Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Русь в IX–XIII вв. 1 страница




Лекция 2. Восточные славяне и их соседи в древности.

Происхождение и ранняя история славян. Проблема происхождения славян, их выделения из массы индоевропейских народов, неоднозначно трактуется в современной исследовательской литературе. По предположению ряда авторов распад индоевропейской языковой общности начался уже в IV тысячелетии до н.э., однако формирование общеславянского языка лингвисты относят к гораздо более позднему времени. Одни датируют это событие началом или серединой II тысячелетия до н.э., другие же I тысячелетием до н.э. Причем сторонники второй точки зрения считают, что очень долго сохранялась балтско-славянская языковая общность – славянские и балтские диалекты разделились только к V веку до н.э.

По вопросу о районе возникновения славянской этнической общности в настоящее время существуют две наиболее распространенные точки зрения. Согласно одной, таким районом была территория между Одером (Одрой) и Вислой – одерско-висленская теория, по другой – это был район между Одером и средним Днепром – одерско-днепровская теория.

Древнейшие археологические культуры, которые, несомненно, носят славянский характер, относятся примерно к VI в. н.э. В это время в упомянутых районах обитали три праславянские группировки: анты, венеды и склавены, о которых сообщают византийские авторы. Как полагают исследователи, примерно в VI–VII вв. происходит распад этих праславянских группировок и осуществляется расселение славян по Европе, в результате чего возникли южная, западная и восточная ветви славянства. В VIII–IX вв. славяне составляли уже большую часть населения Восточной Европы.

О расселении племенных союзов восточных славян довольно подробные сведения дает нам древнерусский летописец Нестор в «Повести временных лет». Так, по среднему течению Днепра, в районе Киева, обосновались поляне, их соседями к западу были древляне, в болотистой местности между Припятью и Западной Двиной обитали дреговичи, северными соседями полян были северяне, к юго-западу от полян селились волыняне, уличи и тиверцы. Вдоль берегов реки Полоты жили полочане, по рекам Сож и Десна – радимичи, в бассейне Оки – вятичи, в районе Смоленска – кривичи, по берегам озера Ильмень обосновались ильменские словене. В настоящее время есть все основания утверждать, что летописные сведения о расселении восточных славян соответствуют действительности, поскольку они подкреплены археологическими данными.

Общественный строй. Восточные славяне в VII–IX вв. жили племенными союзами. Такой союз включал в себя ряд отдельных племен. В каждом из них был свой князь, но его функции, по-видимому, были незначительны – он избирался лишь на время походов. Гораздо более обширными были полномочия князя племенного союза. Ему приходилось следить за общим положением дел в племенном союзе, выполнять дипломатические, судебные, жреческие функции. Он возглавлял оборону племенного союза, командуя общеплеменным ополчением. Вокруг князей стали складываться дружины – объединения воинов, являвшихся соратниками князя. Очень заметное место в общественной структуре племенного союза занимал совет старейшин – «старцев градских». Князь вынужден был считаться с мнением старейшин, поскольку они являлись полномочными руководителями общины, своеобразным звеном, соединявшим князя с населением. Огромную роль в политической жизни племенного союза играло вече – народное собрание. Зародившееся еще в далекой древности, оно сохранило свою значимость и в VIII–IX вв.

Хозяйство. Хозяйство восточных славян носило комплексный характер. Основным занятием было земледелие, носившее экстенсивный характер, но было развито также скотоводство и различные промыслы.

Земледелие у восточных славян было двух видов – пашенное (залежное или «перелог») и подсечно-огневое. На юге господствовало пашенное земледелие. Участок земли вспахивали и засеивали в течение нескольких лет, а затем, когда земля истощалась, переходили («перекладывались») на новый участок. Постепенно у славян стал наблюдаться переход от залежной системы землепользования к трехполью. На севере в лесной зоне практиковалась подсечно-огневая система: деревья подрубали, оставляли сохнуть, а на следующий год сжигали, используя золу в качестве удобрения. Через несколько лет земля истощалась, и участок забрасывали. Со временем на севере стали переходить к пашенному земледелию.

Большую часть территории, на которой обитали славяне, покрывали дремучие леса, было также много рек и озер. Поэтому у славян были распространены лесные и речные промыслы – охота, в том числе на пушного зверя, ловля рыбы, бортничество (сбор меда диких пчел).

В рассматриваемый период у восточных славян также развивалось ремесло, в особенности кузнечное, литейное, гончарное, ткацкое, кожевенное, ювелирное. Наличие разветвленной речной системы позволяло наладить удобные торговые пути во многие страны. Наиболее важными торговыми артериями был путь «из варяг в греки», соединявший Северную Европу с Южной, и Волжский путь, ведущий в арабские страны. Важную роль играли и сухопутные пути. Пользуясь сетью торговых дорог, восточные славяне в VIII–IX вв. успешно торговали. Основными предметами экспорта были меха, мед, воск, рабы, ввозили главным образом предметы роскоши – оружие, дорогие ткани, утварь, вино.

Изначально славяне жили родовой общиной, но постепенно происходит ее замена на соседскую, территориальную («мир» или «вервь»). При сохранении коллективной собственности на пашню, пастбища, сенокосы и водоемы, в такой общине каждая семья получила в пользование участок пахотной земли – надел. Весь собранный урожай с этого надела принадлежал семье, что создавало возможности для имущественного расслоения в общине.

Религия. Древнейшим пластом языческих религиозных представлений восточных славян являлись фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, тотемизм – вера в сверхъестественное родство между группой людей (обычно родом) и каким-либо видом животных или растений, анимизм – вера в духов. В VIII–IX вв. язычество восточных славян достигло нового этапа развития – политеизма, т.е. многобожия. Пантеон древнеславянских богов был обширен (Сварог, Даждь-бог, Хорс, Стрибог, Велес, Перун), однако у ученых нет единого взгляда на роль того или иного божества в религиозных представлениях наших далеких предков.

Своих богов восточные славяне изображали в виде идолов из дерева и камня. Как правило, это были столбы, на верху которых вырезалась человеческая голова. Идолы обычно устанавливались в открытых святилищах (капищах). Вопрос о том, было ли у восточных славян жречество в полном смысле слова, довольно сложный. Многие культовые ритуалы отправлялись главами семей и родов. Общественные же ритуалы выполняли волхвы, (ведуны, чародеи). По некоторым данным, религиозные ритуалы проводились и под руководством князей, являвшихся правителями и жрецами одновременно.

Соседи восточных славян в древности. Восточные славяне к VIII–IX вв. расселились на огромной территории и соседствовали с различными народами. Отношения с ними складывались по-разному, особенно на границе со степью, поскольку из Азии в Европу постоянно вторгались орды воинственных кочевников.

В VI в. в Центральную Европу вторглись тюркоязычные кочевники авары. Между Дунаем и Карпатами они создали свое государство – Аварский каганат, подчинив себе местное население, в том числе дулебов – племенной союз восточных славян, живших в Прикарпатье. Сведения об этом содержатся в «Повести временных лет», в которой авары именуются «обрами». История Аварского каганата – это история непрерывных грабительских походов против всех соседей. В конце VIII в. авары были разбиты Карлом Великим и навсегда исчезли с исторической арены.

В середине VII в. племена тюркоязычных кочевников болгар, кочевавших в Приазовских степях, объединяются в некое подобие государства – Великую Болгарию. Это образование уже во второй половине VII в. под давлением других кочевников – хазар распалось на четыре части. Две из них остались в Приазовье. Третья группа – орда хана Аспаруха, откочевала на Дунай, где, подчинив местное славянское население, создала новое государство – Дунайскую Болгарию. Постепенно кочевники-болгары слились с оседлыми славянами, приняв их язык и культуру. Так возник новый южнославянский этнос – болгары. Четвертая группа кочевников-болгар двинулась на северо-восток и обосновалась на Нижней Каме и Средней Волге. Подчинив часть местного угро-финского населения, болгары создали государство – Волжско-Камскую Болгарию (Булгарию). Постепенно кочевники-болгары перешли к оседлому образу жизни и ассимилировали местные народы. В отличие от Дунайской Болгарии в Волжской Болгарии сохранились тюркские культурные традиции, и тюркский язык стал господствующим. Волжская Болгария долгое время была под влиянием Хазарского каганата и платила ему дань, и освободилась лишь во второй половине X в. после разгрома хазар киевским князем Святославом. Также в X веке волжские болгары, бывшие до этого язычниками, приняли ислам. Волжская Болгария долгое время соседствовала с русскими землями. Отношения с Русью были неоднозначны: от совместной торговли до военных столкновений. В 1236 г. это государство было разгромлено монголо-татарами. Впоследствии волжские болгары приняли участие в формировании таких ныне живущих народов, как татары Среднего Поволжья и чуваши.

Тюрки-кочевники хазары, кочевавшие первоначально в Прикаспийских степях, во второй половине VII в. разгромили Великую Болгарию и подчинили часть болгарских племен. Объединение хазарских орд постепенно превратилось в сильное государство, получившее название Хазарского каганата. Хазарское государство являлось полупаразитическим – хазары ходили в набеги на другие народы, грабили их, обкладывали данью. Среди данников хазар были и некоторые племенные союзы восточных славян. Кроме того, хазары перекрыли многие важные торговые пути, в том числе Волжский, и взимали с купцов большие пошлины.

Хазарский каганат являлся полиэтническим образованием, его подданные отличались по языку, культуре, вероисповеданию. Верхушка каганата приняла иудаизм, но основная масса населения оставалась языческой, а некоторая часть исповедовала ислам и христианство. Принятие иудаизма усилило разрыв между верхушкой каганата и остальным населением и ослабило государство. Внутренние противоречия и постоянные войны с соседями привели к упадку Хазарии. В 60-е годы X в. это государство было разгромлено киевским князем Святославом и перестало существовать.

На западе соседями славян были балтские народы: пруссы, предки литовцев (жемайты, аукштайты), латышей (курши, земгалы, латгалы). Отношения с ними носили в целом мирный характер. На огромных просторах от Прибалтики до Оки соседями славян были финно-угры. Отношения с ними также в основном складывались мирно. Следует отметить, что часть балтского и финно-угорского населения в процессе расселения славян была ассимилирована. Проникновение славян на новые земли Восточной Европы, как правило, носило характер постепенной инфильтрации, а не завоевания. Долгое время славянские поселения соседствовали с балтскими и финно-угорскими, однако постепенно балты и финно-угры растворялись в славянской среде. Это объясняется тем, что славян было гораздо больше, а также и тем, что славяне находились на более высокой стадии культурного развития.

На северо-западе серьезную опасность для восточных славян представляли норманны – «северные люди» (предки нынешних скандинавов). Конец VIII–XI вв. вошли в историю Европы как эпоха викингов. Она характеризовалась широкой экспансией скандинавов, занимавшихся грабежами на суше, пиратством на море, торговлей или наемничеством. Вмешательство викингов в дела Западной Европы было весьма ощутимым, хорошо знали их и в восточнославянских землях, где они были известны как варяги. В IX в. варяги совершали набеги на русские земли, но постепенно основной сферой их деятельности стала торговля и служба в дружинах русских князей. Часть варягов осела на Руси и была ассимилирована славянами.

Образование древнерусского государства. Согласно «Повести временных лет» варягам в IX в. удалось заставить северные племена восточных славян – ильменских словен и кривичей, а также финно-угорские племена – чудь и мерю, платить им дань. Спустя некоторое время варяги были изгнаны. Однако освободившиеся данники вскоре начали междоусобную борьбу, и, чтобы прекратить кровопролитие, решили поискать себе князя за морем. На приглашение откликнулся князь Рюрик, севший княжить в Новгороде. Это «призвание варягов» (по летописи – 862 г.) принято считать началом русской истории.

После смерти Рюрика в 879 г. власть перешла к его родственнику Олегу, которому Рюрик передал на воспитание своего малолетнего сына Игоря. В 882 г. Олег выступил в поход на Киев. По пути он подчинил Смоленск и Любеч, а затем захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира. Происхождение Аскольда и Дира до конца не выяснено. Некоторые авторы полагают, что они были последними представителями рода легендарного князя Кия, основателя Киева, жившего примерно в VI в. Однако большинство историков, ссылаясь на «Повесть временных лет», склонно считать Аскольда и Дира варягами, которые служили у Рюрика, но затем отправились на юг и обосновались в Киеве.

После убийства Аскольда и Дира Олег сел княжить в Киеве, объявив его «матерью городам русским». Таким образом 882 г. стал условной датой образования Киевской Руси, поскольку именно в том году произошло формальное объединение двух центров зарождавшейся государственности восточных славян – Киева и Новгорода.

Летописные сведения о приглашении на княжение варягов стали основой для так называемой «норманнской теории». Авторами ее были немецкие ученые Байер, Миллер и Шлецер, приглашенные на работу в Россию в XVIII в. Суть этой теории состоит в том, что у восточных славян в IX в. якобы не было никаких зачатков государственности и никаких предпосылок для объединения, поэтому возникновением своей государственности «отсталые» славяне обязаны исключительно норманнам. Уже в XVIII в. против такой трактовки истории активно выступили многие русские ученые, прежде всего М.В. Ломоносов. Так начались ожесточенные споры между «норманистами» и «антинорманистами», затянувшиеся более чем на два столетия и зачастую использовавшиеся различными политическими силами в идеологических целях. В настоящее время острота споров утихла, и в современной исторической литературе доминирует довольно взвешенный подход к данной проблеме. Суть его заключается в том, что, конечно же, нельзя связывать возникновение государственности у восточных славян только с влиянием норманнов. Государственность зарождалась в недрах самого славянского общества и к моменту появления варягов уже прошла довольно долгий путь. Однако нельзя отрицать и то, что присутствие варяжских дружин на Руси наложило определенный отпечаток на процесс зарождения и развития государственности у восточных славян.

Первый этап развития Киевской Руси связан с княжением в Киеве князя Олега (882–912). Изначально владения Олега располагались в основном вдоль торгового пути «из варяг в греки». Политика Олега заключалась в том, чтобы распространить свою власть на другие племенные союзы восточных славян, и создать благоприятные международные условия для развития Киевской Руси. Расширяя свои владения на юге, Олег покорил древлян, северян, радимичей. Поскольку северяне и радимичи ранее платили дань Хазарскому каганату, Олегу пришлось воевать с хазарами, и в этой войне успех сопутствовал киевскому князю.

В конце IX в. в Причерноморье появились кочевники-венгры, которые двигались из Приуралья в Европу. По пути они вторглись в пределы Киевской Руси. Олег со своим войском потерпел поражение и укрылся в Киеве. Попытки венгров захватить город не удались, и противники заключили мир. Венгры проследовали дальше на запад и обосновались в районе нынешней Венгрии.

В 907 г. киевский князь совершил поход на Константинополь. Греки, испугавшись, запросили мира, выплатили руссам огромный выкуп и заключили с Олегом договор. В 911 г. было заключено новое соглашение между Византией и Русью, уточнявшее положения договора 907 г. В нем оговаривалась ответственность подданных Руси и Византии в случае совершения ими преступлений, помощь при кораблекрушениях, обязанность возвращать беглых рабов. Русские купцы по договору освобождались от уплаты пошлин, могли жить в Царьграде определенное время за счет императорской казны, мыться в константинопольских банях, но по городу должны были ходить без оружия и иметь при себе письменное разрешение. Таким образом, к концу княжения Олега Киевская Русь охватывала значительную территорию и имела международное признание.

Социально-политический строй Киевской Руси. Зависимые от Киева земли, в которых по-прежнему сохранялась племенная структура, признавая власть киевского князя, должны были платить ему дань. Сбор дани осуществлялся во время полюдья, когда сам князь с дружиной объезжал подвластные территории. В случае организации киевским князем большого похода подвластные племенные союзы должны были направлять своих воинов для участия в этом военном походе. Эти воины, являвшиеся по своей сути народным ополчением, составляли основную массу войска киевского князя.

Что касается княжеской дружины, то она разделялась на старшую и младшую. Старшая дружина составляла ближайшее окружение, «думу» князя. Со временем эти дружинники стали именоваться боярами. Старшие дружинники играли роль воевод, выполняли наиболее важные поручения князя. Некоторые из них имели свои дружины. Младшие дружинники помимо военной функции часто выполняли мелкие административные поручения.

Сам киевский князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Однако при этом власть князя была ограничена, поскольку по-прежнему сильны были элементы народного самоуправления. Продолжало существовать «вече», а старейшины – «старцы градские» принимали активное участие в княжеской думе.

Основную массу населения Киевской Руси составляли свободные общинники – «люди». Однако в Киевской Руси существовали и различные категории зависимого населения. К ним относились, по-видимому, смерды. Их статус не совсем ясен и по-разному интерпретируется в исторической литературе. В настоящее время имеется точка зрения, что смерды являлись несвободными или полусвободными княжескими данниками.

Распространено в Киевской Руси было и рабство. Рабов называли челядью и холопами. В Киевской Руси были известны два вида холопства: обельное (полное) и неполное. Обельными холопами становились не только люди, попавшие в долговую кабалу и продавшие себя в рабство, но и женившиеся на рабе «без ряду» (без договора). Обельное холопство распространялось и на людей, поступивших в услужение к князю в качестве тиуна (управляющего) и ключника. Однако, обельное холопство, имевшее единый юридический статус, было весьма разнородным по своей социальной структуре. Среди обельных холопов доминировали рабы, выполнявшие самую тяжелую работу, за убийство которых, согласно Русской Правде, полагалось платить самый низкий штраф – 5 гривен. За убийство же княжеского тиуна, который тоже был обельным холопом, полагалось платить 80 гривен, в то время как за убийство людина, т.е. свободного общинника, полагался штраф в 40 гривен.

Промежуточное положение между свободным общинником и обельным холопом занимала такая категория зависимых людей, как закупы. Это были свободные общинники, бравшие у князя ссуду (купу), за которую (вернее за проценты с нее) они должны были нести определенные повинности в его пользу. При этом закупы имели право выкупаться на волю и продолжали вести свое хозяйство. Еще одной категорией зависимого населения Киевской Руси были «рядовичи». По-видимому, это были не пошедшие в холопство и заключившие с князем договор (ряд) люди, служившие у него тиунами и ключниками, а также мужья рабынь.

Своеобразной категорией населения Киевской Руси являлись изгои. Ими становились представители различных слоев населения, лишившиеся своего социального статуса. В большинстве своем это были люди, порвавшие в силу обстоятельств со своей общиной.

Характер экономического, политического и социального строя Киевской Руси является предметом оживленных дискуссий. Большинство историков советского периода и современных исследователей считают Киевскую Русь раннефеодальным государством, в котором феодальные отношения еще не достигли зрелости, и поэтому наряду с ними существуют отношения, характерные для родоплеменного строя. Некоторые ученые (Л.В. Черепнин) полагают, что верховным собственником всей земли в Киевской Руси было государство в лице князя, на основании чего выдвигается концепция «государственного феодализма», по которой население Киевской Руси подвергалось эксплуатации феодальным государством.

Значительный интерес представляет гипотеза, выдвинутая в 1970-е гг. И.Я. Фрояновым. Согласно этой гипотезе, Киевская Русь отнюдь не была феодальным государством и в ней преобладала общинная собственность на землю, а подавляющей частью населения были свободные общинники. Это не исключало наличия в Киевской Руси крупного землевладения – вотчины, но в ней работали не феодально-зависимые люди, а рабы и полу-рабы (челядь, холопы и закупы). К тому же таких вотчин было еще очень мало. Русь в IX–XII вв., таким образом, переживала период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым, это было своеобразное предгосударственное образование – «союз союзов племен» или «суперсоюз».

Правление Игоря и Святослава. Власть Киева над славянскими племенными союзами в IX–XI вв. была еще очень непрочной. Уже сыну Рюрика Игорю (912–945) пришлось в самом начале княжения столкнуться с попыткой древлян выйти из-под власти Киева и прекратить выплату дани. В период своего княжения Игорь совершил целый ряд военных походов в другие страны, в том числе два похода (913–914 и 944–945) на западный берег Каспийского моря. Дважды ходил Игорь со своим войском и на Византию. Первый поход на Константинополь состоялся в 941 г. и закончился неудачей: русский флот почти полностью был сожжен «греческим огнем». В 944 г. Игорь организовал повторный поход. Греки, видя мощь русского войска, предложили большой выкуп и подписали с Игорем договор, условия которого в целом повторяли условия договора Олега, но были менее выгодны для Руси.

В начале Х в. на границах Руси появились новые опасные соседи – печенеги. Отношения Руси с печенегами, как и с другими кочевниками, были неоднозначны. Поскольку одним из источников богатства кочевой знати всегда были грабительские набеги, русские земли стали объектом нападений печенегов. К тому же печенеги мешали торговле Руси, перекрывая торговые пути на юг. Поэтому князю Игорю и его преемникам пришлось воевать с печенегами. С другой стороны, отношения Руси со степью было бы неверно воспринимать только в виде военных столкновений – с кочевниками велась торговля, заключались договоры о совместных походах, браки.

В 945 г. Игорь пошел к древлянам за данью, причем размер ее был увеличен. Получив дань, Игорь отпустил свою дружину, а сам с малой частью воинов решил вернуться и собрать еще. Древляне, собравшись на совет, решили, что киевский князь не уймется, пока он жив, и, когда Игорь подошел к древлянскому городу Искоростеню, убили его. Сын Игоря Святослав в это время был еще очень мал, поэтому править стала его мать, княгиня Ольга (945–964). Она жестоко отомстила древлянам, однако, учитывая обстоятельства гибели своего мужа, Ольга упорядочила сбор дани – ввела фиксированные размеры дани (уроки) и определила места ее сбора (погосты). Введение уроков и создание погостов можно рассматривать как осуществление первой административной реформы на Руси. Ольга также была первой из семьи киевских князей, кто принял христианство – в 957 г. она крестилась в Константинополе.

При сыне Игоря Святославе (964–972) продолжился процесс расширения границ Киевской Руси. Все недолгое княжение Святослава состояло из череды завоевательных походов. Деятельность князя оценивается по-разному: одни историки полагают, что это был князь-авантюрист, мало заботившийся о делах Киевской Руси, другие же считают, что Святослав был не только хорошим воином, но и талантливым политиком, и что все его походы способствовали укреплению положения Русского государства.

Святославу в начале княжения удалось включить в состав Киевской Руси земли вятичей, разбить войска Волжской Булгарии и захватить ее столицу – город Булгар, опустошить землю буртасов (мордвы). Затем, спустившись вниз по Волге, Святослав вторгся в земли Хазарского каганата и разгромил его. Воюя с хазарами, войско киевского князя на Северном Кавказе победило союзные каганату племена ясов и касогов (предков современных осетин и черкесов). Успехи Святослава, вплотную приблизившегося к крымским владениям Византии, обеспокоили Константинополь. Стремясь отвлечь Святослава и ослабить его, император предложил киевскому князю совершить поход против Дунайской Болгарии, также угрожавшей Византии. Соглашаясь на этот поход, Святослав, видимо, преследовал свои собственные цели – по мнению В.В. Мавродина, целью предприятия было создание обширного русско-болгарского государства с центром в низовьях Дуная. В 968 г. русские разбили болгар, захватили Восточную Болгарию и укрепились там. Такого результата Византия не ожидала. Греки попытались выманить русских из Болгарии с помощью печенегов. Подкупленные Византией кочевники в 968 г. осадили Киев. Святослав срочно вернулся на родину, разгромил печенегов, а затем вновь отправился в Болгарию. Это привело к открытой войне с Византией. После ряда ожесточенных боев с превосходящими силами противника Святослав вынужден был вступить в переговоры и в 971 г. заключить мир. По условиям этого мира князь отказывался от всех завоеваний в Болгарии и обещал впредь не нападать на нее. При возвращении домой в 972 г. княжеская дружина была атакована на днепровских порогах печенегами. В завязавшемся бою Святослав погиб.

После гибели Святослава между тремя его сыновьями – Ярополком, Олегом и Владимиром – началась ожесточенная борьба за власть. Ярополк разбил Олега, и тот погиб, а затем сам Ярополк потерпел поражение от Владимира и был убит.

При Владимире (980–1015) Киевская Русь переживала расцвет, хотя ему и пришлось приложить немало усилий, чтобы вновь укрепить власть Киева, ослабленную в период междоусобиц: дважды воевать с вятичами, затем с радимичами, затем с печенегами. Чтобы защитить южные границы русских земель, Владимир возвел на них оборонительные линии, состоящие из городов, засек, валов. Все это дало свои результаты, и жить в южных землях стало спокойнее.

Крещение Руси. Стремясь упрочить власть Киева над восточнославянскими землями, Владимир решил сделать Киев не только политическим, но и религиозным центром. С этой целью в 980 г. он провел первую религиозную реформу на основе унификации языческих верований. Был создан единый пантеон из наиболее почитаемых населением богов (Перуна, Даждьбога, Хорса, Симаргла, Стрибога, Мокоши). Главным в пантеоне провозглашался Перун. Однако эта религиозная реформа не дала ожидаемых результатов. Перун не воспринимался большинством населения как верховный бог, он почитался, прежде всего, в кругу дружинников. Поэтому Владимир обратил свой взор на христианство, религию, основанную на монотеизме, т.е. единобожии, и в 988 г. провел вторую религиозную реформу – крещение Руси.

Выбор этой религии был не случаен, с ней на Руси были знакомы давно. Уже среди дружинников Игоря были христиане, в самом Киеве стояла церковь св. Ильи. Христианство приняла княгиня Ольга. Важную роль сыграло и соседство с христианскими странами – Византией и Болгарией. Византия, способствуя внедрению христианства на Руси, стремилась распространить на нее свое влияние и обезопасить границы империи от русских набегов. Со своей стороны Владимир желал принятием христианства укрепить авторитет династии киевских князей внутри страны и за рубежом. Официально принятая дата крещения – 988 г. В тот год крестился сам Владимир, его дружина, а затем он начал крестить и весь народ, начиная с киевлян. В большинстве случаев крещение происходило насильно, и христианизация страны затянулась на долгие годы. Вплоть до XIV в. на Руси встречались языческие анклавы, а крещеное население еще долго по своей сути оставалось языческим, сохранялось своеобразное «двоеверие».

Принятие христианства на Руси имело огромное значение и долгосрочные последствия. Приняв христианство, Русь приобщилась к христианским ценностям, на основе которых и стало развиваться общество. Русь превратилась в часть христианского мира, что способствовало сближению с европейскими странами, но христианство было принято из Византии, в то время как вся Западная Европа приняла латинский вариант христианства, что в дальнейшем привело к отчуждению Руси от Европы. После принятия христианства на Руси возникла церковь как особая религиозная организация. Во главе русской церкви стоял митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Появилось духовенство – белое (священники) и черное (монахи). На содержание церкви все население обязано было платить особый налог – «десятину» (десятую часть доходов). Церковь способствовала развитию и укреплению государственности на Руси, взяла на себя часть государственных функций.

Развитие Киевской Руси в XI–XII вв. У Владимира было двенадцать сыновей. Они были посажены отцом на княжение в различные города Руси и играли там роль наместников. После смерти Владимира между ними началась борьба за власть. Вначале киевский престол захватил старший сын – Святополк, по приказу которого были убиты князья Борис, Глеб и Святослав (за братоубийство Святополк получил прозвище Окаянный). Основная борьба развернулась между Святополком и Ярославом, княжившим в то время в Новгороде. В итоге победа досталась Ярославу. Однако на этом усобицы не закончились. Ярославу пришлось воевать с еще одним братом – Мстиславом Тмутараканским. Война эта закончилась разделом Киевской Руси по Днепру: области к востоку от него отошли к Мстиславу, а земли западнее остались за Ярославом. После смерти Мстислава (1036 г.) Ярослав вновь объединил Русь под своей властью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.