КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профессионально-квалификационная характеристика трудовых ресурсов автотранспортного предприятия и показатели их использования
Транспорт, и прежде всего автомобильный, можно отнести к числу трудоемких отраслей экономики. Это объясняется как особенностями производственного процесса на транспорте, так и тем, что эффективность использования трудовых ресурсов в предприятиях автомобильного транспорта невысока и относительная численность работников необоснованно велика. Это делает особо актуальным решение проблем управления персоналом. Проектирование структуры и количества персонала АТП. В общем виде персонал (трудовые ресурсы) АТП в зависимости от выполняемых функций делится на следующие основные категории: рабочие, служащие, специалисты и руководители. Кроме того, возможно категорирование персонала по характеру труда. С учетом специфики производственной деятельности название категорий может конкретизироваться. Так, рабочие, занятые непосредственной перевозкой грузов и пассажиров или выполняющие специальные перевозки (вождение автомобилей скорой медицинской помощи, автомобилей по уборке городских территорий и т.д.), образуют категорию «водители», а рабочие, обеспечивающие техническую готовность автомобилей, — категорию «ре-монтно-обслуживающие рабочие» и т.д. Управление персоналом должно быть направлено на повышение профессиональной надежности всех работников, так как ее уровень существенно влияет на основные результаты деятельности АТП. Факторы повышения профессиональной надежности многочисленны и зачастую трудноуправляемы. Рис. 2.2. Формирование и роль профессиональной надежности водителей Можно говорить о высокой значимости профессиональной надежности каждой из категорий работников АТП. На рис. 2.2 показаны факторы (блоки 1—3) формирования профессиональной надежности водителей (блок 4) и результаты (блоки 5— 7) деятельности предприятия, зависящие от ее уровня и определяющие конкурентоспособность предприятия (блок 8). Профессиональная надежность ремонтно-обслуживающих рабочих, в свою очередь, определяет своевременный выпуск автомобилей на линию и безотказную их работу. И, разумеется, от профессиональной надежности руководителей и специалистов зависит все, что в конечном счете происходит с предприятием — процветает оно (конкурентоспособно) или терпит неудачу.
Соотношение между количеством работников, занятых управлением, и общим количеством работников, участвующих в производстве транспортных услуг, принято называть уровнем административной нагрузки. При неоправданно высоком уровне административной нагрузки у АТП возникают нерациональные управленческие расходы, а при необоснованно низком — снижается качество управления. Оптимальный уровень административной нагрузки зависит от масштаба производства транспортных услуг, степени диверсификации производства в АТП и других факторов. При определении численности работников отдельных категорий учитываются объем и сложность проводимых работ, а также годовой фонд рабочего времени одного работника, который рассчитывается исходя из количества рабочих дней в году и средней продолжительности рабочего дня, например: u _ A4r + i п,з. ц __£то__. tj _ ft д т \ B " ФРВВ ' pp " ФРВрр' c Л ' H>' где Чв, Чр р, Чс — соответственно численность водителей, ремонт-но-обслуживающих рабочих, руководителей и специалистов, чел.; АЧР — автомобилечасы работы подвижного состава на линии, ч; 7п.з>?то — нормативное время на выполнение подготовительных и заключительных работ, связанных с выпуском автомобиля на линию и возвращением автомобиля на предприятие, и на выполнение технического обслуживания и ремонта автомобилей, ч; ФРВВ, ФРВр р — годовой фонд рабочего времени одного водителя и одного ремонтно-обслуживающего рабочего, ч; А, Гн — параметры АТП (его величина, характеризуемая списочным числом автомобилей; режим работы автомобилей на линии, другие факторы, принимаемые во внимание при определении норм численности руководителей и служащих).
Потребность АТП в трудовых ресурсах должна быть определена не только количественно, но и структурно. Иными словами, определение потребности предполагает выявление профессионально-квалификационных характеристик работников. В связи с этим при проектировании профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов следует учитывать следующее: 1) объем и структуру спроса на перевозки и другие транспортные услуги, выполняемые автотранспортным предприятием; 2) производственную программу по перевозкам, техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава, по другим видам деятельности предприятия; 3) объем и функциональное разделение управленческих работ; 4) содержание и сложность работ по категориям работников; 5) принятые на предприятии технологии перевозок, технического обслуживания, текущего ремонта, других видов производственной деятельности, управления, обслуживания производства; 6) требования трудового законодательства и отраслевых тарифных соглашений; 7) возможные (перспективные) изменения в содержании трудовых функций в связи со стратегией развития АТП. Производительность труда. Обобщающий показатель эффективности использования трудовых ресурсов — это производительность труда. В целом для АТП производительность труда его работников определяется отношением объема продаж транспортных услуг к общей трудоемкости этих услуг*. Производительность труда может * Количество рабочего времени, необходимого на производство единицы продукции, называется ее предельной трудоемкостью. Различают нормативную, плановую и фактическую предельные трудоемкости транспортных услуг. быть также оценена отношением объема продаж транспортных услуг к численности работающих на АТП. Измерение выполнятся за определенный период времени.
Производительность труда характеризует эффективность производственной деятельности работников АТП, и повышение эффективности соответственно заключается в уменьшении количества рабочего времени, затраченного на производство единицы транспортных услуг. В зависимости от способа измерения продукции АТП производительность труда определяется следующими методами: натуральным, стоимостным, трудовым. Натуральный метод на первый взгляд в наибольшей мере соответствует цели определения уровня производительности труда, так как при этом учитывается объем конкретных транспортных и других услуг предприятия. Натуральный метод нагляден и отражает уровень организации производственного процесса, степень механизации основных и вспомогательных операций, квалификацию кадров. Однако АТП разнохарактерны в своей деятельности, поэтому сфера применения натурального измерения продукции при расчете производительности труда весьма ограничена. Этот метод сложно применять в смешанных АТП, в предприятиях, выполняющих как перевозки, так и экспедиционные услуги, а также при несопоставимых условиях транспортной работы. Диверсификация деятельности АТП — предпосылка того, чтобы использовать этот показатель не в целом для АТП, а для отдельных видов его деятельности. Приведем пример формул, которые можно использовать для оценки производительности труда водителей (ПТ?), ремонтных рабочих (ПТРР) и всех работников АТП /ПТ,АТП) натуральным методом за i-й период: nTf = 9lL Ч? птр-р = цр Чр.р птатп рпр Т-КМ/
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 2356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |