Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции развития в




И ранняя юность (15-16 лет)

Подростковый возраст (11-14 лет)

СЛУШАЙ КОМАНДУ

Цель: успокоение и организация возбужденных детей.

Возраст: 4-7 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Дети под музыку идут друг за другом по кругу. Когда музыка прекращается, все останав­ливаются, слушают команду ведущего, произнесен­ную шепотом, и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра заканчивается, когда группа перестает хорошо слушать и точно выполнять задание.

СМОТРИ НА РУКИ!

Цель: успокоение и организация возбужденных детей.

Возраст: 4-7 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Дети стоят друг за другом, первый — командир. Во время спокойного марша по кругу командир показывает различные движения рук, ос­тальные дети повторяют эти движения. Затем вы­бирается новый командир. Он должен придумать другие движения.

КТО ЗА КЕМ?

Цель: успокоение и организация возбужденных детей.

Возраст: 4-7 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: По комнате расставлены в случайном порядке стулья. Звучит музыка. Один ребенок, ко­торого вызвал ведущий, ходит между стульями и, услышав остановку в музыке, садится на ближай­ший стул. Ведущий вызывает другого, и тот по­вторяет действия предыдущего ребенка. Когда все дети сядут на стулья, можно поиграть в следую­щую игру.

 

 

подрост­ковом возрасте и ранней юности65

• Средний школьный возраст (от 9-11 до 14-15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым, а период от 14-15 до 18 лет — юностью (ранняя юность — 16-17 лет — прихо­дится на старшие классы школьного обучения).

• Процесс формирования новообразований, отли­чающих подростка от взрослого, растянут во време­ни и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и «детское», и «взрослое».

• Л. С. Выготский центральным и специфичес­ким новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувство­вать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым.

• Ведущие позиции в отрочестве начинают за­нимать общественно полезная деятельность и обще­ние со сверстниками. В юности ведущей становит­ся учебно-профессиональная деятельность.

• Подростковый возраст характеризуется пере­стройкой мотивационной сферы (в том числе на­полняются новым смыслом и уже существующие мотивы), интеллектуальной сферы (в частности, появ­ляются элементы теоретического мышления и про­фессиональная направленность интересов и жизнен­ных планов), сферы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но более всего — личностной сфе­ры, самосознания. Э. Эриксон говорит о формиро­вании «Я»-идентичности в этом возрасте.

• Важнейшими новообразованиями интеллекту­альной сферы в юношеском возрасте становятся: развитие теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, философская рефлексия; тяга к абстрагированию, широким обобщениям, по­иску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; склонность преувеличивать силу своего интеллекта, уровень знаний и самосто­ятельности. Увеличивается степень индивидуализа­ции в интересах и способностях, формируется ин­дивидуальный стиль умственной деятельности.

• Юношеский возраст связан с формировани­ем активной жизненной позиции, самоопределени­ем, осознанием собственной значимости, формиро­ванием убеждений и ценностей.

• В социальном плане юношам свойственны осознание себя в качестве частицы, элемента соци­альной общности (социальной группы, нации и т. д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. Расширяется круг личностно значимых социальных отношений, растет пот­ребность в дружеском, интимном общении.

• В эмоционально-личностном плане юношеский возраст уязвим, так как ему свойственны противо­речивость уровня притязаний и самооценки, проти­воречивость

 

___________________

65 Источник: Сапогова Е. Е. Психология развития человека: Учебное пособие. — М., Издательство «Аспект Пресс», 2001. А. В. По­тапова, Нартова-Бочавер С. К. Детская психологическая служба. Курс лекций. Часть II — М.; МОСУ. 2001.

образа «Я», внутреннего мира и т. д. Нормы психического здоровья для юношей значи­тельно отличаются от тех же норм для взрослых.

• Центральное психологическое новообразование юношеского возраста — становление устойчивого са­мосознания и стабильного образа «Я». Это связано с усилением личностного контроля, самоуправления, с новой стадией развития интеллекта, с открытием своего внутреннего мира и его эмансипацией от взрослых. Юноши особенно чувствительны к своим внутренним психологическим проблемам, склонны переоценивать их значимость.

Подростку и старшекласснику проблемы, стоя­щие перед ним, кажутся чрезвычайно важными, иной раз устрашающими. Круг проблем включает разрыв с родителями, открытие отрицательного от­ношения к ним, осознание себя, индивидуализацию, отношения с другими, любовь и многое другое. Это­му возрасту присущи сильные колебания эмоцио­нального состояния, нежелание принимать на себя серьезные обязательства, ощущение, что общество их не понимает и не принимает. К психологу по­падают подростки, чье эмоциональное развитие и жизненный опыт нетипичны и отношение к обще­ству нереалистичны. Еще одну группу нуждающих­ся в помощи и поддержке психолога составляют подростки, которые были травмированы в раннем возрасте и чьи потребности и желания могут быть непоследовательны, а внешне выражаться в состоя­нии психоза. Поддержка нужна и тем подросткам, которые обладают достаточно цельной личностью, но при этом их страшит столкновение с жизнью и обществом. Они хотели бы, чтобы общество (ро­дители, школа и т. д.) были бы другими.

Нормальной и почти универсальной техникой адаптации подростков к социуму служит обраще­ние за поддержкой сверстников. Не ощущая себя сложившейся личностью, подросток предпочитает безопасность группы ужасу остаться наедине с са­мим собой.

Таким образом, обзор особенностей развития в подростковом возрасте и ранней юности позволяет выделить направления коррекционно-развивающей работы с данной возрастной категорией:

• развитие познавательных процессов;

• развитие и коррекция эмоциональной сферы;

• развитие навыков общения и коммуникатив­ной компетентности;

• развитие личности и самосознания;

• работа по профориентации;

• аутотренинг, упражнения на релаксацию.

В связи с особой значимостью сверстников в этом возрасте наиболее продуктивной формой коррекционной работы с подростками является групповая.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.