Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Греческие мистерии




Место человека в мире

Прежде всего человек видел в богах существа сильнее себя, существа, от которых он зависел. Он боялся их, боялся их гнева, их часто незаслуженной кары, их мести и преследований. Только в исключительных случаях он полагался на них как Одиссей, Гектор, Телемак. Он не искал у них внутреннего просвещения, решения темных вопросов, он не стремился подражать им как нравственным образцам, потому что они не были такими образцами, он не старался быть благочестивым во внутреннем смысле этого слова, в смысле святости и совершенства. Он только хотел отвлечь от себя их тяжелую руку и вымолить помощь в житейских трудностях, выпросить у них счастье в жизни, богатство, здоровье и славу. Чувствуя над собою власть и влияние богов человек старался проникнуть в их планы и pешения; веря в благожелательность к себе некоторых из них он старался уловить и понять те знаки, приметы, которыми боги предостерегали своих усердных служителей; но и намерения враждебных сил он мог узнать, а иногда и локализовать, прибегая к особым обрядам.

Из этого воззрения на богов естественно вытекали основные элементы греческого культа: и обращение к богу с просьбой -молитв а, подкрепление этой просьбы даром – жертва и стремление узнать волю богов и повлиять на нее – гадания, магия.

Молитвы почти всегда имели содержанием просьбу и в редких случаях обращались в благодарность или прославление. Обычная их форма часто встречается у Гомера. Вот образец:

Бог сребролукий, внемли мне, о ты, обходящий дозором

Хризу и Киллу священную, царь Тенедоса могучи,

В Сминфе прославлевный! Если когда-либо храм тебе милый,

Я украшал или в жертву сжигал тебе тучные бедра

Коз и быков – то исполни мольбу мою эту в награду:

Слезы мои пусть данайцы твоими искупят стрелами.

Утром греки молились, воссылая молитву солнцу, за обедом произносили молитву, совершая возлияние; перед началом общественных собраний тоже произносились особые молитвы.

В более важных случаях жизни совершались жертвоприношения. Они состояли из овощей, фруктов цветов благовоний, печений, пирогов, хлебов и различных животных. Обычными жертвенными животными были свиньи, овцы и быки, но кроме них Артемиде приносили диких зверей, Гекате – собак, Потокам – коней. Животные должны были быть красивыми и без физических недостатков. Жертва обычно частично предавалась огню, а остальное съедали жрецы и жертвователи. Только подземным богам жертвовалось все животное целиком.

Изложив движение духовной культуры Греции довольно схематично, рассмотрим его теперь в тех исторических проявлениях, в которых она реально совершалась и начнем с мистерий и оргий.

Светлой, блаженной сфере богов-олимпийцев греческое сознание противополагало мрачный Эреб – Аид – Тартар, которого боятся сами боги. Это – туманное, печальное место, где медленно струят свои воды страшные подземные реки, и с плачем скитаются бледные тени умерших. Когда умирает человек, то вместе с телом умирает и все существенное в нем и в Аид отходить только призрак слабая тень жившего на земле человека. Жизнь этих теней подобна сну; они лишены даже разумного сознания и приходят в память, только напившись крови (ведь кровь, по воззрениям многих народов – есть жизненная субстанция и даже сама живая душа: отсюда такая важная роль крови в обрядах всех народов в мистериях и таинствах).

В греческой литературе есть прямые данные, что Аид был и местом суда над умершими.

Но рядом с мрачным представлением о загробной жизни у греков была идее блаженных Елисейских полей, где наслаждаются избранные богами герои; эллинское сознание оставило выход из полного отчаяния перед лицом неизбежной смерти. Правда, этот выход – для очень и очень немногих. мистерии этот выход расширили дав шанс радостного загробного существования каждому посвященному.

Мы уже говорили о тех причинах, которые должны были создать это подводное течение. Человекообразные безмятежные и равнодушные боги не удовлетворяли грека.

Это можно видеть уже у Гомера. Более поздний поэт Гесиод не менее мрачно представляет себе человеческую жизнь. Счастливое время было, по его мнению, когда-то далеко позади:

Век золотой для людей, свободно владеющих словом,

Дали бессмертные боги еще при Кроносе владыке.

Люди, как боги, жили тогда беспечальные духом

Горя не зная, ни тяжкой работы, ни старости горькой –

Тихо они умирали, как будто бы сну отдаваясь.

Чуждые всякого яда, на пирах веселились все вместе;

Всякими благами мира они обладали без меры,

Поле, не требуя сил, несло им плоды в изобилии,

А по лугам благовонным стада без присмотра ходили.

Теперь все не то; после века золотого наступил серебряный, потом медный и, наконец, железный.

О, зачем принужден я жить в это тяжкое время! - восклицает поэт.

Труд и печали ни днем ни в ночи не дают мне покоя.

В VI век Феогнис и Солон совпали в провозглашении, что «нет счастья на земле, несчастны все, живущие под солнцем».

Наконец, наиболее сильным выражением того же явилась греческая трагедия.

Греческий гений искал выхода из такого положения вещей. Таким выходом были, с одной стороны, новые культы и мистерии, с другой – философия.

Главными божествами мистерий были Деметра, Персефона и Дионис (Загрей, Якх). Главными моментами культа этих богов были:

1) изображение их страданий, смерти и возрождения,

2) приобщение верующих к их страданиям в аскетических упражнениях, соединение с божеством в мистерии,

3) радость и торжества по поводу возрождения божества.

Сообразно с этим складывалось мировоззрение участников тайных культов:

1) признание круговорота всех вещей и миров: как солнце восходит и умирает, как опадают и вновь появляются листья, как отцветают и вновь зацветают луга, так истощаются и умирают великиие боги, чтобы возродиться вновь с юношеским блеском, так умирают люди, чтобы жить опять;

2) но человек весь в грехе от рождения, и чтобы жить вечно, он должен очиститься милостью богов и приобщиться к их вечной жизни.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.