Разрабатывается тип купольной базилики, состоящей из нефов. 532–537 гг. – Анфимием и Исидором возводится храм святой Софии в Константинополе (базиликальный). VI в. – начало строительства крестово-купольных храмов (храм Апостолов в Константинополе).
Скульптура
IV–V вв. – в скульптуре сохраняются традиции позднего Рима. С V в. распространяются ветхозаветные и евангельские сцены на саркофагах, скульптурные рельефы, изображающие окружающий мир.
Живопись и прикладное искусство
Расцвет техники мозаики, в частности смальты. Характерна высокая одухотворенность образов. Основной формой станковой живописи становится иконопись, произошедшая от фаюмской традиции. Возникает жанр книжной миниатюры. В VIII в. в связи с победой иконоборцев религиозная живопись ограничивается орнаментальными мотивами, изображением пейзажей, животных и птиц.
Архитекту-
Ра
Характерно нарастание вертикальности зданий. XV век – соединение крестово-купольного типа с базиликальным при постройке храмов. С XIV в. – большое внимание уделяется декоративной отделке.
Живопись и прикладное искусство
Вырабатывается строгий живописный канон в размещении религиозных изображений. С XIV в. предпринимаются попытки индивидуализации иконописных изображений. В книжной миниатюре царит строгий канон – изображение плоскостное и условное.
1) Западноевропейская культура V–X вв.
2) Романский период – XI–XII века.
3) Готика – XIII–XV века.
1) Доминирование религиозности в шкале духовных ценностей.
2) Традиционализм, статичность.
3) Каноничность.
4) Символизм.
5) Дидактизм.
6) Универсальность.
7) Интровертивность, рефлексированность.
Архитекту-
ра
Памятники эпохи: центрические храмовые сооружения остготов, базиликальные христианские храмы.
Скульптура и мелкая пластика
Расцвет искусства рельефа орнаментального характера. Характерны языческие формы христианских символов – звериные и растительные орнаменты на крестах. К памятникам эпохи относятся: резные пластины из слоновой кости, статуарная пластика для церквей, примитивная и грубая, с языческими приемами, многочисленные предметы бронзового литья.
Живопись и прикладное искусство
VI в. – распространяется стиль «абстрактной звериной орнаментики» с использованием частей тел животных. Популярен жанр книжной миниатюры, для которого характерны геометризм и плоскостность. При Каролингах (VIII–X вв.) распространяются мозаика, фрески на темы житий святых.
Романский период
Архитекту-
ра
Идет активное фортификационное и замковое строительство, создание купольных храмов. Базиликальные храмы романского типа в Испании и Италии дополняются декором в восточном (мавританском) стиле. XI век – строится замок-крепость Тауэр в Лондоне. XI–XII вв. – строительство соборов в Шпейере и Вормсе в Германии, начато строительство собора Св. Марка в Венеции и пятинефного собора в Пизе с «падающей» башней – колокольней.
Скульптура
Франция. XI в. – распространяется монументальная схематичная скульптура. XII век – характерна тенденция к объединению архитектуры и скульптуры в единое целое, создание многофигурных портальных композиций.
Испания. Создаются драматически насыщенные крупные рельефы монастырей и церквей со сценами евангельского цикла страстей, статуи пророков и апостолов.
Германия. Бронзовая пластика XI в., весьма схематичная, к XII в. эволюционирует в более реалистичную.
Италия. Скульптуры церковных порталов и дверей несут в себе религиозные, исторические и литературные сюжеты, фигуры объемны и пластически выразительны.
Живопись и прикладное искусство
Франция. Складываются несколько школ романской живописи («школа светлых фонов», «школа синих фонов», «школа темных тонов») в искусстве создания фресок. XIII в. – в миниатюре на смену орнаментальному оформлению приходит выразительный сюжет, приближающийся к иллюстрации. В г. Байе украшением церкви служил ковер длиной 70 м с изображением сцен завоевания Англии норманнами.
Германия. В монументальной живописи светское начало борется с духовным с преобладанием последнего. В живописной технике чувствуется византийское влияние. К концу XII в. начинается иллюстрирование наряду с Библией и светских произведений («Тристан и Изольда»).
Италия. Распространены объемные, экспрессивные мозаики.
Испания. Основу романской живописи в этой стране составляет мосарабский стиль (мосарабы – христиане Пиринейского полуострова, захваченные в VIII в. арабами и воспринявшие их язык и культуру). В XII в. возникает фронталес – живопись на досках – с изображением в центре Христа или Мадонны, по сторонам которых располагались апостолы и пророки.
Западноевропейская культура XIII–XV вв. Готика
Архитекту-
ра
Франция. 1140 г. – при перестройке церкви Сан-Дени обозначены элементы нового стиля – готики. Впервые перекрытие пространства было осуществлено нервюрными сводами, а каркасная конструкция позволила создать высокие окна с витражами и окна-розы. 1163–1257 гг. – идет строительство Собора Парижской богоматери, пятинефного здания с порталами стрельчатой формы, окном-розой и прямоугольными башнями. Шедевр зрелой готики – собор в Реймсе (строился в 1211–1481 гг.), 150-метровый в длину, с 80-метровыми башнями. Собор в Амьене самый высокий в стране, главный акцент в этом сооружении переносится на декор, поэтому стены превращаются в ажурный орнамент. Этот стиль назван «лучистым» из-за окон-роз. Памятник поздней «пламенеющей» готики – Руанский собор, перегруженный декором, сложной декоративной резьбой и узором нервюр.
Англия. Строится собор в Солсбери, относящийся к ранней, или «ланцетовидной» (по форме окон), готике. Особенность английских храмов – наличие двух трансептов, один из которых пересекает продольный корпус посередине, и огромной башни на средокрестии. XIV в. – растет роль декора, статуи на фасадах заполняют всю плоскость стены «плечом к плечу». XIV–сер. XVI в. – период «перпендикулярной» готики, когда главным становится пространственное воздействие интерьера. Стены таких сооружений превращаются в ажурный решетчатый переплет, оконные просветы огромны. Из светской архитектуры великолепен Вестминстерский королевский дворец (XIV в.).
Германия. С XII в. при строительстве храмов используется кирпич разного цвета и различные способы кладки.
Италия. Готика проникает в итальянскую архитектуру только в XIV в. и принимает чисто декоративные формы. Готические элементы в основном присутствуют на фасадах (собор в Орвьете) и представляют собой лишь графический рисунок на плоскости. В Венеции живописность готики воплощена во Дворце дожей (1309–1340 гг.) путем соединения с восточными (мавританскими) мотивами (т. н. «венецианская готика»). Особняком стоит Миланский собор (XV в.) – несмотря на множество вертикальных членений и башен, он выглядит приземистым, в его облике отсутствует основной элемент готики – устремленность ввысь.
Живопись и прикладное искусство
Франция. XIII в. – расцвет витражной живописи. В Шартрском соборе витражи занимали 2600 кв. м. В XIV в. искусство витража сменяется живописью по стеклу, чистые тона уступают место смешанным. В книжных иллюстрациях мотивами орнаментики становятся элементы готической архитектуры (арки, «розы»). В XIV в. миниатюра сливается с живописью. Иллюстрирование светских книг приводит к рождению нового вида искусства – гравюры.
Германия. С сер. XIII в. происходит поворот в сторону жизненности изображения и реалистического многообразия форм. Куртуазная рыцарская литература потребовала нового иллюстративного подхода, соединяющего орнаментальность с реальным изображением. В прикладном искусстве развивается филигрань, чеканка, эмаль. В XIII в. возникло искусство создания металлических мощехранительниц, по форме воспроизводящих однонефные церкви или крестообразные храмы. Такие сооружения украшались скульптурами и эмалевыми пластинами и назывались рака.
Англия. В XIII в. распространены иллюстрированные календари и рукописи бестиариев (так назывались поучительные рассказы о жизни животных, наделенных человеческими чертами, басни). В XIV–XV вв. создание миниатюр становится прерогативой профессиональных художников – мирян. Проиллюстрированы легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, научные трактаты.
Скульптура
Франция. Со скульптурных композиций «королевского портала» собора в Шартре начинается гуманизация священного образа. Лик Христа на центральном тимпане отмечен земной красотой. Скульптуры Богоматери становятся непременным звеном в скульптурных композициях. Превалируют три основные темы: Страшный суд, цикл, посвященный Марии, и цикл во славу местного святого. В XIV в. особое внимание уделяется интерьерной скульптуре, позднеготические статуэтки становятся мельче. Развивается мемориальная пластика, надгробия выполняются в виде сложных сооружений с готическими элементами.
Англия. В XII в. создаются скульптурные надгробия с реалистичными изображениями, динамичными фигурами.
Германия. Сильная сторона немецкой готической скульптуры – индивидуальность. В ансамбле собора в Наумберге (1250 г.) священные фигуры соседствуют со скульптурами светских донаторов (покровителей строительства храма, спонсоров), изображения которых портретны и ярки. Германская скульптура эмоциональна и одухотворена.
Религиоз-
но-фило-
софские взгляды
Средневековая схоластика развивалась в три этапа: ранняя схоластика XI–XII вв., зрелая XII–XIII вв. и поздняя XIII–XIV вв. На раннем этапе спор об универсалиях (основной вопрос философии того времени) вели три направления: реалисты (Гильом де Машо), номиналисты (Беренгар Турский, Иоанн Росцелин) и концептуалисты (Пьер Абеляр). На втором этапе творили Альберт Великий и Фома Аквинский, их относят к христианскому аристотелизму. Развивался аверроизм (Сигер Брабантский) – философская концепция, опирающаяся на учение арабского философа XII в. Ибн Рушд Аверроэса. На позднем этапе формируются такие направления, как скотизм (учение Иоанна Дунса Скота) и оккамизм (учение Уильяма Оккама).
Литература
Основные жанры и виды: героический эпос («Песнь о Нибелунгах» (Германия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания), саги (Ирландия и Исландия), «Беовульф» (Англия); куртуазный и рыцарский роман («Тристан и Изольда», «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха, «Смерть Артура» Томаса Мэлори, «Ланселот, или рыцарь телеги» Кретьена де Труа), городская литература и фольклор (фаблио, шванки, баллады, легенды, притчи, сказки), христианская литература (агиография, хронография, риторика), лирика (поэзия вагантов,трубадуров, труверов, миннезингеров).
Наука
VI в. – создан трактат Исидора Милетского о правильных многогранниках. VII в. – Исидор Севильский в 20 книгах «Этимологии» выделил «семь свободных искусств»: грамматику, риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию, музыку. X в. – написан трактат по геометрии Герберта. XIII в. – распространяются естественнонаучные трактаты Альберта Великого «Об алхимии», «О металлах и минералах», «О растениях», «О животных», «Практическая геометрия» Леонардо Пизанского (открыл число «пи»). В XIV в. Уильям Гeйтсбери ввел понятие ускорения.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление