Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформа Эхнатона




В XIV в. до н.э., после изгнания гиксосов, последовавших затем завоеваний на Востоке и дипломатических побед, молодой фараон Аменхотеп IV предпринял радикальную политическую и религиозную реформу. Он сделал главным божеством египетского пантеона Атона – солнечный диск, изменил свое собственное имя «Амон доволен» (Аменхотеп) на «Угодный Атону» (Эхнатон), перенес столицу Фивы в построенный им город Ахетатон (ныне Тель-эль-Амарна) и приказал из всех надписей убрать имя Амона и других богов. Эту реформу называли монотеистической. Новые храмы Атона не имели кровли. На смену звероподобным изображениям богов и пришло изображение Атона в виде солнечного диска с лучами, каждый из которых оканчивался ладонью. Сам царь занял место божественного посредника между людьми и Атоном – единственным источником всякой жизни. Богословие реформы дошло до нас в гимнах, сочиненных самим фараоном. Вот один из них:

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, жизнетворец!

На небосклоне вечном блистая,

Несчетные земли озаряешь своей красотой,

Над всеми краями,

Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко,

Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,

Ты их отдаешь во владение любимому сыну.

Ты вдалеке, но лучи твои здесь, на земле,

На лицах людей твой свет, но твое приближенье скрыто.

Когда исчезаешь, покинув западный небосклон,

Кромешною тьмою, как смертью, обята земля.

Очи не видят очей.

В опочивальнях спят, с головою закутавшись, люди,

Из-под их изголовья добро укради – и того не заметят!

Рыщут голодные львы,

Ядовитые ползают змеи,

Тьмой вместо света повита немая земля,

Ибо создатель ее покоится за горизонтом.

Только с восходом твоим вновь расцветает она.

Тела освежив омовеньем, одежды надев

И воздев молитвенно руки,

Люди восход славословят.

Верхний и Нижний Египет берутся за труд.

Пастбищам рады стада,

Зеленеют деревья и травы.

Птицы из гнезд вылетают,

Взмахом крыл явленье твое прославляя.

Скачут, резвятся четвероногие твари земные...

Корабельщики правят на север, плывут на юг.

Любые пути вольно выбирать им в сиянье денницы.

Перед лицом твоим рыба играет в реке.

Пронизал ты лучами пучину морскую.

Жизнью обязан тебе зарожденный в женщине плод,

В жилы вливаешь ты кровь.

Животворишь в материнской утробе младенца.

Во чреве лежащего ты насыщаешь его.

Даром дыханья ты наделяешь творенья свои...

Даже птенцу в скорлупе дыханье даруешь,

Коль скоро ты лепку его завершишь,

Скорлупу он, окрепнув, расколет

И, лапками переступая,

Поспешит объявить о своем появленье на свет.

Нет числа разноликим созданьям твоим.

Многообразье их скрыто от глаз человека.

Ты – единый творец, равного нет божества!

В единстве своем нераздельно ты сотворил...

Все, что ступает ногами по тверди земной,

Все, что на крыльях парит в поднебесье.

В Палестине и Сирии, в Нубии золотоносной, в Египте

Тобой предназначено каждому смертному место его.

Ты утоляешь нужды людей, каждому – пища своя, каждого дни сочтены.

Их наречия различны, своеобразны обличия, и нравы и стать,

Цветом кожи не схожи они,

Ибо ты отличаешь страну от страны и народ от народа.

Каждое око глядит на тебя,

Горний Атон, с вышины озаряющий землю.

Но познал тебя и постиг

В целом свете один Эхнатон, твой возлюбленный сын,

В свой божественный замысел ты посвящаешь его,

Открываешь ему свою мощь...

Все для царя расцветает,

Так ведется со дня мирозданья,

Когда землю ты сотворил и возвеличил ее

Во имя любимого сына, плоти от плоти твоей.

После смерти Эхнатона, вероятно, недолгое время царствовала его жена Нефертити под именем Сменкхара, но могущественные жрецы Амона взяли под опеку их сына Эхнатона – Тутанхатона, обратили его к культу Амона, и все очень быстро вернулось в прежнее русло. Даже имя Тутанхатон было заменено на Тутанхама. После конца этой, восемнадцатой, династии культ Атона считался страшной ересью.

Монотеистическая реформа не учитывала потребности простых людей и настроений жречества Египта. Египетская традиция содержала в себе монотеизм, при этом жречество шло по пути удовлетворения примитивных языческо-оккультных требований народа, т. к. это всегда проще и выгоднее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.