Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функция обороны страны и ее взаимосвязь с другими функциями государства 1 страница




Функция государства по обороне страны от внешнего нападения составляет важное направление его деятельности. История подтвержда­ет, что на всех этапах развития государственно-организованного об­щества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и терри­ториальной целостности.

Войны в защиту Отечества, за освобождение территории госу­дарства от оккупантов с точки зрения международного права считаются законными и справедливыми. Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время — это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в хо. ■ которой происходит объединение всех сил страны для достижения поб ды.

Подавляющее большинство современных государств воспринял оборонительную доктрину, суть которой состоит в создании оптимал? ной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агре(сии со стороны другого государства или группы государств. Такой пол ход к вопросам военного противоборства в значительной мере снижае возможность возникновения войн в жизни народов, предполагая в б\ дущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции обороны страны емко и многогранно. Оно включает в себя всю систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособное^ страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, та* и в военное время.

Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений.

1. Укрепление оборонной мощи страны. Высокую обороноспо­собность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса, что позволяет удовлетворять не только материальные потребности об-


дества, но и производить все необходимое для укрепления оборонного (Ютенциала страны. Современная экономика обеспечивает необхода-(фШ уровень развития военной промышленности, производства новей­ших образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья и продовольствия и других компонентов оборонного потенциала государства.

2. Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное
повышение их боеспособности и боеготовности.
Каждое государство по­
стоянно заботится о том, чтобы его вооруженные силы были мощными,
мобильными, располагали современными средствами защиты, профес­
сионально использовали все виды военной техники и оружия, имели
высокую боеспособность и боеготовность, действовали в режиме закон­
ности и положений международного права.

3. Охрана государственных границ. Эта деятельность осу­
ществляется пограничными войсками или другими специальными под­
разделениями и направлена на обеспечение пограничного режима,
определяемого законодательством конкретного государства.

4. Организация гражданской обороны. Государства проводят ряд
оборвнных мероприятий в мирное время в целях противостояния воз­
можному нападению извне и обеспечения устойчивого функционирова­
ния экономики страны в военное время. Эта деятельность предусматри­
вает эвакуацию жителей из населенных пунктов, по которым наиболее
вероятны удары оружием массового поражения. Она связана с создани­
ем специальных защитных сооружений, проведением спасательных и
восстановительных работ.

5. Военное обучение запаса вооруженных сил (резервов). Во многих
странах организуется периодическая военная переподготовка лиц, со­
стоящих на воинском учете. Это позволяет в случае межгосударствен­
ных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и
пополнять их квалифицированным личным составом. Государство ор­
ганизует также вневойсковую подготовку, которая проводится в сред­
них и высших учебных заведениях.

Функция обороны страны связана с другими функциями госу­дарства. Рассмотрим это на некоторых примерах.

Взаимодействие функции обороны страны с экономической функци­ей выражается в том, что посредством эффективной экономической дея­тельности государство обеспечивает вооруженные силы современной боевой техникой и оружием, осуществляет строительство военных объ­ектов, развивает оборонную промышленность, проводит военно-научные исследования.

Взаимодействие функции обороны с социальной функцией госу­дарства позволяет удовлетворять социальные нужды и потребности военнослужащих и их семей (охрану здоровья, обеспечение жильем, пре­доставление времени для отдыха, коммунальные услуги, пенсии на об­щегосударственном уровне и другие).


Посредством взаимодействия функции обороны страны с функцией охраны правопорядка успешно решаются вопросы укрепления воинской дисциплины в вооруженных силах, сбережения военного имущества охраны законных прав и свобод военнослужащих и их семей.

Благодаря тесному взаимодействию оборонной деятельности го­сударства с его внутренними функциями, с одной стороны, успешно решаются задачи укрепления обороноспособности страны, а с другой — обеспечиваются благоприятные условия для мирного созидательного труда во всех сферах внутренней жизни страны.

Следует особо отметить взаимодействие оборонной политики госу­дарств мирового сообщества. В современных условиях это взаимодей­ствие направлено на сокращение ядерных и обычных вооружений, на исключение из оборонных средств каждого государства бактериологи­ческого, химического, биологического и других видов оружия массового поражения. Речь идет о гуманизации военного противоборства, если таковое в силу определенных причин возникает между враждующими государствами. Снижение уровня военного противостояния различных стран благоприятно сказьгеается на экономических возможностях всех государств, культурном, духовном и экологическом благополучии их народов.

Таким образом, функции государства — это цельная, взаимосвя­занная деятельность всей системы государственных органов, направ­ленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развита* общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с друге ми государствами. Взаимное равноправное партнерство государств, ш совместные усилия по разрешению общих проблем, стоящих перед чело вечеством, создают необходимые условия для нормальной жизнедея тельности отдельных индивидов, различных государственных и обще ственных объединений и мирового сообщества в целом. Государственно-организованное общество в современньгх условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности об разующих его государств.


ПОЖГЛИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

Понятие

Функции государства - основные направления

его деятельности, в которых реализуется

социальное назначение государства

Классификация

-рам распространи ни?

внутренние


ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА

Экономическая

формирование государственного бюджета и контроль

за его расходованием;

определение общих программ экономического развития страны;

стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики;

создание благоприятных условий для предпринимательской

деятельности

Социальная

оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества,

выделение необходимых средств на здравоохранение,

просвещение, отдых, строительство дорог, жилья,

работу транспорта и связь

и т. д.

Финансового контроля

выявление и учет доходов производителей, часть которых

направляется в государственный бюджет для удовлетворения

социальных и общегосударственных нужд

Охраны правопорядка

обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений

Экологическая

система государственных мероприятий, направленных на сохранение,

восстановление и улучшение природных условий жизни

человека




ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА


Содружество с другими государствами


 


 




Оборона страны от. внешней


агрессии, охрана государственных границ


 


ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

1. Каково соотношение функций государства и его основнь
задач?

2. Общесистемные признаки функциональной деятельности гос.
дарства.

3. В чем единство и различие функций государства в сравнении
функциями его конкретных органов?

4. Какова генеральная цель функциональной деятельности coepi
менного государства?

5. Критерии классификации функций государства.

6. Раскройте содержание внутренних функций государства. Како-
характер и особенности их реализации в Российской Федерации?

 

7. Каковы особенности экономической функции государства
условиях рыночной экономики?

8. Значение функции финансового контроля в современном госу
дарстве?

9. Соотношение социальной функции государства и его правой?;
ранительной деятельности.

 

10. Каково место экологической функции в системе внутренних i;
внешних функций государства?

11. Сущность и содержание внешних функций государства. Каков;
актуальность оборонной деятельности Российского государства в со
временных условиях?

12. Как соотносятся внешние и внутренние функции современною
государства?


Глава VIII. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОПОНИМАНИЕ

§ 1. Признаки и определение права. § 2. Источники (формы) права. § 3. Право в современном понимании.

§ 1. ПРИЗНАКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Юридически оно оформляется в государственно-организованном обществе как основной нормативный регулятор обще­ственных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы перво­бытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений. Взгляды на право, его про­исхождение, место и роль в системе нормативного регулирования меня­лись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.

Несмотря на противоречивость и различие научных представле­ний о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

право есть социальное явление, без которого невозможно суще­
ствование цивилизованного общества;

право в нормативной форме должно отражать требования обще­
человеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не
отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивиду­
альные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

право частной собственности является основой всех прав чело­
века;

право есть мера поведения, установленная и охраняемая госу­
дарством.

Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что °но представляет собой норму свободы. Такое понимание права исходит Из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобо-


да, в какой для природы характерна необходимость. «Право есть сово­купность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны/ ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», -.' писал Трубецкой'.

Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общем) для них правилу свободы. Возражая Канту, Коркунов отмечал, что опре деление права как нормы свободы применительно к положительному исторически-развивающееся праву требует уточнения. Юридически* нормы так или иначе ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами дру­гих лиц. Разграничивая эти интересы, право тем самым устанавливает пределы их осуществления и, следовательно, ограничивает в этом отно­шении свободу человека2.

Гегель писал, что почвой права, его необходимым пунктом яв­ляется свободная воля, мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа3. Наши современники также приходят к выводу, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, то есть нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода4.

Представления о праве классифицируются по определенным на­учным направлениям, школам. Среди них можно выделить следующие:

1. Теория естественного права. Как научное течение эта теория имеет длительную историю. Ее основные положения формировались еще в древности. Суть данной теории состоит в. том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом. Последнее основы­вается именно на требованиях естественного права (права на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства). По­нятие естественного права включает в себя представления о прирожден­ных и неотъемлемых правах человека и гражданина, которые являются обязательными для каждого государства. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей. Цицерон говорил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон.

Фундаментальную разработку теория естественного права полу­чила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.), во французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.) и других государственных актах. Есте-

1 Трубецкой Е. Н. Указ. соч. СИ.

2 Коркунов Н. М. Общая теория права. СПб., 1906. С. 60.

3 См.: Гегель. Указ. соч. С. 67.

4 См.: Власть и право. М., 1990. С. 68.
172


прирожденные права человека получили конституционное 21срепление во всех современных правовых государствах.

В цивилизованном обществе нет оснований для противопоставле­ния естественного и позитивного права, так как последнее закрепляет и охраняет естественные права человека, составляя единую общечелове­ческую систему правового регулирования общественных отношений.

' 2. Историческая школа права возникла как определенная реакция на доктрину естественного права в целях защиты уже познанных и апробированных закономерностей общественной и государственной жизни, сложившихся в условиях средневековья (феодализма). Предста­вители исторической школы рассматривали право как выражение духа народа, складывающегося, подобно языку, постепенно, в ходе историче­ского процесса, независимо от субъективных воззрений законодатель­ной власти государства. Законодатель правомерен фиксировать лишь то, что уже сложилось как право. Гуго, например, считал и доказывал, что право создается не только государством, но и самостоятельным развитием в виде норм, добровольно принимаемых народом, подобно тому, как язык не возник из договора и не дан готовым от бога, а раз­вивается сам собою.

Право с точки зрения представителей исторической школы есть продукт народного духа, народного правового убеждения. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объек­тивно содержащиеся в праве нормы. Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых инсти­тутов в их органической взаимосвязи. Юристы же лишь извлекают пра­вило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

Видными представителями исторической школы права были не­мецкие юристы Густав Гуго, Карл Савииьи, Фридрих Пухта, Шталь и другие. Консерватизм и ограниченность данной школы проявляются лишь в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни. Историческая школа чрезмерно преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений, ставя его над законом, отрицала возможность законодательным путем изме­нить реально существующее право.

С другой стороны, представители исторической школы права справедливо считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению. Его задача состоит в том, чтобы Познать объективные потребности общественного развития, интересы °тдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.

3. Реалистическая школа права. В отличие от исторического Представления, согласно которому право развивается эволюционно, в силу его внутренних причин, создатели реалистической теории считают, Т право возникает и развивается под влиянием внешних факторов. Эти-


ми факторами являются интересы, двигающие человеком и заставлю щие его ставить цели, которые осуществляются при посредстве права.

Основателем реалистической теории права был известнъ юрист Рудольф Иеринг. Суть своей теории он изложил работах «Дух римского права», «Борьба за право», «Цель в праве», ю торые в русском переводе были изданы в начале XX века. По Иеринг право есть защищенный государством интерес. Оно гарантирует жизнег ные интересы личности, помогает удовлетворению разнообразных п< требностей людей. Право принадлеокит не тому, кто изъявляет волю,, тому, кто пользуется им. Субъектом права является тот, кому предна начено пользоваться правом. Задача права состоит в том, чтобы гараь тировать это пользование. Борьба народов, государственной власи сословий и индивидов с беззаконием лежит в самой сущности правг Иеринг пишет, что «все великие приобретения в истории права: унич тожение рабства, крепостничества, свобода поземельной собственности, промыслов, верований и т. д. — все они должны быть завоеваны путем ожесточенной, нередко вековой борьбы, и путь права в таких случаях всегда обозначается обломками прав...»1. Автор считает, что не су шествует абсолютно справедливого права. Ценность права состоит i реализации заложенной в нем цели. Рождаясь в борьбе интересов, праве выступает в качестве силы, которая подчиняет волю одних mrrepecav других при непременном условии соблюдения принципов справедли вости человеческого общежития.

Достойно уважения и признательности утверждение сторонников реалистической теории о том, что право как средство достижения цели выступает в этом качестве необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества. Право без государственной власти, по их мнению, есть пустой звук. Только власть, применяющая нормы права, делает право таким, какое оно есть и каким оно должно быть. Борьба за право — это обязанность лица, правомочного перед самим собой, а защита права, то есть противодествие правонарушению, — обязанность не только по отношению к самому себе, но и по отношению к целому обществу, государству: каждый, защищая свое право, отстаи­вает тем самым нормы объективного права, на которых зиждется его субъективное право.

Несмотря на внешнюю «воинственность» реалистической концеп­ции Иеринга, она в определенных аспектах соединяет представления о праве различных теорий: органической, естественной, экономической, психологической.

Во-первых, реалистическая теория признает единство и из­менчивость права. С одной стороны, для нее не существует разделения права на право позитивное и естественное — право существует только в виде позитивного (положительного) права. С другой стороны, в праве

1 Иеринг Р. Борьба за право. СПб., 1904. С. 9. 174


нет ничего неизменного, вечного: это постоянно меняющееся явление, отражающее новые условия общественной жизни.

Во-вторых, представители реалистической школы видят непо­средственную связь права с государством. Государственная власть есть необходимое условие существования права. В отличие от теории есте­ственного права признается необходимость правотворческой деятель­ности государства как сознательного творца права. Видный русский юрист и политический деятель С. М. Муромцев писал, что право не бессознательный продукт народного духа, а продукт сознательной дея­тельности людей1.

В-третьих, реалистическая школа обосновывает воспринятое многими учениями о праве единство юридических прав и обязанностей субъектов правоотношений, без которого невозможно существование гражданского общества, нормальное взаимодействие его членов.

В-четвертых, в воззрениях реалистов содержится важней­ший элемент законности: отрицание произвола. Только государственная власть на основе установленных законов может применять прнуждете по отношению к человеку.

При всех достоинствах и недостатках реалистическая школа внес­ла свое понимание права, которое в ряде принципиальных положений не подверглось существенным изменениям и в более позднее время. Без­условно, прав Е. Трубецкой, который утверждал, что каждая норма права тождественна интересу, ее вызвавшему, что интерес составляет само содержание права. Но вследствие частых ошибок законодателей нормы права нередко не соответствуют тем интересам, которым они должны служить2. Такие случаи имеют место и в наше время, так что не нормы права следует, видимо, «обвинять» в том, что они неадекватно отражают интересы людей, а законодателя, создавшего такие нормы.

4. Социологическая школа права — одно из основных направле­ний правоведения XX века. В отличие от правового позитивизма, сво­дившего задачи юридической науки к формально-логическому изуче­нию действующего права, социологическая школа перемещает центр тяжести на изучение «живого права», то есть системы правоотношений, поведения людей в сфере права.

Основателем социологического направления в юриспруденции яв­ляется Э р л и х, книга которого «Социология права» (1911 г.) пред­ставляет собой систематическое изложение основных идей этого на­правления. В России социологическую школу представляли С. М. Му­ромцев и Г. Ф. Шершеневич. Видным ученым современной американ­ской социологической школы права считается Р. Паунд.

1 См.: Муромцев С. М. Образование права по учениям немецкой юриспруден­
ции. СПб., 1886. С. 28, 34.

2 См.: Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 22.


Разновидностью социологического направления является теори, солидаризма, которую представляет французский юрист Леон Д ю г j Он считает, что в обществе не должно быть ни права коллектива прика зывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личност] коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обя зательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

В трактовке Дюги социальная норма — это норма поведения прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она источ ник человеческого благополучия и стоит выше государства. Дюги пи шет: «Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды; воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуж дению только в том случае, если она проявляется в границах, начертан­ных нормой права». Правила социальной солидарности, подчеркивает Дюги, и составляют объективное право, которое не подчинено госу­дарству, но подчиняет себе государство1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 1388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.