Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доказательства возможности формирования способностей




1. К менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности
выдающихся педагогов. Известно множество случаев, когда вокруг одного учителя возникала большая
группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с точки зрения
законов статистики. По мнению некоторых выдающихся педагогов (М. П. Кравец), неспособных детей
вообще не бывает. Если уроки проходят в интересной для ребенка форме и захватывающей манере
обучения, то соответственно результаты развития способностей будут высокими.

2. Влияние условий среды на формирование способностей. Показательно исследование, проведенное Ю. Б.
Гиппенрейтер и О. В. Овчин-

никовой, где был установлен заведомо более высокий показатель музыкальных способностей у вьетнамцев по сравнению с русскоговорящими людьми. Психологи выявили, что во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, а в русском языке такой функции нет. Отсюда — более высокая музыкальность вьетнамцев.

3. Значение условий воспитания для формирования способностей. Так, было выращено отобранное
поколение «умных» крыс в условиях обедненной впечатлениями среды и поколение «глупых» крыс в
условиях обогащенной среды. В результате — показатели второй группы животных оказались выше.

4. Психологические факторы развития способностей:

— для развития познавательных способностей детей должно быть организовано определенное обустройство среды. Должны быть созданы условия для того, чтобы взаимодействие детей и взрослых носило характер сотрудничества и содружества. Этот очень важный психологический фактор — «пересечение пространства ребенка и взрослого» —- помогает многостороннему развитию способностей детей;

— возникают специфические интеллектуальные эмоции: эмоции догадки, сомнения и уверенности;

— для ребенка чрезвычайно важно общение со взрослым в форме диалогов, дискуссий, совместных
наблюдений и экспериментов;

— взрослый передает свою заинтересованность ребенку, удивляется и радуется вместе с ним;

— познавательная и интеллектуальная деятельность ребенка всегда должна быть связанна с
положительными эмоциями. Педагог должен отмечать любые достижения ребенка; тогда происходит

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 113


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 114 of 147

фиксация успеха и дальнейшее желание развиваться.

Итак, вопрос о происхождении способностей, а также о становлении и развитии способностей остается открытым. С одной стороны, существуют природные предпосылки способностей, но то, насколько проявятся эти задатки, зависит от условий индивидуального развития человека.

Становление и развитие способностей, видимо, связано с прохождением ребенка через различные сензитивные периоды с возможным научением в эти периоды по типу запечатления. Каждый ребенок в своем развитии проходит через периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Так, в два-три года у детей развивается устная речь, в пять-семь лет ребенок готов к овладению чтением и т. д. Психологи делают вывод о том, что именно эти периоды благоприятны для овладения особыми видами деятельности. Если какая-то функция не получает своего развития в благоприятный период, в дальнейшем ее развитие будет затруднено.

В психологии исследован еще один фактор: неотъемлемой компонентой способностей является повышенная мотивация. Именно повышенная мотивация к учебе обеспечивает интенсивно и одновременно «естественно» организующуюся деятельность, необходимую для развития способностей. В этом отношении очень яркий материал дает изучение одаренных детей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.