Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Буддийская онтология и антропология




Учение будды

Проповедь Будды не теория, но практика. Поэтому мы напрасно стали бы искать систематическую космогонию и теогонию в его учении. Будда не видит нужды в метафизике. Вот 10 вопросов, которые Гаутама считал бесполезными.

1. Вечен ли мир?

2. или он не вечен?

3. Конечен ли мир?

4. Или мир бесконечен?

5. Тождественна ли душа с телом?

6. Или они отличны?

7. Бессмертен ли познавший истину?

8. Или он смертен?

9. Будет ли познавший истину одновременно бессмертен и смертен?

10. Будет ли он одновременно и не бессмертен и не смертен?

Когда однажды ученики настоятельно просили Будду обяснить им, откуда произошел мир, он уклонился от ответа и рассказал такую притчу: «Представьте человека, раненного стрелою в грудь. Пока врач пытается извлечь стрелу из груди раненого, неужели тот будет расспрашивать его, из какого дерева выточена стрела, какого она цвета, и из чего сделано ее острие? Ведь время уходит и приближается смерть. Так и люди должны торопиться совершать дело своего спасения, потому что они все насмерть ранены страданием».

В другой раз, когда Будда пребывал в лесу близ Козамбы, он взял в руки несколько листьев и спросил учеников:

– Как вы полагаете, где больше листьев, в моей ли руке, или во всем этом лесу?

И ученики ответили, что в руке учителя совсем немного листьев и что в лесу их бесконечно больше.

– Точно так же, – сказал Будда, – то, что я познал и не возвестил вам, больше того, что я познал и возвестил вам, потому что это вам совершенно бесполезно, потому что это не нужно для святой жизни.

 

Буддизм – это духовная традиция теории и практики, краеугольным камнем которой является сумма истин, открытых и сформулированных Буддой в своей первой проповеди, А именно:

Существует страдание.

Имеются причины страдания.

Можно прекратить страдание.

Существует путь к прекращению страданий.

Первая «истина» – «существует страдание». Его непременно испытывает любое живое существо, поэтому всякая жизнь – страдание. Рождение есть страдание, расстройство здоровья – страдание, болезнь – страдание, смерть – страдание. Соприкосновение с неприятным – страдание. Разлука с приятным – страдание. Необладание желанным также ведет к страданию. Миром правит безличный закон. Однако, исходя из этого закона, установить первопричину любого явления или действия невозможно. Поэтому буддизм рассматривает и принимает существующий мир таким, каков он есть. И этот закон не может быть изменен.

В то же время буддизм утверждает, что основу всех вещей и явлений, как материальных, так и духовных, составляют некие элементы (дхармы). По своей природе дхармы пассивны и возбуждаются определенным видом энергии, источником которой являются осознанные волевые действия, мысли и слова человека. Возбужденные дхармы становятся носителями психических, физических, химических, биологических и других качеств и находятся в постоянном движении и изменении. Успокоенная дхарма теряет свои качественные отличия и исчезает, как угасающее пламя свечи. Буддизм учит, что объективная реальность – это лишь бесконечный поток вечно изменяющихся дхарм, а посему мир земной представляет собой случайную игру возбужденных дхарм, и, следовательно, он иллюзорен, неустойчив, изменчив. Природа также находится в постоянном процессе изменений, как и сам человек. Возбужденные дхармы образуют пять форм существования – скандх, благодаря которым проявляется привязанность к земному: тело, чувства, восприятия и ощущения, импульсы, акты сознания. В общей сложности эти пять форм и создают то, что называется человеком. Характеристика скандх зависит от деяний человека. Хорошая либо плохая деятельность человека в прошлом определяет вид его рождения (его тело), его социальный статус, психологию и сознание. Эта деятельность образует психические и физические совокупности в его новой жизни в соответствии со всей природой. Иначе говоря, положительные или отрицательные деяния человека, его мысли в данной и предшествовавшей жизни определяют лучшее или худшее новое перерождение. Находясь в зависимости от психических и физических совокупностей, человек приобретает шесть чувств познания (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сознание), благодаря которым он вступает в контакт с объектами чувства. Это порождает у него новые чувства и ощущения, которые вызывают желание, а желание приводит к привязанности. Привязанность проходит через весь жизненный процесс и не прекращается со смертью существа, ожидающего нового возрождения. Таким образом, человек опять начинает новую жизнь: вновь рождается, стареет, умирает, испытав все виды горя, страдания, тревоги, отчаяния. Он постоянно движется в кругу рождения и смерти, и это продолжается до тех пор, пока человек находится в оковах невежества.

Все, что человек может осмыслить, понять или оценить, попадает в сферу пяти скандх, из которых складывается его индивидуальность. Винить же за свои страдания некого: виноват ты сам; поэтому смиренно сноси все мучения и старайся избежать их в будущем. Пять скандх, в свою очередь, порождают пять следствий: деятельность, невежество, страсть, желания и карму (буквально – воздаяние), которые после гибели старого физического тела являются причиной пяти будущих следствий: нового тела, чувств, восприятий и ощущений, импульсов, сознания. Этот бесконечный процесс перевоплощений называется «колесом жизни», или сансарой. Вращаясь вечно в этом колесе, человек обречен на физические и душевные страдания, на страдания от сознания непостоянства счастья и благополучия, на страдания, вызванные вспышками и исчезновением дхарм как трансцендентальных, или иллюзорных, фаз существования. Последний момент человеком не осознается, находится вне пределов его сознания, но очень важен для понимания категории страдания. Благодаря своим шести чувствам познания, человек вступает в контакты с внешней средой, которая оказывает воздействие на пять его скандх, возбуждая их, и тем самым еще более привязывает человека к «колесу жизни», следовательно, увеличивает его страдания. Таким образом, согласно буддизму, момент страдания познается не только на чувственном опыте, но и заложен в самом процессе жизни. Поэтому бытие определяется тремя качествами: непостоянством, страданием, неотделимостью «я» от других форм жизни.

Вторая «истина» – «имеются причины страдания». Человек, пользуясь материальными вещами и духовными ценностями, рассматривает их как реальные, постоянные, поэтому он желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь от других. Подобные желания ведут к продолжению жизненного процесса, создавая непрерывную цепь борьбы за существование. Однако эти желания, согласно буддизму, стимулированы невежеством и приводят к волевому действию, которое образует карму. Этот процесс может протекать в пассивной и активной форме. Активная сторона существования возможна тогда, когда дхармы возбуждаются, приводят к кармическому эффекту. Последний порождается сознанием. Следовательно, там, где нет сознания, нет и кармы, поэтому непроизвольные действия не влияют на карму. Согласно закону зависимого начала, процесс кармы также бесконечен: «каждое живое существо имеет свою карму, она его собственность, его наследство, его причина, его родственник, его убежище. Именно карма приводит живые существа в низкие или высокие состояния»1. Так как волевые действия мотивируются желанием, то именно желания в первую очередь определяют качество кармы и тем самым постоянно возобновляют и поддерживают процесс перевоплощений.

Карма – скорее философская, чем физическая категория. Она не ограничена временем и пространством и относится только к этической сфере, являясь результатом потока сознания. Карма может быть космической, национальной, родовой, семейной, индивидуальной. Ее можно назвать законом воздаяния или законом этической причинности, согласно которому каждый пожинает то, что посеял в прошлом. Так человек, воздерживаясь от плохих поступков или, наоборот, совершая их, создает себе хорошую или плохую карму в будущем. Но даже добрые дела и намерения не спасают его от перевоплощений и, следовательно, от страданий, так как добро также является результатом его желаний. Итак, любому живущему уготованы неизбежные страдания, и никто не в силах избежать их.

Третья «истина» «можно прекратить страдание». Полное искоренение и добрых, и дурных желаний соответствует состоянию нирваны, когда человек выключается из процесса возрождения. Нирвана – конечная цель существования. Разные школы и направления буддизма по-разному понимают это состояние, в зависимости от того, как они толкуют природу дхарм. Так называемая школа старой мудрости, или тхеравада, считает, что успокоенные дхармы находятся вне жизненного процесса, за «колесом жизни». Эти дхармы непостижимы, их невозможно описать или рассказать о них. Поэтому при характеристике нирваны тхеравадины прибегают к негативным терминам: нерожденная, не имеющая происхождения, не имеющая структуры, нетленная, неумирающая, свободная от болезней, горя и нечистот. Школа мадхьямиков считает дхармы порождением больного сознания непросветленного человека. А раз дхармы – только плод воображения, то единственная реальность – это пустота, и нет никакой разницы между существующим миром и нирваной. Эту истину всякий просветленный осознает внутри себя, и она является для него единственной реальностью, или нирваной, а все остальное – лишь иллюзия. Некоторые северные школы буддизма учат, что видимый мир – только продукт сознания, которое отождествляется с абсолютом, и нирвана, по их представлениям, достигается путем аккумулирования чистого сознания с помощью духовных практик и так называемой медитации – размышления, созерцания. Но как бы ни были различны толкования нирваны, все школы буддизма считают, что нирвана – не самоуничтожение, а состояние освобождения от своего «я», полное угасание эмоциональной активности человека.

Четвертая «истина» утверждает, что «существует путь к прекращению страдания». Это так называемый «благородный восьмеричный путь», состоящий из

правильного понимания,

правильного намерения,

правильной речи,

правильного поведения,

правильной жизни,

правильного усилия,

правильного отношения,

правильного сосредоточения.

Вполне корректным было бы употребление в данной ситуации слова «праведный», но мы не делаем этого лишь в силу его устойчивой ассоциации с христианской терминологией. Человек, следующий этим путем, становится тем самым на «путь Будды».

Предлагаемый буддизмом путь постижения истины называется «срединным путем». Такое определение имеет свое объяснение: этот путь действительно лежит посередине между крайностями ведийской традиции с ее культами, обрядами и жертвоприношениями, с одной стороны, и деланием аскетов – отшельников древней Индии, истязавших в поисках истины свою плоть, с другой стороны. Будда уже в юности понял, что такие категории, как добро и зло, любовь и ненависть, совесть и непорядочность, теряют свою конкретность и становятся относительными. Путь, избранный Буддой, пролегает между добром и злом, отсюда его название – «срединный».

Человек, пожелавший следовать по этому пути, должен уверовать, осмысленно или слепо, в то, что существует непрерывный процесс перевоплощений, управляемый законом кармы; что для него единственные убежища в этой жизни – это Будда, его учение (дхарма) и буддийская община (сангха); что неукоснительное соблюдение всех предписанных буддизмом правил этического поведения и созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий.

Для достижения внутреннего спокойствия и обуздания мысли служит практика медитации: упражнения йогов, созерцание различных религиозных объектов (их насчитывалось до 40), размышления на заданные темы (например, о Будде, о смерти и др.), ритмичное и спокойное дыхание, разные стадии транса и экстаза, культивирование дружелюбия, сострадания, симпатии ко всем живым существам. Практика медитации и соблюдение норм морали, согласно буддийским канонам, позволяют сосредоточить внимание на размышлении о сущности бытия. Из этого состояния идущий по «срединному пути» может перейти на путь начала просветления, постигнуть мудрость (праджня). Однако мудрость достигается не с помощью анализа и наблюдений, а благодаря интуиции и духовному прозрению, внезапному осознанию истины. Случайно услышанное слово, интуитивное чувство растворения, исчезновения своего «я», случайно подмеченное явление – все эти моменты могут оказаться толчком к «прозрению». Но внезапное «прозрение» – это лишь первый шаг к нирване. В буддизме упоминаются четыре стадии «просветления»: первая – вхождение в поток, ведущий к нирване; вторая – последнее возвращение а этот мир перед достижением нирваны; третья – невозвращение в этот мир; четвертая – достижение нирваны после смерти. Различные стадии просветления, которого добивается человек благодаря самосозерцанию и полной отрешенности от внешнего мира, преследуют конечную цель – угасание всех чувств человека, воображаемый уход из «мира страданий» и являются последним этапом на пути к нирване.

Что же такое нирвана? Чистое ли она уничтожение или какой-нибудь особый род существования?

Нирвана значит угасание, и большинство текстов рисует ее, как небытие, или вернее, описывает ее в отрицательных терминах, как уничтожение страстей, уничтожение желаний, движений, даже познания. Но значит ли это, что нирвана – небытие? Как мы знаем, Будда упорно уклонялся от ответа на вопрос о посмертном существовании. На вопрос о посмертном существовании Будды монахиня Кхема ответила таким образом: «Сущность совершенного не может быть определена в категориях этого мира. Она глубока и бездонна, как великий океан. Нельзя сказать, что Совершенный существует после смерти, но также нельзя сказать, что он не существует».

В другом диалоге энергично опровергается как еретическое мнение некоего Ямаки о том, «что монах, освобожденный от грехов, когда распадается его тело, подлежит уничтожению, что он не существует после смерти». Таким образом, нирвана, посмертное состояние, определятся как нечто надмирное, как то, о чем мы не можем говорить нашими понятиями и нашими словами, нечто неизглаголанное и непостижимое, о чем мы даже не можем сказать «оно существует».

И рассмотрим еще немаловажный вопрос о существовании «я».

Пришел странствующий монах Вакхаготта в то место, где пребывал Будда, приветствовал его. Обменявшись с ним дружескими речами, он сел с ним рядом. Потом странствующий монах сказал Будде:

– Как надо думать, досточтимый Гаутама, существует ли «я»?

И когда он сказал так, Будда молчал.

– Как же, досточтимый Гаутама, может быть, «я» не существует?

И опять Возвышенный не отвечал ничего. Тогда странствующий монах встал и удалился.

Будда многозначительно умолчал о вопросе первостепенной важности. Но многие буддийские тексты отвечают на этот вопрос отрицательно.

Приведем одно место, которое выразительно резюмирует взгляды буддизма.

«Учитель только тогда покрыт великою бронею, когда уму его представится следующая мысль: я должен вести к совершенной нирване бесчисленное множество существ, – я должен вести их; и однако, не их, ведомых, ни меня, ведущего, не существует. Они не существуют на самом деле, потому что небытие есть собственно характер всего, что признается существующим»1.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.