Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строение и функции органов пищеварения § 34




ПИЩЕВАРЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Значение пищеварения. У человека и животных жизнедеятельность организма связана с непрерывной затратой энергии, которая расходуется при работе всех органов. В организме постоянно совершается внутриклеточный обмен веществ, непрерывно функционирует сердце, совершаются дыхательные движения, происходит мочеобразование, не прекращает деятельности нервная система. Каковы же источники энергии, затрачиваемой организмом?

Известно, что в состав нашего тела входят органические и неорганические вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины. Органические вещества непрерывно окисляются, и при этом освобождается энергия. Но, окисляясь, органические вещества превращаются в другие, имеющие значительно более простое строение молекул. Потери вещества должны непрерывно восполняться. Это обеспечивается пищей, поступающей в организм, которая содержит все необходимые клеткам вещества. Но пища не может быть усвоена в том виде, в котором она поступает в организм. Прежде чем попасть во внутреннюю среду организма, она проходит ряд сложных превращений под действием ферментов. Весь процесс механической обработки пищи и расщепления пищевых веществ на более простые составные части, которые могут быть усвоены организмом, называется пищеварением. Конечные продукты расщепления белков в органах пищеварения — это аминокислоты. Жиры расщепляются на глицерин и высокомолекулярные органические кислоты, а углеводы — на моносахариды, в основном на глюкозу.

Строение пищеварительных органов. Пищеварительный тракт представляет собой труб­ку, стенки которой состоят из трех слоев: внутреннего — сли­зистой оболочки, среднего — мышечного, наружного — соеди­нительнотканного. В пищевари­тельном тракте различают ряд отделов: ротовую полость, глот­ку, пищевод, желудок, тонкую и толстую кишки (рис. 55).

В пищеварительный канал поступают соки пищеварительных желез. Некоторые железы находятся в стенках самого пищеварительного канала, как, например, желудочные, кишечные; другие — вне пищеварительного канала, например пе­чень и поджелудочная железа.

Пищеварительная система имеет возрастные особенности. Так, у детей слизистая оболочка всего пищеварительного канала значительно нежнее, она обильнее снабжена кровеносны­ми сосудами и обладает боль­шей чувствительностью к меха­ническим раздражениям пищей, чем у взрослых.

У новорожденных объем желудка составляет всего около 30 см3. Но уже на пятнадцатый день жизни объем его увеличивается втрое, достигая 90 см3. В желудке младенца, питающегося грудным молоком, пища задерживается всего на 2,5 – 3 часа. Желудок у детей растет очень быстро: у годовалого ребенка его объем составляет 300—350 см3, у двухлетнего — 600—700 см3, а у семилетне­го— 1000—1100 см3. Особенно интенсивно увеличивается дно желудка. В связи с этим возрастает и количество желез слизистой оболочки желудка.

Тонкая кишка у новорожденных только в два раза короче, чем у взрослых, еедлина примерно 3 м. те же соотношения наблюдаются в размерах толстой кишки. У новорожденныхее длина составляет около 60 см, у взрослых — 130 см. В течение первых двух лет жизни ребенка длина его кишечника интенсивно растет. Тонкая кишка достигает длины более 4,5 м, а толстая — 80 см. Затем увеличение размеров кишечника значительно замедляется. Вторая волна усиленного роста кишечника начинается у детей после 8 лет.

Полость рта. Пищеварительный тракт начинается ротовой полостью. Сверху она ограничена твердым нёбом, сза­ди — мягким нёбом, спереди и с боков — верхнечелюстной и нижнечелюстной костями, а также щеками. Спереди ротовое отверстие замыкается зубами.

Изнутри ротовая полость выстлана мягкой слизистой обо­лочкой, в которой расположены мелкие железки, выделяющие слизь. Большая часть ротовой полости занята языком, который образован в основном поперечнополосатой мышечной тканью. Язык выполняет ряд функций. Это орган вкуса и передвижения пищи в полости рта. Он участвует также в актах глотания и сосания. Кроме того, для человека характерна еще одна специфическая функция языка — его участие в произне­сении звуков членораздельной речи.

Задний отдел ротовой полости называется зевом, он ограничен корнем языка, мягким нёбом, нёбными складками и язычком, свисающим на границе с глоткой. В нёбных складках находятся две крупные нёбные миндалины.

Ребенок рождается на свет без зубов. Первые молочные зубы прорезываются в возрасте 6—9 месяцев. К концу первого года жизни их насчитывается 8, ко второй половине третьего года жизни — 20. У ребенка всего 20 молочных зубов. Они очень нежны и непрочны. С шестилетнего возраста, а иногда и раньше начинается смена молочных зубов на постоянные. Этот процесс длится у детей до подросткового возраста. Здоровые молочные зубы являются предпосылкой появления здо­ровых постоянных зубов. Процесс прорезывания постоянных зубов продолжается до 19, а иногда и до 25 лет (появление зубов мудрости). Всего у человека насчитывается 32 зуба: 8 резцов, 4 клыка, 8 малых коренных и 12 больших коренных зубов. В каждом зубе различают коронку, шейку и корень Коронка зуба покрыта эмалью, обладающей очень большой прочностью. Шейка и корень зуба покрыты цементом. Большая часть зуба состоит из плотного вещества, называемого дентином, который также очень прочен, гораздо прочнее кости. Внутри зуба находится полость, заполненная рыхлой соединительной тканью с кровеносными сосудами и Нервами, так называемой пульпой.

При помощи зубов пища в ротовой полости раздробляется, размельчается и перетирается. Кроме того, у человека наряду с языком и губами зубы участвуют вобразовании звуков

членораздельной речи. Речь у ребенка, не имеющего передних зубов, становится неясной, менее четкой. В период смены передних зубов дети чуждаются товарищей, избегают отвечать на уроках, становятся менее общительными. Таких детей следует оберегать от дополнительных психических травм, так как все это может отразиться как на их физическом разви­тии, так и на формирующемся характере.

При недостатке в пище витаминов С, D и других нарушается обмен веществ во всем организме, в том числе и в зубах. Это ведет к нарушению питания дентина и эмали, а, следовательно, и к заболеванию зубов. Наиболее распространенными заболеваниями зубов у детей являются кариес и пульпит.

Кариес — заболевание, при котором нарушается целость эмали, покрывающей коронку, и в зубе появляется полость. Основная причина возникновения кариеса не установлена, но замечено, что чаще он встречается у детей, живущих в небла­гоприятных условиях, с неправильным режимом питания, при недостатке в воде фтора.

Пульпит — заболевание, сопровождающееся воспалением мягких тканей в центре зуба.

Заболевание зубов важно своевременно устанавливать. Вот почему школьников необходимо подвергать периодическому зубоврачебному осмотру. Детям необходимо разъяснять, что потеря зубов нарушает процесс пищеварения и ведет к разнообразным заболеваниям пищеварительного тракта. Связано это с тем, что недостаточно размельченная пища с трудом переваривается.

В ротовую полость открываются протоки трех пар крупных слюнных желез — поднижнечелюстных, околоушных и подъязычных — и большого количества мелких. Они выделяют слюну, состоящую из воды (99,4%), муцина, придающего слюне вязкость, бактерицид­ного вещества лизоцима и ферментов амилазы и мальтазы. В составе слюны имеют­ся и минеральные соли.

Амилаза расщепляет полисахарид крахмал на молекулы дисахарида мальтозы. На нее, в свою очередь, действует фермент мальтаза, расщепляющий ее до моносахарида глюкозы.

Итак, в ротовой полости под действием ферментов слюны начинается расщепление углеводов. Но здесь происходит пе­реваривание лишь небольшого количества этих веществ, в основном же углеводы расщепляются в тонкой кишке. В ро­товой полости первичной химической обработке подвергаются только углеводы. Ферменты слюны действуют в определенных условиях — в слабощелочной среде и при температуре тела человека. У человека слюноотделение происходит непрерывно, резко возрастая при приеме пищи и питье воды.

Глотка. Из ротовой полости измельченная и частично расщепленная пища поступает в глотку. Акт глотания — это безусловный рефлекс. Как только пережеванный и склеенный слюной пищевой комок передвигается языком к его корню, он раздражает рецепторы. В результате сокращения мышц мягкое нёбо поднимается, преграждая доступ пищи в носоглотку и носовую полость, гортань приподнимается, надгортанник закрывает вход в гортань, препятствуя попаданию пищи в дыхательные пути. Пища проталкивается в глотку, откуда попадает в пищевод. Скольжению пищевого комка при его передвижении способствует содержащийся в слюне вязкий муцин, а также слизь, выделяемая слизистыми оболочками глотки и пищевода.

Пищевод. Непосредственным продолжением глотки слу­жит пищевод. Его длина у детей относительно больше, чем у взрослых. У шестилетних детей длина пищевода достигает 16 см, у десятилетних — 18 см, у взрослых — 20—30 см. В пищеводе физическое состояние и химический состав пищи не меняются. Жидкая пища проходит пищевод в течение 2—3 с, а твердая — 8—9 с. На границе пищевода и желудка расположен толстый слой кольцевых мышц — сфинктер, который во время пищеварения закрыт и не позволяет пище из желудка вернуться обратно в пищевод. Из пищевода пища поступает в желудок.

Желудок — это наиболее широкая часть пищеварительного тракта. Он расположен в верхнем отделе брюшной полости. У детей он не имеет постоянной формы и только к 11 годам становится таким, как у взрослого у человека. Наиболее интенсивный рост желудка и увеличение его емкости происходят в первые годы жизни ребенка.

По строению желудок ребенка во многом отличается от желудка взрослого человека. Так, в желудке ребенка слизис­тая оболочка менее складчата, обильнее снабжена кровенос­ными сосудами, чем в желудке взрослого. Если у взрослого человека в слизистой оболочке желудка имеется огромное ко­личество желез (14 000 000), выделяющих желудочный сок, то в слизистой оболочке желудка ребенка этих желез гораздо меньше. Притом они недоразвиты. Слабо развит и мышечный слой детского желудка.

Различают три отдела желудка — свод, тело и привратниковую часть. Тело занимает большую часть желудка. Железы желудка вырабатывают и выделяют желудочный сок. Это прозрачная бесцветная жидкость кислой реакции. В сос­тав желудочного сока входят вода (99,5%), ферменты, напри­мер пепсин, расщепляющий белки до альбумоз и пептонов — промежуточных продуктов переваривания этих органических веществ. Начало расщепления белков — основной процесс, совершающийся в желудке. Кроме пепсина в желудочном соке присутствуют и другие ферменты. Такова липаза, расщепля­ющая лишь эмульгированные жиры, т. е. раздробленные на мельчайшие капельки, например жиры молока. Один из фер­ментов желудочного сока — химозин — створаживает молоко.

В желудочном соке содержится соляная кислота. Благодаря ей реакция содержимого желудка кислая. Именно в такой среде активны ферменты, выделяемые желудочными железами. Кроме того, кислая среда губительно действует на некоторые болезнетворные микроорганизмы.

Ферментов, расщепляющих углеводы, в желудке нет. Тем не менее, они продолжают расщепляться под влиянием ферментов слюны, оставшихся внутри пищевого комка, где еще сохранилась слабощелочная реакция. Действие этих ферментов прекращается, как только пищевой комок пропитывается кислым желудочным соком.

Продолжительность пищеварения в желудке зависит от многих причин: состава пищи, ее количества и характера (горячая или холодная, твердая или мягкая, животного или растительного происхождения). Дольше задерживается в желудке белковая и жирная пища. Длительность пищеварения. в нем зависит также от состояния нервной системы и других причин. Если в рационе питания продолжительное время содержится преимущественно углеводистая пища (картофель, хлеб, овощи), то выработка желудочного сока уменьшается. Если в рационе питания долгое время преобладает белковая пища, то отделение его увеличивается.

Соблюдение режима принятия пищи способствует лучшему пищеварению. Выделение желудочного сока усиливается в часы завтрака, обеда, ужина — это условный рефлекс.

Находящаяся в желудке пища подвергается не только химическим, но и механическим воздействиям. Благодаря сокращениям гладкой мускулатуры стенок этого органа пища смешивается с желудочным соком, что облегчает пищеварение. Постепенно пища передвигается к привратнику и небольшими порциями поступает в двенадцатиперстную кишку.

Тонкая и толстая кишки. В процессе пищеваре­ния тонкая и толстая кишки выполняют различные функции. Длина тонкой кишки у взрослого человека составляет 5—8 м, т. е. больше длины туловища в 4,5 раза. Длина тонкой кишки у детей больше длины туловища в 6 раз, т. е. относительно больше, чем у взрослых. Кровеносные и лимфатические сосуды в кишечнике детей развиты сильнее, чем в кишечнике взрослых.

Тонкая кишка состоит из следующих отделов: двенадцатиперстной кишки, переходящей в тощую, затем следует подвздошная кишка, которая продолжается в толстую кишку. Началом толстой кишки служит слепая кишка, затем следует восходящая, ободочная поперечная, сигмовидная ободочная и наконец прямая кишка, заканчивающаяся заднепроходным отверстием.

Тонкая кишка, за исключением двенадцатиперстной, и большая часть толстой кишки прикрепляются к задней стенке туловища при помощи брыжейки —соединительнотканной пленки, которая у детей тонка и легкорастяжима. Поэтому, в отличие от взрослых, у детей положение тонкой кишки легко изменяется.

Пищеварение в двенадцатиперстной кишке. Вдвенадцати перстной кишке совершаются основные этапы процесса пищеварения. Здесь расщепляются белки, жиры и углеводы.

Клетки поджелудочной железы вырабатывают поджелудочный сок, который выделяется в двенадцатиперстную кишку. В эту кишку впадают два протока поджелудочной железы. Ферменты поджелудочного сока активны только в щелоч­ной среде. Именно такова среда в двенадцатиперстной кишке. Белки и продукты их расщепления в желудке — альбумозы и пептоны — подвергаются действию фермента поджелудочного сока трипсина, который расщепляет их до аминокислот. В поджелудочном соке нет деятельного трипсина. Там содер­жится трипсиноген. В деятельное состояние он переводится под влиянием вещества, находящегося в кишечном соке,— энтерокиназы. В двенадцатиперстной кишке, так же как и в полости рта, углеводы расщепляются в основном под действием двух ферментов: амилаза расщепляет полисахарид крахмал до дисахаридов; мальтоза действует на дисахариды, расщепляя их до глюкозы. Кроме того, здесь присутствует и фермент лактаза, которая расщепляет дисахарид молочный сахар до моносахаридов. Расщепление жиров до глицерина и высокомолекулярных органических кислот совершается благодаря действию фермента липазы. Наиболее благоприятные условия для действия липазы воз­никают тогда, когда жиры находятся в состоянии эмульсии.

Роль печени в пищеварении. Печень расположена в правом подреберье брюшной полости. Это самая крупная железа нашего организма: масса печени у взрослого человека достигает 1,5 кг. У новорожденного ребенка масса печени составляет всего 150 г, а у детей младшего школьного возраста —700—800 г. Таким образом, масса печени по отношению к массе тела у детей больше, чем у взрослых. Например, у младшего. школьника масса печени составляет 3,3% от массы

Печень выполняет ряд очень важных функций, без которых невозможно существование организма: участвует в процессах пищеварения, выполняет защитную и обезвреживающую функции. Кроме того, в печени избыток глюкозы, приносимый кровью от органов пищеварения, превращается в животный крахмал гликоген, который откладывается в ней как запасное вещество. Печень играет роль и в процессе свертывания крови, вырабатывая гепарин.

В настоящей главе мы рассмотрим лишь те функции печени, которые связаны с пищеварением. Участие печени в пищеварении заключается в том, что она вырабатывает желчь, эмульгирующую жиры и активизирующую процессы их рас­щепления. Печень, как и вырабатываемая ею желчь, способна убивать микробы, проникающие в организм с пищей. Защитная функция печени заключается в том, что все вредные для организма вещества, всасывающиеся в кровь вместе с водой из пищеварительных органов, не поступают в большой круг кровообращения, а задерживаются и обезвреживаются ею. Если бы печень утратила такую способность, то организм неминуемо погиб бы от отравления.

В желчи ферментов нет. В ней содержатся желчные кислоты, пигменты, муцин, минеральные соли, жиры, холестерин, вода. Роль желчи в процессе пищеварения довольно велика: она активизирует ферменты поджелудочной и кишечных же­лез, эмульгирует жиры, способствует усилению движения кишечника. Под влиянием желчи действие липазы активизируется почти в 20 раз.

В сутки в печени вырабатывается 600—1200 см3 желчи. Она образуется в печени непрерывно. Часть желчи выделяется через пузырный проток прямо в двенадцатиперстную кишку, а избыток желчи поступает в желчный пузырь. Нарушение процесса образования и отделения желчи влечет за собой понижение усвоения жиров организмом. Количество желчи, образующейся в печени ребенка на 1 кг массы тела, в 4 раза больше, чем в печени взрослого человека.

Всасывание. Из двенадцатиперстной кишки благодаря волнам сокращения, пробегающим по стенкам кишок, содержимое кишечника поступает в тощую и подвздошную кишки. Здесь завершается переваривание органических веществ под действием кишечного сока. Этот сок вырабатывается множеством мелких желез, находящихся в кишечнике. В кишечном соке содержится комплекс ферментов — эрепсин, заканчивающий расщепление белков, амилаза и некоторые другие ферменты, влияющие на углеводы, а также липаза. Здесь же находится фермент нуклеаза, расщепляющий нуклеиновые кислоты. Благодаря действию ферментов в этих отделах тонкой кишки заканчивается расщепление белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.

Всасывающая поверхность тонкой кишки достигает 4,5 м2. Выстилающая тонкую кишку слизистая оболочка образует множество складок. Очень мелкие выросты на этих складках — кишечные ворсинки — увеличивают всасывающую поверхность в 8 раз (до 40 м2). У детей 7— 10 лет количество складок и ворсинок и их величина меньше, чем у взрослых.

На ворсинках находятся мельчайшие микроворсинки, ви­димые только в электронный микроскоп. Благодаря им всасывающая поверхность тонкой кишки увеличивается еще больше. Она составляет почти 500 м2.

Процесс всасывания заключается в проникновении водных растворов питательных веществ через полупроницаемые мембраны однослойного эпителия ворсинок. Периодически чередую­щиеся сокращения и расслабления мышечных клеток ворсинки превращают ее в постоянно действующий насос. Всасывание питательных веществ происходит избирательно. Нельзя его сводить только к явлениям фильтрации, диффузии и осмоса. Всасывание — это сложный физиологический процесс, в котором принимают активное участие живые клетки ворси­нок, стенок капилляров и лимфатических сосудов. Аминокис­лоты и глюкоза всасываются в кровь, а продукты расщепле­ния жиров глицерин и высокомолекулярные органические кислоты синтезируются в эпителиальных клетках ворсинок в жиры, которые попадают в лимфу. Для ворсинок характерна односторонняя проницаемость из кишечника в кровеносные и лимфатические сосуды, но не обратно.

Советский ученый А. М. Уголев выяснил, что наряду с полостным пищеварением существует и пристеночное. Он установил, что на огромной пористой поверхности тонкой кишки адсорбируются ферменты. Пористая слизистая оболочка тонкой кишки становится, таким образом, как бы пористым катализатором, значительно увеличивающим активность пищеварительных ферментов. Благодаря этому окончательное расщепление питательных веществ осуществляется на самой всасывающей поверхности.

Процесс всасывания питательных веществ зависит от возрастных особенностей организма. Так, у новорожденных всасывание происходит очень интенсивно и начинается уже в желудке. Такой вид всасывания характерен и для детей младшего школьного возраста, хотя и в меньшей мере. В относительно небольшой степени всасывание осуществляется в желудке и даже в ротовой полости и у взрослых людей.

Пищеварение в толстой кишке. Как мы уже говорили, толстая кишка имеет ряд отделов. Слизистая оболочка толстой кишки, в отличие от тонкой кишки, не имеет ни складок, ни ворсинок, но зато в ней находятся клетки, в изобилии вырабатывающие слизь. В результате перистальтических и маятникообразных движений кишечника остатки непереваренной пищи из тонкой кишки поступают в толстую. Здесь происходят, обезвоживание пищи и образование каловых масс, выбрасываемых через заднепроходное отверстие прямой кишки.

Но в толстой кишке осуществляются и пищеварительные процессы. Они происходят не под действием образующихся в организме ферментов, а при участии бактерий, в огромном количестве населяющих толстую кишку и разрушающих клетчатку в каловых массах. Бактерии составляют 30—40% сухой массы кала. В состав кала входят остатки непереварен­ной пищи, слизь, нерастворимые соли, бактерии. Невсосавшиеся в тонкой кишке органические вещества подвергаются в толстой кишке воздействию гнилостных бактерий.

Весь процесс пищеварения при смешанной пище длится около двух суток. У детей по сравнению со взрослыми наблюдается более быстрое продвижение пищи по пищеварительному тракту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.