КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примеры упражнений. Не вдаваясь в подробности анализа музыкального произведения, мы отметим только, что оно расчленяется на крупные и мелкие части: периоды
СТРОЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ Не вдаваясь в подробности анализа музыкального произведения, мы отметим только, что оно расчленяется на крупные и мелкие части: периоды, предложения, фразы, мотивы, в пределах которых музыкальная мысль, мелодия приобретает ту или иную степень законченности. Станиславский считает нужным так же делить пьесы и роли на куски. Он говорит: «Существуют большие, средние, малые, важные, второстепенные задачи, которые можно сливать между собой... В каждом куске заложена творческая задача. Задача органически рождается из своего куска, или, наоборот, сама рождает его» (К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, М., «Искусство», 1954, стр. 156). Очень важно замечание Константина Сергеевича о том, что деление пьесы и роли на куски — временная мера, что их следует к моменту творчества соединить. Мы наблюдаем то же и в исполнении музыкального произведения, которое звучит, несмотря на деление его на части, как единая музыкальная мысль. Таким образом, синтаксическая организация музыкальной речи сродни, как выражается Станиславский, «анатомированию пьесы». Момент кульминации, наивысшего подъема в музыкальном произведении соответствует наиболее яркому моменту драматического произведения. В двигательном отношении раздел «Строение музыкальной речи» удобно иллюстрировать при помощи разнообразных фигурных заданий маршеобразного или танцевального характера с предварительным разбором музыкального отрывка и передачей его структуры при помощи условных дугообразных движений рук. Длина дуги зависит от длины музыкальной фразы. Под дугой, в примерах, указывается количество тактов. Очень полезно создание таких фигурных построений самими студентами. Это — задача творческая, позволяющая судить о правильности понимания музыкальной фразировки и содержания данной музыки.
Упражнение 1-е «Гимн Международного союза студентов» — музыка В. Мурадели. (Музыкальное приложение №1.) Разобрав музыкальное строение песни, определить ее фразировку. Мужественно, как марш (рис. 1). 4/4 2 4 4 1 1 2 1 1 2 1 1 2 Участники упражнения становятся в одну шеренгу, лицом к преподавателю, и рассчитываются по порядку номеров. На вступление (2 такта) стоят на месте. Дальше каждый из участников, начиная с первого номера, последовательно идет четвертями вперед на одну музыкальную фразу, т. е. 1-й на первую фразу (4такта); 2-й на вторую фразу (4 такта); 3-й на третью фразу (1 такт) и т. д. Затем движение переходит опять к номеру первому, но теперь двигаются все последовательно в обратном направлении (т. е. делают шаги назад). Желательно, чтобы в этом упражнении число участников не соответствовало числу музыкальных фраз, чтобы каждому приходилось выполнять фразы разной длины. (При желании это упражнение можно сопровождать пением.) Упражнение 2-е «Марш советской молодежи» — музыка С. Туликова. (Музыкальное приложение № 2.) Разобрав музыкальное строение песни, определить ее фразировку. Энергично и жизнерадостно (рис. 2). 4/4
Рис. 2 Участники упражнения становятся в две шеренги друг за другом по 6 человек, лицом к преподавателю. На вступлении (4 такта) стоят на месте. В продолжение следующих 4 тактов первая шеренга идет четвертями вперед (2 такта) и отступает спиной, причем левый крайний поворачивается на месте, а остальные отступают назад (2 такта) (рис. 3). Вторая шеренга идет четвертями вперед (2 такта) и отступает спиной, причем правый крайний поворачивается на месте, а остальные отступают назад (2 такта). Обе шеренги стоят лицом друг к Другу.
Рис. 3. 2 такта — левая шеренга идет вперед. 2 такта — правая шеренга идет вперед. 1 такт — левая шеренга поворачивается лицом к преподавателю.
1 такт — правая шеренга поворачивается лицом к преподавателю. 2 такта — участники каждой пары обходят друг друга и возвращаются на свои места (рис. 4). 12 тактов — все шесть пар последовательно, начиная с последней пары, на каждые два такта идут по «коридору», каждая пара становится впереди своей колонны. Обе колонны непрерывно отступают назад. 1 такт — левая колонна поворачивается спиной к преподавателю. 1 такт — правая колонна поворачивается спиной к преподавателю. 2 такта — левая и правая колонны одновременно возвращаются в исходное положение, и упражнение начинается сначала. (Упражнение можно при желании сопровождать пением участников.) Упражнение 3-е (четное количество участников). «Рассвет над Москвой» — музыка Б. Мокроусова. (Музыкальное приложение № 3.) Разобрав музыкальное строение песни, определить ее фразировку. Умеренно (рис. 5). 3/4 Участники упражнения становятся в круг, через одного человека, спиной к центру круга. На вступление (8 тактов) стоят на месте. 4 такта — все, отступая спиной, образуют два круга — внешний и внутренний. 4 такта — возвращаются на свои места и поворачиваются попарно, лицом друг к другу. Начинается по кругу цепь (chaine). 2 такта — каждый делает 6 шагов вперед, протягивая партнеру правую руку и проходя мимо него. 2 такта — продолжают это же движение (б шагов), протягивая друг другу левую руку. 4 такта — продолжая движение, делают полный оборот, держась за правые руки. 2 такта, 2 такта, 4 такта — движение повторяется полностью. К концу его все становятся в исходное положение, и упражнение начинается сначала. (Упражнение можно при желании сопровождать пением участников.) Упражнение 4-е (четное количество участников) «Нетрудные пьесы для фортепьяно» — муз. Д. Шостаковича. (Музыкальное приложение № 4.) Разобрав музыкальное строение польки, определить ее фразировку. Оживленно (рис. 6). 2/4 4 4 1 1 2 4 4
Рис. 6. Участники упражнения становятся парами по кругу, лицом друг к другу, держась за поднятые в стороны руки. На вступление (4 такта) стоят на месте. 4 такта — все пары исполняют галоп по кругу. 1 такт — отпуская руки, делают один приставной шаг направо. 1 такт — делают один приставной шаг налево. 2 такта — делают полный поворот вокруг себя и снова берутся за руки.
4 такта — повторяется галоп по кругу. 4 такта — стоящие спиной к центру круга идут назад и берутся за руки, образуя малый внутренний круг. Одновременно стоящие лицом к центру круга идут назад и образуют большой внешний круг. При повторении музыки: 4 такта — оба круга двигаются галопом в правую сторону. 1 такт — оба круга делают приставной шаг направо. 1 такт — оба круга делают приставной шаг на 2 такта — все делают полный поворот вокруг 4 такта — повторяют галоп в правую сторону. 4 такта — большой и малый круги возвращаются в исходное положение (общий круг парами). В 4-м такте вступления, а также в 8-м и 16-м тактах на вторую долю такта все делают хлопок. При повторении музыки хлопки делают в 8-м такте на вторую долю, в 15-м — на обе четверти и в 16-м — на первую долю. Упражнение 5-е (четное число участников) Это пример музыки с затактовым построением. Отрывок из Скерцо № 1 Ф. Шуберта. (Музыкальное приложение № 5.) Разобрав музыкальное строение скерцо, определить его фразировку. Умеренно (рис.7). ¾ 1 1 2 1 1 2 1 1 4 Рис. 7. Участники упражнения построены в две шеренги, лицом друг к другу на расстоянии восьми шагов. У каждого в правой руке маленький мяч. На затакт правая рука с мячом отводится назад. 1 такт — на первую долю такта участники перебрасывают мячи друг другу. Ловят на вторую долю такта. 1 такт — повторяется то же движение. 2 такта — с отводом правой руки назад мячи перекатываются друг другу по полу. Движения этих четырех тактов повторяются три раза. На последние четыре такта, после первой переброски мячей друг другу, каждый из участников упражнения подбрасывает мяч высоко вверх и, поймав его, меняется (восьмыми) местами со своей парой.
Это же упражнение можно выполнить, построив участников в два круга, лицом друг к другу.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |