Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отношение к смерти




Смерть. Мистерия Осириса

Первоначально у египтян загробный мир помещался на небе и был связан с Западом. Мы знаем, как важно им было сохранить покойника посредством мумификации, а также множества предметов и процедур, а именно: гробниц с ложным входом, статуй и статуэток двойника (Ка), в которых укрывался дух, вдыхания духа в голову человека путем церемонии одушевления или «открывания рта», жертвоприношений в виде пищи и вещей, статуэток рабов и солдат... Многочисленные проклятия удаляли осквернителей могил. Прохожих призывали приносить в подкрепление умершим жертвы – реальные или символические. В могилы клали заклинания, чтобы обеспечить легкий путь на тот свет. Первые заклинания – Тексты пирамид – представляют собой около 760 надписей, обнаруженных в древних царских гробницах, начиная с Уны, последнего фараона V династии (XXIV в. до н.э.). Тексты пирамид дают нам возможность присутствовать при обрядах погребения царя и его восхождения на небеса. Согласно богословию храма Ра в Гелиополе, бог Солнца принимает царя в вечности. Царь бессмертен, поскольку божественен; в облике птицы, скарабея или саранчи он улетает в Поля Даров (или «Поля Рая» Иару). Чтобы переправиться на другой берег озера, ему нужно очиститься. Чтобы перейти на другой уровень, следовало ответить магической формулой на вопросы, составлявшие обряд инициации (посвящения). Царь не встречается с Осирисом -судьей, ибо он приравнивается к Осирису и, в конце концов, садится на небесном троне по примеру бога Солнца править своим народом в вечности.

Начиная с VI династии, политическая децентрализация и появление местных властителей сделали большие усыпальницы доступными для знати и богачей. В их надписях встречаются те же темы, которые в Текстах пирамид относились к смерти фараона, но в упрощенной форме.

Тексты саркофагов времен IХ–ХIII династии (с 2200–1700 в. до Р.Х.) написаны на внутренней стороне деревянных саркофагов. Центральное место в них занимают Осирис и суд над мертвыми.

Третью фазу развития погребальной литературы представляет текст, обычно называемый Книгой мертвых. Эту книгу клали в могилу, начиная с XVIII династии (XVI в. до н.э.) и вплоть до римских времен. В ней покойник снабжался заклинаниями для загробного путешествия и суда. Эти заклинания извлечены из текстов саркофагов, но с некоторыми переделками. Их магическое назначение теперь ясно: умилостивить богов и оправдаться на суде Осириса.

Но политический кризис и гражданская война, сотрясавшие Египет в третьем тысячелетии до Р. Х., не гарантировали безопасности гробниц: могилы будут разграблены, невинные пострадают. Все ненадежно: сам человек, загробный мир, боги, фараон. Пророческие сочинения, например Речение Ипуера, представляют нам мудрого старца, проклинающего лживость и жестокость царя и всего его царствования. Поучение царевичу Мерикара оплакивает превратность бытия. Появляются произведения с общим названием «Песнь арфиста». Известно пятнадцать текстов. Они показывают непостоянность бытия, но выражали различные настроения по отношению к жизни. Приведем несколько примеров.

А что с их гробницами?

Стены обрушились,

Не сохранилось даже место, где они стояли,

Словно никогда их и не было.

Никто еще не приходил оттуда,

Чтоб рассказать, что там,

Чтоб поведать, что им нужно,

И наши сердца успокоить,

Пока мы сами не достигнем места,

Куда они удалились.

Следуй желаниям сердца,

Пока ты существуешь.

Надуши свою голову миррой,

Облачись в лучшие ткани,

Умасти себя чудеснейшими благовониями

Из жертв богов.

Умножай свое богатство.

Не давай обессилеть сердцу,

Следуй своим желаниям себе на благо,

Совершай свои дела на земле

По велению своего сердца,

Пока к тебе не придет тот день оплакивания.

Причитанья никого не спасают от могилы.

А поэтому празднуй прекрасный день

И не изнуряй себя.

Видишь, никто не взял с собой своего достояния.

Видишь, никто из умерших не вернулся обратно.

 

 

В то же время находим стремление уйти в мир иной:

Кому мне открыться сегодня?

Зло наводнило землю.

Нет ему ни конца, ни края.

Мне смерть представляется ныне

Исцеленьем больного,

Исходом из плена страданья.

Мне смерть представляется ныне

Благовонною миррой,

Сидением в тени паруса, полного ветром.

Мне смерть представляется ныне

Лотоса благоуханьем,

Безмятежностью на берегу опьянения.

Мне смерть представляется ныне

Торной дорогой,

Возвращением домой из похода.

Мне смерть представляется ныне

Небес прояснением,

Постижением истины скрытой,

Мне смерть представляется ныне

Домом родным

После долгих лет заточенья.

 

В сознании египтян древнего царства начинает проникать мысль о том, что после смерти душу ждет высший суд, что посмертная судьба человека зависит от его поступков при жизни. Это было величайшим религиозным откровением, которое обрел египетский народ. В этом он опередил всех: и вавилонян, и греков, и евреев.

В эпоху VI династии (ок. 2400 г.) впервые встречаются тексты, где говорится о суде над душой. Этот суд – событие нравственного порядка.

Только тот достигает блаженства в Стране Заката, кто по совести может сказать о себе:

Я не чинил зла людям.

Я не нанёс ущерба скоту.

Я не совершил греха

в месте Истины...

Я не творил дурного...

Я не кощунствовал...

Я не поднимал руку на слабого.

Я не делал мерзкого перед богами...

Я не был причиной недуга.

Я не был причиной слёз.

Я не убивал. Я не приказывал убивать.

Я никому не причинял страданий.

Я не истощал припасы в храмах.

Я не портил хлебы богов.

Я не присваивал хлебы умерших.

Я не сквернословил...

Я не отнимал молока от уст детей...

Я не ловил в силки птицу богов.

Я не ловил рыбу в прудах их.

Я не останавливал воду в пору её.

Я не преграждал путь бегущей воде.

Я не гасил жертвенного огня в час его...

Я не чинил препятствий богу в его выходе.

Я чист, я чист, я чист!

Постепенно заупокойные обряды теряют свою былую пышность, и многочисленные церемонии заменяются молитвами, начертанными на папирусе, который кладут в гроб. На свитках этой Книги Мертвых мы видим и изображения загробного суда, где бог мудрости Тот взвешивает деяния человека на весах.

В повести о крестьянине, написанной в эпоху Среднего царства, обиженный земледелец обращается к вельможе с такими словами: «Твоя рука насильничает, а сердце жадно. Кротость проходит мимо тебя... Берегись и думай, что наступает вечность... Разве обманывают весы? Разве Тот бывает милостив к злодеям?».

В другом тексте этого времени читаем обращение к самому царю, где говорится о том, что не пышные гробницы, а добрые дела будут оценены высшим судом. «Украшай свой дворец Запада, улучшай свою гробницу в некрополе справедливостью, деянием правды. Сердца людей укрепляются этим. Приемлется богом деяние праведника более, чем телец грешника». Это уже явное предвосхищение библейских пророков!

Человек, отчаявшийся от зла этого мира, доказывает своей душе необходимость самоубийства, а та наставляет его жить и радоваться жизни. Душа – залог будущей жизни – обещает человеку не покидать его, но тот свет не кажется привлекательней нынешнего несовершенного существования. Горькие жалобы на растущий социальный хаос – дети восстают на отцов, подданные на царей – становятся литературным штампом эпохи, который сохранится на века.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.