Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы семинарских занятий 18 страница




Реальный философский гуманизм дает такой идеал, определяющий смысл человеческой жизни в ее индивидуальных, личностных и общечеловеческих, социальных параметрах. Этот идеал утверждает, вместе с тем, диалектическую взаимосвязь природно-биологического и социального, конечного и бесконечного, смерти и бессмертия человека, получающего свои завершенные формы в том, что единственно соответствует его сущности в материальной и духовной культуре человечества. Именно на этом, в конечном счете, и основывается регулирующая роль нравственности, как в индивидуальной жизни человека, так и в его отношении к смерти. И это позволяет утверждать, что лишь в бессмертии разума и гуманности человека - бессмертие человечества. Таково глобальное предназначение человека и человечества, их ответственность за сохранение жизни и разума на нашей планете, без чего невозможно преодолеть все угрозы, исходящие от неразумности и антигуманизма. Пройдут, по-видимому, столетия и тысячелетия, прежде чем будут полностью реализованы потенции разума и гуманности, заключенные в человеке. И это будет подлинная история развития человека уже в истинно человеческом, разумном и гуманном обществе.

Проблема смысла жизни человека тесно связана со свободой его воли, возможностью выбора способа своих действий, жизнедеятельности в целом. В истории общества имелись различные трактовки термина "свобода". Так, например, П. Гольбах полагал, что свободы нет и быть не может. Он, в частности, писал: "Свобода воли есть химера". Немецкий философ XIX в. Л. Бюхнер считал, что свобода - это миф, это свобода человека, у которого связаны руки, это свобода птицы в клетке. С точки зрения Н. Бердяева, свобода проявляется в творчестве человека, который создает ранее не бывшее.

Что же такое свобода с философской точки зрения? Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. Свобода личности противоположна по своему смыслу унификации, стандартизации общественных отношений, что обезличивает человека. Свобода личности противоположна и произволу. Ядро свободы - это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Но только свобода выбора, обусловленная вариативным характером этой ситуации, порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность - две стороны одного целого - сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Иными словами, свобода связана с необходимостью, которая обусловлена в конечном итоге объективными законами бытия.

В обществе не бывает абсолютной свободы. В одной французской легенде рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Решение суда по этому делу было таким: обвиняемый виноват, так как свобода одного человека размахивать руками кончается там, где начинается нос другого человека.

Вместе с тем, абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности приводят к фатализму (от лат. fatum - рок, судьба). Пренебрежение же необходимостью, объективными законами исторического процесса, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями, являются основой волюнтаризма и ведут к произволу и вседозволенности.

 

Вывод. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он всегда включает нечто специфическое - надежды и чаяния людей данной эпохи. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

 

Раздел V

 

ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

 

 

Лекция 17

 

КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ

 

Вопросы:

 

 

1. Культура как объект философского анализа.

2. Культура и цивилизация.

 

Слово "культура" известно всем, оно стало привычным, широко употребляемым. Трудно перечислить все случаи использования этого слова в повседневности, передать многообразие оттенков его научного осмысления. Между тем это одно из наиболее сложных понятий, используемых человеком. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие, еще более сужая данное понятие, относят к нему исключительно явления искусства. Третьи под культурой понимают определенную идеологию, призванную обслуживать выполнение каких-то практических задач. Разные подходы стимулировали разработку философских проблем культуры и привели к создания особой науки о культуре - культурологи, т. е., при изучении истории и прогнозировании социальная философия уже не может обходиться без учета культурной составляющей общественно- исторического процесса. Культура интересует философию не в своих частных, эмпирических проявлениях, а как феномен общественной жизни в целом, именно философия может, отвлекаясь от всевозможных деталей, поставить вопрос о том, что такое культура, что дает ее изучение для развития общества и человека. Общие проблемы, имеющие мировоззренческое значение, и являются предметом философского анализа культуры.

 

 

1. КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

 

Что же такое культура в ее философском понимании, то есть взятая в ее существенных связях, зависимостях? Явление культуры чрезвычайно богато и многообразно, поистине всеобъемлюще. Не случайно философы и ученые до сих пор не могут сформулировать такое понятие культуры, которое удовлетворяло бы если не всех, то хотя бы большинство. Чем можно объяснить многообразие трактовок культуры? Прежде всего, тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Каждый исследователь обращает внимание на одну из сторон данного феномена. Кроме того, и сам подход к культуре обусловлен во многом исследовательскими установками. Культура является объектом изучения не только философов, но и культурологов, социологов, историков, искусствоведов и многих других ученых.

Однако есть нечто, что объединяет многих исследователей данного явления. Это "нечто" содержится в самом слове "cultura", которое в переводе с латинского означает возделывание, воспитание, образование, развитие, улучшение. Оно, в отличие от другого понятия - "nаtuга", то есть природа, означает в данном контексте созданное человеком, неприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Чтобы существовать, человеческое общество ведет с природной средой обмен веществом, энергией и информацией. Этот обмен имеет два основных вида. Первый характеризуется непосредственным использованием человечеством природных ресурсов: воздуха, воды, различных видов растений и животных, полезных ископаемых и т. п. В основе этого вида материальных отношений с природой лежат присущие человеческому организму физиологические потребности.

Второй вид материальных отношений человека с природной средой целиком опосредован его целенаправленной активностью - трудом. Суть этих отношений состоит в том, что люди создают то, чего нет в природе. Результат этого воздействия - появление "очеловеченной" природы, в том числе и природы самого человека. Эта "вторая природа", созданная трудом и знанием человека, в самом общем виде и есть культура. Поэтически образно эту мысль выразил известный русский поэт Н. Заболоцкий:

 

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

 

Таким образом, философы обычно относят к культуре все рукотворное. Природа создана до человека, он же, неустанно трудясь, сотворил "вторую природу", то есть пространство культуры. Однако при таком подходе присутствует некий изъян: природа не так важна для человека, как культура, в которой он себя выражает.

Культура - прежде всего, природный феномен хотя бы потому, что ее творец - человек - биологическое создание. Без природы не было бы культуры. Человек пользуется ресурсами природы, он раскрывает собственный природный потенциал. Культура, следовательно, есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что надстраивается над природой. Культура возникает потому, что человек преодолевает органическую предопределенность своего вида. Многие животные могут создавать нечто такое, что похоже на культуру. Бобры, например, сооружают своеобразные деревянные сооружения. Многие птицы и животные строят для себя и потомства гнезда, норы и т. п. Выходит, живые существа создают нечто такое, чего в природе не было. Получается, что это и есть культура?

Деятельность названных и других существ запрограммирована инстинктом. Они могут сотворить только то, что заложено в их природной программе. К свободной творческой деятельности они не способны. Паук не может сотворить соты, а пчела - выткать паутину. Следовательно, культура предполагает свободный вид активности, преодолевающий видовую закрепленность. Для того чтобы создать культуру, человек должен был обрести способность создавать то, что не закреплено в его видовой программе.

В обыденном употреблении слову "культура" часто придается оценочный смысл, культура рассматривается как нечто, к чему надо стремиться. Причем, подобная оценка применяется к характеристике как отдельных индивидов, так и целого народа. Порой можно услышать такие словосочетания: "культурный народ", "некультурная эпоха". Попытка вкладывать в понятие "культура" оценочный смысл идет от "галантного" XVIII в., когда с культурой начали связывать образ жизни, наиболее достойный человека, способствующий его всестороннему развитию. Рациональное зерно такого подхода в том, что он рассматривает культуру как нечто в принципе ценное и может быть определен как ценностный, аксиологический.

Но такой подход содержит в себе определенную односторонность. В частности, ведет к субъективному толкованию общественных и исторических явлений. Современным примером является точка зрения, согласно которой США - это центр мира, а, следовательно, американская культура является эталоном, хотя во многом отрицает самобытное развитие культур других народов. Реакцией на это является противостояние многих восточных, в основе своей исламских стран, явлениям американской и шире - европейской культуре.

Понять сущность культуры можно через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности. Человек - уникальный творец истории, придающий ей смысл через регулярную смену символов. В этом смысле культура определяется результатом всей человеческой деятельности.

Культура, раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, тем самым формирует и развивает эту сущность. Известно, что человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание - это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму. Любой человек, живя в этом мире, прежде всего, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, и тем самым осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Но одновременно он вносит свой вклад в культурный слой и, следовательно, обогащает, оплодотворяет, улучшает его.

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. С одной стороны - накопленные обществом материальные и духовные ценности, наслоения эпох, времен и народов, сплавленных воедино. С другой - живая человеческая деятельность, опирающаяся на наследие всех многочисленных предыдущих поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим. Именно в таком непрерывно совершающемся обмене знаниями, умениями, навыками, способностями заключается смысл культурного процесса.

И, тем не менее, структурирование культуры возможно. Для этого важно правильно определить основание такого деления. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне можно выделять мировую и национальную культуру. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету. Национальная культура - синтез культуры различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяется также культура социальных общностей (классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.

Культура делится на определенные виды. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная культура и духовная. Однако надо иметь в виду, что подразделение условно. В материальную культуру входят: культура труда и материального производства; культура быта; культура места жительства человека; культура отношения к собственному телу. Духовная культура выступает многослойным образованием и включает в себя несколько видов освоения действительности: научное, философское, религиозное, правовое и т. д.

Можно выделить в качестве самостоятельного вида художественную культуру, в котором материальное и духовное не соединяются, а в процессе художественного творчества взаимно отождествляются, образуя особую духовно-материальную реальность - произведение искусства.

Таким образом, культура представляет собой процесс трех видов деятельности человека - материальной, духовной и художественной, порождающих соответствующие продукты. Их независимость относительна и границы между ними обозначаются тем четче, чем более развиты и дифференцированы указанные три вида деятельности. Однако каждый из видов деятельности обладает лишь относительной самостоятельностью. В системе живого культурного творчества они выступают одновременно как взаимодополняющие и в то же время как взаимопротивостоящие процессы. Культурный процесс ведет к все большей дивергенции, т. е. расхождению видов культурной деятельности. Так как и внутри трех указанных видов происходят непрерывная их дифференциация, ветвление вследствие действия механизма специализации и профессионализации, требующих использования своеобразных техник, специальных материалов, воплощения все более сложных задач, целей и идей. И материальная, и духовная, и художественная культуры распадаются на многочисленные подвиды. Но, с другой стороны, вопреки первой тенденции, развиваются взаимовлияние, синтез, интегрирование между отдельными видами культуры. Возникающие между ними связи создают новые виды деятельности, ведущие к новым способам деятельности человека по созданию мира новых ценностей.

Есть, однако, ряд видов культуры, которые нельзя отнести только к выше указанным. Они пронизывают всю ее систему. Это экономическая, политическая, экологическая, правовая культура.

По содержанию и влиянию культуру делят на прогрессивную и реакционную. Такое деление вполне правомерно, ибо вытекает из соответствующего ее воздействия на человека и общество. Культура как человекоформирующее явление, может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную. Как пример можно привести тюремную культуру с ее определенными правилами, сленгом и т. д.

Наконец, есть еще одно деление - по признаку актуальности культуры. Актуальная та культура, которая находится в массовом обиходе. Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Данный факт хорошо прослеживается в мире моды.

Таким образом, структура культуры является сложным, многогранным образованием, все элементы которого взаимодействуют друг с другом, образуя единую систему этого уникального явления - культура. Структура культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна - она, по словам Н.А. Бердяева, есть живой процесс, живая судьба народов, она постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура служит специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности, включает в себя различные стороны человеческого существования, многообразные связи и отношения человека с окружающим миром. Стремясь выделить главное, существенное, что определяет собой суть данного явления, можно дать следующее определение: культура - это специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они выбирают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в обществе. Культура - это многофункциональная система. Коротко охарактеризуем основные функции культуры.

Среди многих функций культуры ведущей является та, о которой говорил Цицерон - "cultura animi" - возделывание, взращивание духа. Полагаем справедливым утверждение о том, что человекотворческая или гуманистическая функция культуры является основной в системе функций культуры.

Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной социальной системы к другой. Кроме культуры человечество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому культуру закономерно считают социальной памятью человечества.

Однако культура - это не некий "склад", "хранилище" запасов социального опыта, а средство объективной оценки, жесткого отбора, селекции и активной передачи лучших его образцов, имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда, всякое нарушение данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими последствиями. Разрыв в преемственности поколений обрекает новые поколения на потерю социальной памяти (по, Ч. Айтматову, на феномен "манкуртизма") со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Функция познавательная (гносео- логическая) тесно связана с выше названными и, в известном смысле, вытекает из них. Культура, концентрируя в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы обществ, которые имеются сегодня на Земле, существенно отличаются, прежде всего, по этому признаку. Одни из них демонстрируют удивительную способность через культуру, посредством культуры взять все лучшее, что накоплено людьми и поставить его себе на службу. Именно они (Япония, например) демонстрируют огромный динамизм во многих сферах науки, техники, производства. Другие, не способные использовать познавательную функцию культуры, пытаются, образно говоря, изобрести "велосипед", и тем самым обрекают себя на социальную отсталость.

Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия, выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими формами общественного сознания как мораль, право, религия.

Семиотическая или знаковая функция является одной из важнейших в культуре. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (биология, математика, химия, физика и др.) также располагают собственными знаковыми системами.

Ценностная или аксиологическая функция отражает качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека и социума вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека, общества.

Можно назвать также такие функции культуры, как коммуникативная, креативная и многие другие. Важно подчеркнуть то, что культура - это неотъемлемая сторона жизни общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества без культуры, как и культуры без человека и общества. Поэтому обыденное понимание культуры, утверждение: "это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура", - неверно с философской точки зрения. Говоря так, обычно имеют в виду, что человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован. Однако, с философской точки зрения, человек всегда культурен, ибо он есть социальное существо, а общества без культуры не существует. Как бы ни было слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов их производства. Другое дело, что степень развитости культуры может быть различной и зависит от конкретного исторического этапа развития общества.

 

 

2. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Если первоначальный смысл слова "культура" был связан с обработкой, возделыванием почвы, а затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то термин "цивилизация" (от лат civis - гражданин), подчеркивал первоначально собственно гражданские, государственные качества и характеристики. Вначале оба эти термина применяли только для того, чтобы характеризовать человека. Еще в начале ХХ в. противопоставляли человека истинно культурного, т. е. воспитанного и образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может дать полное представление о человеке.

Однако исследования, проводимые представителями гуманитарных наук в области культуры, показали, что понятия культуры и цивилизации не являются тождественными и одновременно оказываются связанными между собой. В научной и учебной литературе можно выделить несколько подходов, где цивилизация рассматривается:

- как определенная ступень развития культуры отдельных народов и мира в целом (например, "античная цивилизация");

- как этап общественно-исторического развития человечества, следующий за период дикости и варварства;

- как мировое сообщество государств и народов;

- как состояние культуры в той или иной области человеческой деятельности ("техническая цивилизация", "информационная цивилизация");

- различение культуры как сферы только духовной деятельности, а цивилизации как материальной деятельности и ее результатов;

- как завершающий этап развития культуры.

Однако любой из перечисленных вариантов определения цивилизации предполагает ее связь, взаимодействие с культурой. В одном случае, культура является особым слоем цивилизации, определяющим ее человеческую сущность, а цивилизация составляет ее "защитную среду", в другом - цивилизация представляет материальную основу для проявления духовной сущности культуры. В последнее время под термином "цивилизация" имеется в виду разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности

 

В чем сущность цивилизации? И в чем своеобразие цивилизационного подхода к истории?

Понятие "цивилизация" появилось в XVIII в. Французские просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX в. в ходу было употребление этого слова для обозначения высокого уровня культуры народов Западной Европы.

Особый интерес ученых вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного сознания. Так, например, объясняются богоизбранность "колен израилевых" или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение христианской цивилизации. Немалое количество исследователей разделяют точку зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают географические условия существования того или иного народа. В этом смысле примечательно название книги Л. Мечникова "Цивилизация и великие исторические реки", в которой подчеркивается мысль о неразрывной связи особенностей развития общества с физико-географической средой обитания, влияние этой среды на формы кооперации людей.

Довольно интересной является концепция А. Чижевского, в которой источник цивилизационных особенностей развития народов ищется в космических процессах. В работе "Земное эхо солнечных бурь" Автор показывает воздействие физико-химических процессов на Солнце на исторические процессы, происходящие на Земле, будь то войны, революции, эпидемии, переселение народов и другие массовые социальные потрясения.

В настоящее время цивилизация наиболее плодотворно рассматривается в трех аспектах. В первом - понятия культуры и цивилизации трактуются как синонимы. Они используются для обозначения сообщества воспитанных и образованных людей, отношения между которыми регулируются государственными законами и моральными или религиозными нормами и жизнь которых во многом зависит от имущественного положения и разделения труда.

Некоторые исследователи в основу культуры и цивилизации кладут совокупность определяющих для народа или региона мира социокультурных и религиозных ценностей. По их мнению, не государство, не политические институты, а именно религиозные ценности образуют ту основу развития общества, без учета которой нельзя понять историю той или иной страны. Так, английский историк и социолог ХХ в. А. Тойнби (1889-1975) полагал, что нет единой истории человечества, а есть лишь история локальных цивилизаций. По его мнению, в современном мире существуют пять цивилизаций: западная, восточно-православная, исламская, индуистская и китайская. Тойнби считает, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать "ответы" на "вызов" исторической ситуации. Когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и происходит ее гибель.

Во втором аспекте культура определяется как принятая сообществом программа поведения человека, закодированная в материальных ценностях и закрепленная в социальных институтах. Понятия культуры и цивилизации не совпадают. Культура - духовный феномен, совокупность философских, моральных, правовых, религиозных и художественных идеалов, нормативно-ценностных правил, а цивилизация - овеществленная культура, совокупность материальных и технических инструментов, обеспечивающих людям их социально-экономическую организацию жизни, современный уровень потребления и комфорта.

Так, для немецкого философа и историка О. Шпенглера (1880-1936) цивилизация - это упадок и деградация культуры. Он считал, что в ней духовная деятельность омертвляется и подавляется вещественно-техническими формами. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, урбанизацией. В этот период, считал Шпенглер, народ теряет "душу" культуры, происходит "омассовление" всех сфер жизнедеятельности, их омертвление, т.к. ритм и подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных механизмов, технических устройств. Цивилизация побеждает пространство и отбрасывает время, она формирует стремление к мировому господству - это внутренний источник гибели культуры, погибающей в борьбе за мировое господство от войн. Характерно и название его главного труда - "Закат Европы". Шпенглер выделял в истории человечества восемь культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую и майя. По Шпенглеру, культура выражает коллективную "душу" народа. Каждая культура имеет тысячелетний цикл развития, который завершается смертью культуры и ее переходом в цивилизацию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.108 сек.