Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5.7 Аутсорсинг. Российский и мировой опыт




Под «Aутсо́рсингом» (от англ. outsourcing: внешний источник) будем понимать передачу организацией определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области [16,17].

Другое определение позиционирует «аутсорсинг» как способ оптимизации деятельности предприятий за счет передачи части непрофильных функций сторонней организации, которая сделает это более эффективно.

Согласно стандарту ISO 9001:2000, аутсорсинг - это «процесс, необходимый предприятию для системы менеджмента, но выполняемый внешней стороной». Соответственно. ИТ-аутсорсинг можно определить как передачу внутренних ИТ-процессов компании на сопровождение внешней фирме, специализирующейся на предоставлении ИТ-сервисов.

Аутсорсинг позволяет компании - заказчику сократить издержки и значительно снизить трудоёмкость и затраты на эксплуатацию информационных систем и приложений, сконцентрироваться на основных бизнес-процессах компании, не отвлекаясь на вспомогательные.

Исторически процесс развития аутсорсинга начинался с простых вещей, например c покупки специалистов на контрактной основе. Это так называемый body аутсорсинг. Следующий шаг - это покупка услуги, или аутсорсинг поддержки. Далее следуют аутсорсинг сервиса и аутсорсинг бизнес-процессов.

В общем случае случае жизненный цикл аутсорсинга состоит из четырех этапов - предварительной фазы, фазы заключения договора, фазы сотрудничества в рамках соглашения об уровне сервиса и прекращение договорных отношений.

В России аутсорсинг находится на стадии зарождения, на Западе эта технология используется достаточно широко и стабильно.

Если говорить о развитии уровня ИТ-аутсорсинга в России, то востребованность аутсорсинга ИТ-услуг в России будет двигаться с двух противоположных сторон: со стороны приобретения достаточно простых, дешевых и безрисковых услуг техподдержки оборудования и ПО и со стороны приобретения очень дорогих и рисковых услуг для критических бизнес-приложений и систем (critical mission), включая disaster business recovery, business continuation и т. п.

К причинам бурного роста ИТ – аутсорсинга можно отнести:

· желание снизить уровень общих расходов на ИТ,

· необходимость выполнения ИТ-проектов в сжатые сроки,

· внедрение и использование новейших технологий, которыми владеет поставщик,

· нехватка и/или недостаток квалификации собственного персонала,

· сосредоточение на основных видах деятельности, улучшение качества обслуживания клиентов, ускорение роста доходов и улучшение использования капитала.

Также использование возможностей аутсорсинга позволяет освободить внутренних ресурсы компании для других целей, сфокусировать компанию на основной деятельности. Следует отметить, что в случае с аутсорсингом также происходит разделение и частичная передача другой компании рисков, связанных с реализацией проекта.

Среди других реально достижимых преимуществ аутсорсинга можно выделить сокращение избыточного персонала, унификация ИТ-процессов внутри компании, реализация прозрачного механизма оказания ИТ-услуг и оценки их качества. При этом важно четко определить взаимоотношения заказчика и исполнителя (объем, структура, качество и цена услуг), что и делается путем заключения подробного сервисного соглашения SLA (Service Level Agreement). Не следует также отдавать на сторону на аутсорсинг профильные для организации – заказчика направления деятельности. После передачи части задач на аутсорсинг необходимо регулярно проводить проверки уровня получаемых сервисов, развивать услуги в соответствии с новыми условиями бизнеса.

По определению компании Gartner (www.gartner.com) аутсорсинг является частным случаем сорсинга, который представляет собой, по определению, вариативное использование внутренних и внешних деловых или ИТ-ресурсов и сервисов для достижения бизнес-целей организации.

Согласно исследованиям компании Gartner, существует несколько моделей сорсинга — «внутреннее обслуживание», «инсорсинг», «мультисорсинг», «совместное предприятие», «полный (классический) аутсорсинг», «оптимальный консорциум», «сервисная компания» и «генеральный подрядчик».

Охарактеризуем каждую из этих моделей:

1. Модель «внутреннее обслуживание» (internal delivery) предполагает, что полный спектр ИТ-услуг оказывает сотрудникам компании собственное подразделение организации. А значит, в этом случае аутсорсинг отсутствует как таковой, но именно данный подход к сопровождению ИТ-процессов наиболее распространен сегодня в российском бизнесе.

2. При «инсорсинге» (insoursing) в компании выделяется отдельное подразделение с автономным управленческим учетом, которое оказывает бизнес-подразделениям ИТ-услуги на основе полуформальных контрактов, соглашений об уровне обслуживания, утвержденных тарифов для услуг.

3. «Мультисорсинг» (multisoursing, или выборочный аутсорсинг) предусматривает передачу внешней специализированной фирме некоторых ИТ-функций (чаще, для которых отсутствуют внутренние ресурсы или использование которых нецелесообразно).

4. Модель сорсинга "совместное предприятие" — предполагает, что компания для ИТ-поддержки своих бизнес-процессов создает отдельную сервисную организацию; она не является единственным поставщиком ИТ-услуг, а работает параллельно с внешними поставщиками технических сервисов.

5-6. Модель «полный аутсорсинг» (full outsourcing) — классическая аутсорсинговая модель, основанная на эксклюзивном контракте с одним внешним поставщиком услуг. Эта модель эволюционировала в «оптимальный консорциум», который ориентирован на крупные мультинациональные компании или правительственные организации, чьи потребности в сопровождении ИТ-процессов выходят за пределы возможностей одного (пусть даже крупного) поставщика услуг. В рамках данной модели один из поставщиков берет на себя роль генерального подрядчика консорциума.

7. Модель «сервисная компания» (brand services company) предполагает создание дочерней организации для предоставления ИТ-услуг в интересах большой материнской фирмы (или ряда фирм сходного профиля деятельности). Поставляемые дочерней компанией услуги сравниваются с предлагаемыми на рынке, и в случае необходимости привлекается помощь внешних поставщиков услуг.

Главная проблема развития ИТ - аутсорсинга в России состоит в недоверии к аутсорсинговым компаниям со стороны заказчика. Две основные причины этого недоверия - боязнь потери корпоративной информации и наличие примеров неуспешного применения аутсорсинга.

Для эффективного использования ИТ с точки зрения бизнеса нужно также учитывать, что почти всегда компании-заказчики работают в условиях мультисорсинга, который Gartner определяет как использование технологий, услуг и ресурсов как внешних, так и внутренних ИТ-провайдеров для решения бизнес-задач в рамках одного проекта. Для успешной работы в таком режиме нужно переходить к процессной модели управления, создавая сети взаимосвязей участников работ, а не транзакций с отдельными поставщиками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.