Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И зарождение цивилизации




Студент должен

знать:

- признаки цивилизации;

- признаки государства;

уметь:

- различать цивилизацию и первобытность;

- различать родовую и соседскую общины;

иметь представление:

- о развитии знаний о первобытности;

- о различных теориях происхождения человека;

- об основных этапах антропогенеза и социогенеза.

 

Современные взгляды на происхождение человека и общества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России.

Среда обитания. Начало социальной жизни. Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом свете. Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Появление частной собственности. Разложение родового строя. Разделение труда. Соседская община. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации. Возникновение государственности, письменности. Отличия цивилизации от первобытности.

Понятия, составляющие содержание раздела:

археологическая периодизация истории, антропогенез, родовой строй, племя, фратрия, эволюция, культура, миф, религия, рабство, неолитическая революция, разделение труда, присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, частная собственность, протогосударство.

Раздел 3. Цивилизации Древнего мира

Темы 3.1.; 3.2. Цивилизации Древнего Востока

Студент должен

знать:

- особенности и функции деспотической системы правления;

- особенности экономического развития цивилизаций Древнего Востока;

- религии цивилизаций Древнего Востока;

уметь:

- определять и обосновывать сходство и различие между государствами Древнего Востока;

- определять отличие законов первобытности от законов цивилизованных обществ;

иметь представление:

- о роли окружающей среды и климатических условий в жизни древних цивилизаций;

- о роли ирригационных систем в формировании особого типа государства;

- о роли государства, общины и религии в различных цивилизациях Востока;

- об основных достижениях стран Древнего Востока в области культуры.

 

Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Политический строй. Типы государств древности. Восточная деспотия. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций. Ранние цивилизации: Египет, Передняя Азия, Индия, Китай.

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока. Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Вавилон времён Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, её отличительные черты.

Ассирийская военная держава и её преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя Индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Язычество на Востоке и Западе. Мифологическое сознание и его специфические черты. Возникновение мировых религий. Буддизм и его распространение. Конфуцианство. Религия древних евреев.

Духовные ценности, философская мысль, культурное наследие Древнего Востока. Право в цивилизациях Древнего Востока. Законы Ману. Законы Хаммурапи. Хеттские законы.

Понятия, составляющие содержание тем:

древний мир, традиционное общество, деспотия, политический строй, государство, империя, аристократия, жречество, тотемизм.

 

Темы 3.3.- 3.5. Античная цивилизация

Студент должен

знать:

- периодизацию истории Древней Греции и Древнего Рима;

- признаки полиса, структуру общества и формы правления в полисах;

- существовавшие формы политической власти Античной цивилизации;

уметь:

- объяснить различия между древневосточной общиной, греческой общиной – полисом и римской гражданской общиной;

иметь представление:

- о факторах, способствовавших формированию цивилизаций Греции и Рима;

- о культурных особенностях античной цивилизации;

- об особенностях социально-экономической жизни античных государств;

- о значении античности для последующего развития западноевропейской цивилизации.

Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Великая колонизация, её причины, направления и последствия. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Греческая культура классической эпохи. Александр Македонский и эллинизм.

Древний Рим: этапы становления общества и государства. Экономика, общественный строй, государственный аппарат в республиканском и императорском Риме. Особенности римской культуры.

Повседневная жизнь в эпоху Античности. Жилище, одежда, пища греков и римлян. Семья и семейный быт. Частная и общественная жизнь. Образование и воспитание. Праздники, развлечения и зрелища. Роль женщины в античных обществах. Религиозные верования. Зарождение иудео-христианской духовной традиции, ее мировоззренческие особенности. Раннее христианство. Менталитет людей Античной эпохи. Право, культурное и философское наследие Древней Греции и Рима. Античность и европейская цивилизация.

Понятия, составляющие содержание тем:

демократия, эллинизм, менталитет, полис, республика, доминат, монархия, язычество, монотеизм, буддизм, конфуцианство, иудаизм, христианство, церковь, апелла, комиция, экклесия, магистраты, эрофат, олигархия, патриции, плебеи, илоты, колоны.

 

Раздел 4. История Средних веков

Темы 4.1.- 4.3. Европа в Средние века

Студент должен

знать:

- периодизацию средневековья;

- даты важнейших событий в рамках периода;

- признаки феодализма;

- основные этапы развития государства, общества и церкви в средневековой Европе;

- социальную структуру средневекового общества;

уметь:

- анализировать цивилизационные последствия варварских нашествий;

иметь представление:

- о значении античного и варварского компонентов в становлении западноевропейской цивилизации;

- об основных формах государственной власти в Европе в период средневековья;

- о месте средневекового города в образовании западноевропейского общества;

- о роли католической церкви в формировании средневековой цивилизации в Европе.

Понятие «средние века». Хронологические рамки западного Средневековья. Кризис античной цивилизации. Великое переселение народов и его историческое значение. Встреча античной цивилизации и варварского мира. Образование варварских королевств. Процесс христианизации германских народов. Особенности социально-экономического развития в раннесредневековом периоде. Пути формирования феодальной земельной собственности. Политическая раздробленность и её причины. Римская католическая церковь в средневековье. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Церковь и светские власти, церковь и общество в Западной Европе.

Социально-экономические особенности периода расцвета западноевропейской средневековой цивилизации. Складывание средневековых классов и сословий. Феодалы, крестьяне, европейское рыцарство. Аграрный характер средневековой цивилизации. Феодальное землевладение. Феод. Феодальные повинности. Вассальные связи. Формирование «феодальной лестницы». Феномен средневекового города. Цехи и гильдии. Средневековые города-республики.

Основные формы государственной власти. Сословно-представительные монархии. Франция, Генеральные штаты. Англия, Великая хартия вольностей, парламент. Складывание централизованных государств в Европе. Социальные конфликты в Средние века: ереси, крестьянские восстания, народные движения. Характер международных отношений в средние века. Феномен крестовых походов.

Дискуссия об уникальности европейского средневекового общества. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Изменения в мировосприятии европейского человека. Представления о мире и человеке в Средние века. Природа, бог, космос и чудо в средневековой картине мира. Христианское пространство и время. Дуализм духовной жизни Средневековья. Идея двух Градов. Представления об аде и рае. Идея чистилища. Социально-нравственные качества человека. Повседневная жизнь в эпоху Средневековья.

Понятия, составляющие содержание тем:

средние века, Великое переселение народов, феод, бенефиций, вестготы, сословно-представительная монархия, централизованное государство, вассальные связи, варварство, нация, коммунальные революции, монастырь, крестовый поход, инквизиция, ереси, католицизм, сеньор, сюзерен, помещики, крестьянская война.

 

Темы 4.4.; 4.5. Византийская цивилизация

Студент должен

знать:

- основные процессы, характеризующие развитие византийской цивилизации;

- этапы становления восточного христианства;

- причины гибели византийской цивилизации;

уметь:

- сравнивать западноевропейскую и восточноевропейскую модели развития;

иметь представление:

- об особенностях развития восточнохристианской цивилизации;

- об особой системе ценностей в византийской цивилизации;

- об особенностях политической системы и развития феодализма в Византии.

 

Возникновение византийской цивилизации. Роль античных традиций в развитии восточнохристианской цивилизации. Византийская империя: основные этапы развития, территория, хозяйство, особенности политической системы. Особенности развития феодализма в Византии. Церковь и государственная власть. Духовная жизнь Византии. Культурное влияние Византии. «Вызов» Запада (крестовые походы). «Вызов» Востока (османская экспансия). Внутренние и внешние причины гибели Византии. Соприкосновение разных цивилизаций в пределах Византийской империи.

Понятия, составляющие содержание тем:

автаркия, аскетизм, церковный раскол, православие, патриарх, митрополит, экспансия, гражданская война.

 

Темы 4.6.; 4.7. Арабо-мусульманская цивилизация

Студент должен

знать:

- основные факты и явления, характеризующие арабо-мусульманскую цивилизацию;

- особенности политической и правовой системы Арабского халифата;

- причины распада халифата;

уметь:

- показать влияние ислама на исторический путь арабских племен;

иметь представление:

- об этапах формирования арабо-мусульманской цивилизации;

- о взаимоотношениях арабов с окружающим миром;

- о достижениях арабо-мусульманской цивилизации в области культуры.

 

Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века. Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед. Возникновение ислама. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Исламизация: пути и методы складывания мира ислама. Арабский халифат: особенности государственного и общественного строя. Социально-экономические отношения.

Коран как религиозный памятник. Обряды мусульман. Суть ислама как вероучения. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Складывание основ системы исламского права. Шариат.

Крестовые походы как столкновение Востока и Запада. Раскол Арабского халифата. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Турецкие завоевания на Балканах. Османская империя. Географические и политические границы мира ислама к концу XV века.

Арабо-мусульманская культура: особенности, влияние на народы Европы. Достижения в области архитектуры. Знаменитые мечети. Образование: медресе, университеты и наука. Достижения математиков, медиков, астрономов. Авиценна. Арабские философы. Поэзия и проза. Культура повседневности.

Понятия, составляющие содержание тем:

ислам, мусульманство, Коран, халиф, медресе, вакфы, джизия, мульк, умма, ушр, харадж, шариат, Реконкиста.

Тема 4.8. Индия и Дальний Восток в Средние века

Студент должен

знать:

- этапы развития цивилизаций Востока в Средние века;

- особенности развития Китая, Индии и Японии в Средние века;

уметь:

- сравнивать западноевропейский средневековый феодализм с феодализмом в Китае и Японии;

- анализировать своеобразие индийской общины;

иметь представление:

- о степени влияния конфуцианства на развитие Китая;

- об основных правящих династиях Китая;

- о социально-религиозных особенностях развития средневековой Индии;

- об особенностях формирования Японской цивилизации.

 

Периодизация средневековой истории Китая. Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни. Особенность экономических процессов.

Роль Конфуция и суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений. Влияние конфуцианства на развитие китайской цивилизации. Нашествия на Китай в IV-VIII вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества.

Культура средневекового Китая и её влияние на соседние страны.

Периодизация средневековой истории Индии, столицы, границы. Сущность буддизма. Превращение буддизма в мировую религию. Индийские княжества. Делийский султанат. Особенности социально-экономического развития Индии. Индийская община и государственная власть. Религии Индии, распространение ислама, его роль в истории Индии. Культура средневековой Индии.

Средневековая Япония. Становление государственности. Японский феодализм, период феодальной раздробленности. Проникновение буддизма в Японию.

Понятия, составляющие содержание темы:

иерархия, варны, касты, легисты, индуизм, синтоизм, самураи.

 

Тема 4.9. Доколумбовые цивилизации Америки

Студент должен

знать:

- общие тенденции развития народов американского континента;

- особенности государственности и хозяйственной жизни в доколумбовой Америке;

уметь:

- показать на карте крупные государственные образования на территории Америки;

иметь представление:

- о цивилизационных особенностях доколумбовых цивилизаций Америки.

 

Заселение американского континента. Мезоамерика: периодизация, догосударственные образования, особенности хозяйственной жизни и культа. Майя. Ацтеки. Цивилизации Южной Америки: доинкский период, инки. Общеисторические закономерности развития доколумбовой Америки и Старого Света. Современный взгляд на проблему «открытия Америки» европейцами в конце XV в. Последствия прихода европейцев для цивилизационного развития Америки.

Понятия, составляющие содержание темы:

Мезоамерика, Атлантида, чинампас, узелковое письмо.

 

Темы 4.10.-4.16. От Древней Руси к Московскому царству

Студент должен

знать:

- этапы развития государственности на Руси;

- особенности политического развития Древней Руси;

- особенности социально-экономического развития Древней Руси;

уметь:

- анализировать влияние Востока на формирование монархической власти в России;

- сравнивать развитие российской и западноевропейской цивилизации;

- показать на карте расселение славянских племен;

иметь представление:

- о различных версиях происхождения государственности у восточных славян;

- о формировании древнерусской народности;

- о самобытности развития России;

- о развитии идеи монархической власти.

 

История России — часть всемирной истории.

Влияние географических особенностей Восточной Европы на образ жизни населявших её людей. Выделение языковых семей. Индоевропейская языковая общность. Дискуссия о происхождении и прародине славян. Распад славянской общности. Восточнославянские племена и их соседи в VII-VIII вв. Родовая и территориальная община. Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Формирование союза племён. Славяне в Восточной Европе. Первые славянские государства Европы (Первое Болгарское царство, Великоморавская держава, Польша). Крещение южных и западных славян.

Рождение Киевской Руси. Племенные союзы восточных славян. «Путь из варяг в греки». Споры о происхождении и роли варягов. Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Первые русские князья и их деятельность: происхождение и социальный статус. Дань и данничество.

Военные, дипломатические и торговые контакты Руси и Византии в IX-X вв. Владимир Святой. Принятие христианства. Культурно-историческое значение христианизации. Синтез язычества и православия как особенность культуры и мировоззрения Древней Руси. Роль православия в формировании самосознания русского средневекового общества, его влияние на мировосприятие и этику русского человека.

Русь и её соседи в XI – начале XII вв. Ярослав Мудрый. Право в Древней Руси. «Русская Правда». «Лествичный» порядок наследования власти. Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Международные связи Древней Руси. Влияние Византии и народов Степи. Русь в системе культурно-политических контактов между Западом и Востоком. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

Древняя Русь в эпоху раздробленности. Причины распада Древнерусского государства. Междоусобная борьба князей. Древняя Русь и Великая степь. Крупнейшие земли и княжества Руси, их особенности.

Великий Новгород. Хозяйственное, социальное и политическое развитие.

Владимиро-Суздальское княжество. Роль городов и ремесла. Политическое устройство.

Галицко-Волынское княжество. Роль боярства. Объединение княжества при Романе Мстиславиче и Данииле Галицком.

Борьба Руси с иноземными завоевателями. Образование державы Чингисхана и монгольские завоевания. Нашествие Батыя на Русь. Образование Золотой Орды. Система управления завоёванными землями. Принятие Ордой ислама. Русь под властью Золотой Орды.

Прибалтика в начале XIII века. Агрессия крестоносцев в прибалтийские земли. Рыцарские ордена. Борьба народов Прибалтики и Руси против крестоносцев. Разгром шведов на Неве. Ледовое побоище. Князь Александр Невский: политика подчинения Орде и противодействия католицизму.

Русь на пути к возрождению. Восстановление экономики русских земель. Русь и Золотая Орда в XIV веке. Экономическое и политическое усиление Московского княжества. Борьба Москвы и Твери. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало борьбы за свержение ордынского ига. Куликовская битва и её значение.

Церковь в период объединения Руси. Перенос митрополии в Москву. Митрополит Алексей и Сергей Радонежский. Флорентийская уния.

От Руси к России. Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Боярская дума. Государев двор. Социальная структура общества. Формы землевладения.

Церковно-политическая теория «Москва – третий Рим» и её роль в противостоянии распространению западных идей. Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Понятия, составляющие содержание темы:

архонты, племенные союзы, вервь, вече, князь, дружина, дань, полюдье, погост, урок, крещение, волхвы, двоеверие, боярство, Боярская дума, уния, закупы, изгои, рядовичи, холопы, междоусобицы, раздробленность, вотчина, поместье, иго, баскак, ярлык, архимандрит, крепостное право, барщина, оброк, Судебник, дворяне, царь, иосифляне, нестяжатели.

Раздел 5. История Нового времени

Темы 5.1.-5.5. Европа и Америка в XVI – XVIII вв.

Студент должен

знать:

- периодизацию истории Нового времени;

- основные компоненты процесса модернизации;

- хронологию европейских революций XVI – XVIII вв.;

- важнейшие этапы революционного процесса;

- стили, основные достижения художественной культуры в XVI-XVIII вв.;

уметь:

- анализировать важнейшие процессы, сопровождавшие переход к индустриальной цивилизации;

- выявлять изменения в духовной культуре и системе ценностей в эпоху модернизации;

- проследить эволюцию политической и правовой систем в период Нового времени;

иметь представление:

- о характерных чертах Нового времени;

- о новых формах развития экономики;

- об основных идеях эпохи Просвещения.

 

Понятие «Новое время». Относительность периодизации мировой истории. Различия в периодизации Нового времени.

Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Причины, предпосылки Великих географических открытий. Освоение «ближней Атлантики». Роль Испании и Португалии в развитии мореплавания. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Новации в характере мышления, ценностных ориентирах в эпоху Возрождения и Реформации. Ренессанс: предпосылки, направления, видные деятели, основные достижения. Социальный смысл феномена Возрождения. Гуманизм. Героизация человеческой личности и культ творчества. Торжество индивидуальности и индивидуализма.

Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Реформация: причины, центры. М. Лютер. Ж. Кальвин. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Становление протестантской политической культуры и социальной этики. Влияние Контрреформации на общественную жизнь Европы.

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. Научная революция в Европе. Основные научные открытия и технические изобретения. Появления экспериментальной науки. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Модели развития буржуазных отношений в странах «центра» и «периферии». Торговый и мануфактурный капитализм. Урбанизация. Размывание сословного строя.

Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. Образование централизованных государств. Империя и национальные государства. От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Формы абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Испанская империя при Карле V. Судьбы сословно-представительных институтов в условиях абсолютизма. Становление гражданского общества. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания.

Революции XVI-XVIII вв. Революция и модернизация. Общее и особенное революций в Нидерландах, в Англии, во Франции. Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество. Образование наций и национальных государств в Европе. Споры историков о социально-экономических и политических последствиях революций XVIII века.

Эпоха Просвещения. Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». Культ разума. Идея прогресса. Пути, способы и степень распространения идей Просвещения. Особенности Просвещения во Франции, Германии, Англии. Просвещение и власть, «просвещённый абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии.

Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм, основные достижения.

Понятия, составляющие содержание тем:

Новое время, Великие географические открытия, Возрождение, Реформация, Контрреформация, абсолютизм, Просвещение, мануфактура, революция, модернизация, внутренний рынок, протекционизм, урбанизация, секуляризация, «Общественный договор», гражданское общество, Конституция.

 

Тема 5.6. Цивилизации Востока в XVI – XVIII вв.

Студент должен

знать:

- причины усиления экспансии европейских стран;

- модели политико-экономической экспансии европейцев;

уметь:

- показать на карте направления колониальной экспансии;

- выявлять связь между колониализмом и развитием капитализма;

иметь представление:

- о жизни колоний в данный исторический период;

- о деятельности торгово-колониальных компаний;

- о хронологии колониальных захватов.

 

Китай, Индия, Османская империя: особенности развития в XVI – XVIII вв. Колониальная политика европейцев. Причины и модели политико-экономической экспансии европейских государств. Освоение европейцами Америки, Индии, Китая. Борьба за колонии и перераспределение колониальных владений. Начало создания колониальных империй. Деятельность торгово-колониальных компаний. Метрополии и колонии: история складывания отношений.

Понятия, составляющие содержание темы:

межцивилизационный диалог, колониальная экспансия, метрополия, колония, колониальная империя.

 

Темы 5.7.-5.12. Россия в XVI – XVIII вв.

Студент должен

знать:

- основные процессы, характеризующие развитие России в XVI-XVIII вв.;

- причины и последствия Смуты;

- причины церковного раскола в России;

- содержание реформ Петра I;

- особенности развития и основные достижения российской культуры;

уметь:

- анализировать особенности и противоречия модернизации в России;

- анализировать и показывать на карте территориальные изменения России;

иметь представление:

- об этапах закрепощения крестьян;

- об особенностях взаимоотношений между властью и обществом;

- о роли власти в социально-экономических процессах России;

- об особенностях российского абсолютизма;

- об изменении сословной структуры российского общества на протяжении XVI-XVIII вв.

 

Территория и население России в XVI веке. Категории населения. Власть и собственность, закон и право. Города, ремёсла, торговля.

Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и её реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 года. Церковь и государство. Военные преобразования. Опричнина и причины её введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Мнения историков о сущности опричнины.

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Отношения с Крымским ханством. Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558-1583 гг.). Поражение и территориальные потери России. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI века. Учреждение патриаршества.

Кризис конца XVI-начала XVII в. Пресечение правящей династии и обострение социально-экономических противоречий. Смутное время: причины, сущность, последствия. Борис Годунов и его политика. Самозванцы. Народные восстания. Вмешательство Польши и Швеции во внутренние дела России. Первое и второе ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. Земский собор 1613 г. и начало правления Романовых. Окончание гражданской войны. Причины и условия становления сословно-представительной монархии и её особенности в России.

Россия в середине и второй половине XVII века. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Политика протекционизма. Соборное уложение 1649 года. Юридическое оформление крепостного строя. Социальные движения XVII века. Политический строй России. Развитие приказной системы. Падение роли Боярской думы и Земских соборов. Характер и особенности российского самодержавия. Государство и церковь. Реформы Никона, причины и последствия церковного раскола.

Основные направления внешней политики России в XVII в. Характер российской колонизации.

Русская традиционная культура. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре XVII века.

Россия в период реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России. Северная война и её итоги. Изменение места России в мире и провозглашение её империей. Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура общества. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Отмена патриаршества. Культурный переворот петровского времени. Просвещение и наука. Архитектура и градостроительство. Искусство. Реформа быта. Дискуссия о месте и роли петровских реформ в истории России.

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I (1725-1762 гг.). Причины дворцовых переворотов. Борьба дворцовых группировок за власть. Екатерина I, Пётр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Пётр III. Социально-экономическое развитие России в период с 1725 по 1762 гг.

Россия во второй половине XVIII в. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II: идеология и политика. Характер и направленность реформ Екатерины Великой. Восстание под водительством Е. Пугачёва. Оценка личности императрицы и итоги екатерининского царствования.

Павел I – характеристика личности и основные направления его политики.

Внешняя политика России, её роль в развитии системы международных отношений во второй половине XVIII в. Превращение России в мировую державу. Культура России в середине и во второй половине XVIII века.

Понятия, составляющие содержание тем:

приказной строй, опричнина, многонациональность, поликонфессиональность, Смута, подушная подать, коллегии, табель о рангах, казачество, просвещённый абсолютизм.

Темы 5.13.-5.15. Становление индустриальной цивилизации (XIX в.)

Студент должен

знать:

- признаки индустриальной цивилизации;

- признаки монополистического капитализма;

- формы монополистических объединений;

уметь:

- отличать индустриальную цивилизацию от аграрной;

- показать и объяснить неравномерность развития капитализма в разных регионах Европы;

- выделять страны «старого» и «молодого» капитализма;

иметь представление:

- о роли науки в индустриальной цивилизации;

- о социальных и политических последствиях промышленного переворота;

- об особенностях процесса модернизации в Германии, США;

- о признаках индустриального общества.

 

Признаки индустриальной цивилизации.

Промышленный переворот и его особенности в странах Европы и Америки. Экономические, социальные и политические последствия промышленного переворота. Технические достижения. Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX века. Возникновение идейно-политических течений. Либерализм, социализм, консерватизм: идейная платформа и социальная база. Возникновение рабочего движения. Парламентская реформа и чартистское движение в Англии. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Становление партий и партийной деятельности.

Урбанизация. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества. Старые и новые социальные составляющие: дворянство, средний класс, крестьянство, пролетариат. Изменение среды обитания человека.

Европейские революции середины XIX века. Революция 1830 г. во Франции. Революции 1848-1849 гг. в европейских странах. Вторая империя во Франции. Объединительные процессы в Европе и в Америке. Объединение Италии. Германский путь модернизации. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Создание единого германского государства. Провозглашение Германской империи. Север и Юг Соединённых Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.

Особенности экономического развития стран «старого» и «молодого» капитализма во второй половине XIX в. Вторая научно-техническая революция. Экономические кризисы, образование монополий. Монополистический капитализм. Формы монополистических объединений. Роль государства в экономике. Индустриальное общество и его признаки.

Понятия, составляющие содержание тем:

промышленный переворот, фабрика, индустриальное общество, индивидуализм, «средний класс», «народный суверенитет», космополитизм, кризис, научная революция, слоксизм, консерватизм, социализм, либерализм, национализм, партия.

 

 

Тема 5.16. Процесс модернизации в традиционных обществах




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.164 сек.