Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика аудитории как основа разработки социально-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ программ 2 страница




Целевая направленность проектов, адресованных пожилым, определяется, как уже отмечалось, особенностью данной аудитории. Она заключается прежде всего в том, чтобы помочь человеку сформировать представление о старости как о времени дальнейшего раскрытия творческих сил и способностей, адаптироваться к новым социальным ролям, стилю и образу жизни; создать условия для проявления и максимального использования знаний, умений, навыков, жизненного опыта пожилых людей. Для многих пожилых людей участие в социально-культурном проекте должно стать своеобразным способом социальной реабилитации их прошлого, которое представляет для них особую ценность, независимо от исторической оценки этого прошлого с позиции сегодняшнего знания.

Примерный перечень задач социально-культурных программ для пожилых:

– Поддержка социального статуса пожилого человека за счет сохранения объема и качества социальных ролей и активности путем дополнения или компенсации трудовой активности различными видами социально-культурной деятельности;

– Восстановление социальных ролей и стимулирование трудовой активности;

– Формирование новых интересов и помощь в освоении новых видов социально-культурной деятельности, позволяющих заполнить досуг, расширить кругозор, адаптироваться к меняющемуся миру;

– Восстановление ценностного единства с молодым поколением;

– Содействие в решении социально-психологических проблем, обретении социального статуса и чувства личностной значимости;

– Укрепление социальных и межличностных связей и контактов, поддержка чувства социальной полноценности и причастности к жизни и делам района, города;

– Создание условий для удовлетворения потребностей в самовыражении, социальном признании, общении, уважении окружающих, психологической поддержке, обмене жизненным опытом, укреплении физического и психического здоровья.

Содействовать решению обозначенных выше задач могут следующие проекты:

«Серебряный возраст» – организация многопрофильных клубов пожилых людей с широким спектром интересов и видов деятельности: занятия физкультурой, художественной самодеятельностью; обмен опытом по воспитанию внуков, кулинарии, рукоделию; организация дискуссий и обсуждение вопросов политики, морали, быта; освоение нетрадиционных методов лечения; настольные игры, просмотр газет, журналов; участие в благоустройстве территории; культурно-просветительная, воспитательная, консультативно-методическая работа в школах, по месту жительства.

“Вторая профессия” – организация учебных курсов для подготовки пожилых людей по профессиям, которые дают возможность продлить трудовую деятельность после ухода человека на пенсию, открывают новые перспективы для трудовой активности (техническое творчество, садоводство, моделирование одежды, бухгалтерское дело и др.).

“Здоровье”. Программа включает: лекции и встречи со специалистами по проблемам рационального питания, профилактики заболеваний, эмоциональных расстройств, консультации по юридическим и медицинским аспектам здоровья и т.д.; физкультурно-оздоровительные акции и лечебно-оздоровительные мероприятия (с приглашением народных целителей, известных медиков – специалистов по различным видам и методикам реабилитации, психологической поддержки и т.д.);

Самостоятельным направлением такой программы может стать организация физкультурно-оздоровительных групп “Движение и здоровье” (ритмические движения с использованием элементов танца, гимнастики). Опыт организации такого рода групп показывает, что в результате существенно улучшается ощущение своего тела, уменьшается психологическая тревожность, появляется раскованность, улучшается контакт и устанавливаются дружественные и доверительные отношения с членами группы.

“Искусство и здоровье” – вовлечение лиц пенсионного возраста в работу коллективов художественной самодеятельности, групп гимнастики, танца, объединений народных ремесел; организация дискуссионных групп, предметом интереса которых может быть любой вид или жанр искусства. Искусство здесь не является самоцелью, а служит средством выстраивания внутреннего мира личности, повышения психической культуры. Например, участники объединения любит изобразительного искусства доступными способами выражают на бумаге свои мысли, чувства, эмоции, желания – каждый рисует то, что он видит внутренним зрением. Затем идет групповое обсуждение, анализ и интерпретация рисунков, раскрывается символическое значение полученных образов. Подобное обращение к искусству дает возможность заполнить досуг даже тем лицам, которые не владеют навыками исполнительства.

”День за городом” – программа предполагает выезд на природу и активное участие пожилых в различных конкурсных и спортивных мероприятиях, художественном творчестве, она предоставляет возможность общения с природой и друг с другом, создает условия для плодотворного отдыха и приобретения новых друзей. Примерный перечень занятий: рыбная ловля, катания на лодках, велосипедах, плавание, рисование, лепка, кормление и наблюдение за птицами, разведение костра, игра в карты, шарады, приготовление пищи, различные ремесла (резьба по дереву, вязание, плетение корзины и др.), танцы, хоровое пение, интеллектуальные игры (шарады, викторины, конкурсы, дискуссии), игры, фотография, охота, прогулки по историческим местам, спортивные игры, рассказывания истории и др.).

– ”Активный досуг” – организация системы мероприятий и конкурсов (“А ну-ка, бабушки”) с рассказыванием народных сказок, пословиц, исполнением частушек, колыбельных песен, демонстрацией мод, самостоятельно созданных детских игрушек и др.).

”Живая история” – организация выставок старинных фотографий, альбомов, писем, стихов, демонстрация мод прошлых времен, проведение литературных вечеров с устными воспоминаниями о художественной жизни и традициях предыдущих поколений, культурно-исторических эпох.

Кроме того на базе культурно-досуговых центров и библиотек могут проводиться тематические вечера (например, «Рождественские встречи», «Мелодии фронтовых лет», «Ностальгические посиделки»), создаваться объединения по интересам – клубы любителей путешествий, садоводов, домохозяек, любителей природы, птицеводов, любителей игры в бридж и др. Целесообразно также создавать консультационные службы, выпускать бюллетени “Новостей”, содержащие информацию о здоровье, питании, путешествиях, спорте, книгах, информацию о деятельности местных общественных организаций, кинотеатров, парков и т.д.

Обозначенные выше идеи проектов и программ могут быть успешно реализованы при условии создания по месту жительства специализированных и многофункциональных социально-культурных центров для пожилых, которые включали бы площадки для общения, пассивного и активного отдыха, комнаты для различных курсов и кружков, залы для проведения собраний, врачебные и процедурные кабинеты и др. Финансирование такого центра могло бы осуществляться не только из местного бюджета, но и за счет средств, выделяемых различными фондами, общественными организациями, коммерческими структурами, церковью и т.д. Например, подобный центр в ФРГ предлагает своим посетителям оздоровительные мероприятия, бальные танцы, игру в бридж, разнообразные программы обучения: основам рисования и живописи, изготовления керамических изделий, резьбы по дереву и др.

Лица с ограниченными функциями: направления и методы социокультурной реабилитации и адаптации [90]. Характерная для этой категории проблемная ситуация заключается прежде всего в социально-психологической неадаптированности инвалидов, их отверженности социумом и возникающих на этой почве чувства тревожности, незащищенности, комплекса неполноценности. Основной источник этих проблем – определенные нарушения, ограничивающие возможности человека (трудности, связанные с контролем за своим поведением, ограниченные способности к самообслуживанию, передвижению, обучению, способности самостоятельно ориентироваться в окружающей среде, осуществлять трудовую деятельность, устанавливать оптимальные контакты с другими людьми и др.).

Но есть и другая сторона проблемной ситуации – негативное отношение здоровых людей к инвалидам. Исследования американских социологов показывают, что отношения эти носят характер “доминирования-подчинения” и порождают противоречивые чувства – с одной стороны, неприятие или даже враждебность, с другой – симпатию и сочувствие. Поэтому программы для этой категории должны носить прежде всего социально и психолого-реабилитационный характер. Методология их формирования – не изоляция, а социальная интеграция, включение человека в различные виды и сферы общественной деятельности и социальные институты (путем формирования социальных навыков, отработки правил и норм общения); изменение отношений здоровых к лицам с физическими и психическими недостатками.

Программы для инвалидов могут иметь различную направленность[91]:

Программы психологической реабилитации. Основной целевой установкой таких программ является формирование психологических качеств и способностей, обеспечивающих мотивационную готовность и успешность человека в различных сферах деятельности, и прежде всего в образовательной и трудовой.

Основными задачами таких программ являются:

– восстановление и развитие интеллектуальных функций (психомоторики, памяти, интеллекта, мышления и др.);

– снижение уровня локальных эмоциональных расстройств (возбудимости, тревожности, эмоциональной неустойчивости и т.д.);

– развитие навыков и способностей к волевым усилиям и психической саморегуляции;

– повышение коммуникативной культуры личности (развитие коммуникативных навыков, оптимизация отношений в семье, расширение круга интересов, формирование социальных ценностных ориентаций);

– формирование адекватного отношения к собственному “Я” (адекватной самооценки, понимания своих проблем и возможностей);

– развитие навыков творческого самовыражения и принятия решений, потребности в самореализации в социально значимых формах.

В процессе разработки психолого-реабилитационных программ необходимо определить целевые установки и задача проекта в зависимости от функционального состояния, имеющихся нарушений и ограничений, возрастного этапа развития, а также реабилитационных возможностей планируемых в рамках проекта средств и методов.

Психолого-реабилитационные программы могут включать такие методы и способы организации аудитории как психологический тренинг (аутотренинг, тренинг креативности, коммуникативный тренинг и др.), психотерапию (в том числе семейную), игротерапию (сюжетно-ролевые, спортивные, диагностические, дитактические, вербальные и другие игры), арттерапию, библиотерапию (как один из ее вариантов – сказкотерапию), психологические консультации и др.

Социально-реабилитирующие программы решают задачи успешной социализации детей с ограниченными возможностями путем включения их в различные формы внеобразовательной социокультурной практики, способствуют социально-средовой и социально-бытовой адаптации в зависимости от имеющихся нарушений и ограничений жизнедеятельности, содействуют наиболее эффективной подготовке к труду и самостоятельной жизнедеятельности (включая формирование навыков самообслуживания), развивают пространственно-временные представления (социально-бытовая ориентировка, ориентация в пространстве), расширяют социальные связи человека со средой (например, посредством включения ребенка в деятельность общественных организация, учебно-воспитательных, спортивных и культурно-досуговых учреждений).

Одной из форм выработки навыков взаимодействия с социумом может стать социально-психологический тренинг, в рамках которого проигрывается активная роль инвалида в общении с другим человеком, обсуждается его положение в обществе, формируется положительная “Я-концепция”, обретается уверенность в себе; происходит отработка социальных навыков и специфических социальных умений: поиск работы, взаимоотношений в семье, дружба, ухаживание и т.д.

Вторая группа задач в рамках социально-реабилитирующих программ должна быть ориентирована на здоровых людей – формирование у них соответствующей установки по отношению к инвалидам (т.е. научить принимать и ценить людей с физическими и умственными недостатками; изменить установку здоровых людей, придать ей позитивный характер). В рамках такого рода программ можно предусмотреть специальные уроки в школах, которые будут включать наблюдение и помощь инвалидам, общение с ними, вхождение в их ситуацию (например, здоровые дети двигаются с закрытыми глазами, примеряют ортопедическую обувь, пробуют освоить книги для слепых и др., после чего проводятся дискуссии, дети описывают свои переживания). За рубежом практикуется создание кукольных театров, в которых часть персонажей представлена куклами-инвалидами. Задача таких спектаклей – передать детям убеждение, что инвалид имеет право быть принятым в общество таким, какой он есть.

Профессионально-ориентационные и реабилитационные программы обеспечивают адекватное профессиональное самоопределение (выбор профессии в соответствии с индивидуальными возможностями личности и запросами общества); формируют ценностные ориентации, мотивы и установки по отношению к определенным видам профессиональной деятельности, воспитывают трудолюбие, развивают инициативу, предприимчивость, творчество.

Например, проект “Выбор профессии” решает задачи профессионального самоопределения детей с различного рода отклонениями в развитии, помогая человеку понять себя, свои сильные и слабые стороны, интересы и ценности, уровень способностей и границы возможностей, определить перспективы профессионального образования и трудовой жизни в целом. Формы и содержание деятельности в рамках проекта выстраиваются таким образом, чтобы обеспечить пять аспектов личностного развития и профессионального самоопределения: а) “Образ “Я” – знание себя, своих качеств, способностей и возможностей, сильных и слабых сторон; б) “Мои социальные роли” – выработка позиций и адекватных ожиданий личности в отношении семьи, друзей, общества, трудовой деятельности; в) ”Работа” – моделирование вариантов максимально эффективного использования своего потенциала на рынке труда, возможных условий профессионального самоопределения и роста; г) ”Карьера” – осознание карьеры как способа достижения личного успеха и удовлетворенности трудом, как нелинейной модели продвижения по служебной лестнице, которая не исключает последовательную смену видов деятельности, профессий и даже мест работы, где периоды работы могут чередоваться с безработицей; д) “Изменение” – развитие качеств и способностей личности, обеспечивающих ее адекватную реакцию и успешную адаптацию к возможным изменениям, формирование навыков решения социальных и личностных проблем.

В рамках такой программы можно предусматривать практику-стажировку подростков на конкретных рабочих местах – в различных фирмах (помощник секретаря, лаборант, экспедитор), учреждениях образования (помощник психолога, социального педагога), здравоохранения и социальной защиты (санитар, сиделка, помощник социального работника), на производстве и в торговле (розничная продажа и торговля, обслуживание и ремонт).

Формами реализации программ, обеспечивающих профессиональное самоопределение и направленных на решение психофизических и социально-психологических проблем путем включения подростка в различные виды трудовой деятельности, могут быть:

– производственные мастерские при школьных учебно-производственных комбинатах (или непосредственно при коррекционных школах);

– предпринимательские мини-фирмы, участие в которых будет способствовать развитию навыков предпринимательской деятельности, приобретению опыта организации собственного дела;

– производственные кооперативы (в том числе и совместного труда с родителями, сверстниками, педагогами).

Профессионально-образовательные программы. Их основная задача – подготовка человека к самостоятельной трудовой жизни в реальных условиях рыночной экономики, помощь в овладении знаниями, умениями и навыками в области рекомендуемой профессии.

В качестве примера проектного решения такого рода задач можно привести программу “Технология ”, которая сегодня вводится как в общеобразовательные, так и коррекционные школы. Программа включает основы экономики, менеджмента, бизнеса, маркетинга, предпринимательства. В рамках программы подростки знакомятся с наиболее распространенными и перспективными с точки зрения будущего трудоустройства технологиями – графикой, технологиями обработки ткани, пищевых продуктов, художественной обработки материалов, информационными, оформительско-дизайнерскими и строительными технологиями.

Рост числа инвалидов[92], превращение их во все более значимую в количественном отношении социальную группу диктует необходимость поиска принципиально новых подходов к решению проблем социально-психологической и социально-культурной реабилитации инвалидов, актуальность разработки научно-обоснованных принципов, приоритетов и механизмов специализированной социокультурной политики в отношении данной группы населения, учитывающей ее количественные и качественные особенности, региональные возможности и специфику современной социокультурной ситуации[93].

В качестве примера одного из возможных подходов к решению данной группы задач приведем обоснование замысла научно-исследовательского проекта “Культура и инвалиды”, актуальность которого определяется повышением удельного веса инвалидов в социально-демографической структуре общества, с одной стороны, и отсутствием на региональном уровне концепции реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства – с другой.

Методологию, основную идею и содержание данного исследования определяет характер проблем инвалидов, которые возникают в системе “человек – среда” и носят, преимущественно, социально-личностный характер, т.е. переживаются личностью как трудности и препятствия, возникающие в процессе удовлетворения значимых социальных потребностей (непризнание ближайшим окружением, отверженность, социальная незащищенность, неблагоприятное самочувствие в социальной среде, неадекватная оценка со стороны других, отсутствие эмоциональной поддержки, чуткости, внимания, внутренний дискомфорт и чувство неполноценности, отсутствие условий для самореализации в сфере досуга и др.).

Носителем обозначенных выше проблем является сам инвалид, однако в качестве объекта социально-культурной и социально-педагогической регуляции необходимо рассматривать не столько инвалида, сколько его социальное окружение, которое в результате целенаправленных акций и мероприятий должно принципиально измениться, ибо обрести социальный статус, ощутить личностную значимость человек может лишь тогда, когда изменится отношение к нему со стороны общества, его социальных институтов, ближайшего социального окружения.

Цель исследования – разработать теоретические и организационно-методические основы социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства с учетом региональной специфики.

Задачи исследования: выявить социальные, социально-культурные и личностные проблемы различных категорий инвалидов; исследовать потенциал и специфику различных видов художественной деятельности как средства социальной реабилитации и адаптации; изучить современное состояние и определить институциональные ресурсы совершенствования социокультурной реабилитации инвалидов; определить приоритетные направления деятельности учреждений культуры и досуга по социальной адаптации и реабилитации инвалидов; разработать теоретические и методические основы формирования социально-культурных программ, оптимизирующих социальное и психологическое самочувствие инвалидов; скорректировать приоритеты региональной культурной политики с учетом актуальности проблемы социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями; разработать межотраслевую региональную концепцию социокультурной адаптации инвалидов.

Содержание работы в рамках проекта: разработка программы и инструментария исследования; проведение социологического исследования с целью изучения социальных и социально-психологических проблем инвалидов; контент-анализ публикаций по проблемам социальной адаптации и реабилитации различных групп инвалидов; подготовка и проведение серии поисково-диагностических деловых игр по разработке социально-культурных программ, оптимизирующих отношения в системе “инвалид – социальная среда”; анализ и обобщение результатов исследования; разработка межотраслевой региональной концепции социальной адаптации и реабилитации инвалидов; подготовка пакета методических рекомендаций обществам инвалидов, органам власти, учебным заведениям.

Ожидаемые результаты:

1. Теоретическая концепция социально-психологической адаптации и социальной реабилитации инвалидов средствами культуры и искусства, включающая: принципы реабилитации и адаптации; региональные условия оптимизации социальной адаптации инвалидов средствами культуры и искусства с учетом существующей инфраструктуры; информационное, кадровое, правовое и организационное обеспечение региональной политики социальной реабилитации инвалидов;

2. Теоретические и методические рекомендации по разработке социально-культурных программ для инвалидов;

3. Рекомендации органам исполнительной власти, органам управления в сфере культуры, образования, здравоохранения, политическим, общественным организациям, деловым кругам по вопросам оптимизации процессов социокультурной реабилитации инвалидов;

4. Рекомендации учебным заведениям Министерства культуры России по корректировке учебных программ подготовки и переподготовки специалистов, способных квалифицированно осуществлять функции социальной реабилитации инвалидов средствами искусства;

5. Предложения по законодательному обеспечению социально-культурных прав инвалида в условиях рыночной экономики и с учетом опыта и традиций международного права.

 

 


ТЕМАТИКА ПрактическиХ занятиЙ

Тема 1: Технология разработки целевых проектов первого типа.

Первое задание: Обоснование замысла целевого проекта первого типа (см. структуру проекта). Задание выполняется:

а) индивидуально

б) в командах, где дорабатывается лучший проект, после чего формулируются критерии оценки и избирается эксперт в общекомандную экспертную группу.

Защита проектов проходит в режиме игры (доклад команды – вопросы – реплики – экспертиза). Групповые роли: оптимисты, пессимисты, реалисты.

После устранения возможных ошибок и окончательной доработки индивидуальных проектов они проходят защиту и экспертизу:

– групповая (анонимная) экспертиза индивидуальных проектов по предложенной системе критериев оценки (см. таблицу “Оценка проекта”);

– защита трех лучших проектов (экспертами в данном случае выступают все команды в рамках своих групповых ролей – оптимисты, пессимисты, реалисты).

– обсуждение трех худших (т.е. получивших наименьшее количество баллов в процессе анонимной групповой экспертизы).

Второе задание: Самостоятельное оформление проекта первого типа (по полной схеме).

Тема 2. Технология разработки второго типа целевых программ.

Первое задание: Сформулировать в командном режиме приоритетные категории населения – аудиторию проектов и обосновать критерии их приоритетности. После выполнения задания: доклады команд, вопросы докладчику, реплики, общегрупповая дискуссия.

Второе задание: Обосновать замысел целевого проекта второго типа (т.е. ответить на вопросы: для кого; зачем; как; кто).

Защита проекта проходит в режиме игры: доклад команды; вопросы; реплики; общегрупповая экспертиза. Групповые роли: группа поддержки; группа критики (или оптимисты, пессимисты, реалисты).

Третье задание: Выбрать одну из приоритетных категорий населения и разработать проект целевой программы второго типа (задание выполняется индивидуально – дома):

Структура проекта:

1. Аудитория (характеристика социально-психологических и социально-культурных);

2. Цели, задачи проекта;

3. Форма реализации проекта;

4. Методы решения задач (мероприятия и содержание деятельности);

5. Субъекты реализации;

6. Бюджет проекта;

7. Источники финансирования.

Проекты дорабатываются в командах (по одному проекту в каждой), после чего происходит их защита в режиме игры (доклад – вопросы -реплики – экспертиза). Групповые роли те же: оптимисты, пессимисты, реалисты).

 

Таблица 1. Оценка проекта

 

  Критерии оценки Оценки членов команды Коллективные оценки команд
                     
1. Заслуживает первоочередного финансирования                    
2. Может быть реализована при наличии средств                    
3. Есть смысл реализовать при наличии внебюджетных источников                    
4. Не имеет смысла финансировать в данное время из каких-либо источников                    
5. Нет оснований финансировать вообще                    
                       

 

Порядок работы:

Каждый член команды изучает содержание полученных проектов и выставляет в соответствующей графе + или –.

При подсчете результатов экспертизы порядковый номер критерия умножается на число знаков + в строке и все суммируется. Победителем является член команды, набравший наименьшую сумму.

 

 


ГЛАВА 5. ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Основные дидактические единицы. Понятие “деловая игра”. Типология игр и их проективный потенциал. Инновационные игры как средство решения проектных задач. Принципы игрового проектирования. Логика решения проектных задач в игровом процессе, позиционно-ролевая структура состава участников, организационное обеспечение игры и использование специфических игротехнических методик как условие реализации проективных возможностей ИНИ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.