана телевизора, компьютера, рекламных таблоидов — список можно продолжать до бесконечности. Чем больше личность поглощает готовых интеллектуальных форм, тем меньше остается у нее внутреннего резерва для переосмысления, реформирования полученной информации и деятельной отдачи во внешний мир. Происходит стандартизация личных вкусов, мнений, убеждений и, как следствие, размывание сугубо личностного пространства человека — не за счет расширения его социальных ролей и форм дружеского общения, а под давлением технократической стороны информационной культуры. Тотальная рационализация несовместима с «чистым», благожелательно дружеским общением и заинтересованностью человека в личности другого индивида, но предполагает сотрудничество людей на базе общих профессиональных, потребительских, научных и технических интересов. Непрестанно преобразовывая природную, социальную и культурно-информационную среду обитания, человечество тем самым обрекает себя на пожизненную «гонку», необходимость подстраиваться под созданную им реальность.

К. Поппер неоднократно подчеркивал в своих трудах всю уязвимость и ограниченность материально-технологических методов («социальных технологий») в гармонизации общественной и личной жизни человека. Люди, полагает он, «могут планировать конструкции новых институтов или преобразование старых институтов в новые, они даже могут планировать способы и средства осуществления таких изменений, но «история» не становится от таких действий более предсказуемой». Технология, применяющаяся в деле социального устройства, в производстве или использовании каких-либо продуктов (в том числе информационных), придает деятельности человека механико-рациональный характер и исключает из нее культурно-ценностный смысл. Подобной точки зрения придерживается В.А. Кутырев, отмечая постепенную подмену культуры технологией, «текстурой» — процесс, происходящий непосредственно в наше время, в век передовых технологий. Он пишет о том, что с появлением нового типа культуры началось «раздваивание», расслоение человеческого общества, для одной части которого все еще приоритетными являются естественный пласт бытия и культуры, а другая — материально и психологически зависит от информационных технологий.

Естественно-культурное социальное пространство противостоит «цифровому», искусственному социальному конструкту, причем исход такого противостояния заранее предрешен в пользу последнего. Но чем меньше натурального, первичного мы находим в окружающем нас внешнем мире (что неизбежно при глобальной информатизации), тем больше деформируется, «закостеневает» наша психика. Технологизация охватывает разные стороны человеческой деятельности. Помимо внедрения новейших технологий в науку и производство, где их применение, вне всякого сомнения, оправданно и полезно, мы видим всплеск их востребованности в области искусства и досуга. Информационные технологии становятся «культурой» современного информационного общества.

Как уже упоминалось, социальным и культурным достижением информационной эпохи стало изобретение способов молниеносной передачи данных и обеспечение кардинально новых, дистанционных форм прямого общения между людьми. В целом, это изменило если не качества, то темп и образ жизни доброй половины населения планеты. Информационная культура при этом выступает необходимым посредником между индивидом и новейшими технологиями, является залогом успешной реализации личности в информационном мире — при условии ее открытости остальным элементам и веяниям общечеловеческой культуры, а также естественным формам бытия.

Кроме этого информационная культура личности, взятая не в технократическом, бездушном ее проявлении, а в гуманистическом, способствует этическому и эстетическому развитию человека, позволяет приобщиться ему к мировой сокровищнице духовных и общественно-правовых ценностей. Человек разумный способен не только адекватно воспринимать и надстраивать данную ему действительность, но также эмоционально окрашивать ее образ своим внутренним зрением в соответствии с ценностными установками и культурными идеалами своего народа.

В связи с этим, чем раньше произойдет осознание потенциальной пользы и гуманистической миссии информационной культуры, тем быстрее будет создана соответствующая информационной эпохе система образования. «Образование, — четко подмечает Э. Дайсон, — это тот основной «актив», который требуется человеку, чтобы добиться успеха в мире будущего»'.Такое современное образование должно выходить за рамки простого ознакомления учащегося с научной картиной мира. Задачей и критерием успешности современного образования является формирование личности особого типа, способной жить в новом культурном информационном пространстве и бережно преобразовывать его, не теряя своей индивидуальности и не нарушая права других людей.

Надо сказать, что нравственная составляющая человеческой личности в эпоху глобальной информатизации имеет как нельзя большее значение, поскольку по мере умножения способов и методов информационно-психологического воздействия на граждан возрастает роль личной ответственности человека, способности его к самоограничению и нравственному самоконтролю. Современная система образования непременно будет призвана учитывать вопросы этического воспитания нового, «информационного», поколения. Осуществить данную образовательную задачу по формированию гармоничной, многоплановой личности можно, только опираясь на весь монолит предшествующей и настоящей культуры человечества, немаловажным компонентом которой выступает как раз информационная культура (в ее гуманистическом, социальном аспекте).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.