Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пояснения к руководству




1. Согласно китайским понятиям, появление вселенной из пустоты соответствует конечной реальности. Пустота — это все и ничто в бесконечном единстве. При появлении первых признаков разобщенности человек называет пустоту космосом (вселенной). Таким образом, космос является одновременно источником движения и покоя. (Отсутствие движения или покоя отнюдь не означает отсутствия пустоты — она извечна, но лишь с появлением движения или покоя начинает именоваться космосом.)

Покой и движение представляют два архетипа реальности, обозначенных как инь и ян. Инь и ян олицетворяют единство и борьбу всего сущего в мироздании. Таким образом, космос именуется матерью инь и ян.

Воплощение инь и ян в покое и движении олицетворяет фундаментальный принцип вечного и постоянного обновления вселенной, начиная с элементарных частиц и кончая звездными системами. Благодаря движению, энергия ци, составляющая материальную основу вселенной, способствует процессу распада; покой же, напротив, означает созидание и образование сгустков энергии.

2. Как малые, так и неизмеримо большие объекты подвластны проникновению ци. При сжатии ци происходит расширение объекта; при расширении субстанции ци повсеместно концентрируется. Таким образом, любое действие вызывает противодействие, любое сжатие — растяжение, и наоборот.

В самом названии «тай-цзи цюань» заложена вселенская концепция инь-ян, вечно изменяющаяся и применимая как к боевому искусству, так и к философскому осмыслению вселенских процессов. В первом случае принцип инь-ян справедлив по отношению к любому аспекту тай-цзи. На этом понятии строится оздоровительная система, статика и динамика, управление потоком внутренней энергии и внешние технические приемы, равно как и принятая в искусстве классификация, отделяющая «жесткое» от «мягкого».

Например, встретившись лицом к лицу с превосходящими силами противника, я провожу в жизнь принцип инь-ян, то есть становлюсь «мягким», что не обязательно означает отсутствие силы. Моя «мягкая» сила противостоит «жесткой», внешней силе противника. Когда такой соперник проводит мощный удар, я его не блокирую «лоб в лоб». Не меняя положения ног, я могу принять низкую стойку, переместив корпус назад, уходя от удара и одновременно воспринимая силу его инерции боковым движением руки. Этот принцип носит название «убегания» или «непротивления».

Сорвав атаку соперника, я, взаимодействуя своей рукой с его рукой и используя силу его инерции, принимаю выгодную для себя позицию; этот принцип называется «прилипанием».

3. Техника «прилипания» отражает гармонизацию аспектов инь и ян: если противник подвижен, я двигаюсь с соответствующей скоростью; когда он двигается вперед, я следую его инерции; если он толкает в сторону мою руку — я уступаю нажиму. Можно привести бесконечное множество примеров, но все они будут отражать единый принцип.

4. Для того чтобы на практике применять принципы «убегания» и «прилипания», необходимо «шевелить мозгами». Упорно тренируясь, мы развиваем искусство «понимания силы», или, попросту говоря, способности на адекватное и спонтанное противодействие силе соперника в соответствии с принципом гармонии инь-ян. Продолжая тренироваться, мы развиваем навыки техники «прилипания». Такие способности не являются врожденными; поэтому только самоотверженный труд способен сделать их нашей второй натурой.

5. В учебе и в бою голову следует держать прямо и воздерживаться от любых посторонних мыслей. Следует помнить о концентрации жизненной энергии в энергетическом поле дан тьян; это необходимо для поддержания постоянного равновесия и использования энергии в любой момент. Следует избегать резких отклонений вперед или в сторону. Стойка должна быть такой, чтобы противник не мог догадаться о том, что его соперник предпримет в следующую секунду.

6. Когда противник атакует слева, переместите вес тела слева направо, и атакующая сила будет израсходована впустую. Аналогично поступайте при атаке справа. Если оппонент, находящийся в низкой стойке, пытается вас приподнять или вывести из равновесия — не бойтесь выпрямиться и занять высокую стойку. Этим вы погасите атакующую силу. Если же вы поменялись ролями, опуститесь в еще более низкую стойку, нейтрализуя атаку соперника.

Когда на вас наступают, отступайте до тех пор, пока момент атакующей силы не будет исчерпан, и, опережая отступление противника, контратакуйте.

7. Следите за координацией всех движений и даже в состоянии полной расслабленности всегда будьте настороже. Чувствительность должна быть настолько обострена, чтобы прикосновение пушинки («пера») или полет мухи не оставались незамеченными.

В любом поединке очень важно предугадывать намерения противника и правильно оценивать ситуацию. Великие воины всегда побеждали потому, что знали своих противников, а те не подозревали, с кем имеют дело. В тай-цзи цюань одним из способов «познания» противника является умение «прилепиться» к нему и двигаться в соответствии с гармонией инь-ян. Когда соперник энергичен — мы уступаем; когда он отступает — продвигаемся вперед. Наши движения начинаются после его атаки, но опережают ее завершение. Это означает, что мы замечаем любое изменение ситуации и отвечаем адекватно, а по мере необходимости атакуем со скоростью, превосходящей возможные контрмеры соперника. Если противник неподвижен, мы сохраняем status quo; как только он начинает движение — мы двигаемся с опережением.

8. Многие другие боевые искусства принципиально отличаются от тай-цзи цюань. Победа в этих единоборствах является результатом преобладания силы над слабостью, скорости над медлительностью, большей мощи над меньшей. Таким образом, они следуют процессу естественного отбора (то есть природной эволюции), где мастерство не зависит от изобретательности и силы разума.

9. Тай-цзи цюань придерживается других принципов: противодействие более сильному сопернику за счет превосходства техники и с минимальными энергетическими затратами свидетельствует о высочайшем уровне мастерства, не зависящего от наличия грубой силы. Способность старика справиться с молодыми и, соответственно, более подвижными соперниками подтверждает вывод о том, что скорость, наряду с физической силой, не является фактором, определяющим победителя.

10. Какие же факторы решают судьбу поединка? Не будет преувеличением сказать, что это — хорошее равновесие и способность к контратаке, доведенная до автоматизма. Стойка должна быть сбалансированной, а тело — подвижным, подобным вращающемуся колесу. Например, если противник толкает меня в правый бок, я не оказываю прямого сопротивления, но разворачиваю корпус по часовой стрелке, осуществляя принцип «непротивления». Однако такое возможно лишь при условии поддержания надежного равновесия. Если это не так и центр тяжести смещен, наши движения становятся неуклюжими. То же самое происходит, когда мы используем массу против массы противника и силу против его силы.

11. Немало людей, практиковавших тай-цзи цюань в течение многих лет, не способны нейтрализовать силу противника. Скорее всего они раз за разом будут терпеть поражение, поскольку не смогли преодолеть слабость «двойной тяжести», то есть использования силы против силы.

12. Для преодоления этой слабости следует различать «жесткое» и «мягкое». Когда оппонент «жестко» и мощно атакует, мы должны быть «мягкими», то есть уступить. Если противник «мягок» в момент отступления или по завершении атакующего маневра, мы должны проявить «жесткость», то есть контратаковать, пока он не «пришел в себя». Принципы «непротивления» и «прилипания» гармонично переплетаются, поэтому никогда не нарушайте это единство. «Прилипая» к противнику, мы одновременно уступаем ему; уступая — «прилипаем».

Вышеизложенное подтверждает неизменность концепции инь-ян. В системе тай-цзи цюань инь неразделима с ян, и наоборот.

Например, если мы хотим получить максимальный оздоровительный эффект (инь) от занятий тай-цзи, не следует относиться с небрежением к боевому аспекту (ян), так как многие составляющие здоровья, такие как физическая активность, эмоциональная уравновешенность и свежесть мысли, напрямую зависят от приобретенных на тренировках боевых навыков. Аналогичная картина наблюдается, когда человек нацелен исключительно на боевой аспект искусства. Если он хочет стать настоящим мастером, то должен следить за своим здоровьем и уметь лечить возможные заболевания и травмы.

Гармонизация инь и ян является непременным условием обретения способности к спонтанной контратаке, без которой любой поединок может завершиться поражением. Предположим, противник атакует спереди, что символизирует ян. Если ему ответить таким же маневром, то есть встречая его с такой же силой (ян), произойдет наложение ян на ян, силы на силу, что с позиции учения тай-цзи является стратегической ошибкой. Или же при отступлении после неудавшейся атаки действия противника соответствуют началу инь. В данном случае, отступая, мы совершим ошибку, поскольку в этой ситуации наличествуют два аспекта инь. Искусство тай-цзи цюань обеспечивает победу лишь при гармоничном взаимодействии двух начал, инь и ян. После того как ученик научится применять этот принцип на практике, ничто не остановит его продвижение вперед на пути к обретению истинного мастерства.

13. Контактируя с руками противника, важно определить нужный момент атаки или отступления при правильном выборе дистанции. Например, если, уходя от удара, вы неверно выбрали дистанцию, то кулак противника найдет свою цель. Точно так же, не рассчитанный с точки зрения расстояния удар сделает вашу собственную атаку неэффективной. Именно поэтому мастер придает такое значение «долям сантиметра».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.