Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационный тип экономического роста и задачи управления информатизацией общества




УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМИ И МИРОВЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ

Вопросы для самопроверки

  1. Перечислите основные шаги разработки стратегии компании.
  2. Какие существуют методические подходы к разработке стратегии развития информационной системы?
  3. С помощью каких экономических показателей можно оценить эффективность информационной системы?
  4. В чем заключаются преимущества и недостатки различных вариантов создания информационной системы на предприятии?
  5. На какие разделы бизнес – плана инвестиционного проекта развития информационной системы следует обратить внимание в первую очередь?
  6. Что входит в состав и содержание работ для различных этапов организации управления разработкой программного продукта?
  7. Какими особенностями обладает повышение квалификации персонала в области информационного менеджмента?
  8. На что следует обратить внимание в процессе планирования подготовки предприятия к внедрению информационной системы?
  9. С помощью каких методик можно эффективно управлять информационной безопасностью?

 


Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий. Применение современных технологий обработки и передачи информации имеет решающее значение как для повышения конкурентоспособности экономики и расширения возможностей для интеграции ее в мировую систему хозяйства, так и для повышения эффективности процессов государственного управления на всех уровнях власти, на уровне местного самоуправления, в государственном и негосударственном секторах экономики.

Информатизация экономики представляет собой процесс превращения информации в экономический ресурс первостепенного значения.

В отличие от индустриального типа экономического роста, основанного на автоматизации физического труда, информационный тип экономического роста основывается на автоматизации интеллектуального труда, экономике знаний, инновациях и нанотехнологиях.

С развитием информационной экономики самым существенным образом изменяются место и роль человека в условиях нового типа хозяйства. Анализ этих изменений подразумевает изучение целого комплекса взаимосвязанных вопросов: изменение требований к рабочей силе, преобразования в системе образования и профессиональной подготовки, трансформации управления и т.п.

В становлении информационного общества значительную роль играет государственная информационная политика. Под ней в широком смысле понимается регулирующая роль государства, направленная на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только телекоммуникации, информационные системы или средства массовой информации, но и всю деятельность, связанную с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией и передачей всех видов информации.

В числе основных направлений регулирования информационной сферы общества, осуществляемых на государственном уровне в разных странах, выделяются:

· борьба с монополизмом, поощрение конкуренции, в том числе контроль за выдачей разрешений на слияние компаний, принятие решений по дезинтеграции крупных компаний,

· обеспечение свободы слова и прав и возможностей доступа к информационным ресурсам для всего населения,

· защита национального культурного наследия, языка, противостояние экспансии других стран,

· охрана интеллектуальной собственности, борьба с информационным пиратством,

· борьба с компьютерными преступлениями,

· контроль за использованием информационных и телекоммуникационных технологий,

· цензура в глобальных компьютерных сетях.

К числу задач государственного управления информатизацией общества относятся:

· развитие сбалансированной национальной информационной инфраструктуры,

· создание экономических и правовых условий, способствующих привлечению негосударственного финансирования информационной инфраструктуры,

· привлечение к организации и управлению информационной инфраструктурой негосударственных структур, разделение с ними ответственности за функционирование и развитие информационной инфраструктуры,

· допуск и обеспечение равноправных условий для организаций всех форм собственности как па информационный рынок, так и к организации информационной инфраструктуры,

· обеспечение равнодоступности бюджетных средств для всех участников независимо от форм собственности при создании информационной инфраструктуры.

 

5.2. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Электронная Россия»

Основной целью программы является повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, создание технологических предпосылок для развития гражданского общества за счет обеспечения прав на свободный доступ к информации, расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей.

Реализация программы позволит:

· максимально использовать интеллектуальный и кадровый потенциала России;

· обеспечить гармоничное вхождение в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости;

· развить основы гражданского общества и демократических традиций в России,

· преодолеть информационное неравенство между Россией и другими развитыми странами, обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный доступ к информации, права на защиту персональной информации.

Для достижения целей программы необходимо решить следующие задачи:

1. сформировать эффективную нормативно-правовую базу информационных и коммуникационных технологий, основывающуюся на законах прямого действия, в т.ч. регулирующую вопросы обеспечения информационной безопасности, конфиденциальности персональных данных, гарантированных Конституцией Российской Федерации,

2. обеспечить эффективность коммуникации и взаимодействия органов государственного управления и местного самоуправления, как на внутри- и межведомственном уровне, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных информационных технологий,

3. обеспечить условия для повышения эффективности и масштаба использования информационных технологий в экономике на основе организационно–институциональных мероприятий,

4. обеспечить повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет модернизации системы образования на базе ИКТ в координации с проводимой реформой образования,

5. содействовать развитию независимых СМИ посредством стимулирования внедрения ИКТ в их профессиональную деятельность,

6. содействовать развитию публичной инфраструктуры доступа для предприятий, организаций и граждан к телекоммуникационным сетям, к общедоступным электронным библиотекам и базам данных, библиотекам научно-технической информации, а также существенно повысить качество предоставляемых услуг в этой области,

7. сформировать необходимую телекоммуникационную инфраструктуру для обеспечения работы органов государственной власти и местного самоуправления, единой образовательной информационной среды России.

Программа «Электронная Россия» разделена на три этапа. Текущий третий этап (2005-2010 гг.) можно охарактеризовать массовым распространением информационных технологий в реальном секторе экономики. Ожидается, что по результатам всех этапов будет обеспечено комплексное внедрение стандартизированных систем документооборота как на внутри-, так и на межведомственном уровне.

Дополнительную информацию о ФЦП «Электронная Россия» можно найти на ряде официальных сайтах в сети Internet:

· Информационный портал ФЦП «Электронная Россия» - http://www.e-rus.ru,

· Институт архитектуры электронного государства (Промышленный консорциум, разрабатывающий стандарты и законопроекты электронного государства) - http://www.iaeg.ru,

· Новости «Электронной России» - http://news.neweco.ru/,

· Фонд «Новая экономика» - http://neweco.ru/main.html,

· Дирекция ФЦП «Электронная Россия» - http://erussia.prime-tass.ru/,

· Готовые сайты для госучреждений и учебных заведений -http://www.rusorg.ru/site.xp/052054.html,

· Федеральные целевые программы - http://www.programs-gov.ru/cgi-bin/index.cgi,

· Центр компетенции по электронному правительству - http://www.e-govcompetence.ru/ru/default.asp.


 

Тема 5.3 Органы управления информационными ресурсами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях

На федеральном уровне управление информационными ресурсами осуществляется Министерством коммуникаций и связи РФ (Минкомсвязь). В составе этого министерства присутствуют Федеральные агентства: Федеральное агентство связи и Федеральное агентство по информационным технологиям. Кроме того в структуре министерства имеется Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.

Органы управления информационными ресурсами на региональном уровне рассмотрим на примере структуры правительства г. Санкт – Петербурга, в которой присутствует Комитет по информатизации и связи. В этот комитет входят отделы:

· информационно-аналитического обеспечения и развития отрасли информатизации,

· информационной безопасности, противодействия техническим разведкам и развития системы защиты информации,

· телекоммуникационного обеспечения и развития отрасли связи,

· юридического сопровождения и государственного заказа,

· финансово-бухгалтерский.

На муниципальном уровне управление информационными ресурсами представляет собой управление по администравно-территориальному принципу теми предприятиями индустрии информатики, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования.

К числу наиболее значимых государственных информационных ресурсов относятся следующие массивы информации:

· Библиотечные ресурсы около 150 тысяч библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек имеют автоматизированные информационные технологии и базы данных.

· Архивный фонд Российской Федерации общим объемом более 460 млн.ед.хр., в том числе в непосредственном ведении Росархива - свыше 193 млн.ед.хр. и несколько сот баз данных.

· Информационные ресурсы Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ).

· Информационные ресурсы Государственной системы статистики, включающие информационные фонды по отраслям статистики, информационные фонды интегрированных баз данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций, первичную статистическую информацию.

· Государственные информационные ресурсы правовой информации, сосредоточенные в Минюсте России и ФАПСИ, подведомственных им центрах правовой информатизации, а также разнообразные ресурсы судебных органов.

· Информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней, включающие массивы социальной и управленческой информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.