Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры упражнений. Не вдаваясь в подробности анализа музыкаль­ного произведения, мы отметим только, что оно расчленяется на крупные и мелкие части: периоды




СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ

Не вдаваясь в подробности анализа музыкаль­ного произведения, мы отметим только, что оно расчленяется на крупные и мелкие части: периоды, предложения, фразы, мотивы, в пределах которых музыкальная мысль, мелодия приобретает ту или иную степень законченности.

Станиславский считает нужным так же делить пьесы и роли на куски. Он говорит: «Существуют большие, средние, малые, важные, второстепенные задачи, которые можно сливать между собой... В каждом куске заложена творческая задача. Зада­ча органически рождается из своего куска, или, наоборот, сама рождает его» (К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, М., «Искусство», 1954, стр. 156).

Очень важно замечание Константина Сергееви­ча о том, что деление пьесы и роли на куски — временная мера, что их следует к моменту творче­ства соединить. Мы наблюдаем то же и в исполне­нии музыкального произведения, которое звучит, несмотря на деление его на части, как единая музыкальная мысль.

Таким образом, синтаксическая организация музыкальной речи сродни, как выражается Стани­славский, «анатомированию пьесы».

Момент кульминации, наивысшего подъема в музыкальном произведении соответствует наибо­лее яркому моменту драматического произведения. В двигательном отношении раздел «Строение музыкальной речи» удобно иллюстрировать при помощи разнообразных фигурных заданий маршеобразного или танцевального характера с предва­рительным разбором музыкального отрывка и пере­дачей его структуры при помощи условных дугообразных движений рук. Длина дуги зависит от длины музыкальной фразы. Под дугой, в приме­рах, указывается количество тактов.

Очень полезно создание таких фигурных по­строений самими студентами. Это — задача твор­ческая, позволяющая судить о правильности пони­мания музыкальной фразировки и содержания данной музыки.

 

Упражнение 1-е

«Гимн Международного союза студентов» — музыка В. Мурадели. (Музыкальное приложение №1.)

Разобрав музыкальное строение песни, опреде­лить ее фразировку.

Мужественно, как марш (рис. 1).

4/4

2 4 4 1 1 2 1 1 2 1 1 2

Участники упражнения становятся в одну шеренгу, лицом к преподавателю, и рассчитывают­ся по порядку номеров. На вступление (2 такта) стоят на месте. Дальше каждый из участников, начиная с первого номера, последовательно идет четвертями вперед на одну музыкальную фразу, т. е. 1-й на первую фразу (4такта); 2-й на вторую фразу (4 такта); 3-й на третью фразу (1 такт) и т. д. Затем движение переходит опять к номеру первому, но теперь двигаются все последовательно в обратном направлении (т. е. делают шаги назад).

Желательно, чтобы в этом упражнении число участников не соответствовало числу музы­кальных фраз, чтобы каждому приходилось выпол­нять фразы разной длины. (При желании это упражнение можно сопровождать пением.)

Упражнение 2-е

«Марш советской молодежи» — музыка С. Тули­кова. (Музыкальное приложение № 2.)

Разобрав музыкальное строение песни, опреде­лить ее фразировку.

Энергично и жизнерадостно (рис. 2).

4/4

 

Рис. 2

Участники упражнения становятся в две шерен­ги друг за другом по 6 человек, лицом к препода­вателю. На вступлении (4 такта) стоят на месте. В продолжение следующих 4 тактов первая шеренга идет четвертями вперед (2 такта) и отсту­пает спиной, причем левый крайний поворачивает­ся на месте, а осталь­ные отступают назад (2 такта) (рис. 3).

Вторая шеренга идет четвертями вперед (2 такта) и отступает спиной, причем пра­вый крайний поворачи­вается на месте, а остальные отступают назад (2 такта).

Обе шеренги стоят лицом друг к Другу.

 

Рис. 3.

2 такта — левая ше­ренга идет вперед.

2 такта — правая ше­ренга идет вперед.

1 такт — левая шерен­га поворачивается лицом к преподавателю.

Рис. 4.

1 такт — правая ше­ренга поворачивается лицом к преподавателю.
Обе колонны стоят теперь в парах, образуя «ко­ридор».

2 такта — участники каждой пары обходят друг друга и возвращаются на свои места (рис. 4).

12 тактов — все шесть пар последовательно, на­чиная с последней пары, на каждые два такта идут по «коридору», каждая пара становится впереди своей колонны. Обе колонны непрерывно отсту­пают назад.

1 такт — левая колонна поворачивается спиной к преподавателю.

1 такт — правая колонна поворачивается спиной к преподавателю.

2 такта — левая и правая колонны одновре­менно возвращаются в исходное положение, и упражнение начинается сначала. (Упражнение можно при желании сопровождать пением участников.)

Упражнение 3-е (четное количество участ­ников).

«Рассвет над Москвой» — музыка Б. Мокроусова. (Музыкальное приложение № 3.)

Разобрав музыкальное строение песни, опреде­лить ее фразировку.

Умеренно (рис. 5).

3/4

Участники упражнения становятся в круг, через одного человека, спиной к центру круга. На всту­пление (8 тактов) стоят на месте.

4 такта — все, отступая спиной, образуют два круга — внешний и внутренний.

4 такта — возвращаются на свои места и пово­рачиваются попарно, лицом друг к другу.

Начинается по кругу цепь (chaine).

2 такта — каждый делает 6 шагов вперед, про­тягивая партнеру правую руку и проходя мимо него.

2 такта — продолжают это же движение (б ша­гов), протягивая друг другу левую руку.

4 такта — продолжая движение, делают полный оборот, держась за правые руки.

2 такта, 2 такта, 4 такта — движение повторя­ется полностью. К концу его все становятся в ис­ходное положение, и упражнение начинается сна­чала. (Упражнение можно при желании сопровож­дать пением участников.)

Упражнение 4-е (четное количество участ­ников)

«Нетрудные пьесы для фортепьяно» — муз. Д. Шостаковича. (Музыкальное приложение № 4.)

Разобрав музыкальное строение польки, опре­делить ее фразировку.

Оживленно (рис. 6).

               
   
 
       


2/4 4 4 1 1 2 4 4

Рис. 6.

Участники упражнения становятся парами по кругу, лицом друг к другу, держась за поднятые в стороны руки. На вступление (4 такта) стоят на месте.

4 такта — все пары исполняют галоп по кругу.

1 такт — отпуская руки, делают один пристав­ной шаг направо.

1 такт — делают один приставной шаг налево.

2 такта — делают полный поворот вокруг себя и снова берутся за руки.

 

4 такта — повторяется галоп по кругу.

4 такта — стоящие спиной к центру круга идут назад и берутся за руки, образуя малый внутрен­ний круг. Одновременно стоящие лицом к центру круга идут назад и образуют большой внешний круг.

При повторении музыки:

4 такта — оба круга двигаются галопом в пра­вую сторону.

1 такт — оба круга делают приставной шаг на­право.

1 такт — оба круга делают приставной шаг на­
лево.

2 такта — все делают полный поворот вокруг
себя.

4 такта — повторяют галоп в правую сторону.

4 такта — большой и малый круги возвращаются в исходное положение (общий круг парами).

В 4-м такте вступления, а также в 8-м и 16-м тактах на вторую долю такта все делают хлопок. При повторении музыки хлопки делают в 8-м такте на вторую долю, в 15-м — на обе четверти и в 16-м — на первую долю.

Упражнение 5-е (четное число участников)

Это пример музыки с затактовым построением. Отрывок из Скерцо № 1 Ф. Шуберта. (Музыкальное приложение № 5.)

Разобрав музыкальное строение скерцо, опреде­лить его фразировку. Умеренно (рис.7).

       
   
 
 


¾ 1 1 2 1 1 2 1 1 4

Рис. 7.

Участники упражнения построены в две шерен­ги, лицом друг к другу на расстоянии восьми шагов. У каждого в правой руке маленький мяч.

На затакт правая рука с мячом отводится назад.

1 такт — на первую долю такта участники пере­брасывают мячи друг другу. Ловят на вторую долю такта.

1 такт — повторяется то же движение.

2 такта — с отводом правой руки назад мячи перекатываются друг другу по полу.

Движения этих четырех тактов повторяются три раза.

На последние четыре такта, после первой пере­броски мячей друг другу, каждый из участников упражнения подбрасывает мяч высоко вверх и, поймав его, меняется (восьмыми) местами со сво­ей парой.

Это же упражнение можно выполнить, пост­роив участников в два круга, лицом друг к другу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.