Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования




Транспорт, и прежде всего автомобильный, можно отнести к числу трудоемких отраслей экономики. Это объясняется как осо­бенностями производственного процесса на транспорте, так и тем, что эффективность использования трудовых ресурсов в предприя­тиях автомобильного транспорта невысока и относительная чис­ленность работников необоснованно велика. Это делает особо ак­туальным решение проблем управления персоналом.

Проектирование структуры и количества персонала АТП. В об­щем виде персонал (трудовые ресурсы) АТП в зависимости от выполняемых функций делится на следующие основные катего­рии: рабочие, служащие, специалисты и руководители. Кроме того, возможно категорирование персонала по характеру труда. С уче­том специфики производственной деятельности название кате­горий может конкретизироваться. Так, рабочие, занятые непос­редственной перевозкой грузов и пассажиров или выполняю­щие специальные перевозки (вождение автомобилей скорой медицинской помощи, автомобилей по уборке городских террито­рий и т.д.), образуют категорию «водители», а рабочие, обеспе­чивающие техническую готовность автомобилей, — категорию «ре-монтно-обслуживающие рабочие» и т.д.

Управление персоналом должно быть направлено на повыше­ние профессиональной надежности всех работников, так как ее уро­вень существенно влияет на основные результаты деятельности АТП. Факторы повышения профессиональной надежности мно­гочисленны и зачастую трудноуправляемы.


Рис. 2.2. Формирование и роль профессиональной надежности водителей

Можно говорить о высокой значимости профессиональной надежности каждой из категорий работников АТП. На рис. 2.2 по­казаны факторы (блоки 1—3) формирования профессиональной надежности водителей (блок 4) и результаты (блоки 5— 7) дея­тельности предприятия, зависящие от ее уровня и определяющие конкурентоспособность предприятия (блок 8). Профессиональная надежность ремонтно-обслуживающих рабочих, в свою очередь, определяет своевременный выпуск автомобилей на линию и без­отказную их работу. И, разумеется, от профессиональной надеж­ности руководителей и специалистов зависит все, что в конечном счете происходит с предприятием — процветает оно (конкурен­тоспособно) или терпит неудачу.

Соотношение между количеством работников, занятых управ­лением, и общим количеством работников, участвующих в про­изводстве транспортных услуг, принято называть уровнем адми­нистративной нагрузки. При неоправданно высоком уровне ад­министративной нагрузки у АТП возникают нерациональные уп­равленческие расходы, а при необоснованно низком — снижа­ется качество управления. Оптимальный уровень административ­ной нагрузки зависит от масштаба производства транспортных услуг, степени диверсификации производства в АТП и других факторов.

При определении численности работников отдельных катего­рий учитываются объем и сложность проводимых работ, а также годовой фонд рабочего времени одного работника, который рас­считывается исходя из количества рабочих дней в году и средней продолжительности рабочего дня, например:


u _ A4r + i п,з. ц __£то__. tj _ ft д т \ B " ФРВВ ' pp " ФРВрр' c Л ' H>'

где Чв, Чр р, Чс — соответственно численность водителей, ремонт-но-обслуживающих рабочих, руководителей и специалистов, чел.; АЧР — автомобилечасы работы подвижного состава на линии, ч; 7п.з>?то нормативное время на выполнение подготовительных и заключительных работ, связанных с выпуском автомобиля на ли­нию и возвращением автомобиля на предприятие, и на выполне­ние технического обслуживания и ремонта автомобилей, ч; ФРВВ, ФРВр р — годовой фонд рабочего времени одного водителя и одно­го ремонтно-обслуживающего рабочего, ч; А, Гн — параметры АТП (его величина, характеризуемая списочным числом автомобилей; режим работы автомобилей на линии, другие факторы, принимае­мые во внимание при определении норм численности руководите­лей и служащих).

Потребность АТП в трудовых ресурсах должна быть определена не только количественно, но и структурно.

Иными словами, определение потребности предполагает вы­явление профессионально-квалификационных характеристик ра­ботников. В связи с этим при проектировании профессионально-ква­лификационной структуры трудовых ресурсов следует учитывать следующее:

1) объем и структуру спроса на перевозки и другие транспорт­ные услуги, выполняемые автотранспортным предприятием;

2) производственную программу по перевозкам, техническо­му обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, по другим видам деятельности предприятия;

3) объем и функциональное разделение управленческих работ;

4) содержание и сложность работ по категориям работников;

5) принятые на предприятии технологии перевозок, техничес­кого обслуживания, текущего ремонта, других видов производствен­ной деятельности, управления, обслуживания производства;

6) требования трудового законодательства и отраслевых тариф­ных соглашений;

7) возможные (перспективные) изменения в содержании тру­довых функций в связи со стратегией развития АТП.

Производительность труда. Обобщающий показатель эффектив­ности использования трудовых ресурсов — это производительность труда. В целом для АТП производительность труда его работников определяется отношением объема продаж транспортных услуг к общей трудоемкости этих услуг*. Производительность труда может

* Количество рабочего времени, необходимого на производство единицы продукции, называется ее предельной трудоемкостью. Различают нормативную, плановую и фактическую предельные трудоемкости транспортных услуг.


быть также оценена отношением объема продаж транспортных услуг к численности работающих на АТП. Измерение выполнятся за определенный период времени.

Производительность труда характеризует эффективность про­изводственной деятельности работников АТП, и повышение эф­фективности соответственно заключается в уменьшении количе­ства рабочего времени, затраченного на производство единицы транспортных услуг.

В зависимости от способа измерения продукции АТП произво­дительность труда определяется следующими методами: натураль­ным, стоимостным, трудовым.

Натуральный метод на первый взгляд в наибольшей мере соот­ветствует цели определения уровня производительности труда, так как при этом учитывается объем конкретных транспортных и дру­гих услуг предприятия. Натуральный метод нагляден и отражает уровень организации производственного процесса, степень меха­низации основных и вспомогательных операций, квалификацию кадров. Однако АТП разнохарактерны в своей деятельности, по­этому сфера применения натурального измерения продукции при расчете производительности труда весьма ограничена. Этот метод сложно применять в смешанных АТП, в предприятиях, выполня­ющих как перевозки, так и экспедиционные услуги, а также при несопоставимых условиях транспортной работы. Диверсификация деятельности АТП — предпосылка того, чтобы использовать этот показатель не в целом для АТП, а для отдельных видов его дея­тельности.

Приведем пример формул, которые можно использовать для

оценки производительности труда водителей (ПТ?), ремонтных

рабочих (ПТРР) и всех работников АТП /ПТ,АТП) натуральным методом за i-й период:


nTf =


9lL

Ч?


птр-р =


цр Чр.р


птатп


рпр

Т-КМ/




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.