Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные факторы, способствующие развитию физической культуры в современном обществе




Факторов, определяющих развитие общества, несколько. К дви­жущим силам этих факторов в социологии относят, в первую оче­редь, деятельность людей, в основе которой лежит их стрем­ление к удовлетворению своих потребностей. Удовлетворенная по­требность, сам процесс ее удовлетворения порождают новые по­требности. Таким образом, изменяется и совершенствуется жизне-


деятельность человека и общества. Однако откуда появляются и как возникают новые потребности, каков механизм их развития?

Современная психология считает, что новые потребности воз­никают в результате саморазвития человека, механизм которого состоит в воздействии на тот или иной предмет. Преобразуя его, человек воздействует на самого себя, он как бы будит дремлющие в нем силы. Вообще жизнь во всех ее формах обязательно предпо­лагает себя в будущем. Это заложено и в строении живого, и в характере потребностей человека. Потребность всегда предполага­ет некоторый объект (свой предмет), который, по существу, еще надо встретить; потребностное состояние «предполагает» свою смену (в случае успешного осуществления потребностного цикла) состоянием удовлетворения. Даже само существование живого в любой данный момент есть опережающее отражение возможности существования в момент последующий. Одним из приоритетных показателей развития человека является его потребностная сфера. В то же время неудовлетворенность человека самим собой, своими делами дает ему импульс к совершенствованию себя, своей дея­тельности, своего окружения. Стремление улучшить ситуацию, устранить помехи, добиться нового качества и движет человеком и обществом.

Механизм формирования потребностей лежит и в основе инди­видуальных, присущих каждому человеку движущих сил, состав­ляя вместе основу движущих сил общества. Такими индивидуаль­ными движущими силами являются ценностные ориентации, мо­тивация, потребности и удовлетворенность результатами деятель­ности.

Социальная жизнь людей развивает общественные потребнос­ти, которые как бы стоят над личностными, регулируют их, де­терминируют их развитие, формируют новые. Удовлетворение об­щественных потребностей требует организации новых социальных структур, образования новых социальных институтов, совокупность которых составляет сферы общества — экономическую, соци­альную, политическую и духовную. В каждой из этих сфер развива­ются и функционируют собственные движущие силы.

Движущими силами социальной сферы общества выступают потребности в подготовке людей к совместной общественной жиз­ни, потребности в социализации и интеграции подрастающего поколения в общественную жизнь, объединение людей в группы и общности для совместной деятельности в той или иной области, потребности в адаптации населения к постоянно изменяющимся условиям жизни, регулирование и социальный контроль обществен­ной жизни.

Физическая культура относится к социальной сфере общества. В ее основе лежат социальные потребности в физическом совершен­ствовании людей, в формировании у них двигательных навыков и


умений, в оздоровлении, реабилитации, рациональной организа­ции свободного времени. Этими потребностями и продиктована необходимость организации особого социального института — физической культуры. Необходимость и стремление людей к удов­летворению социальных потребностей в физкультурной деятель­ности составляет одну из основных движущих сил, определяющих развитие физической культуры.

Общественная жизнь складывается из взаимодействия всех сфер и областей общества, составляющих в целом единый социальный организм. При этом трудно выделить такую область жизнедеятель­ности общества, которая была бы абсолютно приоритетной. Тем не менее такие социальные институты, как экономика, культура, политика, во многом определяют уровень социальной жизни лю­бого общества. Движущие силы этих ведущих сфер общества воз­действуют на другие, существенно детерминируя их развитие, в одних случаях замедляя его, в других, — наоборот, ускоряя. Таким образом появляются интегральные общественные факторы: соци­ально-экономические, социально-политические, социально-культурные, обусловливающие функционирование и развитие как общества в целом, так и каждого его компонента. В физической культуре воз­действие экономических, политических, духовных факторов осо­бенно заметно. Предмет физкультурной деятельности — физичес­кое состояние человека, его телесность, физическое здоровье, т.е. то, без чего не может процветать ни одна сфера общественной деятельности. Любому человеку, независимо от того, какова его профессия, необходимо в первую очередь иметь хорошее, крепкое здоровье. Физическая культура посредством физического совершен­ствования, оздоровительного, рекреативного воздействия оказы­вает влияние и на экономическую, и на политическую, и на ду­ховную жизнь общества. Исследование физической культуры в си­стеме современного социума является одним из важных направле­ний социологических исследований, поскольку они дают ответы на вопросы: какое место занимает физическая культура в обществе, как она взаимодействует с другими социальными институтами?

Представить механизм существования и функционирования движущих сил общества, и в частности физической культуры, до­статочно сложно, мы попытались нарисовать лишь общую карти­ну этого процесса. Детальное рассмотрение роли и значимости ве­дущих факторов позволит оценить их влияние, а значит, и влия­ние общества на процесс развития физической культуры как со­циокультурного явления.

Социально-экономические факторы. Трудно переоценить значе­ние и роль экономики, которую она играет в жизнедеятельности любого человека и общества в целом, поскольку люди прежде всего Должны биологически обеспечивать свою жизнь — есть, пить, оде­ваться, иметь жилье. Чтобы все это иметь, необходимо трудиться,


 




производить материальные блага, распределять их, т. е. сознатель­но преобразовывать окружающую среду в полезные для жизни объекты. Известно, что в процессе труда происходит и формирова­ние самого человека, развиваются его способности, формируются умения и навыки, а вместе с ними возникают и потребности. Это делает производство основой, фундаментом жизнедеятельности людей любого общества.

Экономика влияет на развитие всех компонентов общества, в свою очередь на социальную сферу и через нее — на другие сторо­ны социальной жизни. Своего рода преобразование экономичес­кой деятельности в социальную получило в социологии название социально-экономического фактора. Физическая культура, явля­ясь неотъемлемой частью социума, имеет также социально-эконо­мические факторы, определяющие ее существование и развитие, которые выражаются в ее экономической обусловленности и эко­номическом обеспечении.

Физическая культура интенсивно воздействует на экономичес­кую сферу жизни государства и общества — на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потреби­телей. Для того чтобы повысить благосостояние общества, необхо­димо обеспечить интенсивный рост экономики, зависящий от многих факторов, среди которых ведущие — качественный уро­вень рабочей силы и высокий производительный труд. Системати­ческие занятия физическими упражнениями, существенно повы­шая физическую работоспособность человека, сказываются благо­приятно на умственной деятельности. Во многих случаях это связа­но с влиянием физической деятельности на организм человека, способствующей развитию общей выносливости, совершенство­ванию волевых и моральных качеств, которые при прочих равных условиях делают более успешной трудовую деятельность. Много­численные исследования свидетельствуют, что систематические физкультурные занятия значительно продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни. В со­временном обществе, когда население многих цивилизованных стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудо­способного возраста имеют первостепенное значение.

Роль физкультурных занятий в здоровье нации, в том числе и в российском обществе, общепризнанна. Доказательством могут слу­жить новые спортивные сооружения, выпуск качественных спортив­ных товаров. Таким образом, именно экономика создает условия для эффективной физкультурной деятельности. Зависимость мате­риальной базы от развития экономики очевидна. Первоначально физкультурная деятельность не требовала организации особых ус­ловий и обходилась естественными средствами — дорожками для бега, водоемами для плавания и т.д. Затем появляются специаль-


ные приспособления, гимнастические снаряды, площадки, ста­дионы, бассейны, залы для спортивных игр, катки, лыжные трас­сы и т.д. Физкультурная практика начинает создавать искусствен­ную среду — тренажеры, приспособления, позволяющие выпол­нять упражнения специальной тренировочной направленности. Развитие экономики обусловило возможность для подготовки и содержания специалистов по физической культуре, а также фи­нансовое, кадровое, научное обеспечение в обслуживании физ­культурной деятельности.

Важнейшими условиями активной самостоятельной физкуль­турной деятельности является экономическое благополучие лю­дей, их удовлетворенность предметами первой необходимости. Эко­номика обеспечивает нужный для человека уровень благосостоя­ния, создает предпосылки для появления свободного времени и средства для его рационального проведения.

При исследовании социально-экономических факторов физкуль­турной деятельности используются социологические методы. Чаще всего — метод анализа документов: всевозможных отчетов, перио­дических изданий, статистических данных.

Одно из первых социологических исследований в сфере физи­ческой культуры было направлено на изучение роли, места и со­циально-экономической эффективности физкультурной деятель­ности в социальной жизни. С 1963 по 1975 г. в Северодонецке — городе, где активно развивалось физкультурно-спортивное движе­ние («Город здоровья и спорта»), были проведены комплексные обследования трудящихся ряда промышленных предприятий, в том числе и массовые социологические опросы, которые позволили научно обосновать экономическую эффективность систематичес­ких занятий физическими упражнениями. Аналогичные исследо­вания и развернутый социальный эксперимент были осуществле­ны в башкирском городе химиков Салавате. При обследованиях на предприятиях подмосковного красногорского механического за­вода, свердловского Уралмаша, Каменск-Уральского металлурги­ческого завода и некоторых других были выявлены новые формы организации физкультурных занятий на промышленных предпри­ятиях типа «Цеха здоровья», «Сектора здоровья», которые способ­ствовали снижению уровня заболеваемости трудящихся и повы­шению их производительности труда. Данные исследования пока­зали, что каждый регулярно занимающийся физкультурной дея­тельностью работник приносил своему предприятию дополнитель­но 440 рублей прибыли в год.

Социально-политические факторы. Политика — это управление обществом при помощи государства, его политических институ­тов. Политическая деятельность связана с обретением, удержани­ем и использованием власти. Суть ее состоит в использовании вла­сти, в способности оказывать определяющее воздействие на пове-


 




дение людей с помощью силовых структур. Отсюда социально-по-литческий фактор — воздействие политики на социальные про­цессы, на те или иные социальные факты, на образ жизни и пове­дение людей, социальных общностей. В сфере политики находится все общество в целом и составляющие его социальные институты. Не является исключением в этом смысле и физическая культура.

Роль политики в сфере физической культуры состоит в регули­ровании правовых и идеологических аспектов физкультурного дви­жения, в определении его статуса в обществе. Таким образом, по­литическая сфера общества создает условия для организации физ­культурной деятельности людей. Она обеспечивает право заниматься ею в соответствии с интересами и потребностями населения. В то же время государственная политика может играть и стимулирую­щую роль, предоставляя льготные условия для развития тех соци­альных функций физической культуры, которые выгодны госу­дарству.

В России, как показывают исследования Н. А. Пономарева [18], специальная физическая подготовка войск впервые была введена в вооруженных силах по инициативе и в интересах правящих клас­сов в конце XVIII в. Вначале специальная физическая подготовка вводится в суворовской армии, а затем организуются занятия по гимнастике в кадетских корпусах. В середине XIX в. были созданы специальные курсы для подготовки преподавателей военно-физи­ческого воспитания. Привилегированные учебные заведения, та­кие, как известный Царскосельский лицей, вводят занятия по гим­настике, фехтованию и танцам. Для этого строятся специальные гимнастические залы.

Физическая культура и спорт широко используются в пропа­гандистских целях, для популяризации политических лидеров, партий, движений, в предвыборных и других кампаниях. Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура служит политике. В современных государственных структурах есть офици­альные организации, управляющие физической культурой, кото­рые контролируют, поддерживают и стимулируют физкультурную активность людей.

Социокультурные факторы. Воздействие духовной сферы обще­ства на общественную жизнь складывается из культурной жизни общества, из социокультурных факторов. К таким факторам отно­сятся общественное сознание, ментальность общества, нравствен­ные нормы, художественные взгляды и предпочтения, религиоз­ные верования, наука и искусство. Духовная сфера общества — это формирование мировоззрения, знаний, идей и взглядов, образ­цов поведения, представлений и верований, их распространение через образование, воспитание, посредством массовой информа­ции, путем проведения массовых мероприятий и другой социаль­ной работы.


В задачи социологии входит изучение социокультурных факто­ров как основных составляющих развития общества. Социология физической культуры, в свою очередь, изучает их воздействие на физкультурную деятельность и обратное воздействие физической культуры на духовную жизнь общества. Действие социокультурных факторов состоит в формировании ценностного отношения к физ­культурной деятельности различных групп населения, в упорядо­чении этой деятельности, придании ей организационно-управлен­ческого характера. Немаловажно для социологии физической куль­туры исследование эффективности этих процессов.

Механизм формирования ценностного отношения во многом обусловлен уровнем общественного мнения в отношении полезно­сти физической культуры и спорта, пропаганды, рекламы, каче­ством физкультурного образования и воспитания, обучения физи­ческим упражнениям. Особое место здесь занимает политическая идеология. Например, призыв к осуществлению лозунга о нацио­нальной безопасности путем оздоровления нации, и в первую оче­редь молодого поколения, является сейчас одним из важнейших стимулов в развитии физической культуры и спорта в обществе.

Институт религии, как показывает история развития общества, играл значительную роль в данном процессе, когда спортивная победа рассматривалась как дар богов. В современном обществе цер­ковь также старается придать религиозную окраску различным со­ревнованиям; религиозные амулеты, молитвы спортсменов перед стартом — обычные явления для нынешних спортивных соревно­ваний

Результаты научных исследований, доказывающие эффектив­ность влияния физических упражнений на здоровье занимающих­ся, их физическое состояние и подготовленность, также могут ори­ентировать людей на положительное отношение к физкультурной деятельности.

Социокультурные факторы определяют направление движения в развитии физической культуры, придают ей целесообразность, наполняют духовностью, идеологией и ценностным смыслом.

В то же время и физическая культура оказывает воздействие на духовную жизнь общества. Достаточно вспомнить героев русских сказок, художественных произведений, которые, как правило, от­личаются не только силой духа, но и выносливостью, быстротой, крепким телосложением. Телесная красота во все века ценилась как одна из эстетических ценностей. В основе любого конкурса кра­соты телесность рассматривается как один из главных признаков. Красивые, здоровые люди определяют атмосферу благополучия общества и являются залогом его процветания.

Социология физической культуры дает возможность изучать влияние социокультурных факторов на развитие этой сферы жиз­ни общества, находить количественные характеристики его оцен-


 




ки путем использования социологических методов, от общеизвест­ного — опроса до метода социального эксперимента.

Социологический анализ отношения современного поколения к культурным ценностям тела и физической культуре

Изменения, происходящие во всех областях жизни российско­го общества, в значительной мере влияют и на отношение к физи­ческой культуре. Новые социально-экономические, экономичес­кие и другие условия как результат научно-технического прогрес­са накладывают свой отпечаток на ценностное отношение к физи­ческой культуре. Оно находится в зависимости от цикла и фазы развития жизни человека.

Наиболее мобильной категорией общества является молодежь. Уровень физкультурно-спортивнои активности современной моло­дежи во многом определяет востребованность физической культуры и эффективность ее развития в обществе. Поэтому так важно сделать анализ побудительных сил, которые существенно влияют как на про­цесс вовлечения молодежи в физкультурно-спортивную деятельность, так и на развитие физкультурно-спортивного движения в целом.

Известно, если у людей сформирован интерес к физкультурно-спортивнои деятельности, то она для них становится источником получения психо-соматического комфорта, того, что П.Ф.Лесгафт называл «возвышающим чувством удовольствия». Только в случае, если участие в физкультурно-спортивнои деятельности вызвано внутренними побуждениями, опирающимися на положительные эмоции и интерес, можно говорить о позитивном влиянии заня­тий физическими упражнениями на развитие личности.

Исходя из этих теоретических предпосылок, попытаемся вы­яснить роль побудительных факторов, активизирующих спортив­ную деятельность студента, определить, что же движет им: чув­ство долга или глубокая заинтересованность, жизненная потреб­ность или необходимость выполнить норматив учебной програм­мы и получить зачет.

Проведенные анкетные опросы, беседы, наблюдения, анализ состояния учебной и массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в сибирских вузах позволили представить объек­тивное положение, отражающее уровень охвата студентов различ­ными формами занятий физическими упражнениями, круг их физкультурно-спортивных интересов, потребностей и мотивов в этой сфере деятельности.

Важная роль в социологическом исследовании принадлежит оцен­ке значимости влияния различных объективных и субъективных фак­торов на уровень физкультурно-спортивнои активности студентов. Наибольший интерес представляет взаимодействие таких факто­ров, как пол и возраст студентов, курс обучения и профиль вуза.


Физкультурно-спортивная активность — это совершенствова­ние биосоциальной природы человека средствами физической куль­туры. В то же время ее количественно-качественная характеристика может быть представлена показателями затраченного времени, ре­гулярностью занятий, мотивацией студентов в сфере физкультур­но-спортивнои деятельности.

Принявшие участие в исследовании студенты, в зависимости от их отношения к физической культуре и уровня физкультурно-спортивнои активности, условно были разделены на три типоло­гические группы:

— студенты с низкой физкультурно-спортивнои активностью, затраты времени не превышают 3-х часов в неделю (28,1 %);

— студенты с оптимальной физкультурно-спортивнои актив­ностью, затраты времени 6 часов в неделю (15,1 %);

— студенты, не проявляющие физкультурно-спортивнои актив­ности, не имеющие затрат свободного времени на занятия физи­ческими упражнениями и спортом (28,1 %).

Для того чтобы получить достоверное представление об уровне физкультурно-спортивнои активности студентов необходимо про­анализировать показатели систематичности занятий. Анализ дан­ных табл. 1 характеризует уровень устойчивости физкультурно-спортивнои активности: 21,8% опрошенных студентов системати­чески обращаются к физкультурным занятиям, 50,1 % — от случая к случаю, 28,1 % — не занимаются физическими упражнениями в свободное время. В целом лишь у 15,1 % студентов длительность и регулярность занятий отвечает требованиям рационального двига­тельного режима.

Таблица 1

Отношение студентов разного пола к физкультурно-спортивнои деятельности, %

 

 

Отношение к физкультурно-спортивнои Пол студентов Все студенты
деятельности женщины мужчины
Занимаются систематически 36,9 12,6 21,8
Занимаются эпизодически 44,5 53,5 50,1
Не занимаются в свободное время 18,6 33,9 28,1

Анализ данных конкретно-социологических исследований по­казывает, что отношение студентов к физкультурно-спортивнои


 




 



Таблица 3

деятельности во многом определяется характером интересов и мо­тиваций. Более того, по нашему мнению, уровень сформирован­ное™ интересов и мотивов выступает как один из ведущих пока­зателей личностной физической культуры студентов. Проявление интереса вызывает желание действовать, формирует мотивы пове­дения и потребность реализовывать их на практике.

Результаты данного исследования показывают, что 73,2% оп­рошенных студентов высоко оценивают социальную значимость физической культуры, считая ее важнейшим элементом общей культуры человека (табл. 2).

Таблица 2

Как показывают данные табл. 2, более 18% опрошенных сту­дентов затруднялись оценить социальную роль физической куль­туры в формировании личности человека. На наш взгляд, такое положение в первую очередь характеризует слабую информиро­ванность студентов о социальной сущности физической культуры.

Интерес к физической культуре — это динамическая социальная категория, которая формируется на протяжении всей жизни чело­века. Так, за время обучения в вузе у 15,7 % опрошенных студентов отмечается повышенный интерес к физкулыурно-спортивной де­ятельности, у 62,1 % он остался прежним, о снижении интереса к физической культуре говорят 18,9% опрошенных студентов трех сибирских вузов (табл. 3).

Настораживает тот факт, что в вузе смешанного профиля более трети студентов говорят о снижении интереса к физкулыурно-спортивной деятельности за период обучения. Это в первую оче­редь характеризует состояние физического воспитания в данном вузе как неудовлетворительное, показывает слабый учет физкуль­турных интересов студентов.


На формирование интереса к физкулыурно-спортивной дея­тельности влияет много внешних факторов (табл. 4).

 

Таблица 4


Анализ проведенного исследования указывает на необходи­мость улучшения качества проведения занятий физическими уп­ражнениями: 40,9% опрошенных студентов считают, что этот фактор существенно влияет на повышение интереса к физкуль-турно-спортивной деятельности, особенно для студентов гума­нитарно-технического профиля, 50,8% которых подтверждают необходимость улучшения качества проведения физкультурных занятий. Повышение уровня профессиональной подготовки пре­подавателей, улучшение материально-спортивной базы, исполь­зование нетрадиционных методик занятий будут способствовать реализации физических возможностей для желающих занимать­ся спортом.

Другим, не менее значимым, для студентов фактором повыше­ния интереса к занятиям физическими упражнениями является возможность выбора вида спорта или вида физической активности, который наиболее приемлем для занимающегося: 35,6% опрошен­ных студентов подтверждают необходимость развития в вузах ши­рокого круга видов и форм занятий физическими упражнениями.

Достаточно значимым для студентов (16,9%) фактором повы­шения их интереса к физкультурно-спортивной деятельности яв­ляется и возможность заниматься на современно оборудованной ма­териальной базе.

Полученные данные свидетельствуют о том, что опрошенные студенты не придают особого значения агитационно-пропаганди­стской деятельности и рекламе занятий физическими упражнени­ями: лишь 2,5% опрошенных считают, что хорошая реклама спо­собствует повышению интереса к физкультурно-спортивной дея­тельности. Видимо, в данном случае сказывается недостаточное внимание к спортивной рекламе, которое в целом присутствует в нашем обществе. Низкий уровень качества существующей рекламы не дает студентам возможности понять и осознать ее истинную ценность и влияние на развитие физической культуры.

Как показывает исследование, уровень сформированное™ ин­тереса студентов к физкультурно-спортивной деятельности во мно­гом определяется возможностями выбора как вида спорта, так и других форм организации физической активности. Для повышения эффективности организации физкультурно-спортивной деятель­ности следует рассмотреть приоритетность выбора форм занятий физическими упражнениями в вузе (табл. 5).

Полученные данные свидетельствуют о значительном интересе студентов к секционным занятиям по видам спорта: 32,1 % опро­шенных выбрали бы эту форму занятий, если бы были созданы условия для физкультурно-спортивной деятельности. Более всего секционная форма занятий привлекает студентов технических ву­зов: 37,8 % опрошенных выбрали бы для занятий секции по видам спорта. Такое распределение полученных результатов исследова-


ния вызвано тем, что студенческий контингент технического вуза в основном составляют мужчины (74% опрошенных студентов), которые отдают, как правило, предпочтение спортивной направ­ленности занятий. Студентам гуманитарных вузов и вузов смешан­ного профиля, где в основном обучаются девушки (до 82 % опро­шенных), в большей степени свойственны занятия оздоровитель­ной направленности: более 31% опрошенных привлекают лишь прогулки, игры, организованные по свободному регламенту, ку­пание, 18,2% студентов хотели бы заниматься в клубных формах по физкультурно-спортивным интересам. Значительное число сту­дентов хотели бы использовать в свободное время самостоятель­ную форму занятий: 20,9 % опрошенных считает эту форму заня­тий наиболее приемлемой.

Таблица 5

Следует особо подчеркнуть слабую заинтересованность студен­тов в массовых спортивных и оздоровительных мероприятиях, про­водимых в вузах. Организаторам массовой физкультурно-оздоро­вительной работы, спортивным клубам вузов, видимо, следует




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 2172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.